Конспект урока по литературе на тему: «Евгений Онегин» роман в стихах. Творческая история романа.

  • docx
  • 21.01.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 38 урок Литература 9кл - Конспект.docx

Урок № 38            9 класс                       Литература               05.12.2018г.

Тема: «Евгений Онегин» роман в стихах. Творческая история романа. Обзор содержания. Образы главных героев. Онегинская строфа. Структура текста. Основная сюжетная линия и лирические отступления.

Цель: сформировать ЗУН по теме урока;  подготовить учащихся к восприятию пушкинского романа; познакомить с хронологией создания романа;  познакомить с главными героями;  выявить своеобразие онегинской строфы;  умение различать образ автора и автора как физическое лицо; развитие речи учащихся, обогащение словарного запаса.

 

Ход урока

1.      Организационный момент.

2.      Работа с эпиграфом.

« Он ( « Евгений Онегин») не был для нас только роман в стихах, случайное и мимолетное литературное впечатление; это было событие нашей молодости, наша биографическая черта, перелом развития, как выход из школы или первая любовь.»

В.О. Ключевский.

- О каком произведении А. С. Пушкина говорит Василий Осипович Ключевский? ( О романе А. С. Пушкина « Евгений Онегин»)

- Сегодня мы начинаем изучение, может быть, не только самого известного в русской литературе, но и самого неоднозначного романа А.С. Пушкина  – романа «Евгений Онегин». В.Г.Белинский писал, что «Евгений Онегин» есть самое задушевное произведение А.С.Пушкина, самое любимое дитя его фантазии. А.С.Пушкин создавал произведение, когда стихи постепенно утрачивали своё господство, а проза шла к своему торжеству. Автор выбрал промежуточную форму, объединяющую эпос и лирику. 4 ноября 1823 г. Пушкин писал Вяземскому: «Что касается моих занятий, я теперь пишу не роман, а роман в стихах – дьявольская разница». На уроке познакомимся с новым понятием “онегинская строфа”.

3.      Конспектирование лекции учителя.

Начнем мы изучение с истории создания романа.

1)      История создания романа.

Роман «Евгений Онегин» — произведение удивительной творческой судьбы. Пушкин начал работать над «Евгением Онегиным» в Кишиневе 9 мая 1823 года; закончил роман в Болдине 25 сентября 1830 года. Семь лет, четыре месяца, семнадцать дней трудился поэт над романом. Но работа над текстом не прекращалась вплоть до появления первого полного издания в 1833 г. В тексте романа нет деления на части, нет и названий глав. Но поэт указал время и место написания каждой главы. В 1831 году поэт переделал последнюю восьмую главу и написал письмо Онегина к Татьяне.Последний набросок плана «Евгения Онегина» (26 сент. 1830 г.) включает десять глав. Восьмая глава должна была стать десятой, а вместо нее после седьмой главы Пушкин намеревался подробно описать путешествие Онегина. Заключался роман десятой главой, где говорилось о зарождении тайных декабристских обществ. Десятая глава и «Путешествие Онегина» не были завершены поэтом, хотя он придавал своему замыслу большое значение и не раз впоследствии возвращался к нему.

Современники, которым Пушкин читал десятую главу, и сам поэт понимали, что по цензурным причинам она не могла появиться в печати, так как была посвящена изображению эпохи зарождения декабризма и содержала ряд опасных политических намёков. 19 октября 1830 г., в день очередной лицейской годовщины, Пушкин сжег десятую главу, как об этом свидетельствует: пометка на рукописи «Метели». Сохранились незначительные фрагменты главы (16 строф), зашифрованные А. С. Пушкиным. Ключ к шифру был найден лишь в начале XX века, но до сих пор идут споры, действительно ли эти фрагменты представляют собой части несохранившейся главы.

 (Исследователи творчества Пушкина говорят, что в десятой главе поэт описал Отечественную войну и восстание декабристов. Онегин должен был сыграть какую-то роль в восстании. По  воспоминаниям М. В. Юзефовича, «Онегин должен или погибнуть на Кавказе, или попасть в число декабристов».)

Последний авторский вариант романа был напечатан в 1837 г. Следует отметить,что и «Путешествие Онегина», и десятая глава в окончательный текст романа не вошли, хотя отрывки из «Путешествия Онегина» Пушкин опубликовал в примечании к роману. Таким образом, «Евгений Онегин» состоит из восьми глав и представляет собой законченное произведение.

