Конспект урока по литературному чтению.
Оценка 5

Конспект урока по литературному чтению.

Оценка 5
docx
10.01.2021
Конспект урока по литературному чтению.
А.П. Чехов(Мальчики).docx

Тема: А. П. Чехов «Мальчики». Характеристика героев.

Цель: Научить анализировать поступки героев и давать их краткую характеристику

Задачи:

·                   Формировать умение вести наблюдение над образностью авторского языка, над сравнениями, уподоблениями;

·                   Развивать навык аналитической работы с текстом;

·                   Воспитывать интерес к литературному наследию прошлого

Тип урока: Закрепление новых знаний

Форма урока: Виртуальная экскурсия по литературным музеям

Оборудование: Литературное чтение, 4 класс, 1 часть, Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, ОС «Школа России»; презентация

Формируемые УУД:

Личностные:

1.формирование нравственности;

2.умение анализировать поступки.

Регулятивные:

1.умение планировать свою работу;

2.учиться делать выводы.

Познавательные:

1.научиться делать анализ полученных знаний.

2.самостоятельный поиск решения задач, поставленных перед собой.

Коммуникативные:

1.умение плодотворно сотрудничать с учителем в поиске и сборе

информации;

2.формирование умения работать в группе, самостоятельно;

3.формирование умения выражать свои мысли чётко, грамотно.

4.умение слушать и понимать других

 

 

 

 

 

I.Организационный момент

(2 мин)

- Я очень рада

Войти в приветливый Наш класс

И для меня уже награда

Внимание ваших умных глаз.

Я знаю: каждый в классе гений.

Но без труда талант не впрок.

Мы вместе сочиним урок!

-Садитесь. 

-Здравствуйте, ребята! Меня зовут…, сегодня я проведу у вас урок литературного чтения.

Но урок у нас будет необычный. Мы отправимся с вами в необычное путешествие.

К4.,

II. Речевая разминка

(2 мин.)

- Прочитайте хором отрывок из стихотворения З. Маркиной «Моя семья – надежный крепкий тыл».

Моя семья – надежный крепкий тыл.

Со мною мать, отец, сестрёнки, братья …

Здесь могут охладить ненужный пыл,

Тут я делюсь любым мгновеньем счастья.

Дом пахнет пирогами и теплом,

Да лаской добрых рук любимой мамы.

И, если гроз и бед нагрянет гром,

Помогут пережить легко, без драмы.

Здесь, улыбаясь, скажут: «Впереди

Успехи будут, только постарайся.

Учись, трудись и с песнею иди,

А если виноват, пойми, раскайся.

- Как вы думаете, почему именно для речевой разминки я взяла стихотворение З. Маркиной?(Оно поучительное)

 - О чем в нем говорится?(О взаимоотношениях в семье)

- Чему учит это стихотворение?(Работа над текстом)

К.,

 

Актуализация предыдущих знаний

(8 мин)

 

Повторение ранее изученного материала.

-Чтобы попасть на первую станцию, нам надо ответить на вопросы.

-С каким великим, выдающимся автором вы познакомились на прошлом уроке? (А. П. Чехов)

-А что вы знаете о нем? (Заслушивание ответов учеников)

- А я тоже знаю о Чехове много интересных фактов, послушайте:

·                   В семье Чеховых было пять сыновей и одна дочь. Антон был третьим ребенком

·                  Каждый день после школы Чехов вместе с братьями по очереди сторожили лавку отца. В пять утра семья просыпалась для того, чтобы петь в церковном хоре.

·                  В целом взрослел Чехов в дружной семье, несмотря на немного властный характер отца.

·                 Маленького Антошу Чехова называли «Бомбой» за то, что у него была слишком большая голова. Однако он сердился на это. По воспоминаниям родных, он был самым смиренным сыном среди детей.

·                Многие думают, что Чехов был щуплым и хрупким «ботаником». На самом деле, по описанию знакомых, в молодости Антон Павлович слыл «русским богатырем». Однако к концу жизни он действительно здорово подкачал, так как несколько лет тяжело болел туберкулезом. Интересен тот факт, что однажды Юрий Яковлев, известный артист, рост которого составлял 187 см., решил примерить настоящий пиджак Чехова. Каково же было его удивление, когда он оказался ему как раз по размеру. Следовательно, рост Антона Чехова был не менее 185 см.. Каково!

