НАСТУПЛЕНИЕ КРАСНОЙ АРМИИ НА ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОМ ЭТАПЕ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
Общие цели: определить роль СССР во Второй мировой войне.
Вспомогательные цели: рассказать о победах Красной армии на фронтах Великой Отечественной войны осенью 1943 г. и в 1944 г.; с опорой на материал § 26 охарактеризовать государственную политику СССР на территориях, освобожденных от оккупантов; найти материал в учебнике (§ 26) для составления хронологической таблицы военных и политических событий конца 1944 г. - весны 1945 г.
Дополнительные цели: составить хронологическую таблицу военных и политических событий конца 1944 г. - весны 1945 г.; оценить политические разногласия, возникшие между союзниками в период ведения боевых действий советскими войсками за пределами СССР; установить, в чем заключалась проблема открытия второго фронта; дать сравнительную характеристику Ялтинской и Тегеранской конференциям.
Основные понятия и термины: депортация, репарации, безоговорочная капитуляция.
Важнейшие даты и события:
Январь - май 1944 г. - освобождение Красной армией Правобережной Украины.
6 июня 1944 г. - высадка союзников в Нормандии.
Июнь - июль 1944 г. - освобождение Красной Армией Белоруссии (операция «Багратион»).
Август 1944 г. - Ясско-Кишиневская наступательная операция Красной армии.
Октябрь 1944 г. - освобождение Красной армией Белграда.
Январь - февраль 1945 г. - Висло-Одерская наступательная операция Красной армии.Февраль 1945 г. - конференция глав СССР, США и Великобритании в Ялте.
Апрель 1945 г. - штурм Берлина Красной армией. 8 мая 1945 г. - капитуляция Германии.
Оборудование: карта «Великая Отечественная война». Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
I вариант проверки домашнего задания. Тест.
II вариант проверки домашнего задания. Работа по вариантам.
I вариант.
1. Как проходило осуществление плана «Уран»?
2. Какие решения были приняты на Тегеранской конференции?
II вариант.
1. Охарактеризуйте роль поставок по ленд-лизу в СССР в 1942-1943 гг.
2. Определите значение и последствия Курской битвы для обеих воюющих сторон.
III вариант.
1. Беседа по вопросам домашнего задания.
2. Проверка таблицы «Основные события на советско-германском фронте».
П. Изучение нового материала.
План
1. Освобождение советской земли.
2. Государственная политика на освобожденных территориях.
3. Варшавское восстание.
4. Наступление Красной армии в Восточной Европе.
5. Открытие второго фронта. Ялтинская конференция.
6. Арденнская и Висло-Одерская операции.
7. Падение Берлина. Капитуляция Третьего рейха.
1. Освобождение советской земли.
I вариант изучения вопроса
Учитель с показом на карте «Великая Отечественная война» основных военных действий тезисно излагает основные аспекты вопроса.
Задание обучающимся: слушая объяснения учителя, заполнить таблицу «Основные сражения 1944 г.».
Направления |
Фронт |
Командующий |
Освобождение территории |
Выход к гос. границе |
на юго-западе |
|
|
|
|
на западе |
|
|
|
|
на северо-западе |
|
|
|
|
• Несмотря на поражение в летне-осенней кампании 1943 г. на Восточном фронте, Германия все еще располагала значительными ресурсами для ведения войны.
• Ставка Верховного Главнокомандования поставила задачу окончательно разгромить главные немецкие группировки и завершить изгнание захватчиков с советской земли.
• Первый удар был нанесен в январе 1944 г. под Ленинградом и Новгородом. Немецкие войска отброшены от Пскова и Нарвы, освобожден Новгород.
• Окружена группировка немецких войск на правобережье Украины и в районе Корсунь-Шевченковский. 9 дивизий противника разгромлены.
• Войска 1-го Украинского фронта в начале февраля освободили областные центры Украины, Луцк и Ровно.
• Войска 3-го Украинского фронта 22 февраля овладели Кривым Рогом.
• В начале марта 1, 2, 3-й Украинские фронты начали наступательные действия на широком участке от Луцка до устья Днепра.
• Освобождены Винница, Тернополь и Черновцы.
• Войска 2-го Украинского фронта форсировали Днепр, 20 марта вышли на государственную границу по реке Прут и вступили на территорию Румынии.
• Войска 3-го Украинского фронта 28 марта освободили Николаев, 10 апреля - Одессу.
