Конспект урока по литературе
Тема: «Добро и зло в повести Н. В. Гоголя «Ночь перед рождеством»
5 класс
Тип урока: обобщение и систематизация знаний
Вид: урок-беседа
Цель урока: дать чёткое понятие, что есть добро и зло в понимании Н. В. Гоголя, выявить его духовно-нравственные идеалы.
Задачи для учителя:
§ познакомить с истоками языческих и христианских традиций в праздновании Рождества;
§ осуществить анализ и оформить выводы с помощью презентации;
§ создать условия для развития умений анализировать и сопоставлять образы героев;
§ формировать коммуникативные (речевые) умения учащихся, умение правильно выражать свои мысли;
§ развивать навыки выразительного чтения;
§ создать творческую, доброжелательную атмосферу на уроке.
Методы и приемы обучения:
· репродуктивный метод
· эвристическая беседа (построение логически четкой системы вопросов)
· метод творческого чтения (выразительное чтение, комментированное чтение)
· исследовательский метод (сопоставительный анализ)
Оборудование к уроку:
1. экран, ноутбук, презентация;
2. музыкальное сопровождение.
Ход урока.
Организационная минутка (представлен второй слайд)
1) Актуализация знаний учащихся: фоном музыка, ученица читает отрывок из произведения (3 слайд):
«Последний день перед рождеством прошел. Зимняя, ясная ночь наступила. Глянули звезды. Месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру, чтобы всем было весело колядовать и славить Христа. Морозило сильнее, чем с утра; но зато так было тихо, что скрып мороза под сапогом слышался за полверсты».
Вступительное слово учителя: Ребята, как вы уже догадались, мы продолжаем изучение произведения Н. В. Гоголя «Ночь перед рождеством». Сегодня темой нашего урока будет: «Добро и зло в повести Н. В. Гоголя «Ночь перед рождеством». Как часто мы сталкиваемся с этими категориями не только в художественных произведениях, но и в реальной жизни, мы часто являемся участниками в столкновении добра и зла, и подчас вынуждены сами выбирать, на какой стороне нам находиться: на стороне светлой или тёмной. И сегодня мы должны выяснить, что есть добро и зло для Н.В. Гоголя, и чему он учит нас.
В какое время происходят главные события повести?
– Предполагаемый ответ: в сочельник, накануне Рождества.
– Расскажите, что вы знаете о Рождестве, что это за праздник.
– Предполагаемый ответ: это православный праздник дня рождения Иисуса Христа (после ответа включить 4 слайд ).
– Это самый добрый, светлый, а главное, детский праздник в православной традиции, символ рождения новой жизни. На Руси было принято дарить подарки не в Новый год, как сейчас, а именно в Рождество. Но из текста повести мы также узнаем, что накануне Рождества была и другая традиция, а именно: колядование. Что это такое?
Предполагаемый ответ: Парни и девушки ходили по деревне и пели под окнами колядки - короткие обрядовые песни с пожеланием хозяевам дома добра и благополучия. Те в уплату за пожелания одаривали колядующих вкусной и сытной едой. (5 слайд)
– А знаете ли вы, откуда произошел этот обычай и является ли он православным?
– …..?
– Колядование восходит к языческим традициям.
Обратите внимание на доску. На доске представлены понятия:
До принятия христианства (988 год) на Руси были языческие верования, которые характеризовались многобожием. Приведите примеры славянских богов…
– Даждьбог, Сварог, Нептун и т.д.
– И вот еще тогда возникла традиция колядования, прославления сверхъестественной силы. После принятия христианства люди в своих колядках стали славить рождение Господа Иисуса Христа, но по своей форме праздник все равно остался языческим. На это указывают, например, костюмы колядующих: люди обычно переодевались в образы животных, все это сопровождалось песнями и шумным гулянием, что не свойственно для православной традиции.
Беседа
То есть мы можем видеть, что даже на уровне традиций идет противопоставление добра и зла. Как вы думаете, почему именно в рождественскую ночь злые силы так активны?
– Все чудеса происходят ночью - в самое загадочное время суток. Ночь перед рождением Христа особенная, она волшебная. И именно такой праздник злые силы, во что бы то ни стало, стараются выместить свое зло на добрых людей, помешать им радоваться такому празднику.
– А теперь давайте подумаем, кто на уровне персонажей является олицетворением добра и зла, а кто выступает посредником между добром и злом? Для этого напомню вам основных героев повести (6 слайд).
Кто из героев олицетворяет доброту?
– Вакула!
· (ученик зачитывает из учебника характеристику героя, слайд № 7)
– Кто из героев является представителем зла?
– Черт и Солоха!
· (ученик зачитывает из учебника характеристику героев, слайд № 8)
– А теперь скажите, кто из героев посредник между добром и злом и почему?
– Пацюк! Он колдун и поэтому его можно отнести к злым героем, но он, тем не менее, является помощником Вакулы и не желает ему погибели, в отличие от черта и Солохи.
· (ученик зачитывает из учебника характеристику героя, слайд № 9)
– Кто же у нас находится во власти зла и почему?
– Во власти зла находится Оксана. Она самовлюбленная, гордая девушка удивительной внешней красоты. Но она никого не любит, кроме самой себя, постоянно унижает Вакулу и смеётся над его чувствами.
· (ученик зачитывает из учебника характеристику героя, слайд № 10)
– Во власти зла также пребывает казак Чуб, находящийся под чарами Солохи, не подозревающий, что она ведьма.
