Обучение грамоте
Тема урока: Кот, петух и лиса. Сказка
Цели:
1. Создать условия для восприятия, усвоения и осмысления сказки “Кот, петух и лиса”; закрепить минимум понятий о гласных звуках и буквах; развивать умение анализировать звуковой состав и его написание; выполнять звукобуквенный анализ;
2. Развивать умения правильно формулировать учебную цель, моделировать, делать самостоятельные выводы. Развивать умение пользоваться знаниями, приобретенными ранее;
3.
– воспитывать
в детях порядочность, доброту, отзывчивость, чувство коллективизма,
взаимопомощи, уважения к мнению других;
– продолжить работу по воспитанию уважения к родному языку.
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь “Добукварика ”.
Ход урока
I. Организационный момент.
а) приветствие учителя;
– Мне очень хочется пожелать доброго утра всем – всем – всем, каждому из вас. Доброе утро, ребята, гости! И давайте поиграем с вами в игру “Доброе утро”.
б) игра “Доброе утро”;
– Я скажу слова: “Доброе утро…” и назову кого-то из нашего класса. Те, кого я назову, помашет мне рукой,– значит, вы услышали и отвечайте на приветствие. Попробуем?
Доброе утро всем девочкам!....
Доброе утро всем мальчикам!...
Доброе утро всем, кто любит конфеты!...
Доброе утро всем, кто приехал в школу на автобусе!...
Доброе утро всем, кто хочет знать тему нашего урока!...
Организационный момент.
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Звуки с буквами пришли,
Чтоб порядок навести.
Внимание, девочки!
Внимание, мальчики!
Приготовьте ваши ручки,
Разомните пальчики.
Ребята, сегодняшний урок мы проведем в сказке, которую составим сами из слогов, слов, предложений. Нас ждут новые друзья, приключения, интересные задания и многое другое.
II. Повторение о звуках, буквах, слоге, слове.
Итак, начинаем… А с каких слов обычно начинаются сказки?
В некотором царстве, в некотором государстве (или жили-были) звуки. Государство это было совсем крохотное, а жителей в нем было немного – немало всего 31. Никто и никогда не видел этих звуков, так как были они невидимками.
А вот слышать их можно было, потому что 6 из них были настоящими певцами: А, О, У, И, Ы, Э. Им очень тонко и красиво подпевали: Я, Е, Е, Ю.
Воздух свободно идет через рот,
Нет препятствий разных,
Голос участвует, голос зовет,
Звук получается …(гласный)
Заранее подготовленный 1 ученик читает стихотворение:
Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
Могут в кроватке ребенка баюкать,
Но не желают скрипеть и ворчать.
– Сколько всего гласных звуков существует? (6)
Для того чтобы различать звуки и буквы, звуки записывают в квадратных скобках.
Я тетрадочку открою
И с наклоном положу.
Я, друзья, от вас не скрою:
Ручку я вот так держу!
Сяду ровно не согнусь,
За работу я возьмусь!
II. Сообщение темы и цели урока.
а) фронтальная работа;
– А тема урока зашифрована. Посмотрите на доску, постарайтесь расшифровать.
ток тепух исла
(Учитель записывает тему на доске)
– Прочитайте ещё раз тему урока.
– Как вы думаете, что мы будем делать на уроке? (ответы детей)
– Правильно, ребята! Мы не только будем читать литературное произведение, но и будем моделировать, правильно называть произведение, выражать своё отношение к героям.
– Я вижу, что вы с нетерпением хотите услышать это произведение
– Откройте учебники на странице .
III. Знакомство с произведением.
а) словарная работа;
– В тексте встретятся непонятные слова:
дремучие
боры – густой хвойный лес;
онемел – не разговаривал;
хоромы – большой дом;
по мерочке – определённый размер;
гусляр – музыкант, народный певец, играющий на гуслях.
(Показ иллюстрации)
б) чтение сказки учителем.
IV. Беседа после чтения.
а) выявление первичного восприятия;
– Понравилось вам произведение?
– Что понравилось?
– Что не понравилось?
– Когда было весело?
– Когда было грустно?
V. Упражнение моделировании (формирование читательских умений)
а) фронтальная работа;
– Какое произведение я прочитала? (сказку)
– Докажите, что это сказка?
– Какая геометрическая фигура заменила слово “сказка” на модели? (круг)
– О ком эта сказка? (о животных)
– Какого цвета будет круг? (коричневого)
– Кто автор этой сказки? (народ)
– Почему же у этой сказки нет одного автора? (Давным-давно многие люди не умели писать и читать, но они были хорошими придумщиками. И вот один человек придумал сказку и рассказал другому, другой добавил своё и рассказал следующему. Так сказка дошла до нас.)
– Как называется эта русская народная сказка? (Кот, петух и лиса.)
VI. Физминутка.
Буратино потянулся,
Раз согнулся, два согнулся,
Руки в стороны развёл
И тихонько сел за стол.
VII. Работа в тетради.
Поделил слова на звуки, и закрасим звуки в положенный цвет
– Закройте тетради.
VIII. Работа с произведением.
а) беседа;
– Кто главный герой этой сказки? (Кот, петух и лиса) (показать героев)
– Охарактеризуйте кота. Какой кот? (сильный, мужественный, хороший
товарищ)
– А какой петух? (доверчивый, непослушный)
– А что происходит с детьми, когда они не слушают взрослых?
