Урок по информатике
МБОУ «СОШ № 15»
4 «В» класс
16.01.2019 год
ФИО
Тема: Общие свойства объектов группы (Что у любого есть? Что любой умеет?) и
особенные свойства объектов подгруппы (Что ещё есть? Что ещё умеют?)
Тип урока: урок открытия нового знания
Цель: Создать условия для:
· Формирования умений описывать общие свойства (составные части и действия) объектов группы и особенные свойства объектов группы;
· развития алгоритмического и логического мышления, памяти, внимания;
· воспитания аккуратности и внимательности.
Планируемые результаты:
Личностные:
o Воспитывать трудолюбие, внимание, усидчивость;
o Воспитать познавательный интерес к изучению информатики;
o Развивать самостоятельность, инициативность в выборе решения.
Метапредметные:
Познавательные УУД:
- уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Регулятивные УУД:
-способствовать развитию умения контролировать и давать оценку своим действиям.
-способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;
-умение действовать по плану и планировать свою деятельность, осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль.
Коммуникативные УУД:
-умение оформлять мысли в устной форме;
-умение слушать и понимать друг друга, участвовать в диалоге.
Предметные:
o Выделять отдельные шаги, из которых состоит выполнение действия, и перечисляют их по порядку;
o Понимать вопросы;
o Различать состав, от действий;
o Научится составлять предложения из предложенных слов;
o Научится описывать по образцу;
Средства: компьютер, проектор, экран, тетрадь, презентация, распечатки.
Этапы |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
УУД |
1.Мотивация к учебной деятельности
|
Здравствуйте, ребята! Меня зовут ФИО . Урок информатики проведу у вас я. Сегодня я к вам пришла не одна, а с роботом Бобом. -Он для вас приготовил правила, которые вам необходимо соблюдать на протяжении всего урока. Чтение правил! -Не выкрикивай, а поднимай руку! -Знаешь, говори, не знаешь, слушай! Я надеюсь, вы будете соблюдать эти правила, и все у вас на уроке получится! |
Приветствуют учителя и эмоционально настраиваются на урок |
|
2. Актуализация знаний
|
Ребята, у Боба повредился корабль, и он не может путешествовать дальше. Ребята, поднимите руку кто готов помочь Бобу отремонтировать корабль? Молодцы! Робот Боб предлагает выполнить 1 задание: Посмотрите на слайд. Кто изображен на каждой картинке? -Можно ли объединить эти картинки в одну группу и почему? - Можно ли объединить следующие картинки в одну группу и почему? -Мы помогли Бобу. Молодцы, ребята! Итак, мы повторили, что объекты можно объединить в группы, если (имеются определенные признаки Например, по цвету, по месту обитания, по форме, и т. д.) (на слайд) Каждый объект имеет имя. Это его собственное имя, но и группа, в которую входит этот объект, имеет имя. Это общее имя. Например, каждый из вас имеет имя: Катя, Ваня, Петя и Марина и т. д. Как вас может назвать одним общим именем учитель? (ученики). А на какие группы можно вас ещё разделить? Ну, например, на девочек и мальчиков. Задание 2 Переходим к следующему заданию. Назовите геометрические фигуры. Можно ли их объединить в группу. Какую? Конечно в группу с общим названием «геометрическая фигура». Какое общее свойство вы можете выделить у фигур – «Иметь углы». А точнее - «Иметь три угла». А что общего у этих объектов? У двух фигур есть углы, а у третьей нет. А для этой группы фигур общее свойство «цвет». Оказывается, можно найти хотя бы одно общее свойство у двух любых объектов. -Молодцы, вы хорошо справились с заданием. Задание 3 Выполним следующее задание. В этом задании нам нужно дать общее название словам. 1)Автобус, машина, трактор, самолет….(транспорт) 2)Круг, квадрат, треугольник, прямоугольник…(геом. фигуры) 3)Красный, синий, желтый, черный…(цвета) 4)Корова, конь, коза, собака…(животные) 5)Сосна, дуб, тополь, липа…(деревья) -Ребята, мы помогли Бобу дать общее название словам? -Молодцы, вы отлично справились с заданием. ̶ Спасибо за помощь, ̶ сказал Боб. Теперь его корабль исправен и Боб может лететь по своим делам |
Выполняют задание на слайде
Отвечают на вопросы
Определяют лишнее
Дают общее название словам |
Личностные: -Воспитывать трудолюбие, внимание, усидчивость; -Воспитать познавательный интерес к изучению информатики;
Коммуникативные УУД: -умение оформлять мысли в устной форме; -умение слушать и понимать друг друга, участвовать в диалоге. |
3. выявления места и причины затруднения
