Конспект урока по истории: : Культура России в 16 веке .
Оценка 4.7

Конспект урока по истории: : Культура России в 16 веке .

Оценка 4.7
docx
20.05.2021
Конспект урока по истории: : Культура России в 16 веке .
7 Б история.docx

История 7 Б  20.11.2020

Запишем: число, классная работа.

Тема: Культура России в 16 веке (параграф под шапочкой страница 100-105, до архитектуры).

 Изучение новой темы по плану:

1. Особенности культуры России 16 века.

2. Просвещение. Книгопечатание.

3. Летописание.

4. Публицистика.

 

1. Конец 15 начало 16 вв. - это период создания единого централизованного Русского государства. Все это привело к изменениям в политической, социальной, экономической и культурной жизни русского общества. Прочитайте пункт 1 на странице 100-101 и выпишите особенности развития культуры России в 16 веке.

2. В Российском государстве росла потребность в грамотных людях. Стоглавый собор принял решение об открытии училищ при церквях и монастырях. Грамоте учили люди, которые не имели духовного сана. За свою работу они получали еду и жалованье.

Редким явлением на то время было домашнее обучение.

Дети учились письму, чтению, арифметике и богословию. Учебниками для них были церковные книги. Только во второй половине XVI века стали появляться пособия по грамматике и арифметике, после открытия книгопечатания.

В середине XVI в. Иван Федоров организовал типографию. К этому времени книгопечатание было уже широко распространено в большинстве европейских стран. В 1564 г. вышла в свет первая печатная книга «Апостол». Печатники старались сохранить в ней все особенности рукописи. Шрифт воспроизводил рукописное письмо, первая буква каждой главы выделена красной краской. Начало главы украшали заставки — орнаменты. Печатный двор в октябре 1565 г. выпустил вторую книгу — «Часослов» (сборник молитв). Однако вскоре Печатный двор прекратил свою работу. В последующие годы печатники жили в Литве. Иван Федоров объяснил свой отъезд из столицы «озлоблением… от многих начальник и священноначальник и учитель, которые на нас зависти ради многой ереси умыслили, хотели благое дело в зло превратить». После отъезда Ивана Федорова и Петра Мстиславца книгопечатание в Москве продолжили их ученики и последователи — Невежа Тимофеев, Никифор Тарасиев. Федоров до самой смерти продолжал печатать книги на русском языке: «Учительное Евангелие», «Псалтырь с Часословцем», «Азбуку» и др.

https://urok.1sept.ru/articles/521304/img4.jpg   первый печатный станок

 

Устно ответьте на вопросы: 1) Когда и при каких обстоятельствах была издана первая книга в России. Название 1 книги?

                                                 2) Какое влияние на развитие культуры в России оказало книгопечатание?

 

Физкультминутка

Рекомендуемый комплекс упражнений гимнастики глаз

1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторять 4 - 5 раз.

2. Крепко зажмурить глаза (считать до 3, открыть их и посмотреть вдаль (считать до 5). Повторять 4 - 5 раз.

 

3,4. Прочитайте п.3, выпишите летописи, созданные в 16 веке.

Одним из показательных и распространенных произведений светского характера стал «Домострой». Это произведение стало правилом поведения и жизни в обществе. Прочитайте документ и ответьте на вопросы письменно. Из «Домостроя»:

Как детей учить и страхом спасать. Наказывай сына твоего в юности, и он успокоит тебя в старости и принесет тебе честь. Не будь скуп на удары дитяти, ибо от палочных ударов он не умрет, а поздоровеет; нанося удары телу, спасаешь душу от смерти. Не улыбайся ему, не играй с ним; ибо в малом деле посмеявшись, в большом пострадаешь. Не дай ему власти в юности и сокруши ему ребра, пока он растет, чтобы, возмужав, не перестал повиноваться тебе, ибо в таком случае будет больно и досадно твоей душе, убыточно твоему дому, будет погибель имению твоему, укоризна от соседей, пред властью поплатишься и претерпишь разные неприятности.

Как научать мужу жену свою, как угодить Богу и мужу своему, как хорошо устроить дом, завести в хозяйстве порядок, рукоделие всякое знать и самой делать. Мужья должны поучать жен своих с любовью и разумно. Жены должны спрашивать мужей своих, как Богу и мужу угодить, дом свой устроить. Они должны им во всем покоряться… Хозяйка сама должна знать, как мука сеется, как квашня приготовляется, как в печи валяются хлебы, простые и сдобные, как выпекаются; она должна знать приготовление калачей и пирогов, количество муки, необходимое для этого, сколько чего можно сделать из четверти, осьмины… меру должно знать во всем. Сама хозяйка должна уметь изготовлять мясные и рыбные блюда, всякие пироги и блины, всякие каши и кисели, всякие пирожки. Умея сама, пусть она и слуг научит этому. Такова должна быть хорошая хозяйка. Она должна знать все, что касается до пива, меда, вина, кваса, уксуса, кислых щей, что как делается. Если она все это знает, то благодаря распоряжениям мужа и ее разумом хозяйство пойдет хорошо и всего будет много.

Как устроить дом хорошо и чисто. Согрев утром воды, перемыть, вытереть и высушить стол, блюда, ставцы; ложки и всякие сосуды… Все сосуды и принадлежности должны быть всегда чисты, не должны разбрасываться по скамьям, двору, хоромам; все должно быть на своем месте. Изба, стены, скамьи, пол, двери, даже в сенях и на крыльце должны быть вымыты, выкрашены, чтобы всегда было чисто. Пред нижним крыльцом сена положить для вытирания ног… Но если муж увидит, что у жены и слуг нет порядка и делается не так, как здесь написано, то должен он жену научить. Когда она делает все как следует, то заслуживает любви и жалования; если же она не живет по наставлению, сама не исполняет своих обязанностей и слуг не учит исполнять, то пусть муж накажет и постращает ее наедине, а, наказав, пожалует и скажет доброе слово. Должно наказывать с любовью; не следует мужу сердиться на жену, а жене на мужа, но жить им в любви и откровенности. Со слугами и детьми поступать так же: наказать по вине и побить, потом пожаловать.

Но если жена, или сын, или дочь слова и приказания не слушают, не боятся, не делают того, что муж, отец или мать повелевают, то их плетью постегать, смотря по вине; а бить их наедине, не при людях наказать. За какую-либо вину не бить по уху, по лицу, под сердце кулаком, пинком, не колоть посохом, ничем железным и деревянным не ударять. Тот, кто в сердцах так бьет, может большой вред причинить: слепоту, глухоту, повреждение руки или ноги. Должно бить плетью и разумно, и больно, и страшно, и здорово. Когда вина велика, когда ослушание или небрежение было значительное, снять рубашку и плеткою вежливенько побить, за руки держа, да побив, чтобы гнева не было, сказать ласковое слово. Да чтобы люди этого не видели и не слышали.

 

Вопросы: 1) Каковы были обязанности жены и мужа в семье?

                 2) Как следовало воспитывать детей?

                 3) Как вы думаете, почему наказывать предлагалось «не при людях» и «не в сердцах»?

                 4) Каково назначение этого произведения?


 

История 7 Б 20.11.2020 Запишем: число, классная работа

История 7 Б 20.11.2020 Запишем: число, классная работа

Устно ответьте на вопросы: 1)

Устно ответьте на вопросы: 1)

Как научать мужу жену свою, как угодить

Как научать мужу жену свою, как угодить

Как следовало воспитывать детей? 3)

Как следовало воспитывать детей? 3)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.05.2021