• Войска 4-го Украинского фронта под командованием генерала Ф. И. Толбухина начали освобождение Крыма. 9 мая 1944 г. освобожден Севастополь.
Вопросы и задания:
- Опираясь на текст документа, докажите, что Советский Союз готов был начать наступательные операции в зимней кампании 1944 г.
- Найдите на карте и покажите главные наступательные операции зимней кампании 1944 г.:
• на юго-западном театре военных действий;
• на северо-западном направлении;
• на западном направлении.
- Какие планировалось задействовать фронты?
- Какая роль отводилась фронтам северного, северо-западного и западного направлений?
Рассказ учителя с показом н.а карте основных сражений 1944 г. по плану:
- окружение немецких войск под Корсунь-Шевченковским;
- операция «Багратион» (июнь - август 1944 г.);
- Львовско-Сандомирская операция (13 июля - 29 августа 1944 г.);
- Ясско-Кишеневская операция (20-29 сентября 1944 г.);
- освобождение Прибалтики;
- выход за пределы границ СССР и разгром фашистских
юйск на оккупационных территориях.
Задание: слушая объяснения учителя, подготовить ответ нa вопрос «Назовите основные победы Красной армии на фронтах Великой Отечественной войны осенью 1943 г. и 1944 г. Как эти события повлияли на общий ход войны?».
2. Государственная политика на освобожденных территориях.
I вариантизучения данного вопроса
Обучающиеся показывают на карте территории СССР, освобожденные от оккупантов. Называют основные задачи государства:
• восстановление народного хозяйства;
• обеспечение нормальных условий для населения Советского Союза.
Обучающиеся, опираясь на знания основной школы, объясняют понятие «депортация» - это насильственное переселение народов СССР (немцы Поволжья, народы Северного Кавказа, Крыма и другие).
Далее следует выступление обучающихся с подготовленными заранее сообщениями: «Депортация народов Поволжья», «Народы Крыма и Кавказа».
В рассказе делать акцент на развитие основных событий.
Задание обучающимся: составить хронологическую таблицу «Военные и политические события конца 1944 г. - весны 1945 г.».
Дата |
Военные события |
Политические события |
Результат |
|
|
|
|
5. Открытие второго фронта. Ялтинская конференция.
Обучающиеся понимают, что победы, одержанные Красной армией в 1943-1944 гг., делали реальной перспективу разгрома фашистской Германии силами Советского Союза без помощи союзников. Следовательно, опасаясь усиления СССР и распространения его влияния на страны Западной Европы, руководители Великобритании и США понимали, что откладывать дальше открытие второго фронта нецелесообразно.
Учитель говорит о том, что 6 июня 1944 г., воспользовавшись ослаблением германских войск, оборонявших побережье Ла-Манша, союзники высадили десант в Нормандии и стали продвигаться в глубь Франции. 25 августа 1944 г. союзники и части французской армии вступили в Париж.
Беседа по вопросам:
- Когда перед союзниками впервые встал вопрос о втором фронте?
- В чем заключалась проблема открытия второго фронта?
- Какую роль сыграл второй фронт в войне?
- Как его
открытие повлияло на действия советских войск?
Учитель обращает внимание обучающихся на таблицу
«Конференции антигитлеровской коалиции» (см. урок 26).
Задание обучающимся: заполнить таблицу, самостоятельно изучив текст § 26 (с. 252-253).
Беседа по вопросам и заданиям (с. 256):
- Дайте характеристику решениям Ялтинской конференции.
- Сравните решения Ялтинской конференции с решениями конференции в Тегеране.
- Какие территориальные изменения произошли в мире согласно решениям конференции в Ялте?
III. Закрепление изученного материала.
Проверка хронологической таблицы «Военные и политические события конца 1944 г. - весны 1945 г.».
Для желающих: ответить на вопрос: «Какие разногласия возникали между союзниками в процессе освобождения советскими войсками Европы?»
Домашнее задание: § 26. Знать новые понятия, термины, даты и события.
Подготовить сообщения с помощью справочной дополнительной литературы:
• «Мои земляки - герои Великой Отечественной войны».
• «Героизм советских людей в годы ВОВ».
• «Вклад советских конструкторов в победу над фашистской Германией».
• «Советские полководцы» и т. д.
Опережающее задание: подготовить справочный дополнительный материал для заполнения таблицы «Противоречия сверхдержав в послевоенный период» (см. задание для групп).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.