Конспект урока по литературе на тему "Пословицы и поговорки" 5 класс
Оценка 4.9

Конспект урока по литературе на тему "Пословицы и поговорки" 5 класс

Оценка 4.9
doc
27.05.2020
Конспект урока по литературе на тему "Пословицы и поговорки" 5 класс
КОНСПЕКТ 5 КЛАСС.doc

Урок литературы в 5 классе                                                                                                Тема : Пословицы и поговорки

Цели и задачи урока:

  • повторить малые жанры фольклора; объяснить поучающий смысл пословиц и поговорок; показать сходство и различие двух жанровых форм;
  • развитие речи учащихся через комментированное  чтение пословиц, написание письменных ответов на поставленные вопросы;
  • воспитание интереса к фольклорным традициям русского народа.

Тип урока: урок новых знаний.

Ход урока:

Эпиграф к уроку: 

Вот как хорошо сочиняют мужики.

Всё просто, слов мало, а чувства много.

Л.Н. Толстой

I. Организационный момент

    1. Приветствие, проверка готовности к уроку, запись темы.

II. Актуализация

1. Вступительное слово учителя

-        Какие малые жанры фольклора вы знаете? (считалки, загадки, дразнилки, скороговорки, небылицы, пословицы, поговорки, колыбельные песни, потешки, пестушки, заклички, приговорки)

-        Названия жанров вы знаете, а теперь проверим, как вы сможете определить, к какому виду малых жанров фольклора относятся приведённые тексты. На прошлом уроке мы о них говорили.

2. Повторение

    Определительная работа

    З/е: определить, к какому виду малых жанров фольклора относятся приведённые тексты.


1)    От топота копыт пыль по полю летит (скороговорка).


2)    Зимою и летом одним цветом (загадка).

3)    Спят усталые игрушки, мишки спят … (колыбельная песня).

4)    Шышел-мышел, взял, да вышел (считалка).

5)    Лошадка травку ела, ела,

И ей травка надоела.

В магазин пришла Лошадка (небылица).


III. Формирование новых понятий

1. Работа с учебником

    З/е: внимательно прочитать теоретический материал учебника (стр. 139), ответить на вопросы и выполнить задания.

Поговорка – жанр фольклора, образное выражение, которое вошло в повседневную речь.

Пословица – малый жанр фольклора, краткое изречение, иносказание с нравоучительным уклоном.

- Как вы понимаете значение данных определений?

- Пословица – народная мудрость, переходящая от поколения к поколению и поддерживающая уклад народной жизни, духовный и нравственный облик народа.

- В чем же сходство и различие данных жанров?

3. Сравнительный анализ

     З/е: определить, в чём заключаются сходство и различие между пословицами и поговорками; заполнить таблицу «Сходства и различия пословиц и поговорок» (под руководством учителя, используя статью учебника).

 

Пословица

Поговорка

Сходство

Краткость

Ритмичность

Рифмуется

Отражение народной мудрости

Различие

Законченное суждение

Часть законченного суждения

Выражение мысли, к которой народ пришёл через вековой опыт

Образ, замещающий обычное слово: «пороха не выдумал» вместо «дурак»

Поучительна, в каждой есть вывод

Является средством речевой характеристики человека

Примеры

·         Без соли не вкусно, а без хлеба не сытно.

·         Терпенье и труд все перетрут.

 

·         Когда рак на горе свистнет

·          

·         Было, да сплыло

 

IV. Формирование умений и навыков

1. Игровая пауза

    Ученики вспоминают пословицу (поговорку) по ее началу и пробуют её изобразить, а другие отгадать.

1.     Без труда (не выловишь и рыбки из пруда). / Не поднимай носу: (споткнешься).

2.     У семи нянек (дитя без глазу). / Нет друга, так ищи, (а нашел, так береги).

3.     Кончил дело – (гуляй смело). / Красна птица перьем, (а человек ученьем).

4.     Любопытной Варваре (на базаре нос оторвали). / Был бы друг, (будет и досуг).

5.     Семь раз отмерь, (один раз отрежь). / Из пустого в (порожнее переливает).

2. Упр. 129, 130(резерв) на стр 139. Рабочая тетрадь упр. 207 стр 128.

V. Итог урока

-         С чем мы сегодня познакомились на уроке?

-         Что нового вы для себя узнали?

    2. Комментирование оценок

 

VI. Домашнее задание.

Повторить, что такое загадка, скороговорка, считалка, дразнилка, потешка.

 


Скачано с www.znanio.ru

Урок литературы в 5 классе

Урок литературы в 5 классе

З/е: определить, в чём заключаются сходство и различие между пословицами и поговорками; заполнить таблицу «Сходства и различия пословиц и поговорок» (под руководством учителя, используя статью…

З/е: определить, в чём заключаются сходство и различие между пословицами и поговорками; заполнить таблицу «Сходства и различия пословиц и поговорок» (под руководством учителя, используя статью…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.05.2020