Изобразительное искусство, 1класс, урок 9
Тема: «Мой любимый персонаж сказки» (изображение на плоскости)
Разделы программы: «Восприятие произведений искусства», «Изображение на плоскости. Композиция. Цвет».
Тема урока: «Виды изобразительного искусства (живопись, графика)».
Тема практической работы: «Мой любимый персонаж сказки».
Цель: формирование представлений о видах изобразительного искусства, об отличительных особенностях живописи и графики.
Задачи:
1) актуализация знаний о живописи (картина), графике (рисунок, иллюстрация), их отличительных особенностях;
2) ознакомление с живописными и графическими художественными произведениями, созданными по мотивам литературных произведений, и иллюстрациями к народным сказкам;
3) формирование умения распознавать выразительные средства живописи, графики;
4) расширение представлений о работе художника-иллюстратора;
5) совершенствование навыков работы цветными карандашами, фломастерами, гуашью;
6) развитие ассоциативно-образного мышления.
Оборудование урока:
для учителя - материалы пособия Н. И. Касабуцкого «Дидактические материалы по изобразительному искусству (I—VI классы)» (с. 80, 81);
Литературные: А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».
Произведения изобразительного искусства: репродукции Е. Лось, Т. Березенской, М. Селещука, В. Слаука, К. Савич, В. Сидорова, Н. Поплавской, В. Шатунова и др.
Музыкальные: произведения русского композитора Н. Римского-Корсакова, песня «Приходите в гости к нам» (из фильма «Там, на неведомых дорожках») (муз. В. Дашкевича, сл. Ю. Кима).
для учащихся - материалы учебного пособия (илл. 2 на с. 10; илл. 3 на с. 20; илл. 1 на с. 24; илл. 5, 6 на с. 43; илл. 9 на с. 45; илл. 11, 12 на с. 46; илл. 13, 14 на с. 47).
Наглядные пособия: методическая таблица «Этапы создания композиции на сюжеты сказок», примерные образцы рисунков детей.
Художественные материалы: бумага (формат А4), цветные карандаши, фломастеры, гуашь.
Оформление классной доски: с левой части – методическая таблица, на оборотной стороне – примерные образцы рисунков детей, с правой стороны – репродукции картин художников, иллюстрации; по центру в верхней части — дата и тема урока; ниже — место для педагогического рисунка; в нижней части — выставка творческих работ по теме.
Ход урока
1. Организационный момент
1.1. Проверка готовности учащихся к уроку
На перемене дежурные под руководством учителя раздают необходимые материалы. Звенит звонок. Учитель проверяет готовность рабочих мест, по необходимости делает замечания.
— Ребята, все готовы к уроку? Проверьте, есть ли у вас на партах нужные материалы.
1.2. Актуализация опорных знаний учащихся
— Ребята, любите ли вы слушать и читать сказки? Сегодня наш урок изобразительного искусства будет посвящен сказкам. Какие сказки вы знаете?
2. Объяснение новой темы
2.1. Сообщение темы урока. Формулировка цели и задач изучения нового материала
С помощью мультимедийной презентации «Виды изобразительного искусства (живопись, графика)» (или в ходе беседы) учителю целесообразно познакомить учащихся с живописными и графическими художественными произведениями, созданными по мотивам литературных произведений, и иллюстрациями к народным сказкам, с их выразительными средствами, отличительными особенностями.
— Сегодня на уроке мы познакомимся с работами художников, выполненными в разных художественных техниках. Чем отличаются друг от друга художественные произведения, представленные на иллюстрациях 2 (с. 10), 9 (с. 45) и иллюстрациях 3 (с. 20), 1 (с. 24), 5, 6 (с. 43), 11, 12 (с. 46), 13, 14 (с. 47) учебного пособия? (Одни иллюстрации цветные, выполнены красками, другие — чёрно-белые, выполнены графическими материалами.)
2.2. Вводная беседа
Звучит песня «Приходите в гости к нам» (из фильма «Там, на неведомых дорожках»; муз. В. Дашкевича, сл. Ю. Кима (Михайлова)).
Если вы не так уж боитесь Кащея,
Или Бармалея и Бабу-Ягу,
Приходите в гости к нам поскорее,
Там, где зеленый дуб на берегу.
Там гуляет черный Котище ученый,
Пьет он молоко и не ловит мышей,
Это настоящий, кот говорящий,
А на цепи сидит Горыныч-змей.
Припев:
Приходите в гости к нам
Поскорей, приходите в гости к нам,
Кот про все расскажет вам, потому что он
Видел все сам.
