Технологическая карта урока
Данные об учителе: Бронникова Наталья Анатольевна, заявленная категория первая, МБОУ СОШ №71, Устиновского района города Ижевска.
Предмет: обществознание Класс 9а Учебник: Л.Н. Боголюбов
Тема урока: правовое регулирование отношений в сфере образования Тип урока: урок изучения нового материала.
Оборудование: мультимедийная презентация,
Цель:
Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которых проектируется урок:
Учащиеся владеют
• регулятивными УУД:
умеют формулировать вопросы по теме на основе опорных (ключевых и вопросительных) слов (2 уровень);
преобразовывать учебную задачу в познавательную совместно с учителем (2 уровень);
• познавательными УУД:
умеют собирать и выделять информацию, существенную для решения проблемы под руководством учителя (1 уровень);
• коммуникативные УУД:
умеют высказывать свою точку зрения по инициативе учителя (2 уровень);
• личностные УУД:
могут осуществлять рефлексию своего отношения к содержанию темы (2 уровень)
Этап урока |
Задачи этапа |
Методы и приёмы обучения |
Формы учебного взаимодействия |
Деятельность учителя |
Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов |
Деятельность ученика |
|
Мотивационно-целевой этап |
Организационный момент 1 мин. |
Создание эмоционально-положительного настроя. |
|
Фронтальная |
Проверяет готовность детей к уроку, настраивает на урок |
|
|
Актуализа-ция знаний 7 мин
Мотивация (встреча с проблемой) 4 мин. |
Подведение учащихся к формулированию темы и постановке учебной задачи
Учить выдвигать гипотезы о
|
Беседа по уточнению и конкретизации первичных знаний.
Мульти-медийная презентация
Беседа по уточне-нию и конкретизации первичных знаний
|
Обсуждение.
Создание проблем-ной ситуации
|
Предлагает проверить знание терминов изученных на прошлом уроке и переходит к подведению новой темы урока
Объясняет, что сегодня дети будут знакомиться с мансийской сказкой. Сказка с вопросом в названии.
Классификация сказок. -Попробуем определить тему вопроса сказки: -О внешнем виде животного. -О повадках животных. -О человеческих качествах. -О явлениях природы.
Подводит учащихся к постановке учебной задачи |
Какая общая тема изучается на уроках литературного чтения? О чём она? О далёкой эпохе человечества-эпохе мифов и сказок. -Сегодня мы продолжим знакомство со сказками, а кто будет героем сегодняшней сказки, попробуйте отгадать: Тяжелы рога по весу, Ходит важно он по лесу: Он хозяин, а не гость – старший брат оленя. Хмурый и серьёзный, (Лось) -Он любитель грызть морковку, Ест капусту очень ловко, Скачет он то тут, то там, По полям и по лесам Серый, белый и косой, Кто, скажите, он такой? (Заяц)
- А вы знаете, кто такие манси и где они живут? 2 слайд-карта России, на ней отмечен ХМАО-Югра 3 слайд-подробная карта округа 4 слайд-флаг и герб 5 слайд-фото мэра Москвы (С. С. Собянин) 6 слайд-фото национального костюма и название сказки
-Сегодня перед нами стоит проблемный вопрос, на который предстоит найти ответ на уроке |
Воспринимают на слух вопросы, отвечают на вопросы учителя. Приводят свои доводы к формулированию темы
Воспринимают на слух и отгадывают загадки.
Ученики отвечают на наводящие вопросы учителя, опираясь на мультимедийную презентацию.
Ставят учебные задачи, уточняют, что сегодня предстоит сделать на уроке.Предлагают различные варианты ответа на проблемный вопрос. Обнаруживают расхождения в предлагаемых вариантах ответов и осознают неполноту своих знаний в объяснении определения.
|
|
Поисково-исследовательский этап |
Поиск – сбор информации 10 мин.
Физкультминутка 1 мин. |
Развитие умения находить ответы на проблемные вопросы
Релаксация и отдых
|
Первич-ное знакомство с текстом, Словар-ная работа
Вторич-ное чтение сказки «цепоч-кой»
Иллюстративный метод
Первич-ное закрепление
|
Фронтальная работа |
Учитель после первичного знакомства проводит словарную работу над словами: Лось- (картинка) Подкрался-подошел очень тихо. Пенёк- оставшаяся в земле часть дерева, после того как его спилят (картинка) Лосиха- жена лося Кедр - хвойное дерево (картинка дерева с шишкой)
Учитель включает мансийскую песню «Танец медведя» |
Хорошо читающий ученик читает сказку
-Оком эта сказка? - Кто главные герои этой сказки? - Что делал заяц? - Что ему подарил лось?
|
Воспринимают на слух содержание сказки.
Чтение сказки «цепочкой», Объясняют некоторые ключевые слова сказки
Отвечают на вопросы учителя
Повторяют движения за учителем
|
Связывание информации и рефлексия 10 мин. |
Учиться конкретизировать полученные знания. |
Иллюс-тративнодемонст-рацион-ный метод. Работа с книгой. Дискус-сия. |
Фронтальная работа, группо-вая работа |
Предлагает прочитать сказку по ролям.
