Конспект урока по ИЗО 4 класс "Узорочье теремов"
Оценка 4.9

Конспект урока по ИЗО 4 класс "Узорочье теремов"

Оценка 4.9
doc
17.01.2024
Конспект урока по ИЗО 4 класс "Узорочье теремов"
Конспект урока по ИЗО 4 класс "Узорочье теремов"
Конспект урока по ИЗО 4 класс Узорочье теремов.doc

15.01.2024

Тема урока: УЗОРОЧЬЕ ТЕРЕМОВ: выполняем зарисовки народных орнаментов.

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: практикум.

Цели и задачи урока: познакомить учащихся с образами теремной архитектуры; дать представление о вариантах украшения царских палат (роспись, орнамент, изразцы); учить выражать настроение в живописи; развивать творчество, композиционное мышление; воспитывать интерес к миру прекрасного, культуре своего народа; формировать умения изображения фрагмента интерьера дворца; развивать творческие способности учащихся; развивать умение планировать и организовывать собственную деятельность; воспитывать ценностное отношение к прекрасному.

 

Ход урока

1. Организационный момент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку и выявление отсутствующих в классе.

2. Актуализация знаний и мотивация к познавательной деятельности. 

На предыдущих уроках мы познакомились с культурой, бытом, народным костюмом наших предков, посетили деревенские праздники и совершили экскурсию по старинным улицам городов Золотого кольца России.

О чём рассказали нам эти уроки? (Ответы детей: об особенностях крестьянского быта, красоте и устройстве  православных храмов и церквей, о  русских красавицах и богатырях.)

Сегодня мы перенесемся с вами в древнюю Москву. Пройдёмся по улицам, где жили богатые горожане. Здесь вы увидите замысловатые постройки, отличающиеся от деревенских изб. Они являются неотъемлимой частью Городов того времени. Недаром даже в устном народном творчестве и русских сказках мы встречаем упоминание об этих красивых, впечатляющих по размеру и убранству, постройках.

         Как вы думаете. О чём пойдёт речь? (О теремах) Не просто о теремах. (Об их украшении0

         Чем их могли украсить? (Узорами)

         Правильно тема нашего урока: «Узорочье теремов» (Слайд2)

         Мы пройдём по улицам древнего русского города. И вот мы уже красны девицы и добры молодцы, собравшиеся на ярмарку.

         Велика земля русская. Много в ней городов славных. И у каждого города своя судьба. Городские постройки  в своем облике запечатлели путь и события жизни народа. Город чудный, город дивный Ты вместил в свои концы И посады, и деревни, И палаты, и дворцы!

В каких сказках мы встречались с теремами? («Теремок», «Сказка о мёртвой царевне…», «Сивка-бурка») Дети сопровождают ответы кратким описанием эпизодов, связанных с упоминанием терема в сказках.

Что мы можем сказать о тереме? Даже не верится, что перед тобой не сказка, а явь.

Учитель

Украшать свой терем старались не только снаружи, но  и внутри. Убранство внутри здания называется интерьер. Слово «интерьер» в переводе с французского языка означает «внутренний». Это декоративное убранство помещения, предметы, которые украшают внешний вид жилья: стены, полы, декоративные элементы, мебель.

         Палаты терема изнутри напоминают расписную шкатулку.  Сводчатые потолки в них поддерживались крепкими, толстыми столбами. 

         Обратите внимание на мебель. Что мы видим? Как расставлялась она? (Скамейки, кресла расставлялись вдоль стен.) Правильно. На возвышении стоял княжеский трон. Вдоль лавок расставлялись длинные столы, крытые скатертью. Там собирались дружинники князя, помещалось много народа. Они подолгу пировали, закончив ратные дела.

Обратите внимание на роспись стен. Что мы видим? (Различного вида орнамент. Достаточно крупный. Цвет стен не яркий. В орнаменте используются любимые цвета русского народа6 красный, жёлтый, зелёный. Своды голубого цвета, наверное, чтобы походить на небо. Недаром на одном из сводов мы видим изображение Богородицы. На стенах тоже видны изображения святых.

         Назначение города как крепости уходило в прошлое. Знатные бояре, разбогатевшие горожане, купцы стали строить терема и каменные палаты. А рядом возводились такие же разукрашенные, похожие на терема каменные церкви.

         Во всем окружении людей в те времена усилилось значение украшений. Красочное узорочье причудливо окутало дворцы, палаты и здания церквей.

         Сказочная красочность, вся эта пестрота напоминает деревенское ярмарочное веселье. Разноцветье лугов с травами, птицами мастера перенесли на стены теремов. Всюду стелются и изгибаются стебли, побеги пышных ветвей под округлыми сводами.

         Такой художественно-декораторской деятельностью сегодня занимаются специальные профессионалы — дизайнеры. Значит, вам сегодня предстоит побывать в роли дизайнеров, но не современных квартир и комнат, а интерьеров царских палат и боярских теремов. Сегодня, силой воображения перенесемся в давние времена, например в Россию XVIII в. И оформлять нам тогда придется не современную квартиру или комнату, а пространство боярского терема

         На стенах здания, на столбах и сводчатых потолках мы видим орнамент.

Вспомните, что называют орнаментом. Какие виды орнамента вы знаете?

3. Физкультминутка

4. Самостоятельная работа учащихся

Задание: изобразить интерьер палаты; подготовить фон для следующего задания (групповая работа). Выполнить работу акварелью на листах бумаги (формат А4 по горизонтали).

Учащиеся определяют последовательность работы:

1) выполнение легкими карандашными линиями эскиза, выявляющего основные элементы интерьера (сводчатые потолки, столбы, окна и др.);

2) работа акварелью;

3) «украшение» элементов интерьера декоративным орнаментом с помощью восковых мелков.

Учитель объясняет требования к работе:

1) горизонтальное положение листа;

2) прорисовка главной стены палаты;

3) передача глубины комнаты;

 4) наметка сводчатого потолка;

5) наметка  столбов – колонн, на которых держится свод;

6) наметка окон;

7) наметка рисунка пола;

8) выполнение в цвете;

9) украшение интерьера орнаментом;

10) законченность работы: яркость и чистота цвета, четкость и соразмерность рисунка, ясность, понятность для зрителя;

11) общая аккуратность;

12) выразительность работы.

         При  выполнении  практической  работы    учитель напоминает последовательность выполнения работы. По необходимости дает индивидуальные рекомендации.

5. Домашнее задание.

Подобрать иллюстрации к русским сказкам с изображением праздничного пира в царских палатах.

6. Итог урока. Рефлексия

         В конце урока проводится коллективное обсуждение ученических рисунков. Каждый ученик демонстрируя работу анализирует и объясняет выбор цвета, выбор орнамента.

7. Уборка рабочих мест


Тема урока: УЗОРОЧЬЕ ТЕРЕМОВ: выполняем зарисовки народных орнаментов

Тема урока: УЗОРОЧЬЕ ТЕРЕМОВ: выполняем зарисовки народных орнаментов

Что мы можем сказать о тереме?

Что мы можем сказать о тереме?

Учитель объясняет требования к работе: 1) горизонтальное положение листа; 2) прорисовка главной стены палаты; 3) передача глубины комнаты; 4) наметка сводчатого потолка; 5) наметка столбов…

Учитель объясняет требования к работе: 1) горизонтальное положение листа; 2) прорисовка главной стены палаты; 3) передача глубины комнаты; 4) наметка сводчатого потолка; 5) наметка столбов…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.01.2024