У Пушкина нет произведений, которые имели бы столь же длительную творческую историю. Роман не писался «на едином дыхании», а складывался — из строф и глав, созданных в разное время, в разных обстоятельствах, в разные периоды творчества. Работа над романом охватывает четыре периода творчества Пушкина — от южной ссылки до Болдинской осени 1830 г.

Все главы издавались с 1825 г. по 1832 г. как самостоятельные части большого произведения и еще до завершения романа стали фактами литературного процесса.

Действие романа развивается с 1819 по 1825 год. Именно в это время, насыщенное большими политическими событиями в истории России и Европы, складывался и сложился тип человека, подобного герою пушкинского произведения. Поэт хотел воссоздать духовную атмосферу, в которой рождался тип Евгения Онегина.

В течение семи лет и сам Пушкин не оставался неизменным Поэт запечатлел в произведении и собственный духовный рост и развитие своих героев. Пушкин смотрел на них глазами современника и глазами человека, для которого они стали уже историческими типами. Так в романе Пушкина объединились история и современность. В «Евгении Онегине» предстала реально движущаяся история русского общества.

2)      Структура текста.

Вот  план  полного  издания  «Евгения  Онегина».  (План составлен Пушкиным.)

Онегин

Часть 1. Предисловие

1-я песнь (глава). Хандра. Кишинев, Одесса. 1823 г.

2-я песнь (глава). Поэт. Одесса. 1824 г.

3-я песнь (глава). Барышня. Одесса, Михайловское. 1824 г.

Часть 2

4-я песнь. Деревня. Михайловское. 1825 г.

5-я песнь. Именины. Михайловское. 1825 г., 1826 г.

6-я песнь. Поединок. Михайловское. 1826 г.

Часть 3

7-я песнь. Москва. Михайловское. П. Б. Малинники. 1827–1828 г.

8-я песнь. Странствие. Павловское. Москва. 1829 г. Болдино.

9-я песнь. Большой свет. Болдино. 1830 г.

4.      Сообщение обучающегося.

В сюжет романа входит две линии: Онегин - Татьяна и Ленский - Ольга. Они параллельны, так как романы героев в обоих случаях не состоялись. Но линия Ленский - Ольга не развивается, потому что судьба Ленского зависит не от его отношений с Ольгой. Любовь Ленского к Ольге в композиционном плане помогает Татьяне лучше понять Онегина. Ленский не только оппонент Онегина, но и образ, связанный с автором-повествователем. Автор-персонаж в системе образов и А. С. Пушкин (автор-повествователь) не одно и то же. Автор-персонаж, от лица которого ведётся повествование, - спутник Онегина, антипод Ленского, защитник Татьяны. Он действующее лицо лирических отступлений, которые являются частью сюжета и обозначают границы романного, художественного времени.

А кто же стал прототипами героев романа «Евгений Онегин». Об этом более подробно нам расскажет ________ (Сообщение обучающегося)

Евгений Онегин — один из его возможных прототипов — Чаадаев, названный самим Пушкиным в первой главе. Важное влияние на образ Онегина оказал лорд Байрон и его «байроновские герои», Дон Жуан и Чайлд Гарольд, которые также не раз упоминаются самим Пушкиным. «В образе Онегина можно найти десятки сближений с различными современниками поэта — от пустых светских знакомцев до таких значимых для Пушкина лиц, как Чаадаев или Александр Раевский. То же следует сказать и о Татьяне». В начале романа (1819 г.) ему 24 года.

Автор-рассказчик — сам Пушкин. Он постоянно вмешивается в ход повествования, напоминает о себе («Но вреден север для меня»), водит дружбу с Онегиным («Условий света свергнув бремя, как он, отстав от суеты, с ним подружился я в то время, мне нравились его черты»), в своих лирических отступлениях делится с читателями своими размышлениями о самых разных жизненных вопросах, высказывает свою мировоззренческую позицию. Автор в некоторых местах нарушает ход повествования и вводит в текст метатекстовые элементы («Читатель ждёт уж рифмы „розы“ — на, вот, возьми её скорей»).

Владимир Ленский — «энергичное сближение Ленского с Кюхельбекером, произведённое Ю. Н. Тыняновым, лучше всего убеждает в том, что попытки дать поэту-романтику в «Евгении Онегине» некоторый единый и однозначный прототип к убедительным результатам не приводят».

Ольга Ларина — обобщённый образ типичной героини популярных романов; красивый внешне, однако лишённый слишком глубокого содержания. Простая, искренняя и веселая девушка, пылко любит Ленского. На год младше Татьяны.