Предлагает ответить на вопросы и |
-Сколько действующих лиц в сказке?
- О чём разговаривали лоси? - Как заяц узнал об их разговоре? Что он для этого сделал? - Почему зайцу захотелось иметь большие рога? Что ответил заяц найдитев тексте. - Посмотрите на рисунок и скажите какой фрагмент сказки на ней изображён? Зачитайте этот отрывок из текста. - Как лоси наказали зайца за трусость? - Чему учит эта сказка? -Какова мораль? -А подслушивать чужие разговоры- это хорошо или плохо? - Почему? -Какое настроение у вас было, когда вы читали эту сказку? - Почему?
|
В группах готовятся к чтению по ролям
Отвечают на вопросы учителя.
|
|
Практический этап
|
Примене-ние полученных знаний 7 мин. |
Уметь применять полученные знания и фиксиро-вать информацию в пиктограм-ме.
|
Метод письмен-ного контроля. Презентация результа-тов деятельности |
Парная работа |
Организует группы, инструктирует выполнение работы: прочитать тест, выделить главные этапы и зафиксировать знаками-пиктограммой. Организует коллективную проверку выполненной работы. |
-Нарисуй пиктограмму (Пиктогра́мма (от pictus — рисовать и γράμμα — запись) — схематическое изображение различных предметов и явлений) |
Дети выполняют работу в парах: читают сказку, выделяют процесс, обсуждают, аргументируют свое согласие (несогласие) с мнениями участников учебного диалога, приходят к общему решению. Результаты зарисовывают. Результаты вывешивают на доску, сравнивают свою работу с работами других пари оценивают свои работы.
|
Рефлексивно-оценочный этап
|
Рефлексия учебной деятельнос-ти 3 мин.
Задание на дом. 1 мин.
|
Соотнесе-ние поставлен-ных задач с достигну-тым результатом
Закрепле-ние пройденно-го материала |
Беседа. |
Фронтальная работа |
Предлагает серию вопросов на закрепление пройденного материала. Учитель предлагает взять «зайчиков» с разными ушками и распределить их по группам: -вверх ушки-хорошо работал на уроке, всё понравилось, -прижаты ушки-работал не в полную силу, мог и лучше. -ушки опущены-ничего не понял на уроке. Объясняет д/з: 1гр. - чтение по ролям, 2 гр.- принести другую народную объяснит. сказку 3гр. – придумать свою объяснит. сказку. |
- О какой сказке говорили мы сегодня? -Что нового сегодня вы узнали на уроке? -Чему сегодня ты научился? - Чем похожи начальные и заключительные слова объяснительных сказок? - Для чего нужны сказки? - Какова мораль данной сказки? -Что ты возьмёшь для себя сегодня с урока?
|
Отвечают на поставленные вопросы.
Сказка-ложь, да в ней намёк-добрым молодцам урок. |
|
Дата: Подпись учителя
Самоанализ урока
Данные об учителе: Баринова Ирина Витальевна, имеющаяся высшая категория, заявленная высшая категория, МБОУ СОШ №71, Устиновского района города Ижевска.
Предмет: Литературное чтение Класс 3а Учебник (УМК): В. Ю. Свиридова, система Л. В. Занкова
Тема урока: Мансийская сказка «Отчего у зайца длинные уши» Тип урока: урок изучения нового материала.
Оборудование: мультимедийная презентация, картинки с изображением героев мансийской мифологии, листы для пиктограмм.
Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которых проектируется урок:
Учащиеся владеют
• регулятивными УУД:
умеют формулировать вопросы по теме на основе опорных (ключевых и вопросительных) слов (2 уровень);
преобразовывать учебную задачу в познавательную совместно с учителем (2 уровень);
• познавательными УУД:
умеют собирать и выделять информацию, существенную для решения проблемы под руководством учителя (1 уровень);
• коммуникативные УУД:
умеют высказывать свою точку зрения по инициативе учителя (2 уровень);
• личностные УУД:
могут осуществлять рефлексию своего отношения к содержанию темы (2 уровень)
Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень их достижений.
Вид планируемых учебных действий |
Учебные действия |
Планируемый уровень достижений результатов обучения |
|
|
Предметные |
раскрыть содержание сказки и понятие «объяснительная сказка», составление опорного конспекта урока - пиктограмма, развивать навыки устной речи |
1 уровень-понимание, узнавание, адекватное употребление в речи, 2 уровень-воспроизведение |
|
|
метапредметтные |
Познаватель-ные УУД |
с помощью учителя выдвигать гипотезы и их обосновывать, работать с текстом сказки, преобразовывать один вид информации в другой
|
1 уровень - высказывать свою точку зрения по инициативе учителя |
|
Регулятивные УУД |
с помощью учителя ставить цель, осуществлять контроль, оценивание, коррекцию знаний |
2 уровень – род руководством учителя формировать деятельность |
|
|
Коммуникатив-ные УУД |
формировать умение сотрудничать с одноклассниками и учителем.
