Конспект урока по литературе Тема: «Добро и зло в повести Н. В. Гоголя «Ночь перед рождеством»
Оценка 5

Конспект урока по литературе Тема: «Добро и зло в повести Н. В. Гоголя «Ночь перед рождеством»

Оценка 5
doc
20.10.2021
Конспект урока по литературе Тема: «Добро и зло в повести Н. В. Гоголя «Ночь перед рождеством»
gogol_otkrytyy_urok.doc

Конспект урока по литературе

Тема: «Добро и зло в повести Н. В. Гоголя «Ночь перед рождеством»

 

5 класс

Тип урока: обобщение и систематизация знаний

Вид: урок-беседа

Цель  урока: дать чёткое понятие, что есть добро и зло в понимании Н. В. Гоголя, выявить его духовно-нравственные  идеалы.

Задачи для учителя:

§     познакомить с истоками языческих и христианских традиций в праздновании Рождества;

§     осуществить анализ и оформить выводы с помощью презентации;

§     создать условия для развития умений анализировать и сопоставлять образы героев;

§     формировать коммуникативные (речевые) умения учащихся, умение правильно выражать свои мысли;

§     развивать навыки выразительного чтения;

§     создать творческую, доброжелательную атмосферу на уроке.

Методы и приемы обучения:

·                     репродуктивный метод

·                     эвристическая беседа (построение логически четкой системы вопросов)

·                     метод творческого чтения (выразительное чтение, комментированное чтение)

·                     исследовательский метод (сопоставительный анализ)

Оборудование к уроку:

1.                   экран, ноутбук, презентация;

2.                   музыкальное сопровождение.

 

Ход урока.

Организационная минутка (представлен второй слайд)

1)                  Актуализация знаний учащихся: фоном музыка, ученица читает отрывок из произведения (3 слайд):

«Последний день перед рождеством прошел. Зимняя, ясная ночь наступила. Глянули звезды. Месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру, чтобы всем было весело колядовать и славить Христа. Морозило сильнее, чем с утра; но зато так было тихо, что скрып мороза под сапогом слышался за полверсты».

Вступительное слово учителя: Ребята, как вы уже догадались, мы продолжаем изучение произведения Н. В. Гоголя «Ночь перед рождеством». Сегодня темой нашего урока будет: «Добро и зло в повести Н. В. Гоголя «Ночь перед рождеством». Как часто мы сталкиваемся с этими категориями не только в художественных произведениях, но и в реальной жизни, мы часто являемся участниками в столкновении добра и зла, и подчас вынуждены сами выбирать, на какой стороне нам находиться: на стороне светлой  или тёмной. И сегодня мы должны выяснить, что есть добро и зло для Н.В. Гоголя, и чему он учит нас.

 В какое время происходят главные события повести?

                    Предполагаемый ответ: в сочельник, накануне Рождества.

                     Расскажите, что вы знаете о Рождестве, что это за праздник.

                    Предполагаемый ответ: это православный праздник дня рождения Иисуса Христа (после ответа включить 4 слайд ).

                    Это самый добрый, светлый, а главное, детский праздник в православной традиции, символ рождения новой жизни. На Руси было принято дарить подарки не в Новый год, как сейчас, а именно в Рождество. Но из текста повести мы также узнаем, что накануне Рождества была и другая традиция, а именно:  колядование. Что это такое?

Предполагаемый ответ: Парни и девушки ходили по деревне и пели под окнами колядки - короткие обрядовые песни с пожеланием хозяевам дома добра и благополучия. Те в уплату за пожелания одаривали колядующих вкусной и сытной едой. (5 слайд)

                    А знаете ли вы, откуда произошел этот обычай и является ли он православным?

                    …..?

                    Колядование восходит к языческим традициям.

Обратите внимание на доску. На доске представлены понятия:

До принятия христианства (988 год) на Руси были языческие верования, которые характеризовались многобожием. Приведите примеры славянских богов…

                    Даждьбог, Сварог, Нептун и т.д.

