Конспект урока по Истории Древнего мира для 5го класса по теме "Рабство в Древнем Риме"
Оценка 4.8

Конспект урока по Истории Древнего мира для 5го класса по теме "Рабство в Древнем Риме"

Оценка 4.8
pdf
29.03.2023
Конспект урока по Истории Древнего мира для 5го класса по теме "Рабство в Древнем Риме"
urok_52-rabstvo_v_drevnem_rime.pdf

Урок 52. Рабство в Древнем Риме. 

 

Предмет: история.  Класс 5. 

 

Цель: выяснить причины, почему в Риме появилось огромное число рабов, и использовалась их жестокая эксплуатация. 

 

Ход урока 

 

Новые понятия: гладиаторы.  

Текущий контроль знаний и умений.  Задание 1 – работа по карте: 

 

В истории знай точно даты и года  И помни: ты без карты никуда. 

 

1.     Покажите на карте Апеннинский полуостров. 

2.     Покажите на карте реку, на которой возник Рим, и назовите её. 

3.     Покажите на карте, как менялась территория Римского государства в царский период. 

4.     Покажите, как менялась территория Римского государства в республиканский период. 

5.     Докажите по карте, что Рим в период республики стал империей. 

Задание 2 – проверка письменного задания:  Проверить на оценку тетради 2-3 учеников. 

 

План изучения нового материала 

 

1.     Причины обилия рабов в Риме и жестокого обращения с ними. 

2.     Применение труда рабов. 

 

1. Изучение первого вопроса плана. Причины обилия рабов в Риме и жестокого обращения с ними. 

 

Объяснение учителя 

 

Факт. Войны за завоевание Италии, три Пунические войны, война с Македонским царством и завоевание Греции, война с Сирийским царством заканчивались ограблением этих стран и превращением их в провинции. Латинское слово «провинция» означает «побеждённая страна». Римляне часто повторяли поговорку: провинция – это добыча римского народа. Но это верно лишь отчасти, потому что крестьянство и беднота мало получали от этой добычи. В основном всё доставалось римским рабовладельцам. 

 

Работа с классом 

 

1)    Кого будут использовать рабовладельцы в своих хозяйствах для обработки земли, разведения скота, строительства? 

2)    Кого мы называем рабами? 

3)    Если рабов огромное количество, то цена их повышается или понижается? 

 

Работа в тетради 

 

Причины обилия рабов в Риме и жестокого обращения с ними: 

1)    результат победоносных войн Рима; 

2)    незаинтересованность рабов в труде; 

3)    дешевизна рабов. 

 

Материал учебника 

 

Завоевания – главный источник рабства. Покоряя ту или иную страну, римские полководцы обращали в рабство десятки тысяч военнопленных и мирных жителей. После окончания войны сенат объявлял завоёванную страну провинцией и назначал наместника для её управления. Наместники безнаказанно грабили провинции. Все рудники, каменоломни, соляные промыслы, лучшие земли римляне забирали себе. Они облагали уцелевшее население тяжёлыми налогами, а неплательщиков продавали в рабство. В результате завоеваний в Римском государстве появилось большое количество дешёвых рабов. 

 

2. Изучение второго вопроса плана. Применение труда рабов. 

 

Работа в тетради 

 

Применение труда рабов 

 

 

Работа с учебником 

 

Задание 1. Прочитать параграф.  

Задание 2. Под стрелочками в тетради написать, где использовался труд рабов. 

Задание 3. Ответить на вопросы: 

1)    Почему рабовладельцы    старались   купить        рабов          разных национальностей? 

2)    В чём, на ваш взгляд, заключалось главное отличие раба от свободного? 

3)    Рабы не были заинтересованы в результатах своего труда и часто занимались вредительством. Чем это было вызвано? 

4)    Почему, на ваш взгляд, римляне предпочитали гладиаторские бои всем другим зрелищам? 

 

Материал учебника 

 

Рабы в имении землевладельца. Богатые римляне владели одним, а порой и несколькими имениями в разных местах Италии. Больше всего в имениях выращивали оливок и винограда. Хлеб сеяли мало. Дешёвое зерно для жителей Италии привозили из Сицилии и других провинций. (Имение – земельное владение богатого человека.) 

В каждом имении трудилось по 15-20 рабов. Землевладелец обычно жил в Риме, лишь изредка объезжая свои имения, чтобы проверить, как ведётся хозяйство, а заодно отдохнуть от городской жизни. Всеми работами в имении руководил назначенный господином раб-управляющий. Это он следил за тем, чтобы в любую погоду рабы трудились от зари до зари. Даже долгими зимними вечерами, когда прекращались сельскохозяйственные работы, невольники не сидели без дела. Они плели корзины, вили верёвки, обтёсывали рукоятки для лопат и мотыг. «Раб должен трудиться или спать», - говорили римляне. 

