Конспект урока по химии на тему: «Теория химического строения органических соединений А.М.Бутлерова»( 11 к ласс)
Оценка 4.9

Конспект урока по химии на тему: «Теория химического строения органических соединений А.М.Бутлерова»( 11 к ласс)

Оценка 4.9
doc
29.01.2020
Конспект урока по химии  на тему: «Теория химического строения органических соединений А.М.Бутлерова»( 11 к ласс)
ур.10.doc

 

 

 

Конспект открытого урока по теме

 

 

 

 

 

«Теория химического строения органических соединений А.М.Бутлерова»

( 11 к ласс)

 

 

 

 

Подготовила: Ибрагимова Фатимат Мурадагаевна,

учитель химии МКОУ «Аладашская СОШ-детский сад»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цель урока:

повторить, углубить, рассмотреть основные положения теории о строении органических веществ на более высоком качественном уровне, с позиции имеющихся знаний об органических веществах; используя приёмы дедуктивного метода «от общего - к частному», подводить учащихся к формулировке самостоятельных выводов в рамках данной темы, развивать способность учащихся аналитически, логически и творчески мыслить.

 

Метод: поблемно-поисковый

 

Используемые технологии: инновационные ИКТ

 

Форма урока: урок – исследование

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход урока

 

Следовать за мыслями великого человека есть наука самая замечательная.

А.С.Пушкин

Смысл нельзя дать, его нужно найти

В.Франкл

I.Ориентировочно- мотивационный этап.

.

Окружающий нас мир гармоничен, но не все могут прочувствовать это. В природе, музыке, искусстве, в науке присутствует своя гармония. И лишь немногие очень талантливые люди способны донести звучание этой гармонии до большинства.

Гением в неорганической химии, нашедшем гармонию химических элементов явился Д.И.Менделеев, создавший свой великий закон.

Сегодня мы с вами прислушаемся к словам одного  великого человека, чьи слова прозвучали в эпиграфе и последуем за мыслями другого великого человека – основателя теории химического строения А.М.Бутлерова, которая определила присутствие гармонии в науке – органической химии.

Целью нашего урока является повторить, углубить, рассмотреть основные положения теории о строении органических веществ на более высоком качественном уровне, с позиции имеющихся знаний об органических веществах, полученных вами в 10 классе. При этом совместную работу мы постараемся организовать так, чтобы во всём вы сами искали смысл.

 

II.Актуализация опорных знаний (работа с информационными листами).

 

1. Кто и когда ввёл понятие «органическая химия»? Какие вещества  в то время назывались органическими?

2. Какие вещества в то время назывались органическими?

3. Какие синтезы подтолкнули к развитию органическую химию?

4. Назовите учёных и их открытия, которые явились научной базой для создания теории химического строения органических веществ. Дайте определение понятию «валентность».

5. Валентность в органических веществах углерода, водорода, кислорода, азота.

6. Когда  кем и где были сформулированы основные положения данной теории.

 

 Из письма Вёлера Берцелиусу (1835)

«Органическая химия может сейчас кого угодно свести с ума. Она представляется мне дремучим лесом, полных удивительных вещей, безграничной чащей, из которой нельзя выбраться, куда не осмеливаешься проникнуть»

 

Мир сложен.

Он полон событий, сомнений,

И тайн бесконечных, и смелых догадок...

Как чудо природы рождается гений

                                       И в хаосе этом находит порядок.

III.Операционно-исполнительский этап.

 

Задание1.По информационным листам ознакомьтесь с основными положениями ТХС А.М Бутлерова и ответьте на вопрос:

«Какое из положений теории созвучно со словами американского учёного-биохимика, лауреата нобелевской премии по медицине и физиологии Сент – Дьёрдьи: «Как точки относятся к буквам, буквы к словам… так атомы соединяются в молекулы»?

 

Задание 2. Перед вами формула сложного органического вещества – пиримидинового основания - урацила, объясните расстановку в формуле химических связей.

                                                                                                                                                                               

                                               Урацил

 

  

 

 

 

 

 

 

 

          

 

 

 

Задание3. Опираясь на валентность всех химических элементов проставьте недостающие связи в химической формуле цитозина.

                                              

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                        Проверка:                                      

 

               

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                    

 

                                                     цитозин

 

Ещё раз повторите первое положение теории Бутлерова.

 

Задание 4.Что общего в словах «сокол» и «колос»?