– А какая лиса? (хитрая, злая, воровка)
– Кто из героев понравился больше? Почему?
б) заучивание наизусть песни лисы;
– Многие дети сказали, что им понравилась песня лисы.
– Давайте выучим песню.
-Зачем пела песню лиса?
– Сколько раз уносила лиса петуха? (3)
в) физминутка для глаз;
г) повторное чтение;
– Послушайте ещё раз отрывок из сказки, когда лиса второй раз
уговаривает петуха выглянуть в окошко. У. с 25
д) инсценировка отрывка из сказки;
– Давайте попробуем инсценировать вторую встречу лисы с петухом.
IX. Работа с иллюстрациями.
а) фронтальная работа;
– Рассмотрите первую иллюстрацию учебника с.25
– Прочитайте строчки из сказки к этой иллюстрации.
– Рассмотрите вторую иллюстрацию
– Прочитайте строчки к следующей иллюстрации.
– Рассмотрите третью иллюстрацию
– Найдите описание этой иллюстрации.
XI. Заключительная часть.
а) фронтальная беседа;
– Чему учит нас эта сказка? (Обманывая других, ты, прежде всего
наказываешь себя.)
XII. Оценка работы учащихся на уроке.
а) рефлексия;
– Какое настроение у вас к концу урока, понравилось ли вам работать?
– Я вижу, каждому хочется поделиться впечатлениями.
– Возьмите листочки и нарисуйте личико, соответствующее вашему настроению.
XIII. Итог урока.
Русская народная сказка
В лесу в маленькой избушке жили-были кот да петух. Кот
рано утром вставал, на охоту ходил, а Петя-петушок оставался дом стеречь. Всё в
избушке приберёт, пол чисто подметёт, вскочет на жёрдочку, песни поёт и кота
ждёт.
Бежала мимо лиса, услыхала, как петух песни поёт, захотелось ей петушиного мяса
попробовать. Вот она села под окошко да и запела:
Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Выгляни в окошко —
Дам тебе горошку.
Петушок выглянул в окошко, а она его — цап-царап —
схватила и понесла. Петушок напугался, закричал:
— Несёт меня лиса за тёмные леса, за высокие горы. Котик-братик, выручи меня.
Кот недалеко был, услыхал, помчался за лисой что было сил, отнял петушка и
понёс его домой.
На другой день собирается кот на охоту и говорит петушку:
— Смотри, Петя, не выглядывай в окошко, не слушай лису, а то она тебя унесёт,
съест и косточек не оставит.
Ушёл кот, а Петя-петушок в избушке всё прибрал, пол чисто подмёл, вскочил на
жёрдочку — сидит, песни поёт, кота ждёт. А лиса уж тут как тут. Опять уселась
под окошко и запела:
Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Выгляни в окошко —
Дам тебе горошку.
Петушок слушает и не выглядывает. Лиса бросила в
окошко горсть гороху. Петушок горох склевал, а в окно не выглядывает. Лиса и
говорит:
— Что это, Петя, какой ты гордый стал? Смотри, сколько у меня гороху. Петя
выглянул, а лиса его — цап-царап — схватила и понесла. Петушок испугался,
закричал:
— Несёт меня лиса за тёмные леса, за высокие горы. Котик-братик, выручи уменя.
Кот хоть далеко был, а услыхал петушка. Погнался за лисой что было духу, догнал
её, отнял петушка и принёс его домой. На третий день собирается кот на охоту и
говорит:
— Я сегодня далеко на охоту пойду, и кричать будешь — не услышу. Не слушай
лису, не выглядывай в окошко.
Ушёл кот на охоту, а Петя-петушок всё в избушке прибрал, пол чисто подмёл,
вскочил на жёрдочку — сидит, песни поёт, кота ждёт.
А лиса опять тут как тут. Сидит под окошком, песенку поёт. А Петя-петушок не
выглядывает. Лиса и говорит:
— Бежала я по дороге и видела: мужики ехали, пшено везли, один мешок худой был,
всё пшено по дороге рассыпано, а подбирать некому. Из окна видать, вот погляди.
Петушок поверил, выглянул, а она его — цап-царап — схватила и понесла. Как
петушок ни плакал, как ни кричал — не слыхал его кот, и унесла лиса петушка к
себе домой.
Приходит кот домой, а петушка-то нет. Погоревал, погоревал кот — делать нечего.
Надо идти выручать товарища, наверное, его лиса утащила.
Пошёл кот на базар, купил там себе сапоги, синий кафтан, шляпу с пером да
музыку - гусли. Настоящий музыкант стал.
Идёт по лесу, увидел избушку, а там лиса печку топит. Вот котя-коток встал на
крылечко, ударил в струнушки и запел:
Трень, брень, гусельки,
Золотые струнушки.
Дома ли лиса?
Выходи, лиса!
Самой лисе нельзя от печи уйти, а послать
некого. Вот и говорит она петушку:
- Ступай, Петя, погляди, кто меня зовёт, да скорей возвращайся!
Петя-петушок выскочил на окошко, а кот схватил его да побежал домой что было мочи.
С тех пор опять кот да петух живут вместе, а лиса уж больше к ним не
показывается.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.