Конспект урока по истории с использованием инновационных образовательных технологий (7 класс) Тема: «Эпоха Великих географических открытий»

  • docx
  • 06.06.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала «Эпоха Великих географических открытий».docx

Приложение

 

Конспект  урока по истории с использованием инновационных образовательных    технологий
(7 класс)

 


Тема: «Эпоха Великих географических открытий»

Форма проведения урока: интегрированный урок.

Цель:

Ø  используя исторический материал сформировать представления об эпохе Великих географических открытий, их роли в развитии истории человечества.

Задачи:

Ø  Способствовать формирование у обучающихся системы знаний о Великих географических открытиях; развитию всесторонне развитой личности, формирование умения принимать события из прошлого, анализируя их через исторические тесты.

Ø  Осознание значения и последствий Великих географических открытий для стран Европы и мира; развивать мыслительные операции: анализ, сравнение, синтез, обобщение.

Ø  Установление логических связей между событиями эпохи Великих географических открытий; исследовать и сопоставлять исторические события, раскрывая причинно-следственные связи.

Ø  Способствовать развитию внимания, памяти, речи, логического мышления.

Тип урока: открытие новых знаний.

Оборудование и средства обучения: Презентация «Эпоха Великих географических открытий», проектор, ПК для учителя, экран.

Конспект урока:

1.Организационный момент.

Вступительное слово учителя: (слайд 2).

Здравствуйте, дети! Рада вас видеть. Давайте начнем наш урок.  Ребята, каждый из нас любит путешествовать. Во время каникул, особенно летних, мы стараемся уехать из дома на морское побережье, в горы, да и просто в гости, например, к бабушке в деревню. Для вас это не только географическое путешествие (вы же перемещаетесь из одного пункта в другой), но и небольшое открытие. Вы открываете для себя новые тропинки в лесу, не изведанные ранее тропы в горах и т.д. Однако, никто из вас не рискнет назвать ваши открытия Великими. А вот открытия XV–XVI веков в науке называют Великими географическими открытиями. Какой у вас возникает вопрос?

Предполагаемые ответы обучающихся: почему географические открытия конца XV века назвали Великими?

 Верно. А почему? В чем же отличие?

Предполагаемые ответы обучающихся: потому что это не большое открытие, потому что это уже известное место и тд.

Этап урока: актуализация знаний и фиксация затруднений в пробном действии

Теперь давайте посмотрим на следующий слайд. Здесь мы видим загадку. Может кто-то знает ответ? (слайд 3)

Предполагаемые ответы обучающихся: перец.

А рос ли перец в Европе? Почему богатого человека в Европе называли «Мешок с перцем»?

Предполагаемые ответы обучающихся: нет перец растет в Азии. Так называли человека, потому что он был очень богат. (слайд 4)

Если европейца называли «Мешок с перцем» значит перец проникал в Европу и европейцы им торговали со станами Азии. Почему же сейчас перец так высоко не ценится, и мы можем его найти на любой кухни, и в магазине он очень недорого стоит?

Предполагаемые ответы обучающихся: мы не знаем.

Этап урока: выявление причины затруднения

Почему мы не может это сделать?

Предполагаемые ответы обучающихся: еще не изучали, недостаточно владеем информацией о теме урока.

Этап урока: построение проекта выхода из затруднения

Какова же цель нашего урока?

Предполагаемые ответы обучающихся: понять почему перец так упал в цене. Кто привез в Европу так много перца. Кто открыл новые торговые пути, которые позволили европейцам получить так много перца и пряностей, что все это так сильно упало в цене.

Какая тема нашего урока?

Предполагаемые ответы обучающихся: Географические открытия.

Записываем в тетрадь тему: «Эпоха Великих географических открытий» (слайд 5).

Каков план нашей работы по получению новых знаний?

Предполагаемые ответы обучающихся: чтение текстов учебника, изучение карт, анализ исторических текстов.

Этап урока: реализация построенного проекта

Почему европейцев манили новые земли? Для поиска ответа на наш вопрос поработаем с текстом о состоянии дел в Европе накануне Великих Географических открытий. Работая над текстом, вы, должны будете, ответить на главный вопрос: Причины Великих географических открытий.

(слайд 6-10). Приложение1.

Работа с текстом. Ответы на поставленный вопрос.

 Давайте посмотрим на слайд и выясним правильно мы предполагали или нет.

 (слайд 11)

Причины Великих географических открытий:

1.       развитие производства

2.       расширение торговли

3.       потребность в золоте и серебре

4.       невыгодная торговля с Востоком после завоеваний турок

5.       поиск новых морских путей в страны Востока

6.       перенаселенность в районе Средиземноморья

7.       технические достижения

 

Этап урока: первичное закрепление во внешней речи.