 

- Чтобы добраться до следующей станции «Отгадайка», нужно лететь на авиалайнере. Получить билеты на самолёт мы сможем, ответив на вопросы капитана авиалайнера.

-Вспомните, с каким произведением Антона Павловича вы познакомились на прошлом уроке?» (Рассказ «Мальчики»). После, на слайде высвечивается название.

-Докажите, что это рассказ.

-Вспомните все признаки рассказа (1.Повествовательность. 2.Небольшой объём. 3.Небольшое кол-во героев. 4.Описание одного события, эпизода.)

 

К1.,К3.,

III.Актуализация знаний. Прогнозирование темы урока.

(3 мин)

Прогнозирование темы урока

-Мы получили билеты, сели в авиалайнер. Но самолёт не может начать свой путь, так как капли дождя размыли некоторые буквы, без которых он не может продолжать движение.

- Чтобы вернуть буквы на место, нужно решить пример. (Как только решается пример, на экране появляется буква)

Х_ра_те_ис_и_а  г_ро_в

- Что у нас получилось? (Характеристика героев)

- А кто сможет теперь сформулировать тему урока? Характеристика героев какого произведения? (Характеристика героев рассказа «Мальчики»)

- Молодцы, тема сегодняшнего урока: А.П. Чехов. «Мальчики». Характеристика героев.

П1

П2

К1

К2

К4

IV.Закрепление изученного материала (13 мин)

1.Работа по произведению.

- В чём заключается сюжет этого рассказа? (Мальчик Володя на зимние каникулы привёз  погостить своего друга Чечевицына. Трём Володиным сёстрам Чечевицын очень понравился - девочки сразу сообразили, что он умный и учёный человек. Мальчики выглядели так, как будто они что-то замышляют. Они о чем-то шептались и рассматривали географическую карту. Старшие девочки, Катя и Соня, стали наблюдать за поведением мальчиков. Однажды они подслушали их разговор. Оказывается, мальчики собирались бежать  в Америку добывать золото.  Себя Чечевицын называл «Монтигомо Ястребиный Коготь», а Володю — «бледнолицый брат мой». Настал день, когда оба мальчика сбежали. Но их быстро задержала полиция. Вернувшись в родной дом, Володя бросился на шею матери и заплакал. А за Чечевицыным приехала его мать и увезла своего сына. Так и закончилось это приключение, в память о котором в тетрадке Кати осталась  надпись: "Монтигомо  Ястребиный Коготь".)

- Кто главные герои, без которых не было бы всех описанных событий? (Главные герои рассказа "Мальчики":

1.     Володя Королев, гимназист, который приехал домой на каникулы.

2.     Чечевицын, друг Володи и идейный зачинщик плана побега.

Также важную роль в рассказе играют мать и отец Володи, а также его три сестры - Соня, Маша и Катя. Наверное стоит отметить Милорда, собаку, которая не скрывает своих чувств.)

2. Работа с учебником.

- Рассмотрите иллюстрации к рассказу «Мальчики» на с. 124, с. 131.

- О каких событиях они рассказывают? Свой ответ подтвердите текстом.(с. 124 – приезд мальчиков. (с. 123 «Володя уже стоял в сенях…«Когда первый порыв)) с. 131- разговор Чечевицына, план побега. (с. 130 «Рано… Так одевайся)

          Б) Беседа

- Что вы можете сказать о семье Королевых? 

- Как родители и дети относились друг к другу? (из текста с. 123, с. 124 «Володечка…», с. 126 «Отец…», с. 127, с. 130 «Мне маму жалко…»«Господи…сохрани…» с. 132)

-О чем мечтали мальчики?

- Опасное ли это было?

- Какой они представляли себе жизнь в Америке?

- Могли ли сбыться их мечты?

          3.Словарная работа

- Чтобы лучше понять содержание рассказа познакомимся с трудными словами. Давайте посмотрим, как толкуются эти слова в словарях.

