Тема урока: Стилевые особенности рассказа А.П.Чехова « Хамелеон »
Цели урока:
1) на примере рассказа А.П.Чехова «Хамелеон»
выявить особенности юмористических рассказов
А.П.Чехова;
2) расширить и углубить понятия: стиль писателя,
композиция художественного произведения,
художественная деталь;
3) учить школьников бережному, внимательному
отношению к художественному слову
Методы обучения:
1) эвристический;
2) проблемный
Тип урока:
Урок-исследование
Ход урока:
1.Организационный момент.
Объявления учителем темы и целей урока. Запись в тетради темы урока.
2.Викторина (подступ к теме)
На столе учителя заставка «Бюро литературных находок»
Учитель:
- И снова на уроке у нас открыто "Бюро литературных находок». Какой-то чудак принес сюда «рассказы», утверждая, что нашел его в своем почтовом ящике. Однако в этом рассказе много фраз показались инее знакомыми. Определите автора и произведение по фрагменту из его
(Ученики выходят к доске, читают отрывок, определяют автора. Отрывки взяты из изученных ранее произведений разных писателей и рассказов А.П.Чехова)
Учитель:
-Как вы узнали чеховские строки среди строк других писателей?
-Только знакомые имена, содержание отрывков помогли вам в этом? А может еще что-то?
(Ученики говорят о том, что отрывки из рассказов А.П.Чехова
как-то одинаково написаны)
-Действительно, у каждого писателя своя манера письма, свой стиль. Что же такое стиль? Обратимся к словарю литературоведческих терминов
(Ученики находят определение стиля в словаре и делают записи в тетрадях)
Стиль писателя - особая манера письма, единство
творческих особенностей, присущих данному писателю.
- Задача сегодняшнего урока состоит в том, чтобы постичь стилевые особенности рассказов А.П.Чехова
2.Основные часть урока
- Начнем с начала, то есть с заголовка. Что должно отражать заголовок произведения?
(Тему или основную мысль произведения)
- Верно. По мнению Чехова, заголовок-это смысловой стержень произведения, оно должно быть простым, ясным, предельно кратким ... и скромным. Вот свидетельство того, как писатель работал над названием рассказа: «Название рассказа« Жестокий урок »... -неудачно. В нем нет простоты. Надо назвать рассказ каким-либо одним словом: «Гувернантка», нет, точнее,
«Размазня».
- Всегда ли удавалось это Чехову? Ваши предположения: о чем могут быть рассказы с таким названием: «Лошадиная фамилия», «Злоумышленник», «Хамелеон»?
(Ученики высказывают свои предположения)
-Итак, первая особенность рассказов Чехова:
короткий заголовок
Запись в тетради:
1.Короткий, простой заголовок
- Вы знакомы с понятием композиция рассказа. Вспомним основные элементы композиции
(Один ученик с помощью разборной схемы выстраивает схему построения рассказа)
-Именно такая традиционная композиция характерна для большинства рассказов Чехова. Докажем это на примере рассказа «Хамелеон».
Ученики находят в рассказе элементы композиции
Экспозиция: По базарной площади идут Очумелов и Елдырин.
Завязка: Золотых дел мастер Хрюкин укушен собачкой
Кульминация: -Это, кажись, генерала Жигалова! - Говорит кто-то из толпы
Развязка: Толпа смеется над Хрюкиным.)
Запись в тетради:
2.Традицийна композиция: завязка-кульминация-развязка
- Прочитайте завязку, что в ней описано? Какие сведения представлены?
(Место: базарная площадь; герои: Очумелов, Елдырин, время действия полдень)
Запись в тетради:
3.Гранично короткая завязка: место, время, действующих лица
-Чего больше в рассказах Чехова: рассказ, описания, диалога?
- Откуда мы узнаем о горе, что постигла Хрюкина?
(Из диалога)
- В чем особенность диалогов Чехова? Только они двигают сюжет или много говорят о героях рассказа. Прослушайте диалог из книги
(Инсценированные отрывок из рассказа в исполнении заранее подготовленных учащихся
- Какими вы увидели героев рассказа?
Запись в тетради:
4.Диалогова построение рассказов
5.Индивидуальна неповторимость речь героев как основа их характеристики
- Как еще Чехов знакомит читателя со своими героями? Обратимся к рассказу. Или рисует писатель портреты героев? Прочитайте, какими мы видим Очумелова, Елдырина, Хрюкина?
- Едва ли кажутся странными вам эти портреты? Что от них осталось?
(Конфискован крыжовник в руках Елдырина и шинель с узелком в руках Очумелова)
- Какую роль играют эти детали? О чем они говорят?
- Очень часто Чехов заменяет описание «говорящею деталью». Какая деталь помогает понять лицемерие Очумелова? Прочтите отрывки, подтверждающие ваше мнение
(Шинель. Ученики читают отрывки из книги)
Запись в тетрадях:
6. «Говорящая деталь», заменяющий описание
-Задержимся на авторском повествовании: в чем своеобразие чеховской фразы?