5.      Онегинская строфа. (Продолжение лекции учителя).

А. С. Пушкин создаёт новую строфическую форму, обладающую следующими признаками:

- Каждая строфа состоит из 14 строк и имеет относительную законченность, представляет собой небольшой рассказ; такое построение строф даёт возможность порассуждать на каждую тему, не отступая от сюжета и не теряя нити повествования.

- Включение в повествование авторских отступлений оживляет сюжет, наполняет его лирическим волнением автора. - Рассказ может продолжаться и в следующих строфах, но это характерно для эпизодов романа, вызывающих наиболее сильные эмоции.

- В романе есть пропущенные строфы, заменённые многоточиями или цифрами, что нужно для недоговорённости, увлекательности повествования. Структура онегинской строфы включает в себя 3 четверостишия с различными способами рифмовки: 1-е (абаб), 2-е (ввгг), 3-е (деед) — и заключительное двустишие (жж).

Онегинская строфа состоит из 14 стихов четырехстопного ямба.

Рассмотрим любую строфу первой главы, выделим рифмы, обозначим рифмы буквами.

Например, глава 1 (21 строфа).

 

Все хлопает. Онегин входит,

Идет меж кресел по ногам,

Двойной лорнет скосясь наводит

На ложи незнакомых дам;

а

б

а

б

Все ярусы окинул 

Все видел: лицами,

Ужасно недоволен 

С мужчинами со всех 

в

в

г

г

Раскланялся, потом на сцену

В большом рассеянье взглянул,

Отворотился – и зевнул,

И молвил: «Всех пора на смену;

д

е

е

д

Балеты долго я терпел,

Но и Дидло мне надоел».

ж

ж

Получаем следующую схему:

строки:                 1–4: а – б – а – б – перекрестные рифмы,

                             5–8: в – в – г – г – смежные рифмы,

                             9–12: д – е – е – д – опоясывающие рифмы,

                             13–14: ж – ж – смежные рифмы.

Разработанная Пушкиным особая форма стихотворной строфы получила название «онегинской строфы».

Подсчитаем количество слогов.

Строки:                1–4: 9 – 8 – 9 – 8

                             5–8: 9 – 9 – 8 – 8

                             9–12: 9 – 8 – 8 – 9

                             13–14: 8 – 8

Рифмующиеся строки имеют одинаковое количество слогов.

Если учесть, что в романе 389 строф и все включены в строфическую форму, станет понятно, какой огромный объем работы проделал поэт!

(В строфическую форму не включены письма Татьяны и Онегина.)

6.      Закрепление.

Тест (на карточках учащиеся отвечают ДА-НЕТ на утверждения учителя) Произведение 1. Автором «Евгения Онегина» является А.С. Пушкин (да).

2. Произведение «Евгений Онегин» писалось семь лет (да).

3. Оно написано стихотворной онегинской строфой (да).

4. В онегинской строфе 8 стихотворных строк (нет, 14 строк).

5. Работа над произведением начата в поместье Пушкиных Михайловском (нет, на юге, на Кавказе).

6. Пушкин находился в имении Михайловское в ссылке (да).

7. Во время пребывания Пушкина в Михайловском в Москве прошло восстание декабристов на Сенатской площади, в результате которого были казнены друзья Пушкина (да).

8. Жанр «Евгения Онегина» - поэма (нет, роман в стихах).

9. Для Пушкина наиболее важной темой в романе было воспитание и судьбы дворянской молодежи (да).

10. А.С. Пушкин сжёг 10 главу романа «Евгений Онегин» (да).

11. Роман получил название в честь главного героя (да).

12. Роман состоит из трёх частей (да).

13. У героев романа есть прототипы (да).

14. В романе 389 строф (да).

15. В строфическую форму не включены письма Татьяны и Онегина (да).

7. Рефлексия.

- Что нового узнали на уроке?

- Что удалось, что помогло этому?

- Что не удалось, почему?

Комментирование оценок за урок.

8. Домашнее задание.

1) Перечитать I, II и VI главы романа и главу «Путешествие Онегина». Прочитать комментарии Ю. М. Лотмана к этим гла- вам.

2) Подготовить чтение наизусть 1 строфы из главы 1 и пересказ статьи учебника «О романе „Евгений Онегин“» (до рубрики «Ленский»).

3) Индивидуальные задания. Составить план сообщения «День Онегина». Ответить на вопрос: «Зачем автор так подробно описывает день Онегина, обстановку его дома, любимые занятия?»