КОНСПЕКТ УРОКА ПО ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО
МИРА 5 класс
Тема: «Великая греческая колонизация»
Цель урока: Сформировать у учащихся представление о Великой греческой колонизации как о масштабном историческом процессе, его причинах, основных направлениях и последствиях.
Задачи урока:
1) Образовательные: Выявить причины и направления греческой колонизации. Показать организацию жизни в колониях. Ознакомить с греческими колониями на территории современной России
2) Развивающие: Развивать умение работать с исторической картой. Формировать навыки анализа причинно-следственных связей
3) Воспитательные: Воспитывать интерес к историческому прошлому родной страны
Ход урока:
1. Организационный момент. Приветствие. Проверка готовности к уроку
2. Актуализация знаний. Беседа по вопросам:
1) Где расположена Древняя Греция?
2) Чем занимались древние греки?
3) Хватало ли грекам земель для земледелия?
3.
Мотивация. Проблемная ситуация:
«Представьте, что вы житель Древней Греции. У вас большая семья, а земли мало.
Что вы будете делать?»
Проблемный вопрос: «Почему греки покидали родину и отправлялись в
неизвестные земли?»
4. Изучение нового материала
1. Причины колонизации
Внутренние:
1) Нехватка земли
2) Перенаселение
3) Борьба знати за власть
4) Стремление разбогатеть
Внешние:
1) Ослабление финикийской торговли
2) Возможность захвата морских торговых путей
2. Организация колоний (поселение, основанное в чужих землях)
¾ Выбор ойкиста (руководителя экспедиции)
¾ Ритуал прощания с родиной
¾ Основание колонии:
¾ Выбор места с удобной гаванью
¾ Деление земли на участки
¾ Строительство стен вокруг будущего города, храмов, домов
¾ Отношения с метрополией (полисом, основавшим колонию)
3. Направления колонизации
1) Западное: Италия, Сицилия («Великая Греция»)
2) Восточное: побережье Малой Азии
3) Северное: Чёрное море (Понт Эвксинский – «Гостеприимное море»)
4. Греческие колонии на территории России
¾ Пантикапей (Керчь)
¾ Херсонес (Севастополь)
¾ Фанагория (Тамань)
¾ Танаис (устье Дона)
¾ Горгиппия (Анапа)
5. Значение колонизации
1) Расширение торговли, мореплавания, ремесла
2) Распространение греческой культуры (местное население познакомилось с культурными и хозяйственными достижениями греков)
3) Освоение новых земель
5. Закрепление
Работа с картой:
1) Показать основные направления колонизации
2) Найти и назвать греческие колонии на Чёрном море
3) Обозначить метрополии
Задания:
1) Перечислить причины колонизации
2) Объяснить, как основывались колонии
Работа с источником. Прочитайте текст и ответьте на вопросы.
Во время раскопок в греческой колонии Херсонес на берегу Чёрного моря археологи нашли мраморную плиту, на которой сохранился текст присяги жителей этого древнего города:
«Клянусь Зевсом, Геей, Гелиосом, богами и богинями олимпийскими, героями, владеющими городом…
Я буду думать только о спасении и свободе государства и граждан и не продам Херсонеса…
Я не буду выступать против демократии…
Я буду служить народу и советовать ему наилучшее и наиболее справедливое для государства и граждан…»
1. Какие выводы можно сделать о жизни древних греков на основании этого текста?
2. Отличались ли устои в полисах Греции и полисах-колониях?
6. Рефлексия. Вопросы:
1) Что нового вы узнали на уроке?
2) Какие греческие колонии находились на территории нашей страны?
3) Почему грекам приходилось покидать родину?
Итог урока: Великая греческая колонизация была вызвана нехваткой земли и перенаселением. Греки основали множество колоний по всему Средиземноморью и Чёрному морю, в том числе на территории современной России. Эти колонии стали центрами распространения греческой культуры и развития торговли.
Домашнее задание: читать параграф 24.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.