Урок литературы по теме "А.С. Пушкин. «Друг бесценный…» . Стихотворение "И.И. Пущину"
Цели урока:
· Обучающая - формировать у учащихся цельное представление о жизни и творчестве А.С. Пушкина; познакомить с лицейским периодом жизни поэта, с новым лирическим произведением, с понятием послание.
· Развивающая – развивать умения структурировать и использовать информацию, навыки анализа лирического произведения и выразительного чтения; развивать монологическую и диалогическую речь.
· Воспитывающая – научить видеть за строчками стихов чувства, переживания, реальные события; воспитывать чувство гордости за славное имя поэта А.С.Пушкина.
Оборудование: портрет А.С.Пушкина работы О. А. Кипренского, репродукция картины Н. Рушевой «Лицеисты-вольнодумцы», портреты современников А.С.Пушкина, компьютер, мультимедийный проектор, экран, стихотворение «И.И.Пущину» в исполнении Владимира Завьялова (фонохрестоматия к учебнику «Литература.6 класс).
Ход урока.
1. Слово учителя. Эмоциональный настрой. Определение темы, целей, задач урока.
«Нет такой области нашей жизни, которой бы не коснулись гениальный взгляд и гениальная рука Пушкина. Он действительно откликался на все: то страстно, то с радостью, то с негодованием. Идут годы, столетия, а поэзия Пушкина не умирает. Она живет и все больше и больше захватывает нас своей глубиной и силой. И слова, которые Пушкин написал Жуковскому, с гораздо большим правом относятся к нему самому: «Твоих стихов пленительная сладость пройдет веков завистливую даль…» - так писал К. Г. Паустовский в книге «Наедине с осенью».
- Помните ли вы, как Пушкин вошел в вашу жизнь?
- Что вы знаете о Пушкине?
- Какие его произведения читали, слышали?
Сегодня нам предстоит познакомиться с одной из страниц жизни Пушкина. Но страницей важной и волнующей. А начало ее в лицейской юности поэта. Попытаемся понять, какое место в жизни А.С.Пушкина занимал Лицей, чем была для поэта дружба, какие чувства передаёт стихотворение «И.И.Пущину».
2. Лицейские годы.
Пушкина привезли в Царское Село летом 1811 года, вскоре после того, как было объявлено о предстоящем открытии Лицея. Привез его дядя, Василий Львович Пушкин, известный в своё время поэт, оказавший на юного Пушкина некоторое литературное влияние. В Петербурге юный Пушкин поселился в доме дяди. Здесь он и жил все то время, пока готовился к экзаменам в Лицей. Лицей был задуман Александром I как закрытое привилегированное учебное заведение для подготовки образованных и преданных слуг государства.
Лицей был совершенно особенным учебным заведением, где дух братства, дружества, свободы, независимости ценился превыше всего.
Взгляните на рисунок «Лицеисты- вольнодумцы» талантливой юной художницы Нади Рушевой. Найдите среди них А. С. Пушкина.
Да, он стоит в середине и легко узнается по характерному профилю. А рядом с ним любимые друзья: Пущин, Дельвиг и Кюхельбекер.
Иван Пущин вошел в жизнь будущего поэта с первой минуты их знакомства. А познакомились они на приеме в Лицей, понравились друг другу и несказанно обрадовались, когда их комнаты оказались рядом. Казалось, они были очень разными. Пушкин – порывист и вспыльчив, Пущин – уравновешен, упорен, рассудителен.
3. Дружба в жизни А.С. Пушкина.
1) Просмотр фрагмента из кинофильма «Юность поэта».
-По чему можно почувствовать, что Пушкин и Пущин – настоящие друзья, что они относятся друг к другу с любовью и пониманием?
2) Слово учителя.
Пушкинские обращения к друзьям... Сколько в них свежести, новизны, оригинальности! Какой задушевностью веет от них, каким человеческим теплом они согреты. Поистине, нужно было именно по-пушкински обладать даром такой «всемирной отзывчивости», чтобы найти теплые, светлые слова для всех и для каждого, к кому он обращался.
Конечно, особое место в сердце поэта занимали лицейские друзья. Друзьям посвящены многие лирические произведения Пушкина
11 января 1825 год. Пушкин в ссылке в Михайловском. На предрассветном морозе зазвенел в парке поддужный колокольчик. Пушкин сквозь сон услышал — и не поверил. Думал, чудится. Снова звякнуло. Еще, еще... Сердце бешено заколотилось. Кто это? За ним? К нему? С бедой ли, с радостью? Не помня себя, босиком, в одной рубашке выбежал Пушкин на крыльцо. Кто-то высокий, румяный, в тяжелой медвежьей шубе вылез из саней, схватил его в охапку, потащил в дом. Пущин! Жано!
На шум прибежала Арина Родионовна. Видит, Александр Сергеевич босиком, неодетый, с ним незнакомец в шубе. Смотрят друг на друга, целуются, плачут. Няня поняла: приехал друг — и кинулась к Пущину. Спокойная беседа началась за кофе и трубками. Пущин расположился в удобном кресле. Пушкин не мог усидеть от радости. Его обычная живость проявлялась во всем. Вспоминали Лицей, Петербург, шутили, смеялись от полноты души.