|
- Ребята, как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? -Тема урока Общие и особенные свойства объектов группы Сформулируем цель урока -научится описывать общие свойства (составные части и действия) объектов группы и особенные свойства объектов подгруппы |
Формулируют тему и цель урока |
Регулятивные УУД: -способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;
|
4.Построение проекта выхода из затруднения
|
-Какую задачу поставим на этапе? Узнаем как описывать общие свойства и особенные свойства объектов группы -Какую задачу поставим на втором этапе? Научимся самостоятельно описывать общие и особенные свойства группы, выполнив задания -Какую задачу поставим на последнем этапе? -Проверим свою работу и оценим свои результаты И так: сегодня мы научимся описывать общие свойства и особенные свойства объектов группы. |
Планируют свою деятельность |
Регулятивные УУД: -умение действовать по плану и планировать свою деятельность, осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль. |
5.Реализация построенного проекта
|
-Если у группы предметов или у существ есть общее название, значит, у них есть что-то общее. И сейчас я предлагаю выполнить задание № 18. -Рассмотрите 1 рисунок . Назовите каждое животное на рисунке (пингвин, орёл, попугай, страус) Дайте им общее название (птицы) Верхней строке таблице мы записываем это название Обратите внимание: в знакомой нам таблице СОСТАВ-ДЕЙСТВИЕ появились новые вопросы. «Что у любой есть?», «Что любая умеет делать?» Заполним таблицу. Начнем с первой колонки. Ребята, что у любой птицы есть? Верно! ( крылья, перья, клюв, хвост) Заполним вторую колонку. Что любая птица умеет делать? Совершенно верно! (махать крыльями, откладывать яйца, клевать) Молодцы! -Заполним следующую таблицу таким же образом. Рассмотрите 2 рисунок. Назовите, что изображено на рисунке (туфли, сапоги, кроссовки) Дайте им общее название (Обувь) Из чего любая состоит? (подошва, стелька, верх) Что с любой можно делать? (носить, мерить, чистить, ремонтировать, покупать) Рассмотрите 3 рисунок. Как можно назвать общим словом данные растения? (комнатный цветок) Из чего любой состоит? (корень, стебель, листья, лепестки) Что с каждым можно делать? (нюхать, сажать, поливать, пересаживать, переставлять) -Молодцы, ребята Итог: Мы выяснили, что с помощью таблицы можно описывать не только отдельный предмет, но и группу предметов , имеющих общие названия, общие составные части, общие действия |
Выполняют задание
Отвечают на вопросы |
Предметные: Различать состав, от действий; Научится описывать по образцу
Коммуникативные УУД: -умение оформлять мысли в устной форме; |
6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
|
Выполним следующее задание 19. Рассмотрите рисунки. -Какие здания вы видите на рисунках? (Жилой дом, школу, магазины, театр) -Какие еще здания бывают в городах? ( музеи, цирки, фабрики, храмы) Что есть у любого здания? Что можно делать? (заполнить таб.) Что еще есть у школы? - кроме того, что есть у любого здания? Что еще есть у магазина? Что еще есть у здания театра? (заполнить столбец состав в след. 3 табл. ) Что еще можно делать в здании школы? В магазине? В здании театра? (Заполнить столбец действия в 3. Табл.) А теперь попробуйте таким же образом заполнить ниже таблицы магазин «Одежда» и «Продукты» в парах Ребята, в этих таблицах записываются только новые, дополнительные составные части и действия. Например: Что есть в магазине Одежда, кроме того, что есть в любом магазине? Что может делать человек в магазине Одежда, кроме того, что он делает в любом магазине? Давайте проверим, что у вас получилось в таблице магазин Одежда Ребята, кто заполнил таблицу по-другому? Теперь проверим, что получилось в таблице магазин Продукты -Кто заполнил по-другому таблицу? -Молодцы! -Чему учились выполняя это задание? -А как вы думаете, почему таблицы в этом здании связаны стрелками? А потому что «Одежда», «Продукты»- это магазины, а школы, магазины и театры – это здания. Попробуем теперь с помощью этих таблиц и стрелок ответить на вопрос «Что это такое?» Например: к слову театр задаем вопрос «Что это такое?» Театр- это здание, у которого есть сцена и в котором еще можно репетировать. 1)Школа- это…, у которого есть… и в котором можно…; 2)магазин «Продукты»- это магазин , в котором есть… и в котором можно…; 3)магазин «Одежда» - это, в котором есть… и в котором можно… . Молодцы! Вы с этим заданием отлично справились.
