Конспект урока по литературе. А.С. Пушкин. Роман "Дубровский". История любви Владимира и Маши. Образ главного героя
Оценка 4.6

Конспект урока по литературе. А.С. Пушкин. Роман "Дубровский". История любви Владимира и Маши. Образ главного героя

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русская литература
6 кл
26.01.2024
Конспект урока по литературе. А.С. Пушкин. Роман "Дубровский". История любви Владимира и Маши. Образ главного героя
А.С. Пушкин. Роман "Дубровский". История любви Владимира и Маши. Образ главного героя
Урок 15. Дубровский.docx

Конспект урока

Учитель: Гапонова А.С.

Литература

6в класс

Урок № 15

А. С. Пушкин. Роман «Дубровский»: композиция романа

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:

1.     Знакомство с особенностями сюжета и композиции романа «Дубровский».

2.     Развитие представлений обучающихся о жанре романа.

3.     Углубление представления о роли композиционных элементов в понимании художественного произведения, в выражении авторской позиции.

Тезаурус

Завязка  это событие, которое является началом действия.

Литературный конфликт – столкновение, противоборство противоположных интересов и взглядов изображённых в литературном произведении.

Открытый финал – отсутствие развязки в произведении. Читатель может сам предположить, домыслить тот или иной вариант завершения сюжета.

Персонаж (фр. personnage, от лат. persona – личность, лицо) – действующее лицо спектакля, кинофильма, книги, игры и т. п. Персонажи могут быть полностью вымышленными или взятыми из реальной жизни (истории).

Роман – это крупное эпическое произведение, которое отличается многообразием действующих лиц и разветвлённостью сюжета. То есть в романе происходит множество событий, в которых участвует большое количество героев.

Романтический герой – один из художественных образов литературы романтизма.

Развязка – завершающая часть развития коллизии или интриги, где разрешается, приходит к логическому образному завершению конфликт произведения.

Система образов в литературе – это общее число всех героев, которые есть в художественном произведении, их взаимодействие друг с другом

Сюжет – последовательность и связь событий в художественном произведении.

Сюжетная линия – последовательная логическая связь эпизодов, нередко формирующаяся вокруг одного события, одной проблемы, часто одного конфликта. В зависимости от количества сюжетных линий в произведении различают однолинейные и многолинейные сюжеты.

Список литературы

Обязательная литература

1. Ахмадуллина Р. Г. Литература. 6-й кл. Рабочая тетрадь. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2018, стр. 64.

2. Белокурова СПСловарь литературоведческих терминов М.: Паритет, 2007. – 320 с.

3. Полухина В. П., Коровина В. Я., Журавлёв В. П. и др. Литература. 6-й кл.: Учеб. В 2 ч./ Ч. 1. – М.: Просвещение, 2019, стр. 307.

4. Полухина В. П. Читаем, думаем, спорим… Дидактические материалы: 6-й кл. – М.: Просвещение, 2018, стр. 255.

Дополнительная литература

1. Аркин И. И. Уроки литературы в 5–6-х классах: Практическая методика: Кн. Для учителя. – М. Просвещение, 1996, стр. 254.

2. Беломестных О. Б., Корнеева М. С., Золотарёва И. В. Поурочное планирование по литературе. 6-й класс. – М.: ВАКО, 2002, стр. 400.

3. Беляева Н. В. Уроки изучения лирики в школе: теория и практика дифференцированного подхода к учащимся: Книга для учителя литературы / Н. В. Беляева. – М.: Вербум – М., 2004, стр. 238.

4. Беляева Н. В. Уроки литературы в 6-м классе. Поурочные разработки: учебное пособие для общеобразовательных организаций / Н. В. Беляева. – М.: Просвещение, 2016. – 239 с.

5. Демиденко Е. Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5–9-е классы. – М.: Дрофа, 2007, стр. 79.

Открытые электронные ресурсы

1. Информационно-образовательный портал «Александр Сергеевич Пушкин». URL: http://pushkin-lit.ru/ (Дата обращения: 29.06.2019).

2. Информационно-образовательный портал «Александр Пушкин». URL: https://alexanderpushkin.ru/ (Дата обращения: 29.06.2019).

3. Дубровский. Сайт об А. С. Пушкине. URL: https://poetpushkin.ru/proza/dubrovskij (Дата обращения: 29.06.2019).

4. Официальный сайт Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина (Москва). URL: https://www.pushkinmuseum.art/ (Дата обращения: 29.06.2019).

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Мы помним, что произведение Александра Сергеевича Пушкина «Дубровский» по жанру – роман. Это многосложное произведение, где много действующих лиц и разветвлённый сюжет.

В романе «Дубровский» несколько сюжетных линий: история взаимоотношений соседей-помещиков; история любви Марии Кириловны и Владимира Дубровского; взаимоотношения крестьян и дворян; месть Владимира Дубровского и т. д. Переплетение этих сюжетных линий позволяет выделить основной конфликт – неравенство героев перед законом, их правовое бессилие.

Пушкинский роман – маленький по объёму, но интересный по композиции. Композиция – построение художественного произведения, расположение и взаимосвязь всех его частей, образов, эпизодов. Вспомним элементы композиции:

1. Экспозиция – начало.

2. Завязка – развитие действия.

3. Кульминация – острый, напряжённый момент произведения.

4. Развязка – окончание произведения.

Композиция пушкинского романа такова.

Экспозиция – история дружбы помещиков Кирилы Петровича Троекурова и Андрея Гавриловича Дубровского, живших по соседству и приятельствующих много лет.

Завязка – случай, произошедший на псарне Троекурова, привёл к ссоре друзей. Дерзкая шутка холопа разрушила многолетнюю дружбу.