Ах, как тихо и темно,
Ах, как чудно и чудно,
Ах, как страшно и смешно,
Зато в конце все будет хорошо.
Ты узнаешь много волшебных историй
Тут тебе и репка, и ключ золотой
Тут и Черномор, тот самый которой о
Зря всех пугал своею бородой.
А в конце концов, всему свету на диво
После приключений, сражений и драк
Станешь ты веселым как Буратино,
И очень умным как Иван-дурак.
Припев.
- О каких сказочных персонажах поется в песенке? Назовите их.
- А можете ли вы назвать сказки, героями которых являются животные?
- Какие звери являются главными героями вы этих сказках? (Лиса, петух, медведь, кот и др.)
2.3. Анализ произведений искусства
- Сейчас я вам покажу несколько иллюстраций к сказкам с изображением животных. Вы внимательно рассматривайте, может быть, кто-нибудь из вас знает сказку, которую я назову.
Учитель демонстрирует иллюстрации, называет сказку и художника:
- А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», В. Славук, белорусская народная сказка «Людзей слухай, а свой розум май», белорусская народная сказка «Прагны багацей», Е. Лось белорусская народная сказка «Разумная дачка», В. Шатунов, белорусская народная сказка «Как кот зверей напугал».
- Кого вы видите на иллюстрации? (Животных, людей.)
- Как вы думаете, почему художник-график выбрал именно этот эпизод? Посмотрите, какие линии использовал художник.
- Сказку «Пшеничный колосок» знает каждый из вас. Иллюстрации к ней нарисовал художник-иллюстратор М. Басалыга.
- Часто иллюстрации к какой-либо сказке выполняют разные художники. Бывает, они отображают один и тот же эпизод, в котором разворачивается какое-то действие (событие), но читатели всегда с лёгкостью определяют положительных и отрицательных персонажей сказки (илл. 14 на с. 47 учебного пособия). Как вы думаете, почему, рассматривая иллюстрации, нам не составляет труда определить добрых, смелых, трудолюбивых персонажей, узнать злых, трусливых, ленивых? (Потому что персонажи даются в сравнении. Например, добрый и злой, красивый и безобразный, большой и маленький, трудолюбивый и лентяй и т. д. Для изображения добрых персонажей художники используют тёплые цвета нежных светлых тонов, злых — холодные цвета серых, землистых оттенков (даже при написании их лиц)).
- - Художники стремятся передать в иллюстрациях к литературным произведениям не только особенности внешности персонажей, но и их характер и нравы.
- Советы Кисточки-Зазнайки: «Работу над иллюстрацией нужно начинать только после того, как вы проанализируете содержание сказки или какого-то её фрагмента. Затем определите, какие изобразительные средства необходимо использовать, чтобы передать в иллюстрации свою-симпатию или неприязнь к персонажам сказки».
2. Работа с учебным пособием.
- Ознакомление учащихся с иллюстративным материалом учебного пособия.
2.4. Подготовка к практической работе
(Вбегает сказочный персонаж – заяц, кот или лиса.)
- Здравствуйте, дети! (Сказочный персонаж обращает внимание на стоящий в стороне расписной сундучок.)
- Посмотрите, какой чудесный сказочный сундучок! Как вы думаете, что может находиться в нем и от кого он? (Игрушки животных, сапоги-скороходы, ковёр-самолёт, скатерть-самобранка, дудка-самогудка, волшебное зеркальце и т.д.)
Сказочный персонаж открывает сундучок, а в нем письмо.
Сказочный персонаж. Ребята, а здесь письмо для вас! (Читает.) Здесь написано, что в некотором царстве, в некотором государстве живет царевна Елена со своими сказочными животными и золотой рыбкой. Она очень любит сказки, а еще больше рассказывать их. А радом в соседнем королевстве живет очень злая ведьма, которая терпеть не может сказки. И вот однажды злая ведьма решила наказать царевну.
— Ребята, как выдумаете, что могла сделать ведьма с царевной, как наказать? (Заточить в замке, оставить одну в лесу и т. д.)
Сказочный персонаж. Вы знаете, она украла у Елены Золотую рыбку, которая делала добро всему королевству и для всех сказочных животных. «Но я, — пишет Елена, — горевала не долго, я нашла выход — стала рисовать рыбок и других сказочных животных. Это было очень интересно и здорово». Так вот от кого сундучок?!
— Ребята, еще царевна предлагает и вам попробовать оживить в работе любую сказку, которая вам нравится. Нужно нарисовать любое сказочное животное. Сделав это, мы еще и царевне поможем сбросить колдовство злой ведьмы, вернем ей Золотую рыбку и всех сказочных животных, но, если работать будем вместе, дружно. Вы согласны?