Возможно, что именно этот момент встречи на своей картине изобразил художник Ге. ( Учащиеся рассматривают картину). Пушкин, жестикулируя, читает рукопись. Он изображен в центре картины, в центре своего кабинета. Справа от него, удобно расположившись в кресле, внимательно слушает друга Пущин. На заднем плане слева мы видим няню. Она даже прервала свою работу, тоже заслушавшись чтением Пушкина.
В три часа ночи двенадцатого января друзья расстались. Как оказалось потом, навечно. Пущину предстояла Сенатская площадь и тридцать лет сибирской каторги. Стариком он помнил: «Молча я набросил на плечи шубу и убежал в сани. Пушкин еще что-то говорил мне вслед; ничего не слыша, я глядел на него: он остановился на крыльце со свечой в руке. Кони рванули под гору. Послышалось: "Прощай, друг!"»
Пушкин остался один. Но долго согревал ему душу день, проведенный с другом, вспоминалась их беседа. Этой встрече Пушкин посвятил стихотворение “Мой первый друг, мой друг бесценный”. Они не знали, что видятся в последний раз: в 1826 году декабрист И.И. Пущин был сослан на каторгу в Сибирь.
4. Прослушаем стихотворение «И.И.Пущину» ( аудиозапись).
5. Анализ стихотворения.
- Стихотворение “И.И.Пущину” написано в жанре послания.
Попробуем доказать.
- Прочитайте еще раз первую строку. С какой интонацией мы ее должны прочитать? Почему?
Наверное, задушевно, грустно, светло.
- Какие обращения подбирает поэт? К кому человеку мы можем обратиться с такими словами?
Друг, друг бесценный; к близкому человеку, к другу.
- Каким чувством проникнуто стихотворение? Где это чувство выражено особенно явственно? (Стихотворение проникнуто любовью к другу. И особенно явственно это чувство выражено в начальных его строчках: «Мой первый друг, мой друг бесценный…» и в слове «молю», которое показывает, как глубоко переживает поэт судьбу своего товарища).
О чем рассказывает нам слово «первый», которым назван Пущин? Можно ли считать его эпитетом? («Первый» - это и характеристика, и оценка человека. «Первый» значит главный, важный, самый лучший. Таков для поэта Пущин. Конечно, числительное «первый» выступает здесь в роли эпитета, потому что оно носит оценочный характер и выражает отношение автора к своему другу).
- Что соединяет вторую половину стихотворения с первой?
Слова «то же утешенье» - ответ на те давние события; невозможно увидеться с друзьями, но есть другой способ соединения – «голос» и «душа», для них расстояния не преграда.
- Объясните выражение “… я судьбу благословил, когда мой двор… твой
Колокольчик огласил”? (Встреча была мгновеньем счастья, за которое поэт «судьбу благославил». В глухом уединении даже снег казался ему «печальным». Состояние Пушкина в ссылке помогают нам почувствовать эпитеты («двор уединённый» , «печальным снегом занесённый» ) , олицетворение « колокольчик огласил» , которое даёт возможность ощутить радость от неожиданного весёлого звона , возвещающего о приезде любимого друга).
Чувство благодарности за то, что друг его навестил в трудные годы ссылки в Михайловском. Радость встречи так велика, что лирический герой примирился с жизненными невзгодами, даже порадовался своей судьбе, подарившей счастье иметь такого друга.
А.С.Пушкин относился к дружбе как к необходимому явлению жизни. Настоящая дружба по убеждению поэта может поддержать человека в самые тяжёлые минуты. Дружба дарит счастье общения, понимания, сопереживания. Она помогает выстоять. Друзья сохраняют верность на всю жизнь.
- Проследите по тексту стихотворения развитие чувства дружбы к Пущину. Переживает ли лирический герой чувство дружбы как важное явление своей жизни?
Детская дружба с Пущиным лирическим героем называется «лучом», дни рядом с другом – «ясные дни». Посещение Пущиным опального поэта сравнивается с бесценным даром судьбы. Лирический герой надеется, что его любовь к другу, горячее участие в его трагической судьбе поможет Пущину, утешит в «заточенье».
Чем же может утешить поэт своего «первого друга»? Что он посылает ему вместе со стихами? ( В таком «уединении» - в остроге – можно утешить только своей верностью, поддержкой, памятью о добрых временах и надеждой на избавление. И вместе с воспоминаниями о лицейской дружбе, незабываемой встрече в Михайловском поэт посылает другу свет).
Какое художественное средство создает в стихотворении ощущение света? ( Это развернутая метафора, которая наделяет светом голос поэта ( то есть его стихи) и воспоминание о Лицее: « Да озарит он заточенье / Лучом лицейских ясных дней». И свет этот сильнее мрака заточенья : он рассеивает его и дарит надежду).
Что же является опорой человека в трудные минуты?
Прежде всего это дружба, дружеское участие и поддержка, которые помогают человеку не пасть духом и преодолеть все испытания и невзгоды. И Пушкин и Пущин примером своей верной дружбы убеждают нас в этом.
- Как нужно читать это стихотворение?
6. Работа над выразительным чтением стихотворения.
Постарайтесь выразить в своём чтении грусть и благодарность в первой части (воспоминание о встрече в Михайловском), чувства дружбы, поддержки, утешения во второй части стихотворения (обращаясь к ссыльному другу).
7. Подведение итогов.
8. Задание на дом.
Выразительное чтение стихотворения наизусть (для всех).
Сочинение-миниатюра «Дружба в моей жизни» (по желанию учащихся). 9.Выставление оценок.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.