Тема: Стефан Цвейг. «Невозвратимое мгновение». Историческая миниатюра.
Здравствуйте, ребята!
Откройте рабочие тетради и запишите дату и тему урока.
Ребята, какие ассоциации возникают у вас в связи со словом «мгновение» ?
( Возможные варианты ответов: миг, секунда, что-то пролетело, ушло безвозвратно, нельзя вернуть, мимолетность, момент, сразу, в один миг…)
—Можете ли вы объяснить значение слова?
— Где мы можем узнать значение этого слова?
Запишите в рабочей тетради:
Мгновение `Толковый словарь Ожегова`
-я, ср. Очень короткий промежуток времени, момент, миг. В то же м. В одно м. (мгновенно). * В мгновение ока (книжн.) — в один миг, мгновенно, сразу.
— Итак, мы узнали значение слова. А теперь скажите, каким вы его представляете? Как оно, по вашему мнению, выглядит?
— Придумайте словосочетания с этим словом.
(Возможные варианты ответов: быстрое, волшебное, горестное, горькое, невозвратимое…)
— У Стефана Цвейга есть произведение, которое называется “Невозвратимое мгновение”. Как вы думаете, можно ли по названию определить, о чём произведение, не прочитав его?
— Автор произведения – Стефан Цвейг. Что вам известно об авторе?
В рабочей тетради записать самостоятельно найденную информацию о С.Цейге.
-Какое оно, «невозвратимое мгновение» Стефана Цвейга?
- О каком историческом событии идёт речь в произведении? (о битве при Ватерлоо)
— Что же связывает понятие «невозвратимое мгновение» с битвой при Ватерлоо?
Познакомимся с оглавлением повести (вступление, завязка, кульминация, развязка, эпилог)
Груши
Ночь в Кайу
Утро в Ватерлоо
Ошибка Груши
Решающее мгновение в мировой истории
После полудня
Развязка
Возврат в повседневность
— Перед вами оглавление исторической миниатюры «Невозвратимое мгновение», что отражают эти названия? Можно ли считать, что композиция полностью отражена в названиях главок миниатюры
(Композиция полностью отражена в названиях главок миниатюры: краткое вступление «Невозвратимое мгновение», завязка «Утро в Ватерлоо», кульминация «Решающее мгновение в мировой истории», развязка «Развязка», эпилог «Возврат в повседневность»)
-Оцените рассуждение автора, которым он начинает миниатюру:
«Судьбу влечёт к могущественным и властным. Годами она рабски покорствует своему избраннику – Цезарю, Александру, Наполеону, ибо она любит натуры стихийные, подобные ей самой – непостижимой стихии».
-У рассуждения есть и продолжение, которое касается обычных людей. Внимательно прочтите и согласитесь или поспорьте:
«Но иногда – хотя во все эпохи лишь изредка – она вдруг по странной прихоти бросается в объятия посредственности. Иногда – и это самые поразительные мгновения в мировой истории – нить судьбы на одну-единственную трепетную минуту попадает в руки ничтожества. И эти люди обычно испытывают не радость, а страх перед ответственностью, вовлекающей их в героику мировой игры, и почти всегда они выпускают из дрожащих рук нечаянно доставшуюся им судьбу»
-О чём или о ком идёт речь во введении?(Цвейг выделяет людей могущественных и властных, посредственных и ничтожных)
-С чем вы согласны и с чем не согласны в этом рассуждении?
-Кто является главным героем исторической миниатюры? (Груши)
-Что вы знаете о Груши?(наполеоновский маршал)
-Как вы думаете, почему о Груши речь идёт не в первой, а только во второй главке? (Вступление призвано настраивать на чтение, подготавливает, определяет тему, проблему, заставляет задуматься… После вступления мы будем лучше понимать Груши и ситуацию)
-В главке «Груши» зачитайте строки, ярко характеризующие главного героя.
- К какому типу людей, перечисленных во вступлении, вы бы отнесли маршала Груши? («посредственность»)
-И наконец «посредственному» Груши судьба преподносит «Решающее мгновение в мировой истории». Как он им распорядился, какое решение принял Груши? Внимательно прочитаем фрагменты из «Утро в Ватерлоо» и «Решающее мгновение в мировой истории»(чтение, обсуждение)
-Перечитаем фрагменты «Развязки» (чтение, обсуждение)
-И наконец эпилог «Возврат в повседневность». Как отреагировал на трагическое известие Груши? Каким он предстаёт перед нами?(чтение, обсуждение)
- После разгрома Наполеона слово «Ватерлоо», практически на всех языках стало переводиться словом «поражение». Наполеон после сражения при Ватерлоо сказал следующее о маршале Груши:
«Груши хотел оправдаться за мой счет…
Несмотря ни на что, я уважаю Груши
и именно потому называю его добродетельным врагом».
-Как вы понимаете выражение Наполеона «добродетельный враг»? (Наполеон иронизирует, называя Груши «добродетельным»)
-В чём же главная проблема Груши, почему он упустил «невозвратимое мгновение»? (Помешала нерешительность и посредственность Груши)
— Какую нравственную проблему поднимает Цвейг? (Проблема выбора, судьбоносного, мгновенного и точного)
Домашнее задание:
1) подготовить рассуждение на тему: «Виноват ли маршал Груши?»;
2) выписать из исторической миниатюры крылатые выражения, фразеологизмы.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.