Физминутка |
Выполняют задание
Отвечают на вопрос и составляют предложения |
Познавательные УУД: - уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; - добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Личностные: Воспитывать трудолюбие, внимание, усидчивость;
Развивать самостоятельность |
7.Самостоятельная работа самопроверкой по эталону
|
Задание 22 и проверка. А теперь я предлагаю вы полнить следующее задание самостоятельно в парах. Возьмите в руки листочки. Вам нужно составить 3 описания по образцу, который мы с вами сейчас разберем, а потом проверим. Например: Вам дано слово ковбой и мы задаем вопрос «Кто такой» Ковбой- это человек, у которого есть пистолет и которой еще может пасти и охранять коров. По такому же принципу составите, пожалуйста, еще три описания. Ребята, давайте проверим, что у вас получилось. Ребята, поднимите руку, кто не допустил ошибок? Поднимите руку, кто допустил 1 ошибку? Разобрать ошибки. Поднимите руку, кто допустил 2-3 ошибки? Разобрать ошибки. -Чему учились, выполняя это задание? Вы хорошо справились с этим заданием. |
Составляют самостоятельно описания
Оценивают свою выполненную работу |
Предметные: Научится описывать по образцу;
Коммуникативные УУД: -умение слушать и понимать друг друга, участвовать в диалоге
Регулятивные УУД: -способствовать развитию умения контролировать и давать оценку своим действиям |
8.Включение в систему знаний и повторений |
Ребята посмотрите на слайд. Я предлагаю поиграть в игру «Что такое? Кто такой?» Вам нужно составить предложения при этом в каждом предложении использовать по одному слову из каждого мешка. Давайте попробуем составить одно предложение вместе. Рыбак-это машина, у которой есть горб и которая может сворачиваться клубком. Ребята, а как вы думаете, я правильно составила предложение? Пожалуйста, исправьте ошибку. Кто такой рыбак? Как будет звучать предложение? Рыбак - это человек, у которого есть удочка и который ещё может насаживать наживку. Составите следующее предложение Кто такая черепаха? Черепаха-животное, у которой есть панцирь и которая еще может прятаться Что такое стул? Стул- мебель ,у которого есть спинка и на котором ещё можно сидеть Что такое грузовик? Грузовик – это машина, у которой есть кузов и на которой еще можно возить грузы Кто такой Верблюд? Верблюд – это животное, у которого есть горб и которое еще может питаться колючками -Для чего выполняли задание? Ребята вы большие молодцы! Вы хорошо поработали на уроке и отлично справились с заданиями робота Боба. |
Составляют предложения |
Коммуникативные УУД: умение оформлять мысли в устной форме; умение слушать и понимать друг друга, участвовать в диалоге.
Предметные: Выделять отдельные шаги, из которых состоит выполнение действия, и перечисляют их по порядку Научится составлять предложения из предложенных слов;
|
9.Рефлексия учебной деятельности |
Подведем итог урока. -С какой темой знакомились? -Какие задачи ставили? -Достигли ли мы задачи урока? Перед вами картинка я предлагаю вам дополнить предложения , которые вы видите на экране. Спасибо за урок! |
Отвечают на вопросы и подводят итог урока |
Регулятивные УУД: -способствовать развитию умения контролировать и давать оценку своим действиям |
Методист____________________ Учитель_______________________
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.