- Какие предложения использует автор: простые или сложные? Приведите примеры
- Много ли эпитетов, сравнений?
(Почти нет)
-Любимая часть речи?
(Глагол)
-Слова причудливые, непонятные?
(Простые и точные)
Запись в тетрадях:
7. Простота фразы, простые предложения, отсутствие эпитетов, глагол-любимая часть речи
- А почему писатель избегает хорошие эпитеты, сравнения?
(Чехов рассказывает о некрасивые явления жизни. Тут уж не до красивостей)
3. Итоги урока
-Сделайте обобщение: какие стилистические особенности рассказов Чехова
(Ученики, опираясь на записи в тетради, перечисляют особенности)
Учитель:
- М.Горький так писал о манере письма Чехова: «Чехов умеет писать так, чтобы словам было тесно, мыслям-просторно». Ли это? Действительно в коротких рассказах Чехова сказано очень многое? Вернемся к рассказу «Хамелеон», которое человеческое качество высмеивает писатель?
(Угодничество, чинопочитание лицемерие)
Домашнее задание: на примере одного юмористического рассказа Чехова показать стилистические особенности писателя
Цели урока:
1) Выяснить особенности стиля А. П. Чехова,
раскрыть мастерство слова, детали, подтекста; научить видеть красоту и меткость
чеховского слова, авторское отношение к лицемерию, чинопочитанию.
2) Поработать над диалогом; инсценировать
эпизод.
3) Воспитывать чувство собственного достоинства
в детях.
Наглядность:
1) Портрет А. П. Чехова.
2) Стенд с иллюстрациями произведений автора.
3) Выставка произведений.
Оборудование:
Карточки для индивидуальной работы.
Эпиграф:
«Краткость – сестра таланта».
А.П. Чехов.
«Чехов…умеет писать так, чтобы словам было
тесно, мыслям – просторно».
М. Горький.
Ход урока.
I. Орг. момент.
II. Вступительное слово учителя.
Чехов – изумительный автор лаконичной речи,
выразительного емкого штриха, словом, репликой, деталью умел сказать многое. У
Чехова мы учимся меткому, точному слову. Сегодня, анализируя рассказ “Толстый и
тонкий”, мы постараемся понять емкость чеховской детали, ее удивительную
выразительность, будем, как всегда, учиться вчитываться в текст. Еще мы
поработаем над диалогом, поучимся инсценировать.
III. Актуализация
опорных знаний.
1. Словарная работа.
Лаконизм – предельная краткость, сжатость
(речи).
Юмор – добрый смех.
Лютеранство – вероисповедание (протестантство).
Антитеза – противопоставление.
Херес – сорт крепкого виноградного вина.
Флердоранж – «настой цветов» – одеколон.
Вьюк – упаковочная поклажа, перевозимая на спине
животных, а также сумка для такой поклажи.
2. Беседа по вопросам:
- Какие рассказы Чехова вы читали?
- Какие это рассказы? (Юмористические)
- Что такое юмор?
- Инсценировка эпизода в рассказе «Лошадиная
фамилия». Что вы видите смешного в рассказе?
IY. Работа над темой урока.
1) Работа над содержанием рассказа «Толстый и
тонкий».
Викторина:
(Толстый – предложения короткие, речь
разговорная, слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Тонкий – краткие восклицательные предложения.)
5. Речь героев проста и лаконична.
(Предложения простые, отсутствуют эпитеты, часто
встречается глаголы, точное употребление слов.)
6. Традиционная композиция: завязка –
кульминация – развязка.
Работа над отдельным эпизодом.
(Кульминационный момент – Толстый говорит о
своей должности)
(«Тонкий вдруг побледнел, окаменел». Окаменел – главная метафора - был поражен, замер, застыл как
вкопанный. Это от испуга, шока, ужаса.
« Лицо искривилось во все стороны широчайшей улыбкой».
Неестественность, наигранность.
«Сам он съежился, сгорбился, сузился…» Чемоданы,
узлы тоже «съежились, поморщились»
Тонкий хихикает, теряет дар речи, появляется
почтительное – «с»).
V. Подведение
итогов урока.
Беседа:
1. Какие чувства возникают у вас при прочтении этого рассказа?
(Стыд за самоунижение бедного человека перед
богатым)
2. Какова идея произведения?
(Разоблачение подхалимства и угодничества)
3. Почему Толстый не возражает и уходит?
(Он понял, что бесполезно говорить «другу»
что-либо).
4. Что должно отражать заглавие?
(Тему и основную мысль рассказа)
5. Какое человеческое качество высмеивает Чехов?
(Угодничество, готовность унижаться)
VI. Домашнее задание.
Подготовить устное сообщение на тему «Краткость
– сестра таланта» по рассказу Чехова.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.