Сказочный персонаж. Чтобы изобразить образы животных, вам нужно подумать, кого вы будете рисовать, из какой сказки, а материалы сундучка вам помогут. Также в работе можно будет использовать и ваши предыдущие работы, домашние зарисовки.
— Изготовить работу вам поможет план-подсказка. Давайте прочитаем его.
План-подсказка
Выбор Работа над Выбор Оформление
сюжета композицией материала работы
Устное рисование сказочных животных
- Ребята, вы сегодня видели много иллюстраций.
- Итак, ребята, сейчас вы будете изображать своего персонажа сказки – животное, используя материалы, которые принесли. Но сначала давайте вспомним, как правильно разместить рисунок на листе бумаги и определить поворот листа (горизонтальное или вертикальное положение).
- Надо найти его центр и разместить рисунок так, чтобы внизу места было больше, чем вверху, а справа и слева было приблизительно одинаковое расстояние. Поворот листа определяется в зависимости от сюжета.
- Вспомните и назовите основные части тела изображаемого животного. На что похожи голова и туловище? (На овалы, треугольники.)
- Если вы будете рисовать рыбку, то необходимо наметить засечками общее расположение рыбки в пространстве, её размер, форму, после этого прорисовать туловище овалом, голову треугольником, хвост также двумя треугольниками, плавники - прямоугольниками. Ненужные линии убрать ластиком.
- Как вы думаете, если бы вы были рыбкой, какой вы бы представили себе кошку? (Страшным, злым зверем.)
- Если бы вы были кошкой, какой бы вы представили себе рыбку? (Очень красивой.)
—Давайте нарисуем рыбку или кошку.
Музыкальная физиорелаксация
3. Самостоятельная работа учащихся
3.1. Инструктаж по технике безопасности на рабочем месте
Учитель напоминает о правилах пользования красками и технике безопасности, убирает наглядные пособия, включает тихую музыку.
3.2. Советы Карандаша-3найки по выполнению линейного
рисунка иллюстрации.
1. Подумайте, в какой момент жизни любимого персонажа сказки (мультфильма) вы хотите его изобразить, определите сюжет композиции.
2. Определите художественные материалы (цветные карандаши, фломастеры, гуашь), которые вы будете использовать при создании сказочных образов.
3. Выберите размер и форму листа согласно замыслу композиции.
4. Определите величину изображения по отношению к выбранному формату. Помните о том, что изображение не должно быть мелким или крупным по отношению к формату (картинной плоскости).
5. Уточните основные пропорции персонажа сказки (мультфильма).
3.3. Советы Кисточки-Зазнайки по колористическому решению иллюстрации.
1. Наметьте границы света, полутени, тени, блика и рефлекса.
2. Найдите на палитре цвета, которые вы будете использовать при моделировании объёма объектов.
3. Нанесите краску соответствующих цветов на освещённую, теневую и полутеневую части объекта. Пропишите блики и рефлексы. Не забывайте о том, что краска должна высохнуть, и только потом можно нанести следующий слой.
4. Используйте наиболее выразительные сочетания цветов. Например, всегда гармонируют синие и жёлтые цвета, зелёные и фиолетово-красные и т. д.
3.4. Творческая деятельность
Сказочный персона ж. Пусть ваши задумки оживут в ваших руках. К своим работам придумайте оригинальные строки (литературный жанр по выбору).
Дети под спокойную музыку выполняют работу.
4. Итоги урока. Рефлексия
4.1. Закрепление новых знаний
Сказочный персонаж. Ребята, какие чудесные сказки в картинках получились! Но что это за сказка, вы узнали?
(Дети называют сказку и героя, имена художников- иллюстраторов.)
Сказочный персона ж. Как вы думаете, мы справились с поставленной задачей, сняли колдовство злой ведьмы?
Входит принцесса Елена, здоровается, благодарит за помощь и поет песню «В мире много сказок».
4.2. Выставка и анализ работ учащихся
У. и Сказочный персонаж. Ребята, вы создали замечательные работы, а где бы мы могли их применить? (Украсить помещение класса, оформить портфолио.)
У. и Сказочный персон а ж. Чтобы у работ был законченный вид, их нужно оформить в рамку. Сейчас мы с вами это сделаем, я вам покажу как. (Оформление работ в паспарту, оформление выставки.)
5. Домашнее задание
— На следующем уроке мы будем лепить игрушки. Подберите интересные стихотворения, загадки, иллюстрации с изображением игрушек.
(Уборка рабочих мест.)
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.