Приложение
Конспект урока по истории с использованием инновационных
образовательных технологий
(7
класс)
Тема: «Эпоха Великих географических открытий»
Форма проведения урока: интегрированный урок.
Цель:
Ø используя исторический материал сформировать представления об эпохе Великих географических открытий, их роли в развитии истории человечества.
Задачи:
Ø Способствовать формирование у обучающихся системы знаний о Великих географических открытиях; развитию всесторонне развитой личности, формирование умения принимать события из прошлого, анализируя их через исторические тесты.
Ø Осознание значения и последствий Великих географических открытий для стран Европы и мира; развивать мыслительные операции: анализ, сравнение, синтез, обобщение.
Ø Установление логических связей между событиями эпохи Великих географических открытий; исследовать и сопоставлять исторические события, раскрывая причинно-следственные связи.
Ø Способствовать развитию внимания, памяти, речи, логического мышления.
Тип урока: открытие новых знаний.
Оборудование и средства обучения: Презентация «Эпоха Великих географических открытий», проектор, ПК для учителя, экран.
Конспект урока:
1.Организационный момент.
Вступительное слово учителя: (слайд 2).
Здравствуйте, дети! Рада вас видеть. Давайте начнем наш урок. Ребята, каждый из нас любит путешествовать. Во время каникул, особенно летних, мы стараемся уехать из дома на морское побережье, в горы, да и просто в гости, например, к бабушке в деревню. Для вас это не только географическое путешествие (вы же перемещаетесь из одного пункта в другой), но и небольшое открытие. Вы открываете для себя новые тропинки в лесу, не изведанные ранее тропы в горах и т.д. Однако, никто из вас не рискнет назвать ваши открытия Великими. А вот открытия XV–XVI веков в науке называют Великими географическими открытиями. Какой у вас возникает вопрос?
Предполагаемые ответы обучающихся: почему географические открытия конца XV века назвали Великими?
Верно. А почему? В чем же отличие?
Предполагаемые ответы обучающихся: потому что это не большое открытие, потому что это уже известное место и тд.
Этап урока: актуализация знаний и фиксация затруднений в пробном действии
Теперь давайте посмотрим на следующий слайд. Здесь мы видим загадку. Может кто-то знает ответ? (слайд 3)
Предполагаемые ответы обучающихся: перец.
А рос ли перец в Европе? Почему богатого человека в Европе называли «Мешок с перцем»?
Предполагаемые ответы обучающихся: нет перец растет в Азии. Так называли человека, потому что он был очень богат. (слайд 4)
Если европейца называли «Мешок с перцем» значит перец проникал в Европу и европейцы им торговали со станами Азии. Почему же сейчас перец так высоко не ценится, и мы можем его найти на любой кухни, и в магазине он очень недорого стоит?
Предполагаемые ответы обучающихся: мы не знаем.
Этап урока: выявление причины затруднения
Почему мы не может это сделать?
Предполагаемые ответы обучающихся: еще не изучали, недостаточно владеем информацией о теме урока.
Этап урока: построение проекта выхода из затруднения
Какова же цель нашего урока?
Предполагаемые ответы обучающихся: понять почему перец так упал в цене. Кто привез в Европу так много перца. Кто открыл новые торговые пути, которые позволили европейцам получить так много перца и пряностей, что все это так сильно упало в цене.
Какая тема нашего урока?
Предполагаемые ответы обучающихся: Географические открытия.
Записываем в тетрадь тему: «Эпоха Великих географических открытий» (слайд 5).
Каков план нашей работы по получению новых знаний?
Предполагаемые ответы обучающихся: чтение текстов учебника, изучение карт, анализ исторических текстов.
Этап урока: реализация построенного проекта
Почему европейцев манили новые земли? Для поиска ответа на наш вопрос поработаем с текстом о состоянии дел в Европе накануне Великих Географических открытий. Работая над текстом, вы, должны будете, ответить на главный вопрос: Причины Великих географических открытий.
(слайд 6-10). Приложение1.
Работа с текстом. Ответы на поставленный вопрос.
Давайте посмотрим на слайд и выясним правильно мы предполагали или нет.
(слайд 11)
Причины Великих географических открытий:
1. развитие производства
2. расширение торговли
3. потребность в золоте и серебре
4. невыгодная торговля с Востоком после завоеваний турок
5. поиск новых морских путей в страны Востока
6. перенаселенность в районе Средиземноморья
7. технические достижения
Этап урока: первичное закрепление во внешней речи.