Сюртук - длинный двубортный пиджак. (в талию)

·         Кучер- слуга который правит лошадьми в экипаже.

·         Башлык- это тёплый головной убор, надеваемый чаще поверх шапки- суконный капюшон с длинными концами.

·         Урядник- низкий чин уездной полиции.

·         Розвальни- сани

·         Флигель- пристройка сбоку главного здания или дом во дворе здания.

·         Рождество Христово- праздник. В этот день в не большом городке Вифлееме произошло небывалое событие- родился в мир Сын Божий Иисус Христос.

·         Самоеды- старое название народов, говорящих на самодийских языках,-ненцев.

·         Бизон- животное

·         Майе Рид- анг., писатель, автор приключенческих романов и произведений для детей и юношества

·         Пампасы- название южноамериканских равнинных травянистых степей

·         Мустанги- потомки лошадей, которых привезли в Новый свет колонисты из Европы в 16 веке.

·         Калифорния- Американский штат

·         Джинн- алкогольный напиток

·         Плантация- искусственно созданное сельскохозяйственное предприятие, регулярно использующее наёмный труд, где сельскохозяйственные культуры выращиваются для продажи

·         Сочельник- это день перед Рождеством и перед Крещением. День особого поста, когда воздерживались даже от горячей пищи

·         Берингов пролив- находится между Евразией и Северной Америкой, он соединяет Северный Ледовитый океан (Чукотское море) с Тихим океаном (Берингово море).

·         Термиты;Москиты-насекомые

 

Л1

Л2

Р2

П1

К1

К3

К4

V. Физкультминутка

(1 мин)

- Мы, наверное, немного утомились, давайте разомнемся. Прошу всех подняться.

И, конечно же, устали.(наклоны головы)

Мы немного отдохнём,

Сейчас в реальный мир пойдём.

Высоко поднимем руки.(поднимают руки)

Будем жить всегда без скуки.

Повернёмся вправо, влево.(повороты)

           Вновь работать будем смело.

К4

VI.Систематизация знаний

(14 мин)

- Следующая остановка «Всезнайки».

1. Работа в парах

- Предлагаю проверить, насколько внимательно и осознанно вы читали дом этот рассказ.

- Перед вами карточки с планом рассказа, просмотрите бегло, что вы заметили? (план деформирован)

- Ваша задача восстановить план.

Бурная встреча Володи

Маленький гость

Подготовка к Новому году

Странное поведение мальчиков

Сомнения Володи

Побег

Возвращение детей

2.     Работа в группах

КАРТОЧКИ:

- Назовите главных героев рассказа? (Володя Королёв, Чечевицын - его друг.)

1. Характеристика Чечевицына.

- Как появился Чечевицын в доме Королёвых?

- Зачитайте отрывок, где говорится о внешнем виде Чечевицына. (Стр. 124)

- Что заинтересовало девочек в образе Чечевицына? (Он для них показался загадочным, т. к. был занят своими мыслями и не интересовался забавами.)

- Каким хотел показаться для окружающих Чечевицын? (Важным, умным.)

- Как он себя называет? (МонтогимоЯстребинный Коготь)

- А ещё в его рассказе кто-нибудь так называет? (Не называют, т. к. в нём видят просто только друга Володи господина Чечевицына.)

- С чем ассоциируется Чечевицын у маленькой Маши? (С кашей из чечеви-цы, т. к. для неё Чечевицын просто мальчик, а не какой не МонтогимоЯстребинный Коготь.)

- Каким казался Чечевицын Кате и Соне? (Стр. 127)

- Почему он казался Кате и Соне героем? (Он был для них неустрашимым человеком, который решился бежать в Америку и добывать там золото и слоновую кость, охотиться на львов и тигров. А ещё он рычал как тигр.)

-Итак, каким же был Чечевицын?

Вывод:Чечевицын– по натуре лидер, целеустремленный человек. Любым способом: убеждением, уговорами и шантажом – он воплощает мечты. Описание его внешности начинается краткими прилагательными, описание напряженное, подчеркивает желание быть первым. Он называет себя Монтигомо Ястребиный Коготь

          3.  Характеристика Володи Королёва.

