Конспект урока по химии "Периодическая система Д.И.Менделеева"
Оценка 4.8

Конспект урока по химии "Периодическая система Д.И.Менделеева"

Оценка 4.8
docx
13.10.2021
Конспект урока по химии "Периодическая система Д.И.Менделеева"
ПСХЭ.docx

План урока

 

Тема урока: «Периодическая система химических элементов Дмитрия Ивановича Менделеева»

 

Цели урока: сформировать интерес к изучению нового курса: создать условия для формирования научного мировоззрения у обучающихся о науке химии; сформировать знания обучающихся о периодической системе химических элементов, пользуясь интерактивными средствами обучения; научить записывать символы химических элементов.

Задачи урока:

Образовательные - сформировать знания о периодическом законе и периодической системе Д.И.Менделеева. Научить учащихся работать с периодической системой (уметь определять положение элемента в периодической системе, свойства элемента в зависимости от положения его в периодической системе).

Воспитательные - патриотическое воспитание, формирование естественно – научной картины мира, экологическое воспитание, способствование осознанию роли химических знаний в развитии личности, преодоление трудностей.

Развивающие - развивать наблюдательность, память (при изучении физического смысла периодического закона и графического его отображения). Развивать умение сравнивать. Научить учащихся обобщать и делать выводы, анализировать, составлять, систематизировать.

Тип урока: комбинированный.

Методы: словесный, наглядный, практический.

 

Приемы: учебно-организационные (определение цели и задачи занятия, создание благоприятных условий деятельности);

учебно – информационные (эвристическая беседа, постановка проблемы, ее обсуждение, работа с учебником, наблюдение, просмотр и анализ видеофрагментов);

учебно – интеллектуальные (восприятие, осмысление, запоминание информации, решение проблемных задач, мотивация деятельности).

Оборудование: доска, мел, Таблица «Периодическая система химических элементов Д.Т.менделеева»,  карточки, натуральные объекты ХЭ,

Учебник: Химия: 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций/ Кузнецова Н.Е., Титова И.М., Гара Н.Н.  - М.: Вентана-Граф, 2015.-256с.

 

 

Планируемые результаты (предметные):

Личностные результаты:

Универсальные учебные действия (метапредметные)

 

обучающиеся научатся называть химические элементы, определения понятий «химический знак, или символ», «коэффициенты», «индексы»; записывать знаки химических элементов; будет знать знаки первых 20 хим. Элементов.

 

будут сформированы: ответственное отношение к обучению; познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение программы; навыки обучения; коммуникативные компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, учителями.

Регулятивные – научится: составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на поставленные вопросы; формировать приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, систематизация информации, формулирование проблемы; получит возможность научиться: ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что ещё не известно; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами.

Познавательные – научится: организовывать свою учебную деятельность; получит возможность научиться: ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи, применять приемы работы с информацией; участвовать в групповой работе (малая группа, класс)

Коммуникативные - научится: владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка, выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; получить возможность научиться: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; принимать другое мнение и позицию.

 

Структура и ход занятия

Этап урока

Содержание и деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный момент

Приветствие учителя. Проверка присутствующих и готовности обучающихся к уроку.

Проверяют готовность рабочего места, наличие учебных принадлежностей. Эмоционально настраиваются на урок.

Актуализация знаний

Организация проверки опорных знаний методом тестирования по 2 вариантам (Приложение 1).

Время выполнения тестовой работы – 5 мин.

Учитель проводит взаимопроверку выполненной работы по эталону

Просит  поставить отметки, полученные за тестовую работу и сдать работы.

 

Выполняют тестовое задание

Меняются работами со своими товарищами, проверяют её и оценивают. Ставят отметки и сдают работу

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Учитель предлагает посмотреть видеоролик ПСХЭ Д.И.Менделеева.

- Как вы считаете, какова цель нашего урока? О чем мы сегодня будем говорить?

 

Обучающиеся смотрят видеоролик. Отвечают на вопросы учителя. Формулируют цель и задачи урока. Пишут  в тетради число , тему урока.

Изучение нового материала

К 60-м годам XX века, ознаменовавшимся утверждением распространением в естествознании идей атомно-молекулярного учения, было открыто 64 элемента. Для дальнейшего развития науки возникла необходимость систематизировать эти элементы, найти связывающие их общие закономерности, ответить на вопросы: много ли химических элементов остаются, еще не открытыми? В каких направлениях следует вести поиск этих элементов?