Используя знания, которые у вас уже есть – дайте определение понятию Великие географические открытия.
Предполагаемые ответы обучающихся: время, когда открывались новые земли.
Запишем это понятие в тетрадь. (слайд 12)
Великие географические открытия — период в истории человечества, начавшийся в XV веке и продолжавшийся до XVII века, в ходе которого европейцы открывали новые земли и морские маршруты в Африку, Америку, Азию и Океанию в поисках новых торговых партнёров и источников товаров, пользовавшихся большим спросом в Европе.
Остановимся немного конкретнее на изобретениях, благодаря которым стали возможны дальние плавания по океанам. (слайд 13)
Итак, как вам уже известно, еще в эпоху средневековья были сделаны важные изобретения в технике кораблестроения и навигационного искусства, благодаря которым стали возможны дальние океанские плавания.
К ним относятся появление:
- кормового руля, сменившего рулевые весла.
- каравелл – судно нового хорошо управляемого типа. Хорошее управление достигалось тем, что они были обеспечены не только квадратным парусом, но и косым, дававшим возможность маневрирования и плавания при встречном ветре.
- навигационные приборы, важнейшим из которых стал компас, астролябия – прибор для определения широты и долготы.
Благодаря новым изобретениям, моряки с большой точностью научились определять положение корабля в открытом море. Именно невозможность определиться привязывала мореходов к берегам, теперь эта причина отпала.
- навигационные карты, на которых обозначались очертания берегов, местонахождения портов (портолан – название навигационных карт), встречающиеся на пути препятствия.
Все это подготовило и сделало возможным Великие географические открытия.
А теперь пришло время узнать о тех мореплавателях, которые положили начало новому периоду истории.
Этап урока: самостоятельная работа с самопроверкой по образцу
Но вряд ли, мореплаватель будет один. Их может быть так много, что к концу урока мы можем их и не запомним. Что же делать?
Предполагаемые ответы обучающихся: надо записать в тетрадь.
Отлично, а записать я вам предлагаю в форме таблицы. (слад 14)
Дата |
Мореплаватель |
Открытие |
Христофор Колумб (1451-1506). (слайд 15). Выступление ученика.
Представление о шарообразности Земли, породило идею о возможности добраться до Индии западным путем. Тогда думали, что этот путь короче, чем путь вокруг Африки. Первым попытался это сделать генуэзец на испанской службе Христофор Колумб.
3 августа 1492 года на кораблях «Санта-Мария», «Нинья» и «Пинта» Колумб отправился в экспедицию, взяв курс на Канарские острова. Он пересёк Атлантический океан и 12 октября 1492 года причалил к берегу острова в группе Багамских островов, который назвал Сан-Сальвадор. Этот день считается датой открытия Америки европейцами. Полагая, что он открыл Индию, Колумб назвал местных жителей индейцами.
Во время второго плавания Колумб открыл ряд других островов в Карибском море, в третьем — достиг побережья Южной Америки, в последнем — побережья Центральной Америки.
Материк, открытый Колумбом, первоначально называли Вест-Индией (Западная Индия). Лишь позже материку дали название Америка.
Америго Веспуччи(1454-1512) (слайд 16) Выступление ученика.
А почему Америку назвали Америкой? Осознание того, что Колумб открыл земли, о которых раньше европейцы не имели представления, пришло позже. Впервые это понял флорентийский мореплаватель Америго Веспуччи, путешествовавший в так называемую Вест-Индию в 1503 году. В честь него новые земли и получили название "Америка", так как в результате плаваний вдоль северных и восточных берегов новооткрытой земли именно у Америго Веспуччи сложилось правильное представление о том, что она является заатлантическим материком, а отнюдь не Индией, как считал Христофор.
Васко да Гама (1469-1524) (слайд 17) Выступление ученика.
Весной 1497 г. португальский король Хуан II назначил Васко да Гама главой экспедиции, целью которой был поиск пути из Европы в Индию. Уже в июле того же года экспедиция отправилась в плавание на четырёх кораблях. Обогнув с юга Африку, 20 мая 1498 года экспедиция подошла к берегам индийского города Каликут, а в 1499 году вернулась в Португалию с грузом пряностей. Так был открыт морской путь из Европы в Индию.
Фернан Магеллан (1480-1521) (слайд 18) Выступление ученика.
Осенью 1519 г. из Испании на 5 каравеллах отправилась многочисленная экспедиция (265 человек), возглавлял которую мореплаватель Фернан Магеллан. Его целью было найти путь через Атлантический океан к Молуккским островам (острова пряностей).
