Конспект урока по истории на тему: "КРИЗИС ИМПЕРИИ РУССКО-ЯПОНСКАЯ ВОЙНА И РЕВОЛЮЦИЯ" 11 класс
Оценка 5

Конспект урока по истории на тему: "КРИЗИС ИМПЕРИИ РУССКО-ЯПОНСКАЯ ВОЙНА И РЕВОЛЮЦИЯ" 11 класс

Оценка 5
docx
22.05.2021
Конспект урока по истории на тему: "КРИЗИС ИМПЕРИИ РУССКО-ЯПОНСКАЯ ВОЙНА И РЕВОЛЮЦИЯ" 11 класс
КРИЗИС ИМПЕРИИ РУССКО-ЯПОНСКАЯ ВОЙНА И РЕВОЛЮЦИЯ.docx

Уроки 3, 4 КРИЗИС ИМПЕРИИ: РУССКО-ЯПОНСКАЯ ВОЙНА И РЕВОЛЮЦИЯ

1905-1907 гг.

 

Общие цели: дать обучающимся представление о нараста­нии экономических и социальных противоречий в условиях форсированной модернизации; познакомить с основными собы­тиями революции 1905-1907 гг.; получить представление о Рус­ско-японской войне 1904-1905 гг.

Вспомогательные цели: опираясь на текст § 3-4, выяснить суть разногласий в видении путей развития России С. Ю. Вите и В. К. Плеве; установить новые черты в рабочем движении; опираясь на текст § 3—4, составить развернутый план ответа по теме «Русско-японская война 1904-1905 гг.»; найти в тексте § 3-4 причины революции 1905-1907 г.

Дополнительные цели: сравнить точки зрения на даль­нейшее развитие России С. Ю. Витте, В. К. Плеве, определить общее; составить таблицу «Необходимость перемен в России»; выразить свое отношение к идеям С. Ю. Витте, В. К. Плеве; установить причинно-следственные связи между новыми яв­лениями в рабочем движении начала XX в. и социально-экономическими процессами в развитии России; проанализи­ровать сущность решения крестьянского вопроса в России в начале XX в.; установить причинно-следственные связи внут­ренней и внешней политики правительства в начале XX в.; проанализировать причины, характер, основные этапы и по­следствия Русско-японской войны и начального этапа рево­люции 1905-1907 гг.; выяснить противоречия, существовав­шие в российском обществе; оценить основные положения «Манифеста 17 октября» и определить его влияние на внут­риполитическую ситуацию в российском обществе.

Основные понятия и термины: сфера влияния, концессии, стачка, «Кровавое воскресенье»; Государственная дума; руси­фикация; полицейский социализм.

Основные даты и события:

1904-1905 гг. - Русско-японская война. 1905-1907 гг. - Первая российская революция.

9 января 1905 г. - «Кровавое воскресенье». Октябрь 1905 г. - Всероссийская политическая стачка. 17 октября 1905 г. - Манифест «Об усовершенствовании го­сударственного порядка».

Декабрь 1905 г. - вооруженное восстание в Москве.

Исторические персонажи: Николай II, Георгий Аполлоно-вич Гапон; Петр Петрович Шмидт; Вячеслав Константинович Плеве; Сергей Васильевич Зубатов.

Оборудование: кроссворд, портреты исторических дея­телей, иллюстративный материал.

 

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

- Дифференцированные задания. (тест №1)

- Беседа по вопросам § 1-2. В. 1,4-7.

II. Изучение нового материала.

План

1. Внутренняя политика правительства в начале XX в.

2. Русско-японская война 1904-1905 гг.

3. «Кровавое воскресенье» и начало революции 1905-1907 г.

4. Крестьянские выступления и разложение армии.

5. Манифест 17 октября 1905 г.

6. Декабрьское вооруженное восстание в Москве.

 

1. Внутренняя политика правительства в начале XX в.

Организуется работа в группах.