Конфликт разрастается. Чтобы наказать бедного, но гордого соседа, Троекуров использует связи и незаконно овладевает имением бывшего приятеля.

Протест против несправедливого решения перерастает в бунт, и крепостные сжигают Кистенёвку, чтобы не досталась алчному и своенравному Троекурову.

Кульминация – наивысшая точка напряжения конфликта – показана в эпизоде, когда Дубровский-Дефорж признаётся Марье Кириловне в том, что он и есть разбойник.

Повествование подходит к финалу, где должна наступить развязка. Главный герой потерял всё: отца, дом, любимую. Действительно, Дубровский строил планы мести, но, увидев Машу, полюбил её, и сердце его смирилось: «Я понял, что дом, где обитаете вы, священ, что ни единое существо, связанное с вами узами крови, не подлежит моему проклятию. Я отказался от мщения как от безумства». Больше ничего его здесь не держит, и он покидает лагерь разбойников.

Какова дальнейшая судьба благородного разбойника Владимира Дубровского? Кто-то утверждал, что Дубровский-младший уехал за границу, а другие приписывали ему происходящие грабежи. Знаем ли мы наверняка, что произошло с главным героем повествования? Как вы думаете, с какой целью Пушкин не рассказывает о дальнейшей жизни героя? Автор хочет, чтобы читатель самостоятельно домыслил концовку романа. Именно поэтому развязка как элемент композиции произведения в романе отсутствует.

Этот авторский приём называется открытым финалом.

Исследователи творчества Пушкина обнаружили черновики с набросками плана третьей части романа «Дубровский»: «Жизнь М. К. Смерть кн. Верей<ского>. Вдова. Англичанин. – Игроки. Свидание – Полицмейстер – Развязка» Исследователи толкуют авторский замысел так: после смерти Верейского Владимир возвращается в Россию, чтобы воссоединиться с Марией. Возможно, он притворяется англичанином. Однако на Дубровского поступает донос, связанный с его разбойничеством, появляется полицмейстер. Это только предположения, потому что написать продолжение Пушкину так и не удалось.

Андрей Платонов, русский писатель, считает, что «у Пушкина окончания произведений похожи на морские горизонты: достигнув их, опять видишь перед собою бесконечное пространство, ограниченное лишь мнимой чертою…».

Теоретический материал для углублённого изучения

Действие романа «Дубровский» развивается сначала последовательно – до девятой главы, а потом автор использует приём возвращения в прошлое, то есть ретроспективу.

В восьмой главе появляется новый герой – учитель Дефорж. Чтобы объяснить читателю, как Владимир Дубровский стал Дефоржем, А. С. Пушкину понадобилось возвращаться назад, именно поэтому автор использовал приём ретроспективы.

Такая композиция – возвращение в прошлое – служит для привлечения читательского интереса к важному моменту в произведении.

Примеры заданий из тренировочного модуля

Подчёркивания/зачёркивания элементов

Подчеркните верное. Что стало с Владимиром Дубровским в конце произведения? Мы знаем, что у Пушкина финал остался открытым. Открытый финал – отсутствие развязки в произведении.

продолжал разбойничать;

оставил своих крестьян и уехал за границу;

погиб;

его поймали и посадили в тюрьму;

неизвестно.

Задание основывается на материале, пройденном на этом уроке. Вспоминаем, что разрыв с Марьей Кириловной, её венчание очень огорчили Дубровского-младшего и он оставил разбой. Значит, варианты ответов «продолжал разбойничать», «погиб», «его поймали и посадили в тюрьму» неверные.

Обратите внимание, что в задании присутствует подсказка: «Мы знаем, что у Пушкина финал остался открытым. Открытый финал – отсутствие развязки в произведении».

Значит, верный ответ – неизвестно.

Выбор осуществляется подчеркиванием правильного ответа.

Множественный выбор

Из предложенного списка выберите сюжетные линии, которые есть в романе:

дружба и вражда между помещиками;

взаимоотношения крестьян и помещиков;

русское гостеприимство;

любовь Маши и Владимира.

Нужно проанализировать пройденный материал. Вспоминаем, что на предыдущих уроках рассматривали взаимоотношения и конфликт двух приятелей:А. Г. Дубровского и К. П. Троекурова. Конфликт перерос во вражду, которая закончилась смертью Дубровского-старшего и поджогом Кистенёвки, крестьяне которой стали разбойниками, а их предводителем – Дубровский-младший. Не забываем и о романтических отношениях Марьи Кириловны Троекуровой и Дубровского, который пробрался в дом врага под видом француза Дефоржа. О гостеприимстве ничего в романе не говорится, значит, это неверный ответ.

Обобщая, ещё раз прочтём задание, варианты ответов и выберем верные.

Правильных ответов несколько:

дружба и вражда между помещиками;

взаимоотношения крестьян и помещиков;

любовь Маши и Владимира.


 

Скачано с www.znanio.ru

Конспект урока Учитель: Гапонова

Конспект урока Учитель: Гапонова

Романтический герой – один из художественных образов литературы романтизма

Романтический герой – один из художественных образов литературы романтизма

Беляева Н. В. Уроки изучения лирики в школе: теория и практика дифференцированного подхода к учащимся:

Беляева Н. В. Уроки изучения лирики в школе: теория и практика дифференцированного подхода к учащимся:

Вспомним элементы композиции: 1

Вспомним элементы композиции: 1

Как вы думаете, с какой целью

Как вы думаете, с какой целью

Подчеркните верное. Что стало с

Подчеркните верное. Что стало с

Дубровского-старшего и поджогом

Дубровского-старшего и поджогом
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.01.2024