Уроки 3, 4 КРИЗИС ИМПЕРИИ: РУССКО-ЯПОНСКАЯ ВОЙНА И РЕВОЛЮЦИЯ
1905-1907 гг.
Общие цели: дать обучающимся представление о нарастании экономических и социальных противоречий в условиях форсированной модернизации; познакомить с основными событиями революции 1905-1907 гг.; получить представление о Русско-японской войне 1904-1905 гг.
Вспомогательные цели: опираясь на текст § 3-4, выяснить суть разногласий в видении путей развития России С. Ю. Вите и В. К. Плеве; установить новые черты в рабочем движении; опираясь на текст § 3—4, составить развернутый план ответа по теме «Русско-японская война 1904-1905 гг.»; найти в тексте § 3-4 причины революции 1905-1907 г.
Дополнительные цели: сравнить точки зрения на дальнейшее развитие России С. Ю. Витте, В. К. Плеве, определить общее; составить таблицу «Необходимость перемен в России»; выразить свое отношение к идеям С. Ю. Витте, В. К. Плеве; установить причинно-следственные связи между новыми явлениями в рабочем движении начала XX в. и социально-экономическими процессами в развитии России; проанализировать сущность решения крестьянского вопроса в России в начале XX в.; установить причинно-следственные связи внутренней и внешней политики правительства в начале XX в.; проанализировать причины, характер, основные этапы и последствия Русско-японской войны и начального этапа революции 1905-1907 гг.; выяснить противоречия, существовавшие в российском обществе; оценить основные положения «Манифеста 17 октября» и определить его влияние на внутриполитическую ситуацию в российском обществе.
Основные понятия и термины: сфера влияния, концессии, стачка, «Кровавое воскресенье»; Государственная дума; русификация; полицейский социализм.
Основные даты и события:
1904-1905 гг. - Русско-японская война. 1905-1907 гг. - Первая российская революция.
9 января 1905 г. - «Кровавое воскресенье». Октябрь 1905 г. - Всероссийская политическая стачка. 17 октября 1905 г. - Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка».
Декабрь 1905 г. - вооруженное восстание в Москве.
Исторические персонажи: Николай II, Георгий Аполлоно-вич Гапон; Петр Петрович Шмидт; Вячеслав Константинович Плеве; Сергей Васильевич Зубатов.
Оборудование: кроссворд, портреты исторических деятелей, иллюстративный материал.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
- Дифференцированные задания. (тест №1)
- Беседа по вопросам § 1-2. В. 1,4-7.
II. Изучение нового материала.
План
1. Внутренняя политика правительства в начале XX в.
2. Русско-японская война 1904-1905 гг.
3. «Кровавое воскресенье» и начало революции 1905-1907 г.
4. Крестьянские выступления и разложение армии.
5. Манифест 17 октября 1905 г.
6. Декабрьское вооруженное восстание в Москве.
1. Внутренняя политика правительства в начале XX в.
Организуется работа в группах.
Группам необходимо в течение 5 минут подготовить сообщение (информацию) по предложенному заданию, опираясь на текст §..3-4 (с. 21-27). Время доклада - не более 2-2,5 мин, следовательно, обучающимся необходимо подобрать главные, ключевые сведения и обобщить их.
Задание группе № 1.
Назвать и охарактеризовать основные направления внутренней политики российского правительства в начале XX века.
Задание группе № 2.
Сравнить взгляды С. Ю. Витте и В. К. Плеве на пути дальнейшего развития России.
Задание группе № 3.
Назвать новые явления в рабочем движении, которые проявились в начале XX в.
2. Русско-японская война 1904-1905 гг.
• Столкновение российских и японских интересов на Дальнем Востоке.
Задание обучающимся: заполнить таблицу «События Русско-японской войны».
Главные события войны |
Дата |
Последствия |
|
|
|
Работа с картой.
- Показать действия русских и японских войск.
- Показать территорию, которая была арендована Россией у Китая в 1898 г.
- Где развернулся театр военных действий?
- Показать порт, в котором погибли русские корабли: крейсер «Варяг» и канонерская лодка «Кореец».
- Показать территории, которых лишилась Россия в результате Русско-японской войны.
- Где произошло подписание мирного договора между Россией и Японией?
Обязательно организовать проверку выполненных заданий с последующим их обсуждением (проконтролировать правильность и качество выполнения).
5. Раскол общества. Манифест 17 октября 1905 г.
6. Декабрьское вооруженное восстание в Москве.
В. И. Ленин писал: «Вооруженная борьба неизбежно вытекает из всего хода развития событий, а вовсе не из субъективных желаний отдельных групп или партий».
- Можно ли согласиться с данным выводом? Ответ аргументируйте.
- Анализируя уроки восстания в Москве, основатель российской социал-демократии Г. Плеханов писал: «Пролетариат показал себя сильным, смелым и самоотверженным. И все-таки сил оказалось недостаточно для победы. А потому не надо было браться за оружие». Ленин был иного мнения: надо было бороться, только более решительно и энергично.
- Выскажите свое отношение к событиям вооруженного восстания в Москве. Приведите аргументы в обоснование своей позиции.
III. Закрепление изученного материала.
Обобщаются выводы по теме урока:
- война с Японией рассматривалась правительством Российской империи как средство решения не только внешних, но и внутренних проблем;
• несмотря на героизм, проявленный русскими солдатами и матросами, неподготовленность России к войне, просчеты командования привели к поражению;
• военное поражение стало катализатором внутриполитического взрыва. «Кровавое воскресенье» 9 января 1905 г. стало началом революционных событий;
• революционное движение достигло особой остроты летом-осенью 1905 г.;
• в создавшихся условиях самодержавие пошло на уступки: издало Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка» 17 октября 1905 г. Однако после издания Манифеста в ноябре - декабре 1905 г. происходят самые ожесточенные столкновения революционеров с правительственными силами. И только после подавления восстаний на крейсере «Очаков» и в Москве революционная энергия в основном направляется в русло легальной борьбы;
• 1905 г. не принес решения основных социально-экономических проблем России, не привел к победе ни одной из противоборствующих сторон.
Домашнее задание: § 3-4. Знать даты, события, термины, понятия. Докажите, что Манифест 17 октября 1905 г. создавал основы для формирования гражданского общества, правового государства.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.