Конспект урока по литературе в 6 классе на тему: «Уроки доброты» (по рассказу В.Г.Распутина «Уроки французского»)
Оценка 5

Конспект урока по литературе в 6 классе на тему: «Уроки доброты» (по рассказу В.Г.Распутина «Уроки французского»)

Оценка 5
docx
02.03.2021
Конспект урока  по литературе в 6 классе на тему: «Уроки доброты» (по рассказу В.Г.Распутина «Уроки французского»)
22.02.20 ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ЛИТЕРАТУРЕ 6А КЛАСС УРОКИ ДОБРОТЫ.docx

 

муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа села Бурибай

муниципального района Хайбуллинский район  Республики  Башкортостан

 

 

Конспект урока литературы в 6 А классе по теме:

«Уроки доброты»

(по рассказу В.Г.Распутина «Уроки французского»)

                             

1200x667x129

                                         

                                           Провела:

                                                                       учитель русского языка

                                                                                         и литературы

                                               Шаймухамбетова А.Н.

      

 

Бурибай, 2020

Конспект урока

Цель:

·         показать на примере рассказа В. Распутина «Уроки французского», какое значение в жизни имеет доброта.

Задачи:

·         развитие умения анализировать художественный текст;

·         развитие устной речи учащихся;

·         развитие ассоциативного мышления;

На уроке сочетаются  разнообразные виды деятельности: мыслительная, речевая, коммуникативная, исследовательская, художественно-эстетическая, что способствует обогащению эмоционального мира, развитию творческого воображения личности, памяти, речи,

применяла ИКТ, чтобы показать эффективность  и полезность использования этой технологии, что сокращает время и помогает больше изучить на уроке.

Ход урока

I.Организационный момент.

Встали дружно, повернулись,

И друг другу улыбнулись,

Настроение каково? «Во»?

Все такого  мнения? Все, без исключения!

II. Создание проблемной ситуации.

Учитель: Начать сегодняшний урок я бы хотела с рассказа притчи.

Однажды жители Афин, собравшиеся на площади, увидели Демосфена, который в жаркий солнечный день ходил по городу с фонарём в руках.

·         Зачем тебе фонарь, ведь и так светло? И что ты ищешь? - спросили они у него.

·         Я ищу человека, - ответил Демосфен.

Удивились афиняне, и во второй раз спросили его о том же.

·         Человека, - снова ответил Демосфен.

·         Человека? Это кого: меня, его, а может быть, вон того? - засмеялись жители Афин.

·         Я ищу человека с большой буквы...

Учитель:- Так кого же, по-вашему, искал Демосфен с фонарём в руках?

-Какими качествами должен обладать тот, кого по праву можно назвать Человеком с большой буквы?

- Ребята, вы назвали много качеств, но поговорим мы сегодня об одном. Постарайтесь определить его по лексическому значению.

Слайд №1.

Учитель: Правильно, это доброта. Доброта. Именно это качество является основным у героев Валентина Григорьевича Распутина. И говорить мы сегодня будем именно о доброте, а значит тема сегодняшнего урока «Уроки доброты».

Учитель: Сформулируйте цель урока

Учитель: Слайд№2.

III. Проверка домашнего задания

1 группа. Сообщение «Отражение в рассказе трудностей послевоенного времени» (Приложение).

Слайд №3.

 

Учитель делает вывод: насколько надо быть терпеливым и мужественным, чтобы так стойко переносить все испытания, выпавшие на его долю.

2 группа. Сообщение «Игра на деньги».

Слайд№4

-Какие уроки получает герой в этой компании?

Учитель: Мальчик, общаясь с ребятами, живущими по законам улицы, попадает в сложную ситуацию. Ребята, я думаю, серая и безрадостная была бы наша жизнь, если бы взрослеющий человек получал только уроки подлости и злобы. Но, к счастью, находятся люди, которые проявляют сердечность, тепло, доброту.

