Конспект урока по истории Древнего мира для 5 класса на тему «Великая греческая колонизация»

  • docx
  • 24.12.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Великая греческая колонизация.docx

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО МИРА 5 класс
Тема: «Великая греческая колонизация»

Цель урока: Сформировать у учащихся представление о Великой греческой колонизации как о масштабном историческом процессе, его причинах, основных направлениях и последствиях.

Задачи урока:

1)      Образовательные: Выявить причины и направления греческой колонизации. Показать организацию жизни в колониях. Ознакомить с греческими колониями на территории современной России

2)      Развивающие: Развивать умение работать с исторической картой. Формировать навыки анализа причинно-следственных связей

3)      Воспитательные: Воспитывать интерес к историческому прошлому родной страны

Ход урока:

1. Организационный момент. Приветствие. Проверка готовности к уроку

2. Актуализация знаний. Беседа по вопросам:

1)      Где расположена Древняя Греция?

2)      Чем занимались древние греки?

3)      Хватало ли грекам земель для земледелия?

3. Мотивация. Проблемная ситуация: «Представьте, что вы житель Древней Греции. У вас большая семья, а земли мало. Что вы будете делать?»
Проблемный вопрос: «Почему греки покидали родину и отправлялись в неизвестные земли?»

4. Изучение нового материала

1. Причины колонизации


Внутренние:

1)      Нехватка земли

2)      Перенаселение

3)      Борьба знати за власть

4)      Стремление разбогатеть

Внешние:

1)      Ослабление финикийской торговли

2)      Возможность захвата морских торговых путей


2. Организация колоний (поселение, основанное в чужих землях)

¾     Выбор ойкиста (руководителя экспедиции)

¾     Ритуал прощания с родиной

¾     Основание колонии:

¾     Выбор места с удобной гаванью

¾     Деление земли на участки

¾     Строительство стен вокруг будущего города, храмов, домов

¾     Отношения с метрополией (полисом, основавшим колонию)

3. Направления колонизации

1)      Западное: Италия, Сицилия («Великая Греция»)

2)      Восточное: побережье Малой Азии

3)      Северное: Чёрное море (Понт Эвксинский – «Гостеприимное море»)

4. Греческие колонии на территории России

¾     Пантикапей (Керчь)

¾     Херсонес (Севастополь)

¾     Фанагория (Тамань)

¾     Танаис (устье Дона)

¾     Горгиппия (Анапа)

5. Значение колонизации

1)      Расширение торговли, мореплавания, ремесла

2)      Распространение греческой культуры (местное население познакомилось с культурными и хозяйственными достижениями греков)

3)      Освоение новых земель

5. Закрепление

Работа с картой:

1)      Показать основные направления колонизации

2)      Найти и назвать греческие колонии на Чёрном море

3)      Обозначить метрополии

 

 

 

 

 

 

 

Задания:

1)      Перечислить причины колонизации

2)      Объяснить, как основывались колонии

Работа с источником. Прочитайте текст и ответьте на вопросы.

Во время раскопок в греческой колонии Херсонес на берегу Чёрного моря археологи нашли мраморную плиту, на которой сохранился текст присяги жителей этого древнего города:

«Клянусь Зевсом, Геей, Гелиосом, богами и богинями олимпийскими, героями, владеющими городом…

Я  буду думать только о спасении и свободе государства и граждан и не продам Херсонеса…

Я не буду выступать против демократии…

Я буду служить народу и советовать ему наилучшее и наиболее справедливое для государства и граждан…»

1. Какие выводы можно сделать о жизни древних греков на основании этого текста?

2. Отличались ли устои в полисах Греции и полисах-колониях?

6. Рефлексия. Вопросы:

1)      Что нового вы узнали на уроке?

2)      Какие греческие колонии находились на территории нашей страны?

3)      Почему грекам приходилось покидать родину?

Итог урока: Великая греческая колонизация была вызвана нехваткой земли и перенаселением. Греки основали множество колоний по всему Средиземноморью и Чёрному морю, в том числе на территории современной России. Эти колонии стали центрами распространения греческой культуры и развития торговли.

Домашнее задание: читать параграф 24.