|
2 уровень - совместные (парные и групповые), выполняемые под руководством учителя действия учащихся |
|
|
Личностные |
проявлять учебную и коммуникативную активность, формировать самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности
|
3 уровень - самостоятельное выполнение учебного действия |
|
Этап урока |
Уровень достижения планируемого результата (оценка) |
Формируемые универсальные учебные действия и предметные действия |
Возможные риски (Что может быть не усвоено, не понято). |
Коррекционная работа |
|
Мотивационно - целевой этап |
Орг. момент |
Организовать самоопределение детей к деятельности на уроке. Дети научены готовиться к уроку на перемене, поэтому рабочее место соответствовало требованиям урока. Урок начался по звонку. |
Личностные УУД: самоорганизация, Регулятивные УУД: способность регулировать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке
|
|
Напомнить на перемене о подготовке к уроку (дежурным класса и обучающимся класса) |
Актуализация знаний |
Систематизировать имеющиеся у учащихся знания. Планируемые результаты были реализованы полностью. Дети ориентировались в материале, выполняли предложенные задания, объясняли причинно-следственные связи изменения процессов, фиксируя схематично |
Личностные УУД: Осознание своих возможностей в учении на основе сравнения «Я» и «хороший ученик» Познавательные УУД: осознанное построение речевого высказывания в устной форме, знаково-символическое преобразование модели с целью выявления общих законов. Проявление инициативности и самостоятельности, умение использовать знаково-символические средства для создания схемы.
|
Умение сопоставлять изображение на карте с символикой края, тема «Природная зона – лес» ещё не пройдена на уроках окружающего мира |
Поработали с понятиями Западная Сибирь, тайга. Финно-угорская языковая группа (удмурты, манси, финны, венгры) |
|
Мотивация (встреча с проблемой) |
Учить выдвигать гипотезы по вопросу сказки. Цели данного этапа были достигнуты. Дети смогли выдвинуть гипотезы, аргументировали своё мнение, но не сумели дать точного ответа на проблемный вопрос сказки, что являлось ожидаемым результатом данного этапа урока |
Личностные УУД: развитие учебной активности Познавательные УУД: выдвижение гипотез и их обоснование Коммуникативные УУД: уметь обосновывать и доказывать свою точку зрения, уметь слушать собеседника |
Может потребоваться много времени, чтобы дети смогли сформулировать гипотезы и определить тему вопроса сказки |
Учитель постоянно обращает внимание на классификацию сказок по теме вопроса сказки |
|
Поисково-исследовательский этап |
Поиск – сбор информации |
Уметь собирать информацию и анализировать литературное произведение. Увеличение словарного запаса. |
Личностные УУД: Осознание необходимости самосовершенствования, установление личностного смысла знания. Познавательные УУД: построение объяснения, рефлексия, подведение под понятие. |
Не все дети могут определить лексическое значение слов |
Проводить работу по расширению словарного запаса учащихся |
Связывание информации и рефлексия
|
Учить конкретизировать полученные знания. На этом этапе обучающиеся работали в группах, самостоятельно искали ответы на вопросы учителя, что способствовало уточнению и конкретизации. Формируется мировоззрение, расширяется кругозор. |
Личностные УУД: развитие учебной активности, осознание личностной значимости нового знания, формирование самосознания. Познавательные УУД: установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений Регулятивные УУД: планирование, контроль и коррекция результата деятельности. |
Некоторые учащиеся не сразу смогут найти отрывок к иллюстрации |
Учитель просит внимательно рассмотреть иллюстрацию |
|
Практический этап |
Применение |
Уметь применять полученные знания и фиксировать информацию в виде пиктограммы. Дети работали с текстом сказки. Большинство детей сумели правильно выполнить задание и их графические рисунки совпали. Цели данного этапа урока были реализованы, т.к. результаты деятельности детей показали принятие нового знания. Обучающиеся не только оценили себя и своих одноклассников, но и корректировали неточные ответы, аргументируя свои доводы. |
Личностные: формирование способности к самооценке и взаимооценке. Познавательные УУД: проявление инициативности и самостоятельности при работе с информацией, умение использовать знаково-символические средства представления информации. извлечение необходимой информации, умение фиксировать информацию в виде пиктограммы. Регулятивные УУД: оценка и коррекция знаний.
|
В силу разного темпа чтения не все дети могут внимательно читать текст сказки и правильно представить её графически. |
Необходимо учителю не упускать из виду слабо читающих детей, можно посадить рядом с хорошо читающими детьми. |
Рефлексивно- оценочный этап |
Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом. |
|
Личностные УУД: Внутренняя позиция школьника. Регулятивные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. |
Дети могут не прийти к выводу чем похожи начальные и заключительные слова объяснительных сказок. |
Учитель должен помочь найти в тексте сказки нужные отрывки |
Дата: Подпись:
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.