Через год путешествия команда Магеллана вошла в узкий пролив, который позже был назван Магелланов пролив. Пройдя через него, команде Магеллана удалось выйти в раннее неизвестный океан. Поскольку в течение всего плавания океан был очень спокойным, и моряки не видели бурь было принято решение назвать его Тихим.
В марте 1521 года команда Магеллана достигла Марианских островов, а затем высадилась на Филиппинах, где сам Магеллан погиб в стычке с местными жителями. Его команде удалось достичь Молуккских островов. Спустя три года только один корабль под названием «Виктория» с 18 моряками из 270 вернулся домой в Испанию.
В результате экспедиции Магеллана было установлено наличие океана между Азией и Америкой и единство Мирового океана в целом. Также было доказало, что Земля имеет шарообразную форму.
Этап урока: физкультминутка
Давайте, выполним несколько не сложных упражнений
Учащиеся выполняют комплекс спортивных упражнений:
Раз
- подняться, потянуться,
Два - нагнуться, разогнуться,
Три - в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - на место тихо сесть.
Мы внимательно выслушали сообщения, и у нас получилась вот такая таблица.
(слайд 19)
Дата |
Мореплаватель |
Открытие |
1492 г. |
Испанец Христофор Колумб |
Открыл Америку |
1497-1499 гг. |
Португалец Васко да Гама |
Открыл морской путь к Индии |
1507 г. |
Итальянец Америго Веспуччи |
Доказал, что открытые Колумбом земли – новый материк, который был назван в его честь Америкой. |
1519-1522 гг. |
Португалец Фернан Магеллан |
Совершает первое в мире кругосветное плаванье, |
Проверим как вы усвоили материал и выполним небольшое задание. (слайд 20)
А |
Васко да Гама |
1 |
Кругосветное путешествие |
Б |
Фернан Магеллан |
2 |
Открыл новый материк, названный Америкой |
С |
Америго Веспуччи |
3 |
Открыл путь в Индию |
В |
Христофор Колумб |
4 |
В честь него назван Новый Свет |
А |
В |
С |
D |
3 |
1 |
4 |
2 |
Этап урока: включение в систему знаний и повторение
Внимание! Черный ящик! Итак, уважаемые… знатоки! В черном ящике лежат три вещи, которые Христофор Колумб привез из Нового Света! Что это? (слайд 21)
Предполагаемый ответ обучающихся:
(в ходе беседы по мере необходимости возможны приведенные ниже подсказки).
1. Европейские дамы почитали это пригодным лишь на букет, а Петр I увидел в этом “второй хлеб” для России.
2. Колумб назвал это “индийским зерном” и кормом скоту, а мы же ценим её достоинства при походе в кино.
3. Колумба и его соратников привлёк внешний вид кустиков с резными листьями и маленькими цветочками, поэтому они и привезли это растение. Итальянцы дали ему имя, которое в переводе означает «золотое яблоко», а французы нарекли тем, что означает «яблоко любви».
Итак, какие же последствия имели Великие географические открытия? Давайте попробуем ответить. (слайд 22)
Предполагаемый ответ обучающихся: специй стало больше, открыли новые земли, европейцы стали богаче.
Проверим себя.
1. Изменение представлений о мире и людях. В результате Великих географических открытий рушились старые представления о мире, их сменили новые. Выяснилось, что европейская цивилизация далеко не единственная в мире, что существует множество других цивилизаций и народов. Получила подтверждение мысль о шарообразности Земли, более точными стали представления о ее размерах и живущих на разных континентах людях.
2. Новые открытия дали толчок в развитии наук: географии, истории, астрономии.
3. Расширение торговли, начинает складываться единый мировой рынок, устанавливались связи с разными странами и континентами.
4. В Европе появился новый товар – картофель, томат, фасоль, какао, табак, чай, кофе, шоколад
5. Началось угнетение коренных народов Африки, Азии, Америки.
Учитель : Таким образом, великие географические открытия нарушили изоляцию двух миров, сблизили два общества - зарождающееся индустриальное и традиционное.
Домашнее задание: прочитать § 1 стр. 6–7, выписать термины в словарик. Выписать значения Великих географических открытий. (слайд 24)
Этап урока: рефлексия учебной деятельности на уроке. ( слайд 25)
Утверждения
рефлексии:
Самое интересное на уроке было ………………..
Мне понравилось ………………………………….
Меня заинтересовало ……………………………...
Хотел бы узнать подробнее о ……………………..
Я считаю, что сегодня мы ………………………….
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.