Конспект урока по литературе "Стефан Цвейг. «Невозвратимое мгновение». Историческая миниатюра." 8 класс.
Оценка 5

Конспект урока по литературе "Стефан Цвейг. «Невозвратимое мгновение». Историческая миниатюра." 8 класс.

Оценка 5
docx
29.05.2020
Конспект урока по литературе "Стефан Цвейг. «Невозвратимое мгновение». Историческая миниатюра." 8 класс.
Стефан Цвейг. «Невозвратимое мгновение». Историческая миниатюра.8 класс.docx

Тема: Стефан Цвейг. «Невозвратимое мгновение». Историческая миниатюра.

 

Здравствуйте, ребята!

Откройте рабочие тетради и запишите дату и тему урока.

 

Ребята, какие ассоциации возникают у вас в связи со словом «мгновение» ?

 

( Возможные варианты ответов: миг, секунда, что-то пролетело, ушло безвозвратно, нельзя вернуть, мимолетность, момент, сразу, в один миг…)

 

—Можете ли вы объяснить значение слова?

 

— Где мы можем узнать значение этого слова?

 

Запишите в рабочей тетради:

Мгновение `Толковый словарь Ожегова`

-я, ср. Очень короткий промежуток времени, момент, миг. В то же м. В одно м. (мгновенно). * В мгновение ока (книжн.) — в один миг, мгновенно, сразу.

 

— Итак, мы узнали значение слова. А теперь скажите, каким вы его представляете? Как оно, по вашему мнению, выглядит?

— Придумайте словосочетания с этим словом.

(Возможные варианты ответов: быстрое, волшебное, горестное, горькое, невозвратимое…)

 

— У Стефана Цвейга есть произведение, которое называется “Невозвратимое мгновение”. Как вы думаете, можно ли по названию определить, о чём произведение, не прочитав его?

 

— Автор произведения – Стефан Цвейг. Что вам известно об авторе?

В рабочей тетради записать самостоятельно найденную информацию о С.Цейге.

 

-Какое оно, «невозвратимое мгновение» Стефана Цвейга?

 

- О каком историческом событии идёт речь в произведении? (о битве при Ватерлоо)

 

— Что же связывает понятие «невозвратимое мгновение» с битвой при Ватерлоо?

 

 

Познакомимся с оглавлением повести (вступление, завязка, кульминация, развязка, эпилог)

      Груши

      Ночь в Кайу

      Утро в Ватерлоо

      Ошибка Груши

      Решающее мгновение в мировой истории

      После полудня

      Развязка

      Возврат в повседневность

 

— Перед вами оглавление исторической миниатюры «Невозвратимое мгновение», что отражают эти названия? Можно ли считать, что композиция полностью отражена в названиях главок миниатюры

(Композиция полностью отражена в названиях главок миниатюры: краткое вступление «Невозвратимое мгновение», завязка «Утро в Ватерлоо», кульминация «Решающее мгновение в мировой истории», развязка «Развязка», эпилог «Возврат в повседневность»)

 

-Оцените рассуждение автора, которым он начинает миниатюру:

«Судьбу влечёт к могущественным и властным. Годами она рабски покорствует своему избраннику – Цезарю, Александру, Наполеону, ибо она любит натуры стихийные, подобные ей самой – непостижимой стихии».

 

-У рассуждения есть и продолжение, которое касается обычных людей. Внимательно прочтите и согласитесь или поспорьте:

«Но иногда – хотя во все эпохи лишь изредка – она вдруг по странной прихоти бросается в объятия посредственности. Иногда – и это самые поразительные мгновения в мировой истории – нить судьбы на одну-единственную трепетную минуту попадает в руки ничтожества. И эти люди обычно испытывают не радость, а страх перед ответственностью, вовлекающей их в героику мировой игры, и почти всегда они выпускают из дрожащих рук нечаянно доставшуюся им судьбу»

 

-О чём или о ком идёт речь во введении?(Цвейг выделяет людей могущественных и властных, посредственных и ничтожных)

 

-С чем вы согласны и с чем не согласны в этом рассуждении?

 

-Кто является главным героем исторической миниатюры? (Груши)

 

-Что вы знаете о Груши?(наполеоновский маршал)

 

-Как вы думаете, почему о Груши речь идёт не в первой, а только во второй главке? (Вступление призвано настраивать на чтение, подготавливает, определяет тему, проблему, заставляет задуматься… После вступления мы будем лучше понимать Груши и ситуацию)

 

-В главке «Груши» зачитайте строки, ярко характеризующие главного героя.

 

- К какому типу людей, перечисленных во вступлении, вы бы отнесли маршала Груши? («посредственность»)

 

-И наконец «посредственному» Груши судьба преподносит «Решающее мгновение в мировой истории». Как он им распорядился, какое решение принял Груши? Внимательно прочитаем фрагменты из «Утро в Ватерлоо» и «Решающее мгновение в мировой истории»(чтение, обсуждение)

 

-Перечитаем фрагменты «Развязки» (чтение, обсуждение)

 

-И наконец эпилог «Возврат в повседневность». Как отреагировал на трагическое известие Груши? Каким он предстаёт перед нами?(чтение, обсуждение)

 

- После разгрома Наполеона слово «Ватерлоо», практически на всех языках стало переводиться словом «поражение». Наполеон после сражения при Ватерлоо сказал следующее о маршале Груши:

«Груши хотел оправдаться за мой счет…

Несмотря ни на что, я уважаю Груши

и именно потому называю его добродетельным врагом».

 

-Как вы понимаете выражение Наполеона «добродетельный враг»? (Наполеон иронизирует, называя Груши «добродетельным»)

 

-В чём же главная проблема Груши, почему он упустил «невозвратимое мгновение»? (Помешала нерешительность и посредственность Груши)

 

— Какую нравственную проблему поднимает Цвейг? (Проблема выбора, судьбоносного, мгновенного и точного)

 

Домашнее задание:

1) подготовить рассуждение на тему: «Виноват ли маршал Груши?»;

2) выписать из исторической миниатюры крылатые выражения, фразеологизмы.

 


 

Тема: Стефан Цвейг. «Невозвратимое мгновение»

Тема: Стефан Цвейг. «Невозвратимое мгновение»

У рассуждения есть и продолжение, которое касается обычных людей

У рассуждения есть и продолжение, которое касается обычных людей
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.05.2020