                    И вот еще тогда возникла традиция колядования, прославления сверхъестественной силы. После принятия христианства люди в своих колядках стали славить рождение Господа Иисуса Христа, но по своей форме праздник все равно остался языческим. На это указывают, например, костюмы колядующих: люди обычно переодевались в образы животных, все это сопровождалось песнями и шумным гулянием, что не свойственно для православной традиции.

Беседа

То есть мы можем видеть, что даже на уровне традиций идет противопоставление добра и зла. Как вы думаете, почему именно в рождественскую ночь злые силы так активны?

                    Все чудеса происходят ночью - в самое загадочное время суток. Ночь перед рождением Христа особенная, она волшебная. И именно такой праздник злые силы, во что бы то ни стало, стараются выместить свое зло на добрых людей, помешать им радоваться такому празднику.

                     А теперь давайте подумаем, кто на уровне персонажей является олицетворением добра и зла, а кто выступает посредником между добром и злом? Для этого напомню вам основных героев повести (6 слайд).

Кто из героев олицетворяет доброту?

                    Вакула!

·                     (ученик зачитывает из учебника характеристику героя, слайд № 7)

                    Кто из героев является представителем зла?

                    Черт и Солоха!

·                     (ученик зачитывает из учебника характеристику героев, слайд № 8)

                    А теперь скажите, кто из героев посредник между добром и злом и почему?

                    Пацюк! Он колдун и поэтому его можно отнести к злым героем, но он, тем не менее, является помощником  Вакулы и не желает ему погибели, в отличие от черта и Солохи.

·                     (ученик зачитывает из учебника характеристику героя, слайд № 9)

                    Кто же у нас находится во власти зла и почему?

                    Во власти зла находится Оксана. Она самовлюбленная, гордая девушка удивительной внешней красоты. Но она никого не любит, кроме самой себя, постоянно унижает Вакулу и смеётся над его чувствами.

·                     (ученик зачитывает из учебника характеристику героя, слайд № 10)

                    Во власти зла также пребывает казак Чуб, находящийся под чарами Солохи, не подозревающий, что она ведьма.

·                     (ученик зачитывает из учебника характеристику героя, слайд № 11)

Физкультминутка (ученики отвечают на вопросы, если «да» - хлопают в ладоши, если «нет» - ходьба на месте)

  1. Солоха – жена Чуба (нет)
  2. Вакула был кузнецом (да)
  3. Черт смог обмануть Вакулу (нет)

 

  1. Вакула подарил Оксане черевички (да)
  2. Черевички – это варежки (нет)

                    Читая о нелепых попытках черта и ведьмы победить свет и добро, мы вспоминаем народные пословицы: «Не рой другому яму – сам в нее попадешь». Вот перед вами три пословицы, как вы думаете, к каким героем обращена каждая из них (слайд 12).

                    Красивая, как елка, колючая, как иголка – речь идет об Оксане, при всей своей красоте, она духовно скупа.

                    Не гляди на чуб, гляди на душу – речь идет о Вакуле, при том, что он простой деревенский кузнец, он обладает богатым внутренним миром, его душа тянется к живописи, музыке, религии.

                    Не все то золото, что блестит – эту пословицу можно отнести к Солохе, которая выказывает нрав обаятельной, веселой женщиной, хорошей домохозяйки, но водится с нечистой силой, является ведьмой.

 

                    Но наши герои развиваются, их мнение и идеалы меняются. Смогли ли черт и Солоха достичь соей цели?

                    Нет, не смогли.

                    А почему, как вы думаете? Благодаря чему Вакуле удалось победить черта?

                    Благодаря его чистой натуре, он не пошел на компромисс со злом, хотя черт предлагал ему всё, что он пожелает.

                    То есть Гоголя, на примере главного героя, чему нас учит?

                    Учит нас, чтобы мы не смотря на любые обстоятельства в нашей жизни, оставались на стороне добра.

                    А изменила ли Оксана мнение о Вакуле?

                    Да. За внешностью простого казака, Оксана увидела богатую и искреннюю натуру Вакулы.

                    А что случилось с Чубом, удалось ли Салохе выйти за него замуж?

