МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 23» МУНИЦИПАЛЬНОГООБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ СИМФЕРОПОЛЬ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Конспект урока по изобразительному искусству. 4 класс.
Тема урока. «Города Русской земли»
Составитель: Сидоренкова Л.Г., учитель начальных классов высшей квалификационной категории
Тема |
«Города Русской земли» |
|
Тип урока |
Открытие нового знания. Постановка и решение учебной задачи |
|
Цель |
дать представление об исторической архитектуре и памятниках древнерусских городов; развивать навыки графики, композиционного мышления; воспитывать художественный вкус, потребность ориентироваться на духовные ценности памятников архитектуры. |
|
Планируемые результаты: Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте деревянного зодчества Руси. Метапредметные: (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственное представление; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла. Предметные: (объем освоения и уровень владения компетенциями): расширяют свои представления о красоте деревянного зодчества Руси, получают возможность продолжить учиться: работать с учебником, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; смогут уяснить суть понятий «сторожевая башня», «ров», «композиция»; познакомятся с укреплениями древнерусского города.
|
||
Ресурсы: Компьютер, проектор, экран, электронная презентация, фотографии, иллюстрации городов; загадки.
|
||
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся. Наглядность |
|
1 этап. Актуализация знаний. Мотивация учебной деятельности
|
||
1.Организационный момент. Начинается урок, Он пойдет ребятам впрок. Постарайтесь все понять, Много нового узнать
- Проверка готовности к уроку. |
Вода, кисти, гуашь. |
|
2 этап. Сообщение темы урока. Определение целей урока |
||
Отгадайте запись на доске. Г12О3РО45Д6А0 Д1Р23Е4В56Н1ЕЙ69 Р1У2С34И Определите тему урока. Какие задачи мы поставим перед собой? Что бы вы хотели узнать? |
|
|
3 этап. Беседа по теме урока |
||
Знают взрослые и дети Много разного на свете, Но пока идут года, Строят люди города. Славятся они церквами, Расписными теремами, В них звонят колокола И сверкают купола.
|
Слайд № 3
|
|
– Сегодня мы будем говорить о городах. – Какие города Древней Руси вы знаете? – А что значит город-крепость? – Во все времена, во все эпохи человек строил и защищал крепости. А крепости защищали его. Человек любил свои крепости, оберегал их, украшал башни взметнувшимися в небо шатрами, делал прекрасные ворота из кованого металла. |
Слайд № 4
|
|
Он поднимался на стены и башни, чтобы вспомнить героические подвиги своих отцов и дедов. Возвращаясь из дальних стран, он издалека видел высокие башни, мощные стены. Крепости, подобно людям, не любили селиться в одиночку. Они, словно дружина богатырей, плечом к плечу сражались, поддерживая и помогая друг другу, и стали щитом своего государства, родной земли, щитом, не пустившим врага к самому святому, самому ценному.
|
Слайд № 5
|
|
– Изборск – древнейший город в Псковской земле. Более того, он один их самых древних городов Руси. В одной из летописей XVI в. в связи с событиями IX столетия записано: «То ныне пригорок псковский, а тогда был в кривичех большой город». Кривичи – одно из самых многочисленных восточнославянских племен. – Сегодня мы рассмотрим структуру города-крепости.
|
Слайд № 6
|
|
Города возникали не вдруг. Они веками разрастались вокруг исконной сердцевины – крепости, которая зовётся по-разному. В Новгороде – детинец, в Пскове – кром, но чаще всего – кремль, как и в Москве.
|
Слайд № 7
|
|
За стенами кремля в старые времена помещалось удивительно многое. Кроме главного собора, церквей и колоколен, здесь размещались княжеский двор, терема и палаты знатных людей – бояр, дружинников и советников князя. Главные части города – это укреплённый кремль Торг – большая рыночная площадь, людской центр, место народных собраний. Посад – поселения ремесленников Там жили и имели свои мастерские кузнецы и гончары, ткачи и кожевники, пушкари и хлебники и многие другие Особенность наших городов в том, что в них не было тесно прижатых друг к другу домов, составляющих как бы единую стену улицы. Здесь жили в тех же крестьянских усадьбах, то есть в домах-избах, иногда двух-трёхэтажных. За высокими сплошными деревянными заборами с украшенными воротами имели свои сады и огороды, конюшни и надворные постройки. Небогатые горожане отличались от крестьян лишь тем, что не выращивали хлеб, не работали в поле.
|
Слайд № 8,9,10
|
|
3 этап. Физминутка. |
||
4этап Беседа по теме урока. |
||
Улицы города были то узкими, зажатыми заборами, то широкими. В плохую погоду на проезжей части была непролазная грязь, и кое-где дороги покрывали деревянным настилом – мостками, мостили, отсюда и слово «МОСТОВАЯ» |
Слайд № 11
|
|
Особую роль в жизни древних городов играли монастыри. Каждый монастырь был крепостью, похожей на кремль, и имел также оборонное значение. И сегодня красоту древних городов можно увидеть не только там, где сохранился старый кремль, но и в облике монастырей Монастыри выделяются из окружающего пейзажа и выглядят драгоценным украшением. Между делом рук человеческих и природой не было тогда никакого разлада. На рисунке на странице 57 вы видите, что за стенами кремля в старые времена помещалось удивительно многое. Кроме главного собора, церквей и колоколен, здесь размещался княжеский двор, состоявший из нескольких теремов и дворовых построек. Рядом стояли терема и палаты знатных людей – бояр, дружинников и советников князя. На фрагменте картины А.Васнецова «Новгородский торг» на странице 53 мы можем рассмотреть главные части города – это укреплённый кремль (на заднем плане); на переднем плане – торг – большая рыночная площадь, людской центр, место народных собраний; посад – поселения ремесленников. Здесь жили и имели свои мастерские кузнецы и гончары, ткачи и кожевники, пушкари и хлебники и многие другие.
|
Слайд № 12
|
|
5 этап. Самостоятельная работа |
||
Представь, будто ты смотришь на город издалека или сверху. Тебе будет виден сразу весь город. И как он стоит на стрелке реки и как расположился его кремль с башнями и соборами. К городским воротам тянутся дороги из сел, по дорогам рекам приплыли к пристани корабли. И внутри, за стенами крепости разросся посад.
|
Слайды № 15,16,17
|
|
6этап. Рефлексия. Слайд № 18 |
||
7этап. Синквейн. Слайд № 19 |
||
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.