(буквенный состав)

Чем отличаются эти слова?

(сочетанием букв и смыслом)

Сделайте вывод, от чего же зависит смысл любого слова?

(от буквенного состава и их сочетания).

 

При чём здесь химия, - скажете вы? Мы живём в мире, в котором всё взаимосвязано.

Прокомментируйте следующий слайд:

С4Н8О2

 

 


                        С3Н7СООН              СН3 – СООС2Н5

 

            Масляная кислота             Этиловый эфир уксусной                                                                  

                                                            кислоты  

 

 

Как называются в химии эти вещества?

Дайте определение изомерии и изомерам.

Давайте на самом деле убедимся, что формуле С4Н8О2 действительно отвечают два совершенно разных вещества.

Экспериментальное задание. Обоняние одно из самых древних и примитивных чувств человека. Используя это чувство и правила техники безопасности, попробуйте распознать эти вещества, они в пробирках у вас на столах. Опишите словесно свои ощущения.

С каким видом изомерии вы столкнулись в данном случае?

Задание 5. Прочитайте второе положение теории Бутлерова и скажите, как оно увязано с предыдущим вопросом?

Какое явление в химии подтверждает это положение?

Перечислите известные вам виды изомерии.

 

Задание 6. Являются ли указанные вещества изомерами? Почему? Какой общей формуле они отвечают? Какие виды изомерии отражают следующие формулы:

а) СН2 = СН – СН2 – СН2 =СН2                   б) СН2 = С – СН =СН2

                                                                                      

                                                                                       СН3

 

 в) СН3  - С  С - СН2  - СН3                           г) СН3  - СН – С СН

                                                                                      

                                                                                            СН3

 

     Назовите вещества.                              

 

. Задание 6. Назовите вещества, формулы которых вы видите, определите класс соединений.

   

                 С6Н6                                                       С2Н5ОН

 

                                                  С6Н5ОН                    

Какие группы атомов содержит фенол?

 

Будет ли фенол нести все свойства бензола и спиртов без изменения?

 

Как это можно объяснить?

 

Задание7. Посмотрите видеофрагменты о том как «ведёт себя» бензол с бромной водой, прокомментируйте увиденное.

Чем вызвана инертность бензола по отношению к бромной воде?

Сколько атомов водорода замещается на бром в молекуле бензола в присутствии катализатора?

 

Задание 8. А теперь просмотрите взаимодействие фенола с бромной водой, сравните эту реакцию с предыдущими, сколько атомов водорода замещаются в данном случае в бензольном кольце? Объясните чем это вызвано? Взаимодействие фенола с бромной водой

В результате взаимного влияния атомов в молекуле фенола происходит замещение не одного, а трех атомов водорода бромом. Эта реакция является одной из качественных реакций на фенол. Продукт реакции – 2,4,6 – трибромфенол.

 

 

 

 

Механизм реакции бромирования  фенола

 

Гидроксильная группа является ориентантом первого рода, так как обладает неподелённой электронной порой и проявляется в +М эффект.

 

 

 

 

 

 

 

 

Бензольное кольцо оттягивает на себя электроны кислородного атома гидроксильной группы.  В положениях 2,4,6 бензольного кольца атомы водорода становятся более подвижными и легко замещаются на другие атомы.

Чтобы компенсировать это, атом кислорода гидроксила сильнее притягивает к себе электронную плотность от водорода, связь О – Н становится более полярной, а атом водорода гидроксогруппы более подвижным, поэтому фенол обладает слабыми кислотными свойствами – взаимодействует со щелочами. 

Видеофрагмент: взаимодействие фенола со щелочами.

Задание 8.

Так почему же в химии мечты невесты, метавшей об идеальном муже из «Женитьбы» Н.В. Гоголя :

 «Если бы губы Никанора Ивановича, да пристегнуть к носу Ивана Кузьмича, да взять сколько-нибудь развязности, какая у Балтазара Балтазарыча, да, пожалуй, прибавить к этому ещё дородности Ивана Павловича…»

ожидаемого результата дать не могут?

 

Положение 3.