                    Нет. Чуб смог распознать коварную натуру ведьмы.

                    На фоне морозной рождественской ночи (слайд 13) под сводом высокого звездного неба торжествуют добро, красота и любовь. Черт же вместо того, чтобы заполучить душу Вакулы, сам становится его слугой и с позором изгоняется с хутора и из души своенравной Оксаны. Солоха тоже осталась ни с чем, так как Чуб прозрел и увидел ее коварную сущность.

 

                    В заключении обратимся к финалу произведения. Откройте последнюю страницу повести. Прочитаем, какова дальнейшая судьба Вакулы? (Счастливая семья, любовь, покаяние в церкви, он снова "намалевал" черта в церкви). То есть, Вакула не поддался искушениям черта, не изменил вере в Бога, т. к. нарисовал черта в аду.

Рефлексия

                    Вопрос: А вы как думаете, что помогло Вакуле победить?
Причина победы – вера, упорство, трудолюбие, ум, любовь.
 

Вывод (слайд 14): Рождество наступило. Вакула победил черта силой любви и веры, т. е. силы добра победили, хотя в Диканьке еще есть герои, которые имеют отношения к нечистой силе. Гоголь всю свою жизнь решал вопрос: что побеждает Добро или Зло. И мы с вами видим, что Николай Васильевич призывает нас всегда оставаться на стороне света.
Д
/З нарисовать понравившийся эпизод повести

 

Приложение.

Характеристика героев.

1.Вакула: «кузнец, силач и детина хоть куда, который черту был противнее проповедей отца Кондрата. В досужее от дел время кузнец занимался малеванием и слыл лучшим живописцем во всём околотке…Все миски, из которых диканьские козаки хлебали борщ, были размалёваны кузнецом. Кузнец был богобоязливый человек и писал часто образы святых, и теперь еще можно найти в церкви его евангелиста Луку».

2. «Черт между тем не на шутку разнежился у Солохи: целовал её руку с такими ужимками, как заседатель у поповны, брался за сердце, охал и сказал напрямик, что если она не согласится удовлетворить его страсти и, как водится, наградить, то он готов на всё, кинется в воду, а душу отправит прямо в пекло. Солоха была не так жестока, притом же чёрт, как известно, действовал с ней заодно».

3. «Этот пузатый Пацюк был точно когда-то запорожцем; но выгнали его или он сам убежал из Запорожья, этого никто не знал. Давно уже, лет десять, а может, и пятнадцать, как он живёт в Диканьке. Сначала он жил как настоящий запорожец: ничего не работал, спал три четверти дня, ел за шестерых косарей и выпивал за одним разом почти по целому ведру; впрочем, было где и поместиться, потому что Пацюк, несмотря на небольшой рост, в ширину был довольно увесист».

4. « – Разве чёрные брови и очи мои, – продолжала красавица, не выпуская зеркала, – так хороши, что уже равных им нет и на свете?...Я вижу теперь, что я совсем не хороша! – И, отодвигая несколько подалее от себя зеркало, вскрикнула: – Нет хороша я! Ах, как хороша! Чудо! Какую радость принесу я тому, кого буду женою! Как будет любоваться мною мой муж! Он не вспомнит себя. Он зацелует меня насмерть».

5. «Чуб был вдов; восемь скирд хлеба всегда стояли перед хатою. Две пары дюжих волов всякий раз высовывали свои головы из плетеного сарая на улицу и мычали, когда завидовали шедшую куму – корову или дядю – толстого быка…В сундуках у Чуба водилось много полотна, жупанов и старинных кунтушей с золотыми галунами: покойная жена его была щеголиха».

 


Конспект урока по литературе

Конспект урока по литературе

Предполагаемый ответ: это православный праздник дня рождения

Предполагаемый ответ: это православный праздник дня рождения

Во власти зла также пребывает казак

Во власти зла также пребывает казак

То есть, Вакула не поддался искушениям черта, не изменил вере в

То есть, Вакула не поддался искушениям черта, не изменил вере в
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.10.2021