Конспект урока по литературе в 6 классе на тему: «Уроки доброты» (по рассказу В.Г.Распутина «Уроки французского»)

  • docx
  • 02.03.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 22.02.20 ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ЛИТЕРАТУРЕ 6А КЛАСС УРОКИ ДОБРОТЫ.docx

 

муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа села Бурибай

муниципального района Хайбуллинский район  Республики  Башкортостан

 

 

Конспект урока литературы в 6 А классе по теме:

«Уроки доброты»

(по рассказу В.Г.Распутина «Уроки французского»)

                             

1200x667x129

                                         

                                           Провела:

                                                                       учитель русского языка

                                                                                         и литературы

                                               Шаймухамбетова А.Н.

      

 

Бурибай, 2020

Конспект урока

Цель:

·         показать на примере рассказа В. Распутина «Уроки французского», какое значение в жизни имеет доброта.

Задачи:

·         развитие умения анализировать художественный текст;

·         развитие устной речи учащихся;

·         развитие ассоциативного мышления;

На уроке сочетаются  разнообразные виды деятельности: мыслительная, речевая, коммуникативная, исследовательская, художественно-эстетическая, что способствует обогащению эмоционального мира, развитию творческого воображения личности, памяти, речи,

применяла ИКТ, чтобы показать эффективность  и полезность использования этой технологии, что сокращает время и помогает больше изучить на уроке.

Ход урока

I.Организационный момент.

Встали дружно, повернулись,

И друг другу улыбнулись,

Настроение каково? «Во»?

Все такого  мнения? Все, без исключения!

II. Создание проблемной ситуации.

Учитель: Начать сегодняшний урок я бы хотела с рассказа притчи.

Однажды жители Афин, собравшиеся на площади, увидели Демосфена, который в жаркий солнечный день ходил по городу с фонарём в руках.

·         Зачем тебе фонарь, ведь и так светло? И что ты ищешь? - спросили они у него.

·         Я ищу человека, - ответил Демосфен.

Удивились афиняне, и во второй раз спросили его о том же.

·         Человека, - снова ответил Демосфен.

·         Человека? Это кого: меня, его, а может быть, вон того? - засмеялись жители Афин.

·         Я ищу человека с большой буквы...

Учитель:- Так кого же, по-вашему, искал Демосфен с фонарём в руках?

-Какими качествами должен обладать тот, кого по праву можно назвать Человеком с большой буквы?

- Ребята, вы назвали много качеств, но поговорим мы сегодня об одном. Постарайтесь определить его по лексическому значению.

Слайд №1.

Учитель: Правильно, это доброта. Доброта. Именно это качество является основным у героев Валентина Григорьевича Распутина. И говорить мы сегодня будем именно о доброте, а значит тема сегодняшнего урока «Уроки доброты».

Учитель: Сформулируйте цель урока

Учитель: Слайд№2.

III. Проверка домашнего задания

1 группа. Сообщение «Отражение в рассказе трудностей послевоенного времени» (Приложение).

Слайд №3.

 

Учитель делает вывод: насколько надо быть терпеливым и мужественным, чтобы так стойко переносить все испытания, выпавшие на его долю.

2 группа. Сообщение «Игра на деньги».

Слайд№4

-Какие уроки получает герой в этой компании?

Учитель: Мальчик, общаясь с ребятами, живущими по законам улицы, попадает в сложную ситуацию. Ребята, я думаю, серая и безрадостная была бы наша жизнь, если бы взрослеющий человек получал только уроки подлости и злобы. Но, к счастью, находятся люди, которые проявляют сердечность, тепло, доброту.

IV.Работа над темой урока.  «Образ Лидии Михайловны.

Слайд 5. Молокова Лидия Михайловна - прототип героини рассказа. Лидия Михайловна в пожилом возрасте. Что такое прототип? -Беседа.

Почему именно Лидия Михайловна, учительница французского, обратила внимание на мальчика? Ответы детей.

Учитель. Итак, одного зоркого взгляда учителя достаточно, чтобы понять, что с учеником что-то случилось неладное.

·         Как Лидия Михайловна выясняет, что заставило мальчика играть на деньги.  Посмотрим фрагмент из художественного фильма «Уроки французского» режиссера А. Ташкова.

·         Как бы вы озаглавили этот эпизод? Как можно охарактеризовать героев? Как ведёт себя мальчик (ответы учеников).

·         А что вы можете сказать о Лидии Михайловне? (ответы учеников).

Учитель. Итак, учительница с Кубани до этого момента даже не подозревала о том, что существует другая жизнь, трудная, полная лишений и страданий.

- Какие действия предпринимает Лидия Михайловна, чтобы помочь мальчику? (подтвердите это словами из текста).

Учитель. Попытки помочь мальчику не увенчались успехом. Она понимает, что общение с завсегдатаями пустыря может направить его на ложный путь. Что на этот раз придумала учительница? Давайте прочтём по ролям эпизод «мальчик с посылкой».

-Почему Валя в очередной раз отказывается принять помощь? (ответы учеников).

-И всё же Лидии Михайловне удалось найти способ помочь мальчику, не ущемляя его гордости. Какой? (ответы учеников).

-Издавна общество рассматривало игру на деньги, как безнравственное занятие. Да, игра на деньги учителя с учеником с точки зрения педагогики, поступок аморальный, но что стоит за ним. Давайте порассуждаем, (ответы учеников).

Учитель. Французский писатель 18 века Жозеф Жубер сказал: «Разум может подсказать, чего следует избегать, и только сердце говорит, что следует делать».

-Прокомментируйте это высказывание. Как оно связано с главной идеей этого произведения? (ответы учеников).

 Прочтите по учебнику, чем закончилась игра на деньги учителя с учеником.

Учитель. Лидия Михайловна вынуждена была уехать, но уроки доброты не прошли бесследно для героя рассказа, а точнее, для Валентина Григорьевича Распутина.

V.Чтение и анализ статьи В.Г.Распутина «Уроки доброты»

Давайте выведем законы доброты. Какая должна быть доброта? (работа у доски)

1.      Доброта не ищет награды.

2.      Доброта не требует награды.

3.      Доброта бескорыстна.

4.      Доброта бесценна.

VI. Стадия рефлексии.

- Как вы думаете, для чего был создан этот рассказ? (ответы учеников)

Учитель. Исход борьбы добра и зла может решить только добрый человек, который протянет руку помощи, проявит милосердие и любовь. Таким человеком оказалась молодая учительница французского языка Лидия Михайловна. Человек есть тайна. Ее надо разгадать. И если будешь ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял зря время, ты занимаешься этой тайной, значит, ты хочешь быть человеком. Добро - самая великая тайна на земле, помните об этом.

VII. Домашнее задание

1.  Составить кроссворд;

2. Подготовить рассказ о человеке нашего села, который бескорыстно делал и делает добрые дела.