Попытки создания универсальной системы химических элементов, которая позволила бы ответить на поставленные вопросы, предпринимали многие ученые середины XIX века. Сделать это удалось нашему великому соотечественнику Д.И.Менделееву в 1869 году.

Благодаря его открытию все известные сегодня химические элементы объединены в единую систему. Слово «система» говорит о том, что элементы размещаются в ней согласно определенному закону и изменять в ней что-либо произвольно нельзя. Действительно, система химических элементов обобщенно выражает периодический закон. Менделеев открыл этот закон на основании накопленных фактов и огромной аналитической работы, в ходе которой были найдены закономерности периодического повторения свойств элементов, рассмотренных в порядке возрастания значений их атомного веса.

Периодический закон «Свойства химических элементов, а также свойства и  формы их соединений находятся в периодической зависимости от их атомных весов».

Затем на основании этого закона ученый расположил все известные химические элементы в определенной последовательности, создав тем самым периодическую систему.

Периодическая система – это графическое выражение периодического закона.

Периодическая система это семиэтажный многоквартирный дом, где живут химические элементы. Номер квартиры каждого химического элемента – это его порядковый номер (Z), который является существенной характеристикой каждого элемента. В ней расположены металлы и неметаллы. Если провести диагональ от бора (В) к астату(Аt), то слева от этой диагонали находятся металлы, а  справа неметаллы, но элементы побочных подгрупп слева от этой диагонали тоже являются металлами.

Периодическая система состоит из периодов, рядов и групп.

Периоды – это горизонтальные ряды в ПСХЭ.

Всего 7 периодов, которые делятся на малые (состоят из одного горизонтального ряда: 1, 2, 3) и большие (состоят из двух горизонтальных рядов: 4, 5, 6). 7 период является незавершенным.

Группы – это вертикальные ряды ПСХЭ. Каждая группа состоит из двух подгрупп: главной (А-группы: элементы с 1-го по 7-ой период)  и побочной (В-группы: элементы  периодов с 4-го по 7 период). Номер группы показывает высшую валентность химического элемента.

Примеры: 1) Кислород. Порядковый номер Z(О) = 8. Элемент 2-го периода VIА- группы периодической системы. Неметалл.

2) Кальций. Порядковый номер Z(Са)=20. Элемент 4-го периода IIА группы периодической системы. Металл.

 

 

 

 

1. Записывают в тетради, что Д.И.Менделеев является создателем ПСХЭ, формулировку периодического закона.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Отвечают, где металлы и неметаллы.

3. Записывают, что такое порядковый номер химического элементы, периоды, группы, их характеристики под диктовку учителя и записей на доске.

 

 

 

 

 

 

4. Рассматривают коллекциых натуральных элементов.

5. Участвуют в беседе.

Закрепление изученного материала.

Выдаются карточки с заданиями:

 

Задание.  Определить период, группу, подгруппу, порядковый номер элементов

Магний: период _____________, группа ______________, подгруппа ________________, порядковый номер ______

Фосфор: период _____________, группа ______________, подгруппа ________________, порядковый номер _______

Алюминий: период _____________, группа ______________, подгруппа ________________, порядковый номер _______

 

 

 

Обучающиеся подписывают свои карточки, выполняют задания.

Рефлексия (подведение итогов занятия)

Рефлексия также находится на карточках с заданием на закрепление изученного материала.

 

Продолжи предложение:

1. Сегодня я научился …                           

2. Своей работой на занятии я …

3. Урок полезен, все понятно _____                

4. Ещё придется потрудиться _______

5. Лишь кое-что, чуть-чуть не ясно ______    

6. Да, трудно все-таки учиться _______

 

Анализируют и оценивают свою деятельность на уроке. Сдают карточки учителю.

Домашнее задание

 

Выучить §12, выполнить в тетради  упр.1-3.

Подготовить к следующему уроку сообщения по темам (по вариантам): «Какие химические элементы получили названия в честь мифических героев?», «какие химические элементы получили названия в честь городов?», «Какие химические элементы получили названия в честь исследователей?».

 

 

Записывают домашнее задание в дневник

 

 


Приложение 1

Тест по теме: «Периодический закон  Д.И. Менделеева

Вариант 1.

