Приложение 9
Конспект урока по географии с использованием инновационных образовательных технологий
(8 класс)
Тема: «Особенности рельефа территории России»
Цель и задачи:
Ø обеспечить усвоение обучающимися знаний об основных формах рельефа России.
Ø развивать умения обучающихся на основе карт устанавливать зависимость рельефа от тектонических структур;
Ø развивать умения действовать самостоятельно.
Ø воспитывать групповую сплоченность у обучающихся;
Ø воспитывать положительное отношение к знаниям;
Ø воспитывать дисциплинированность.
Тип урока: изучение нового материала.
Методы и приемы: беседа, наглядно-иллюстративный, частично-поисковый, эвристический, программированный, рефлексия.
Оборудование: презентация «Особенности рельефа территории России», физическая карта России, учебники, атласы для 8 классов, инструктивные карты, карточки с заданиями.
Ход урока:
I. Организационный этап
1. Класс разделить на 4 группы;
2. Приветствие;
3. Проверка готовности обучающихся к уроку;
4. Организация внимания.
II. Проверка домашнего задания. (Опережающее)
Работа в парах в контурных картах по обзору основных форм рельефа территории России.
III. Формирование новых знаний и умений. Мотивация.
Подготовка обучающихся к активному и осознанному усвоению материала
Учитель: – Мы начинаем изучение большого раздела “Общая характеристика природы”.На ваших столах лежат разрезанные картинки , сложив воедино которые вы получите изображение.
(Дети в группе начинают собирать пазл)
– А теперь попробуйте определить тему нашего урока.
Держу
я камень на ладони
И не спешу его бросать,
Чтоб книгу мудрую природы
Неторопливо пролистать
– О каком компоненте природы здесь идет речь? Как вы думаете?
(Дети формулируют тему урока)
– Сегодня урок мы посвятим изучению рельефа нашей страны.
– Почему рельеф мы изучаем первым в этом разделе?
(Предполагаемые ответы: - Именно этот компонент природы сформировался раньше других)
– По-вашему, какие вопросы мы должны осветить, чтобы иметь представление о рельефе России?
(Дети формулируют цели урока)
Работа в инструктивных картах (Дети записывают фамилию, дату, тему и цели урока в инструктивную карту)
Фронтальный опрос:
-Что такое рельеф?
(Предполагаемые ответы: - Совокупность неровностей земной поверхности)
– Как различается рельеф по формам и высоте?
(Предполагаемые ответы: - Горы и равнины. Горы: низкие, средние высокие, высочайшие. Низменности высотой 0-100 м; возвышенности – 200-500 м; плоскогорья – более 500 м)
- Выполните задание 1, заполнив схему в карте.
(Проверка по слайду)
- Заполнив схему, мы с вами определили основные понятия, которые помогут нам дать более полную характеристику рельефа России.
V. Усвоение новых знаний. Практическая работа №1.
Цель: определить особенности рельефа территории России.
Работа в парах по карте атласа 8 класс «Физическая карта России» стр.14-15, учебник стр. 35-37.
Задания
1. Определить по карте крупнейшие равнины на территории нашей страны 2. Как они различаются по высоте? 3. Где расположены? |
1. Определить по карте крупнейшие горные системы на территории нашей страны 2. Как они различаются по высоте? 3. Где расположены? |
Обсуждение результатов самостоятельной работы. Оценивание.
(Учащиеся делают самостоятельно выводы об особенностях рельефа России, заполняя пропуски в предложениях в инструктивной карте)
Вывод: Особенности рельефа
Равнины расположены на западе и в центральных частях страны, а горные сооружения на востоке и частично на юге.
Проблема (формулируют дети):
– Какими причинами можно объяснить эти особенности рельефа нашей страны?
Практическая работа №2.
Цель: выявить взаимосвязь между рельефом и тектоническими структурами на территории России.
Физминутка
(Учитель читает стихотворение, учащиеся делают физические упражнения)
Закройте глаза, расслабьте тело,
Представьте – вы птицы, вы вдруг полетели!
Теперь в океане дельфином плывете,
Теперь в саду яблоки спелые рвете.
Налево, направо, вокруг посмотрели,
Открыли глаза, и снова за дело!
Индивидуальная работа по инструктивным картам.(Атлас «Физическая карта России» стр. 14-15 , «Тектоническая карта» стр. 16.)
Вывод по работе (Формулируют дети)
1. Преобладание равнинного рельефа в России связано с тектоническим строением.
2. Крупным равнинам в тектоническом строении соответствуют платформы.
3. В рельефе складчатым областям соответствуют горы и равнины.
4. В областях новой складчатости сформировались Кавказские горы. Они относятся по высоте к высоким горам.
5. В областях древней складчатости располагаются средние и низкие горы по высоте.
6. Разнообразие рельефа России связано со строением земной коры.
(Обсуждение результатов самостоятельной работы, оценивание по критериям)
VI. Утверждение новых знаний и умений (рефлексия).
Составить причинно-следственную цепь из предложенных звеньев:
(Работа в группах по слайду)
1 вертикальное движение земной коры |
1 литосферная плита |
2 Алтай |
2 равнина |
3 складчатая область |
3 платформа |
4 горы |
4 Восточно-Европейская |
Ответ: 1-3-4-2 |
Ответ: 1-3-2-4 |
VII. Итоги урока.
IV. Домашнее задание.
Выставление оценок за работу на уроке
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.