Используя знания, которые у вас уже есть – дайте определение понятию Великие географические открытия.

Предполагаемые ответы обучающихся: время, когда открывались новые земли.

Запишем это понятие в тетрадь. (слайд 12)

Великие географические открытия — период в истории человечества, начавшийся в XV веке и продолжавшийся до XVII века, в ходе которого европейцы открывали новые земли и морские маршруты в Африку, Америку, Азию и Океанию в поисках новых торговых партнёров и источников товаров, пользовавшихся большим спросом в Европе.

Остановимся немного конкретнее на изобретениях, благодаря которым стали возможны дальние плавания по океанам. (слайд 13)

Итак, как вам уже известно, еще в эпоху средневековья были сделаны важные изобретения в технике кораблестроения и навигационного искусства, благодаря которым стали возможны дальние океанские плавания.

К ним относятся появление:

- кормового руля, сменившего рулевые весла.

- каравелл – судно нового хорошо управляемого типа. Хорошее управление достигалось тем, что они были обеспечены не только квадратным парусом, но и косым, дававшим возможность маневрирования и плавания при встречном ветре.

- навигационные приборы, важнейшим из которых стал компас, астролябия – прибор для определения широты и долготы.

Благодаря новым изобретениям, моряки с большой точностью научились определять положение корабля в открытом море. Именно невозможность определиться привязывала мореходов к берегам, теперь эта причина отпала.

- навигационные карты, на которых обозначались очертания берегов, местонахождения портов (портолан – название навигационных карт), встречающиеся на пути препятствия.

Все это подготовило и сделало возможным Великие географические открытия.

 А теперь пришло время узнать о тех мореплавателях, которые положили начало новому периоду истории.

Этап урока: самостоятельная работа с самопроверкой по образцу

 Но вряд ли, мореплаватель будет один. Их может быть так много, что к концу урока мы можем их и не запомним. Что же делать?

Предполагаемые ответы обучающихся: надо записать в тетрадь.

Отлично, а записать я вам предлагаю в форме таблицы. (слад 14)

Дата

Мореплаватель

Открытие

 

Христофор Колумб (1451-1506). (слайд 15). Выступление ученика.

Представление о шарообразности Земли, породило идею о воз­можности добраться до Индии западным путем. Тогда думали, что этот путь короче, чем путь вокруг Африки. Первым попытался это сделать генуэзец на испанской службе Христофор Колумб.

3 августа 1492 года на кораблях «Санта-Мария», «Нинья» и «Пинта» Колумб отправился в экспедицию, взяв курс на Канарские острова. Он пересёк Атлантический океан и 12 октября 1492 года причалил к берегу острова в группе Багамских островов, который назвал Сан-Сальвадор. Этот день считается датой открытия Америки европейцами. Полагая, что он открыл Индию, Колумб назвал местных жителей индейцами.

Во время второго плавания Колумб открыл ряд других островов в Карибском море, в третьем — достиг побережья Южной Америки, в последнем — побережья Центральной Америки.

Материк, открытый Колумбом, первоначально называли Вест-Индией (Западная Индия). Лишь позже материку дали название Америка.

Америго Веспуччи(1454-1512) (слайд 16) Выступление ученика.

А почему Америку назвали Америкой? Осознание того, что Колумб открыл земли, о которых раньше европейцы не имели представления, пришло позже. Впервые это понял флорентийский мореплаватель Америго Веспуччи, путешествовавший в так называемую Вест-Индию в 1503 году. В честь него новые земли и получили название "Америка", так как в результате плаваний вдоль северных и восточных берегов новооткрытой земли именно у Америго Веспуччи сложилось правильное представление о том, что она является заатлантическим материком, а отнюдь не Индией, как считал Христофор.

Васко да Гама (1469-1524) (слайд 17) Выступление ученика.

Весной 1497 г. португальский король Хуан II назначил Васко да Гама главой экспедиции, целью которой был поиск пути из Европы в Индию. Уже в июле того же года экспедиция отправилась в плавание на четырёх кораблях. Обогнув с юга Африку, 20 мая 1498 года экспедиция подошла к берегам индийского города Каликут, а в 1499 году вернулась в Португалию с грузом пряностей. Так был открыт морской путь из Европы в Индию.

Фернан Магеллан (1480-1521) (слайд 18) Выступление ученика.

Осенью 1519 г. из Испании на 5 каравеллах отправилась многочисленная экспедиция (265 человек), возглавлял которую мореплаватель Фернан Магеллан. Его целью было найти путь через Атлантический океан к Молуккским островам (острова пряностей).

