Конспект открытого урока по теме
«Теория химического строения органических соединений А.М.Бутлерова»
( 11 к ласс)
Подготовила: Ибрагимова Фатимат Мурадагаевна,
учитель химии МКОУ «Аладашская СОШ-детский сад»
Цель урока:
повторить, углубить, рассмотреть основные положения теории о строении органических веществ на более высоком качественном уровне, с позиции имеющихся знаний об органических веществах; используя приёмы дедуктивного метода «от общего - к частному», подводить учащихся к формулировке самостоятельных выводов в рамках данной темы, развивать способность учащихся аналитически, логически и творчески мыслить.
Метод: поблемно-поисковый
Используемые технологии: инновационные ИКТ
Форма урока: урок – исследование
Ход урока
Следовать за мыслями великого человека есть наука самая замечательная.
А.С.Пушкин
Смысл нельзя дать, его нужно найти
В.Франкл
I.Ориентировочно- мотивационный этап.
.
Окружающий нас мир гармоничен, но не все могут прочувствовать это. В природе, музыке, искусстве, в науке присутствует своя гармония. И лишь немногие очень талантливые люди способны донести звучание этой гармонии до большинства.
Гением в неорганической химии, нашедшем гармонию химических элементов явился Д.И.Менделеев, создавший свой великий закон.
Сегодня мы с вами прислушаемся к словам одного великого человека, чьи слова прозвучали в эпиграфе и последуем за мыслями другого великого человека – основателя теории химического строения А.М.Бутлерова, которая определила присутствие гармонии в науке – органической химии.
Целью нашего урока является повторить, углубить, рассмотреть основные положения теории о строении органических веществ на более высоком качественном уровне, с позиции имеющихся знаний об органических веществах, полученных вами в 10 классе. При этом совместную работу мы постараемся организовать так, чтобы во всём вы сами искали смысл.
II.Актуализация опорных знаний (работа с информационными листами).
1. Кто и когда ввёл понятие «органическая химия»? Какие вещества в то время назывались органическими?
2. Какие вещества в то время назывались органическими?
3. Какие синтезы подтолкнули к развитию органическую химию?
4. Назовите учёных и их открытия, которые явились научной базой для создания теории химического строения органических веществ. Дайте определение понятию «валентность».
5. Валентность в органических веществах углерода, водорода, кислорода, азота.
6. Когда кем и где были сформулированы основные положения данной теории.
Из письма Вёлера Берцелиусу (1835)
«Органическая химия может сейчас кого угодно свести с ума. Она представляется мне дремучим лесом, полных удивительных вещей, безграничной чащей, из которой нельзя выбраться, куда не осмеливаешься проникнуть»
Мир сложен.
Он полон событий, сомнений,
И тайн бесконечных, и смелых догадок...
Как чудо природы рождается гений
И в хаосе этом находит порядок.
III.Операционно-исполнительский этап.
Задание1.По информационным листам ознакомьтесь с основными положениями ТХС А.М Бутлерова и ответьте на вопрос:
«Какое из положений теории созвучно со словами американского учёного-биохимика, лауреата нобелевской премии по медицине и физиологии Сент – Дьёрдьи: «Как точки относятся к буквам, буквы к словам… так атомы соединяются в молекулы»?
Задание 2. Перед вами формула сложного органического вещества – пиримидинового основания - урацила, объясните расстановку в формуле химических связей.
Урацил
Задание3. Опираясь на валентность всех химических элементов проставьте недостающие связи в химической формуле цитозина.
Проверка:
цитозин
Ещё раз повторите первое положение теории Бутлерова.
Задание 4.Что общего в словах «сокол» и «колос»?
(буквенный состав)
Чем отличаются эти слова?
(сочетанием букв и смыслом)
Сделайте вывод, от чего же зависит смысл любого слова?
(от буквенного состава и их сочетания).
При чём здесь химия, - скажете вы? Мы живём в мире, в котором всё взаимосвязано.
Прокомментируйте следующий слайд:
С4Н8О2
С3Н7СООН СН3 – СООС2Н5
Масляная кислота Этиловый эфир уксусной
кислоты
Как называются в химии эти вещества?
Дайте определение изомерии и изомерам.
Давайте на самом деле убедимся, что формуле С4Н8О2 действительно отвечают два совершенно разных вещества.
Экспериментальное задание. Обоняние одно из самых древних и примитивных чувств человека. Используя это чувство и правила техники безопасности, попробуйте распознать эти вещества, они в пробирках у вас на столах. Опишите словесно свои ощущения.
С каким видом изомерии вы столкнулись в данном случае?
Задание 5. Прочитайте второе положение теории Бутлерова и скажите, как оно увязано с предыдущим вопросом?
Какое явление в химии подтверждает это положение?
Перечислите известные вам виды изомерии.
Задание 6. Являются ли указанные вещества изомерами? Почему? Какой общей формуле они отвечают? Какие виды изомерии отражают следующие формулы:
а) СН2 = СН – СН2 – СН2 =СН2 б) СН2 = С – СН =СН2
СН3
в) СН3 - С С - СН2 - СН3 г) СН3 - СН – С СН
СН3
Назовите вещества.
. Задание 6. Назовите вещества, формулы которых вы видите, определите класс соединений.
С6Н6 С2Н5ОН
С6Н5ОН
Какие группы атомов содержит фенол?