Землевладельцу дёшево обходилось содержание рабов: кормили их простой и грубой пищей, ничтожно мало тратили на их одежду. Только раз в год рабам выдавали рубаху, раз в два года – короткий плащ и деревянные сандалии. При выдаче новой старая одежда отбиралась: из тряпья шили лоскутные одеяла. От заболевшего раба господин мог избавиться. Для этой цели предназначался остров на Тибре, куда свозили безнадёжно больных рабов, оставляя их там без всякого ухода и пищи. 

Принудить рабов к тяжёлому труду можно было лишь суровыми наказаниями. За малейшую провинность награждали оплеухами и зуботычинами, пороли. Особо строптивых отправляли в каменоломни, а если оставляли в имении, то держали в оковах. На ночь закованных рабов запирали в глубоком подвале с узкими окошками под самым потолком. 

 

Рабы в богатом доме. Не иметь ни одного раба считалось признаком крайней нищеты. Даже у бедняка могли быть слуги. Дом же богача был ими переполнен. Одни с тряпками, губками и вениками в руках убирали помещения, другие помогали господину одеваться, брили его и укладывали прическу, третьи готовили пищу и подавали её к столу. Певицы и музыкантши услаждали за обедом слух хозяина дома. В свою очередь, хозяйка имела многочисленных рабынь-прислужниц. 

Среди обитателей богатого дома было немало образованных рабов, нередко греков по национальности. Лечил хозяина раб-врач, ведал его книгами раб-библиотекарь, писал под его диктовку письма раб-секретарь.  

Домашним рабам жилось несравненно легче, чем рабам в имениях. Однако любой раб был бесправен, считался вещью, которой хозяин мог распорядиться, как пожелает. 

 

Гладиаторы на арене амфитеатра. Сильных и ловких рабов помещали в особые школы, где обучали владеть оружием. Таких рабов называли гладиаторами. Они должны были сражаться на потеху публике один на один или отряд против отряда. В Италии и провинциях строили амфитеатры – специальные сооружения для гладиаторских игр. В дни представлений амфитеатр всегда был полон. Богачи и бедняки ожидали кровавой бойни, как праздника. «Нападай и бейся насмерть!» - кричали зрители оробевшему гладиатору, швыряя в него огрызки яблок и оливки. Случалось, раненый, обессилевший боец бросал оружие и, подняв левую руку, молил о пощаде. Если зрители поднимали кверху большой палец, раненому сохраняли жизнь, лечили, а затем вновь выпускали на арену. Но если гладиатор не угодил зрителям, они опускали палец книзу, приказывая добить несчастного. Гладиаторские игры были любимым зрелищем римлян. 

 

Римские учёные о рабах 

 

Учёный Варрон писал: «Теперь я буду говорить, какими орудиями труда обрабатываются поля. Эти орудия бывают трёх видов: говорящие – рабы, мычащие – быки, немые – повозки, лопаты, плуги». 

-    За 300 лет до Варрона грек Аристотель высказал похожие мысли (см. с. 175). Докажите, что рабовладельцы Греции и Рима не признавали за рабом прав человека. 

Учёный Колумелла писал: «Рабы приносят полям величайший вред. Они пасут скот плохо, дурно пашут землю. Они не заботятся о том, чтобы семена дали богатый урожай. Они и сами крадут зерно и от других воров плохо его оберегают. При уборке зерна в амбар раб-управляющий неправильно показывает его количество в счётной записи». 

-    Чем можно объяснить подобное отношение рабов к труду? 

 

3. Вопросы и задания самоконтроля. 

 

1)    Подумайте, в чём было главное отличие раба от свободного. 

2)    Владельцы имений считали, что не следует приобретать рабов одной и той же народности. Чем это можно объяснить? 

3)    Подумайте, почему владельцы имений давали рабам только простые по устройству, грубые орудия – плуги, мотыги, лопаты, косы. 

 

Домашнее задание: читать и пересказывать §49 «Рабство в Древнем Риме»; по желанию сделать в тетради рисунок гладиатора. 

Урок 52. Рабство в Древнем Риме

Урок 52. Рабство в Древнем Риме

Факт. Войны за завоевание Италии, три

Факт. Войны за завоевание Италии, три

Применение труда рабов

Применение труда рабов

При выдаче новой старая одежда отбиралась: из тряпья шили лоскутные одеяла

При выдаче новой старая одежда отбиралась: из тряпья шили лоскутные одеяла

Римские учёные о рабах

Римские учёные о рабах
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.03.2023