Группам необходимо в течение 5 минут подготовить со­общение (информацию) по предложенному заданию, опираясь на текст §..3-4 (с. 21-27). Время доклада - не более 2-2,5 мин, следовательно, обучающимся необходимо подобрать главные, ключевые сведения и обобщить их.

Задание группе № 1.

Назвать и охарактеризовать основные направления внутрен­ней политики российского правительства в начале XX века.

Задание группе № 2.

Сравнить взгляды С. Ю. Витте и В. К. Плеве на пути даль­нейшего развития России.

Задание группе № 3.

Назвать новые явления в рабочем движении, которые про­явились в начале XX в.

2. Русско-японская война 1904-1905 гг.

•  Столкновение российских и японских интересов на Даль­нем Востоке.

Задание  обучающимся: заполнить таблицу «Собы­тия Русско-японской войны».

Главные события войны

Дата

Последствия

 

 

 

Работа с картой.

- Показать действия русских и японских войск.

- Показать территорию, которая была арендована Россией у Китая в 1898 г.

- Где развернулся театр военных действий?

- Показать порт, в котором погибли русские корабли: крей­сер «Варяг» и канонерская лодка «Кореец».

- Показать территории, которых лишилась Россия в резуль­тате Русско-японской войны.

- Где произошло подписание мирного договора между Рос­сией и Японией?

Обязательно организовать проверку выполненных заданий с последующим их обсуждением (проконтролировать правиль­ность и качество выполнения).

5. Раскол общества. Манифест 17 октября 1905 г.

6. Декабрьское вооруженное восстание в Москве.

В. И. Ленин писал: «Вооруженная борьба неиз­бежно вытекает из всего хода развития событий, а вовсе не из субъективных желаний отдельных групп или партий».

- Можно ли согласиться с данным выводом? Ответ аргумен­тируйте.

- Анализируя уроки восстания в Москве, основатель россий­ской социал-демократии Г. Плеханов писал: «Пролетариат пока­зал себя сильным, смелым и самоотверженным. И все-таки сил оказалось недостаточно для победы. А потому не надо было браться за оружие». Ленин был иного мнения: надо было бо­роться, только более решительно и энергично.

- Выскажите свое отношение к событиям вооруженного вос­стания в Москве. Приведите аргументы в обоснование своей по­зиции.

III. Закрепление изученного материала.

Обобщаются выводы по теме урока:

- война с Японией рассматривалась правительством Россий­ской империи как средство решения не только внешних, но и внутренних проблем;

   несмотря на героизм, проявленный русскими солдатами и матросами, неподготовленность России к войне, просчеты ко­мандования привели к поражению;

   военное поражение стало катализатором внутриполитиче­ского взрыва. «Кровавое воскресенье» 9 января 1905 г. стало началом революционных событий;

   революционное движение достигло особой остроты летом-осенью 1905 г.;

   в создавшихся условиях самодержавие пошло на уступки: издало Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка» 17 октября 1905 г. Однако после издания Манифеста в ноябре - декабре 1905 г. происходят самые ожесточенные столкновения революционеров с правительственными силами. И только после подавления восстаний на крейсере «Очаков» и в Москве революционная энергия в основном направляется в рус­ло легальной борьбы;

   1905 г. не принес решения основных социально-экономиче­ских проблем России, не привел к победе ни одной из противо­борствующих сторон.

Домашнее задание: § 3-4. Знать даты, события, термины, понятия. Докажите, что Манифест 17 октября 1905 г. создавал основы для формирования гражданского общества, правового государства.


 

Уроки 3, 4 КРИЗИС ИМПЕРИИ: РУССКО-ЯПОНСКАЯ

Уроки 3, 4 КРИЗИС ИМПЕРИИ: РУССКО-ЯПОНСКАЯ

Организуется работа в группах.

Организуется работа в группах.

Однако после издания Манифеста в ноябре - декабре

Однако после издания Манифеста в ноябре - декабре
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.05.2021