Конспект урока по географии с использованием инновационных образовательных технологий (8 класс) Тема: «Особенности рельефа территории России»

  • docx
  • 18.06.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала !! Рельеф России. 8 класс.docx

Приложение 9

Конспект урока по   географии с использованием инновационных образовательных технологий

(8 класс)

 

Тема: «Особенности  рельефа  территории  России»

 

Цель и задачи:

Ø  обеспечить усвоение обучающимися знаний об основных формах рельефа России.

Ø  развивать умения обучающихся на основе карт устанавливать зависимость рельефа от тектонических структур;

Ø  развивать умения действовать самостоятельно.

Ø  воспитывать  групповую сплоченность у обучающихся;

Ø  воспитывать положительное отношение к знаниям;

Ø  воспитывать дисциплинированность.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы и приемы: беседа, наглядно-иллюстративный, частично-поисковый, эвристический, программированный, рефлексия.

Оборудование: презентация «Особенности рельефа территории России», физическая карта России, учебники, атласы для 8 классов, инструктивные карты, карточки с заданиями.

Ход урока:

I. Организационный этап

1.      Класс разделить на 4 группы;

2.      Приветствие;

3.      Проверка готовности обучающихся к уроку;

4.      Организация внимания.

II. Проверка домашнего задания. (Опережающее)

Работа в парах в контурных картах по обзору основных форм рельефа территории России.

III. Формирование новых знаний и умений. Мотивация.

Подготовка обучающихся к активному и осознанному усвоению материала

Учитель: – Мы начинаем изучение большого раздела “Общая характеристика природы”.На ваших столах лежат разрезанные картинки , сложив воедино которые вы получите изображение.

(Дети в группе начинают собирать пазл)

– А теперь попробуйте определить тему нашего урока.

Держу я камень на ладони
И не спешу его бросать,
Чтоб книгу мудрую природы
Неторопливо пролистать

– О каком компоненте природы здесь идет речь? Как вы думаете?

(Дети формулируют тему урока)

– Сегодня урок мы посвятим изучению рельефа нашей страны.

– Почему рельеф мы изучаем первым в этом разделе?

(Предполагаемые ответы: - Именно этот компонент природы сформировался раньше других)

– По-вашему, какие вопросы мы должны осветить, чтобы иметь представление о рельефе России?

(Дети формулируют цели урока)

Работа в инструктивных картах (Дети записывают фамилию, дату, тему и цели урока в инструктивную карту)

Фронтальный опрос:

-Что такое рельеф?

(Предполагаемые ответы: - Совокупность неровностей земной поверхности)

– Как различается рельеф по формам и высоте?

(Предполагаемые ответы: - Горы и равнины. Горы: низкие, средние высокие, высочайшие. Низменности высотой 0-100 м; возвышенности – 200-500 м; плоскогорья – более 500 м)

- Выполните задание 1, заполнив схему в карте.

(Проверка по слайду)

- Заполнив схему, мы с вами определили основные понятия, которые помогут нам дать более полную характеристику рельефа России.

V. Усвоение новых знаний. Практическая работа №1.

Цель: определить особенности рельефа территории России.

Работа в парах по карте атласа 8 класс «Физическая карта России» стр.14-15, учебник стр. 35-37.

Задания

1.      Определить по карте крупнейшие равнины на территории нашей страны

2.      Как они различаются по высоте?

3.      Где расположены?

1.      Определить по карте крупнейшие горные системы на территории нашей страны

2.      Как они различаются по высоте?

3.      Где расположены?

Обсуждение результатов самостоятельной работы. Оценивание.

(Учащиеся делают самостоятельно выводы об особенностях рельефа России, заполняя пропуски в предложениях в инструктивной карте)

Вывод: Особенности рельефа

Равнины расположены на западе и в центральных частях страны, а горные сооружения на востоке и частично на юге.

Проблема (формулируют дети):

– Какими причинами можно объяснить эти особенности рельефа нашей страны?

Практическая работа №2.

Цель: выявить взаимосвязь между рельефом и тектоническими  структурами на территории России.

Физминутка

(Учитель читает стихотворение, учащиеся делают физические упражнения)

Закройте глаза, расслабьте тело,

Представьте – вы птицы, вы вдруг полетели!

Теперь в океане дельфином плывете,

Теперь в саду яблоки спелые рвете.

Налево, направо, вокруг посмотрели,

Открыли глаза, и снова за дело!

Индивидуальная работа по инструктивным картам.(Атлас «Физическая карта России» стр. 14-15 , «Тектоническая карта» стр. 16.)

Вывод по работе (Формулируют дети)

1. Преобладание равнинного рельефа в России связано с тектоническим строением.

2. Крупным равнинам в тектоническом строении соответствуют платформы.

3. В рельефе складчатым областям соответствуют горы и равнины.

4. В областях новой складчатости сформировались Кавказские горы. Они относятся по высоте к высоким горам.

5. В областях древней складчатости располагаются средние и низкие горы по высоте.

6. Разнообразие рельефа России связано со строением земной коры.

(Обсуждение результатов самостоятельной работы, оценивание по критериям)

VI. Утверждение новых знаний и умений (рефлексия).

Составить причинно-следственную цепь из предложенных звеньев:

(Работа в группах по слайду)

 

1 вертикальное движение земной коры

                  1 литосферная плита

2 Алтай

                  2 равнина

3 складчатая область

                  3 платформа

4 горы

                  4 Восточно-Европейская

Ответ: 1-3-4-2

                      Ответ: 1-3-2-4

 

VII. Итоги урока.

IV. Домашнее задание.

Выставление оценок за работу на уроке