IV.Работа над темой урока.  «Образ Лидии Михайловны.

Слайд 5. Молокова Лидия Михайловна - прототип героини рассказа. Лидия Михайловна в пожилом возрасте. Что такое прототип? -Беседа.

Почему именно Лидия Михайловна, учительница французского, обратила внимание на мальчика? Ответы детей.

Учитель. Итак, одного зоркого взгляда учителя достаточно, чтобы понять, что с учеником что-то случилось неладное.

·         Как Лидия Михайловна выясняет, что заставило мальчика играть на деньги.  Посмотрим фрагмент из художественного фильма «Уроки французского» режиссера А. Ташкова.

·         Как бы вы озаглавили этот эпизод? Как можно охарактеризовать героев? Как ведёт себя мальчик (ответы учеников).

·         А что вы можете сказать о Лидии Михайловне? (ответы учеников).

Учитель. Итак, учительница с Кубани до этого момента даже не подозревала о том, что существует другая жизнь, трудная, полная лишений и страданий.

- Какие действия предпринимает Лидия Михайловна, чтобы помочь мальчику? (подтвердите это словами из текста).

Учитель. Попытки помочь мальчику не увенчались успехом. Она понимает, что общение с завсегдатаями пустыря может направить его на ложный путь. Что на этот раз придумала учительница? Давайте прочтём по ролям эпизод «мальчик с посылкой».

-Почему Валя в очередной раз отказывается принять помощь? (ответы учеников).

-И всё же Лидии Михайловне удалось найти способ помочь мальчику, не ущемляя его гордости. Какой? (ответы учеников).

-Издавна общество рассматривало игру на деньги, как безнравственное занятие. Да, игра на деньги учителя с учеником с точки зрения педагогики, поступок аморальный, но что стоит за ним. Давайте порассуждаем, (ответы учеников).

Учитель. Французский писатель 18 века Жозеф Жубер сказал: «Разум может подсказать, чего следует избегать, и только сердце говорит, что следует делать».

-Прокомментируйте это высказывание. Как оно связано с главной идеей этого произведения? (ответы учеников).

 Прочтите по учебнику, чем закончилась игра на деньги учителя с учеником.

Учитель. Лидия Михайловна вынуждена была уехать, но уроки доброты не прошли бесследно для героя рассказа, а точнее, для Валентина Григорьевича Распутина.

V.Чтение и анализ статьи В.Г.Распутина «Уроки доброты»

Давайте выведем законы доброты. Какая должна быть доброта? (работа у доски)

1.      Доброта не ищет награды.

2.      Доброта не требует награды.

3.      Доброта бескорыстна.

4.      Доброта бесценна.

VI. Стадия рефлексии.

- Как вы думаете, для чего был создан этот рассказ? (ответы учеников)

Учитель. Исход борьбы добра и зла может решить только добрый человек, который протянет руку помощи, проявит милосердие и любовь. Таким человеком оказалась молодая учительница французского языка Лидия Михайловна. Человек есть тайна. Ее надо разгадать. И если будешь ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял зря время, ты занимаешься этой тайной, значит, ты хочешь быть человеком. Добро - самая великая тайна на земле, помните об этом.

VII. Домашнее задание

1.  Составить кроссворд;

2. Подготовить рассказ о человеке нашего села, который бескорыстно делал и делает добрые дела.


 

Средняя общеобразовательная школа села

Средняя общеобразовательная школа села

Конспект урока Цель: · показать на примере рассказа

Конспект урока Цель: · показать на примере рассказа

Слайд №1. Учитель: Правильно, это доброта

Слайд №1. Учитель: Правильно, это доброта

Слайд№4 -Какие уроки получает герой в этой компании?

Слайд№4 -Какие уроки получает герой в этой компании?

А что вы можете сказать о Лидии

А что вы можете сказать о Лидии

Добро - самая великая тайна на земле, помните об этом

Добро - самая великая тайна на земле, помните об этом
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.03.2021