· (ученик зачитывает из учебника характеристику героя, слайд № 11)
Физкультминутка (ученики отвечают на вопросы, если «да» - хлопают в ладоши, если «нет» - ходьба на месте)
– Читая о нелепых попытках черта и ведьмы победить свет и добро, мы вспоминаем народные пословицы: «Не рой другому яму – сам в нее попадешь». Вот перед вами три пословицы, как вы думаете, к каким героем обращена каждая из них (слайд 12).
– Красивая, как елка, колючая, как иголка – речь идет об Оксане, при всей своей красоте, она духовно скупа.
– Не гляди на чуб, гляди на душу – речь идет о Вакуле, при том, что он простой деревенский кузнец, он обладает богатым внутренним миром, его душа тянется к живописи, музыке, религии.
– Не все то золото, что блестит – эту пословицу можно отнести к Солохе, которая выказывает нрав обаятельной, веселой женщиной, хорошей домохозяйки, но водится с нечистой силой, является ведьмой.
– Но наши герои развиваются, их мнение и идеалы меняются. Смогли ли черт и Солоха достичь соей цели?
– Нет, не смогли.
– А почему, как вы думаете? Благодаря чему Вакуле удалось победить черта?
– Благодаря его чистой натуре, он не пошел на компромисс со злом, хотя черт предлагал ему всё, что он пожелает.
– То есть Гоголя, на примере главного героя, чему нас учит?
– Учит нас, чтобы мы не смотря на любые обстоятельства в нашей жизни, оставались на стороне добра.
– А изменила ли Оксана мнение о Вакуле?
– Да. За внешностью простого казака, Оксана увидела богатую и искреннюю натуру Вакулы.
– А что случилось с Чубом, удалось ли Салохе выйти за него замуж?
– Нет. Чуб смог распознать коварную натуру ведьмы.
– На фоне морозной рождественской ночи (слайд 13) под сводом высокого звездного неба торжествуют добро, красота и любовь. Черт же вместо того, чтобы заполучить душу Вакулы, сам становится его слугой и с позором изгоняется с хутора и из души своенравной Оксаны. Солоха тоже осталась ни с чем, так как Чуб прозрел и увидел ее коварную сущность.
– В заключении обратимся к финалу произведения. Откройте последнюю страницу повести. Прочитаем, какова дальнейшая судьба Вакулы? (Счастливая семья, любовь, покаяние в церкви, он снова "намалевал" черта в церкви). То есть, Вакула не поддался искушениям черта, не изменил вере в Бога, т. к. нарисовал черта в аду.
Рефлексия
–
Вопрос: А вы как
думаете, что помогло Вакуле победить?
Причина победы – вера, упорство, трудолюбие, ум,
любовь.
Вывод (слайд 14): Рождество наступило. Вакула победил
черта силой любви и веры, т. е. силы добра победили, хотя в Диканьке еще есть
герои, которые имеют отношения к нечистой силе. Гоголь всю свою жизнь решал
вопрос: что побеждает Добро или Зло. И мы с вами видим, что Николай Васильевич
призывает нас всегда оставаться на стороне света.
Д/З нарисовать понравившийся эпизод повести
Приложение.
Характеристика героев.
1.Вакула: «кузнец, силач и детина хоть куда, который черту был противнее проповедей отца Кондрата. В досужее от дел время кузнец занимался малеванием и слыл лучшим живописцем во всём околотке…Все миски, из которых диканьские козаки хлебали борщ, были размалёваны кузнецом. Кузнец был богобоязливый человек и писал часто образы святых, и теперь еще можно найти в церкви его евангелиста Луку».
2. «Черт между тем не на шутку разнежился у Солохи: целовал её руку с такими ужимками, как заседатель у поповны, брался за сердце, охал и сказал напрямик, что если она не согласится удовлетворить его страсти и, как водится, наградить, то он готов на всё, кинется в воду, а душу отправит прямо в пекло. Солоха была не так жестока, притом же чёрт, как известно, действовал с ней заодно».
3. «Этот пузатый Пацюк был точно когда-то запорожцем; но выгнали его или он сам убежал из Запорожья, этого никто не знал. Давно уже, лет десять, а может, и пятнадцать, как он живёт в Диканьке. Сначала он жил как настоящий запорожец: ничего не работал, спал три четверти дня, ел за шестерых косарей и выпивал за одним разом почти по целому ведру; впрочем, было где и поместиться, потому что Пацюк, несмотря на небольшой рост, в ширину был довольно увесист».
4. « – Разве чёрные брови и очи мои, – продолжала красавица, не выпуская зеркала, – так хороши, что уже равных им нет и на свете?...Я вижу теперь, что я совсем не хороша! – И, отодвигая несколько подалее от себя зеркало, вскрикнула: – Нет хороша я! Ах, как хороша! Чудо! Какую радость принесу я тому, кого буду женою! Как будет любоваться мною мой муж! Он не вспомнит себя. Он зацелует меня насмерть».
5. «Чуб был вдов; восемь скирд хлеба всегда стояли перед хатою. Две пары дюжих волов всякий раз высовывали свои головы из плетеного сарая на улицу и мычали, когда завидовали шедшую куму – корову или дядю – толстого быка…В сундуках у Чуба водилось много полотна, жупанов и старинных кунтушей с золотыми галунами: покойная жена его была щеголиха».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.