Будет ли фенол нести все свойства бензола и спиртов без изменения?
Как это можно объяснить?
Задание7. Посмотрите видеофрагменты о том как «ведёт себя» бензол с бромной водой, прокомментируйте увиденное.
Чем вызвана инертность бензола по отношению к бромной воде?
Сколько атомов водорода замещается на бром в молекуле бензола в присутствии катализатора?
Задание 8. А теперь просмотрите взаимодействие фенола с бромной водой, сравните эту реакцию с предыдущими, сколько атомов водорода замещаются в данном случае в бензольном кольце? Объясните чем это вызвано? Взаимодействие фенола с бромной водой
В результате взаимного влияния атомов в молекуле фенола происходит замещение не одного, а трех атомов водорода бромом. Эта реакция является одной из качественных реакций на фенол. Продукт реакции – 2,4,6 – трибромфенол.
Механизм реакции бромирования фенола
Гидроксильная группа является ориентантом первого рода, так как обладает неподелённой электронной порой и проявляется в +М эффект.
Бензольное кольцо оттягивает на себя электроны кислородного атома гидроксильной группы. В положениях 2,4,6 бензольного кольца атомы водорода становятся более подвижными и легко замещаются на другие атомы.
Чтобы компенсировать это, атом кислорода гидроксила сильнее притягивает к себе электронную плотность от водорода, связь О – Н становится более полярной, а атом водорода гидроксогруппы более подвижным, поэтому фенол обладает слабыми кислотными свойствами – взаимодействует со щелочами.
Видеофрагмент: взаимодействие фенола со щелочами.
Задание 8.
Так почему же в химии мечты невесты, метавшей об идеальном муже из «Женитьбы» Н.В. Гоголя :
«Если бы губы Никанора Ивановича, да пристегнуть к носу Ивана Кузьмича, да взять сколько-нибудь развязности, какая у Балтазара Балтазарыча, да, пожалуй, прибавить к этому ещё дородности Ивана Павловича…»
ожидаемого результата дать не могут?
Положение 3.
Свойства веществ зависят от взаимного влияния атомов в молекулах
III. Предварительное тестирование1.Соотнесите знаки химических элементов и проявляемую ими валентность в органических соединениях:
1) С а) I
2) Н б) II
3) О в) III
4) N г) IV
2. Изомеры
а) имеют одинаковый молекулярный состав
б) имеют одинаковое строение
в) имеют одинаковый молекулярный состав, но разное строение и свойства
3. Среди приведённых формул веществ изомерами являются:
а) СН3 – СН2 – СН2 – СН2 –ОН г) СН3 – СН2 - О – СН2 – СН3
б) СН3 – СН2 – СН2 – СООН д) СН3 – СН2 – СН2 - ОН
СН3
в) СН3 – С – СН3 е) СН3 – СН – СН2 – СН3
ОН ОН
а) а,б,г,е
б) а,в,г,е
в) б,г,д,е
4. В реакцию замещения с бромом бензол
а) не вступает ни при каких условиях
б) легко взаимодействует с образованием бромбензола
в) реагирует в присутствии катализатора FeBr3 с образованием бромбензола.
5. Водный раствор фенола называют:
а) карболовой кислотой
б) фенольной водой
в) фенольной кислотой
Отстаивая свое учение о химическом строении и показывая его практическую значимость, А.М. Бутлеров не считал это учение абсолютным и неизменным. Действительно, если молекула реальность, построенная из реальных атомов, то она должна представлять собой определенное физическое тело в трехмерном пространстве.
Электронная теория позволила объяснить и пространственное строение молекул органических веществ, и взаимное влияние атомов, и механизмы химических реакций.
Создание теории строения веществ сыграло важнейшую роль в развитии органической химии. Из науки описательной она превращается в науку созидательную, синтезирующую. (Слайд)
На основе этой теории химики–органики создают вещества, по своим качествам значительно превосходящие природные: лекарственные препараты, средства гигиены и косметики, СМС, волокна, пластмассы, каучуки, красители и даже искусственную пищу.
Итог урока
Здоровая пища укрепляет наше тело.
Лекарства позволяют вылечить нас, если мы больны.
Средства гигиены и косметики помогают ухаживать и следить за нашей внешностью.
Моющие средства позволяют нам ощущать себя комфортно.
А, как известно, в здоровом теле – здоровый дух, который порождает здоровые мысли.
И тогда мы ощущаем гармонию тела, духа и окружающего нас мира.
Я начала свой урок словами американского учёного-биохимика, лауреата нобелевской премии по медицине и физиологии Сент – Дьёрдьи и хочу закончить урок цитатой этого же учёного:
«Я понял, что интеллектуальные ценности стоят того, чтобы к ним стремиться; художественное и научное созидание – высший смысл человеческого бытия».
В детстве С.-Д. считался малоспособным ребенком, но внезапно увлекся чтением в подростковом возрасте, что позволило ему закончить среднюю школу с самыми высокими отметками.
У каждого из вас своя вершина в жизни, но хочется, чтобы она была как можно выше. Не всем суждено совершать великие открытия в науке и искусстве, но если вы хотите состояться как личность, в деле, которым вы занимаетесь нужно стремиться достичь совершенства, а совершенству, как известно, предела нет…
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.