Свойства веществ зависят от взаимного влияния атомов в молекулах

 

III. Предварительное тестирование1.Соотнесите знаки химических элементов и проявляемую ими валентность в органических соединениях:

1) С                      а)  I

2) Н                      б) II

3) О                      в) III

4) N                      г) IV

 

2. Изомеры

а) имеют одинаковый молекулярный состав

б) имеют одинаковое строение

в) имеют одинаковый молекулярный состав, но разное строение и свойства

 

3. Среди приведённых формул веществ изомерами являются:

 

а) СН3 – СН2 – СН2 – СН2 –ОН         г) СН3 – СН2 - О – СН2 – СН3

                                                    

б) СН3 – СН2 – СН2 – СООН             д) СН3 – СН2 – СН2 - ОН

 

             

              СН3

 


в) СН3 – С – СН3                              е) СН3 – СН – СН2 – СН3

 

              ОН                                                 ОН 

 

а) а,б,г,е

б) а,в,г,е

в) б,г,д,е

 

 

4.     В реакцию замещения с бромом бензол

а) не вступает ни при каких условиях

б) легко взаимодействует с образованием бромбензола

в) реагирует в присутствии катализатора FeBr3 с образованием бромбензола.

 

5.     Водный раствор фенола называют:

а) карболовой кислотой

б) фенольной водой

    в) фенольной кислотой

 

 

 

Отстаивая свое учение о химическом строении и показывая его практическую значимость, А.М. Бутлеров не считал это учение абсолютным и неизменным. Действительно, если молекула реальность, построенная из реальных атомов, то она должна представлять собой определенное физическое тело в трехмерном пространстве.

Электронная теория позволила объяснить и пространственное строение молекул органических веществ, и взаимное влияние атомов, и механизмы химических реакций.

 

Создание теории строения веществ сыграло важнейшую  роль в развитии органической химии. Из науки описательной она превращается в науку созидательную, синтезирующую. (Слайд)

На основе этой теории химики–органики создают вещества, по своим качествам значительно превосходящие природные: лекарственные препараты, средства гигиены и косметики, СМС, волокна, пластмассы, каучуки, красители и даже искусственную пищу.

 

 Итог урока

 

Здоровая пища укрепляет наше тело.

 

Лекарства позволяют вылечить нас, если мы больны.

 

Средства гигиены и косметики помогают ухаживать и следить за нашей внешностью.

 

Моющие средства позволяют нам ощущать себя комфортно.

 

А, как известно, в здоровом теле – здоровый дух, который порождает здоровые мысли.

 

И тогда мы ощущаем гармонию тела, духа и окружающего нас мира.

 

Я начала свой урок словами американского учёного-биохимика, лауреата нобелевской премии по медицине и физиологии Сент – Дьёрдьи и хочу закончить урок цитатой этого же учёного:

«Я понял, что интеллектуальные ценности стоят того, чтобы к ним стремиться; художественное и научное созидание – высший смысл человеческого бытия».

В детстве С.-Д. считался малоспособным ребенком, но внезапно увлекся чтением в подростковом возрасте, что позволило ему закончить среднюю школу с самыми высокими отметками.

У каждого из вас своя вершина в жизни, но хочется, чтобы она была как можно выше. Не всем суждено совершать великие открытия в науке и искусстве, но если вы хотите состояться как личность, в деле, которым вы занимаетесь нужно стремиться достичь совершенства, а совершенству, как известно, предела нет…


Конспект открытого урока по теме «Теория химического строения органических соединений

Конспект открытого урока по теме «Теория химического строения органических соединений

Цель урока: повторить, углубить, рассмотреть основные положения теории о строении органических веществ на более высоком качественном уровне, с позиции имеющихся знаний об органических веществах; используя…

Цель урока: повторить, углубить, рассмотреть основные положения теории о строении органических веществ на более высоком качественном уровне, с позиции имеющихся знаний об органических веществах; используя…

I .Ориентировочно- мотивационный этап

I .Ориентировочно- мотивационный этап

Задание1.По информационным листам ознакомьтесь с основными положениями

Задание1.По информационным листам ознакомьтесь с основными положениями

Ещё раз повторите первое положение теории

Ещё раз повторите первое положение теории

Задание 6. Являются ли указанные вещества изомерами?

Задание 6. Являются ли указанные вещества изомерами?

Механизм реакции бромирования фенола

Механизм реакции бромирования фенола

С а)

С а)

Действительно, если молекула реальность, построенная из реальных атомов, то она должна представлять собой определенное физическое тело в трехмерном пространстве

Действительно, если молекула реальность, построенная из реальных атомов, то она должна представлять собой определенное физическое тело в трехмерном пространстве
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.01.2020