1.     Периодический закон был открыт Д.И. Менделеевым в:

А) 1861 году;           Б) 1864 году;                В) 1869 году;             Г) 1875 году  

2.     Какое свойство химических элементов Д.И. Менделеев положил в основу их классификации?

А) относительную атомную массу;                           В) величину заряда ядра;

Б) строение внешних электронных слоев;                Г) валентность       

3.     Свойства простых тел, а также форма и свойства соединений находятся в периодической зависимости от величины атомных весов элементов – это формулировка

А) закона сохранения масс;                  Б) закона постоянства состава вещества;               

В) периодического закона;                  Г) закона сохранения энергии

4.     Символ элемента, атомы, которые образуют амфотерный оксид:

А) N;                            Б) K;                            В) S;                       Г) Zn

5.     В каком из числовых рядов наблюдается периодичность:

А) 8,2,10,4,6,12;         Б) 2,4,6,8,10,12;         В) 2,4,6,24,6;        Г) 12,2,10,4,6,8

6.     Элемент, имеющий свойства сходные со свойствами кальция:

А) калий;                      Б) барий;                       В) алюминий;              Г) свинец.

 

Вариант 2.

1.     К моменту открытия Периодического  число известных элементов составляло:

А) 52;                         Б) 63;                   В) 71;                    Г) 89  

2.     Формулировка периодического закона связана с

А) физическими и химическими свойствами элементов;                          

Б)  зарядом ядра;                                       В) порядковым номером элементов;                       

3.     С возрастанием порядкового номера периодически повторяется:

А) заряд ядра атома;                             Б) число энергетических уровней;               

В) общее число электронов;                Г) химические свойства элементов

4.     Символ элемента, атомы, которые образуют амфотерный гидроксид:

А) Na;                            Б) Al;                            В) N;                       Г) S

5.     Валентность атома кислорода равна:

А) 1;                             Б) 2;                              В) 3;                       Г) 4

6.     Элемент, имеющий свойства сходные со свойствами алюминия:

А) калий;                      Б) барий;                       В) галий;              Г) свинец.

 

Приложение 2

 

Ответы

Алгоритм оценивания

УЭ-1. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

 1 вариант: 1В,2А,3В, 4Г,5В,6Б

2 вариант: 1Б,2Б,3Г,4Б,5Б,6В

УЭ-1. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

6 правильных ответов – «5»

5 правильных ответов – «4»

4 и ниже – «3»

УЭ-3. КОМПЛЕКСНОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ

Задание 1. Определить период, группу, подгруппу, порядковый номер элементов

Кислород: период - 2, группа- VI, подгруппа - главная, порядковый номер - 8

Азот: период - 2, группа -  V, подгруппа – главная, порядковый номер – 7

Углерод: период - 2, группа- IV, подгруппа – главная,  порядковый номер – 6

Задание 2.   Сравнить металлические свойства элементов, поставив знак больше или меньше.

а) Al < Na; б) O < S; в) P < As; г) Ca > Mg

 

УЭ-3. КОМПЛЕКСНОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ

За каждое правильное выполненное задание 1 балл. Суммарное число 2 балла

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Конспект урока по химии "Периодическая система Д.И.Менделеева"

Конспект урока по химии "Периодическая система Д.И.Менделеева"

План урока Тема урока: «Периодическая система химических элементов

План урока Тема урока: «Периодическая система химических элементов

Оборудование: доска, мел, Таблица «Периодическая система химических элементов

Оборудование: доска, мел, Таблица «Периодическая система химических элементов

Коммуникативные - научится: владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка, выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; получить возможность…

Коммуникативные - научится: владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка, выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; получить возможность…

Мотивация учебной деятельности учащихся

Мотивация учебной деятельности учащихся

Периодический закон «Свойства химических элементов, а также свойства и формы их соединений находятся в периодической зависимости от их атомных весов»

Периодический закон «Свойства химических элементов, а также свойства и формы их соединений находятся в периодической зависимости от их атомных весов»

Номер группы показывает высшую валентность химического элемента

Номер группы показывает высшую валентность химического элемента

Рефлексия (подведение итогов занятия)

Рефлексия (подведение итогов занятия)

Приложение 1 Тест по теме: «Периодический закон

Приложение 1 Тест по теме: «Периодический закон

В) общее число электронов;

В) общее число электронов;
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.10.2021