Через год путешествия команда Магеллана вошла в узкий пролив, который позже был назван Магелланов пролив. Пройдя через него, команде Магеллана удалось выйти в раннее неизвестный океан. Поскольку в течение всего плавания океан был очень спокойным, и моряки не видели бурь было принято решение назвать его Тихим.

В марте 1521 года команда Магеллана достигла Марианских островов, а затем высадилась на Филиппинах, где сам Магеллан погиб в стычке с местными жителями. Его команде удалось достичь Молуккских островов. Спустя три года только один корабль под названием «Виктория»  с 18 моряками из 270 вернулся домой в Испанию. 

В результате экспедиции Магеллана было установлено наличие океана между Азией и Америкой и единство Мирового океана в целом. Также было доказало, что Земля имеет шарообразную форму.

Этап урока: физкультминутка

Давайте, выполним несколько не сложных упражнений

Учащиеся выполняют комплекс спортивных упражнений:

Раз - подняться, потянуться,
Два - нагнуться, разогнуться,
Три - в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - на место тихо сесть.

Мы внимательно выслушали сообщения, и у нас получилась вот такая таблица.

 (слайд 19)

Дата

Мореплаватель

Открытие

1492 г.

Испанец Христофор Колумб

Открыл Америку

1497-1499 гг.

Португалец Васко да Гама

Открыл морской путь к Индии

1507 г.

Итальянец

Америго Веспуччи

Доказал, что открытые Колумбом земли – новый материк, который был назван в его честь Америкой.

1519-1522 гг.

Португалец Фернан Магеллан

Совершает первое в мире кругосветное плаванье,

 

Проверим как вы усвоили материал и выполним небольшое задание. (слайд 20)

А

Васко да Гама

1

Кругосветное путешествие

Б

Фернан Магеллан

2

Открыл новый материк, названный Америкой

С

Америго Веспуччи

3

Открыл путь в Индию

В

Христофор Колумб

4

В честь него назван Новый Свет

 

 

А

В

С

D

3

1

4

2

 

 

 

Этап урока: включение в систему знаний и повторение

 Внимание! Черный ящик! Итак, уважаемые… знатоки! В черном ящике лежат три вещи, которые Христофор Колумб привез из Нового Света! Что это? (слайд 21)

Предполагаемый ответ обучающихся:

(в ходе беседы по мере необходимости возможны приведенные ниже подсказки).

1. Европейские дамы почитали это пригодным лишь на букет, а Петр I увидел в этом “второй хлеб” для России.

2. Колумб назвал это “индийским зерном” и кормом скоту, а мы же ценим её достоинства при походе в кино.

3. Колумба и его соратников привлёк внешний вид кустиков с резными листьями и маленькими цветочками, поэтому они и привезли это растение. Итальянцы дали ему имя, которое в переводе означает «золотое яблоко», а французы нарекли тем, что означает «яблоко любви».

 Итак, какие же последствия имели Великие географические открытия? Давайте попробуем ответить. (слайд 22)

Предполагаемый ответ обучающихся: специй стало больше, открыли новые земли, европейцы стали богаче.

Проверим себя.

1. Изменение представлений о мире и людях. В результате Великих географических открытий рушились старые представления о мире, их сменили новые. Выяснилось, что европейская цивилизация далеко не единственная в мире, что существует множество других цивилизаций и народов. Получила подтверждение мысль о шарообразности Земли, более точными стали представления о ее размерах и живущих на разных континентах людях.

2. Новые открытия дали толчок в развитии наук: географии, истории, астрономии.

3. Расширение торговли, начинает складываться единый мировой рынок, устанавливались связи с разными странами и континентами.

4. В Европе появился новый товар – картофель, томат, фасоль, какао, табак, чай, кофе, шоколад

5. Началось угнетение коренных народов Африки, Азии, Америки.

Учитель : Таким образом, великие географические открытия нарушили изоляцию двух миров, сблизили два общества - зарождающееся индустриальное и традиционное.

Домашнее задание: прочитать § 1 стр. 6–7, выписать термины в словарик. Выписать значения Великих географических открытий. (слайд 24)

Этап урока: рефлексия учебной деятельности на уроке. ( слайд 25)

Утверждения рефлексии:

  Самое интересное на уроке было ………………..

        Мне понравилось ………………………………….

        Меня заинтересовало ……………………………...

        Хотел бы узнать подробнее о ……………………..

        Я считаю, что сегодня мы ………………………….


 

Скачано с www.znanio.ru