- А сейчас поговорим о другом главном герое рассказа. Это Володя Королёв.

- Прочитайте, как вёл себя Володя накануне побега? (Стр. 130)

- Как вы думаете, Володя трусил? (Володя не трусил, он в первую очередь думал о маме, которую он очень любил.)

- Давайте прочтём диалог Чечевицына с Володей и ответим на вопрос:

-Почему Володя Королёв всё же согласился бежать в Америку?(Напористая сила Чечевицына победила нерешительность Володи.)

- Какими чертами характера обладал Володя? (Добрый, внимательный, заботливый)

- А сейчас давайте поговорим об их поступке.

- Что узнали девочки подслушав разговор Володи и Чечевицына в спальне? (Мальчики собирались бежать в Америку.)

- Чтобы совершить побег, надо ли быть целеустремлённым человеком?

- Каких людей мы называем целеустремлёнными?

-Итак, каким же был Володя?

Вывод: Володя- речь и поведение Володи не соответствует портретной ха-рактеристике. Существует раздвоение между тем, какой Володя на самом деле, и как он должен вести себя рядом с таким другом. Такое поведение Володи, будто маска, за которой он прячет мягкую, добрую, покладистую душу, привязанность к родителям.

-Что общего у героев и чем они отличаются?

ВЫВОД: Они разные, но объединяет их мечта, любовь к путешествиям, желание узнать больше. А еще я думаю, что мальчики много читали.

- Чем закончился рассказ?

-Как вы считаете автор осуждает мальчиков за их поступок? 

-Чему нас учит рассказ А. П. Чехова «Мальчики»? (Ставить перед собой цели реальные и выполнимые. Беречь родителей и близких людей. Не подвергать свою жизнь опасности. Уметь отвечать за свои поступки.)

 

 

Проверочный тест.

1.

Имя одного из главных героев:

А) Чибисов; Б) Черепицын; В) Чечевицын.

2.  Мальчиков встречали:

А) 4 человека и пёс; Б) 6 человек; В) 7 человек и пёс

3. Розвальни это:

А) широкие сани; Б) неповоротливые люди; В)развалины избы.

4. События рассказа происходят накануне:

А) Пасхи; Б)Рождества; В)Крещения.

5. В Калифорнии вместо чая пьют:

А)компот; Б)кофе; В)джин

6. Мальчики решили сбежать в :

А)Африку; Б)

Америку; В)Австралию.

7. Пампасы это:

А)Южноамериканские степи; Б) местное население; В)плоды дерева.

8. В путешествии мальчикам придётся:

А)сражаться с тиграми; Б)поступать в морские разбойники; В) жениться на

красавицах.

9. По мнению Маши это нужно кушат

ь в пост:

А)манную кашу; Б)горох и чечевицу; В)ничего.

10. Урядник это:

А)нарядно одетый человек; Б)управляющий хозяйством;

В)полицейский чин.

 

Л1

Р1

Р2

П2

К2

К3

К4

VII. Итог урока.

(2 мин)

 

- Над каким рассказом мы работали на уроке?

- Какие качества вы хотели бы воспитать в себе? От каких хотели бы избавиться? (положительные и отрицательные качества)

П2

К4

VIII.  Рефлексия (1 мин)

-Как вы оцените свою работу на уроке? Поднимите руку, кто хорошо работал.

- С каким настроением вы уходите с урока?

Л2  Р2

К3  К4

IX. Д/з. Выставление оценок. (1 мин)

-Открываем дневники и записываем домашнее задание. Нарисовать иллюстрацию к понравившемуся фрагменту

Л2  Р2

К3  К4

 


 

Тема: А. П. Чехов «Мальчики».

Тема: А. П. Чехов «Мальчики».

I. Организационный момент (2 мин) -

I. Организационный момент (2 мин) -

Актуализация предыдущих знаний (8 мин)

Актуализация предыдущих знаний (8 мин)

Рассказ «Мальчики»). После, на слайде высвечивается название

Рассказ «Мальчики»). После, на слайде высвечивается название

Кто главные герои, без которых не было бы всех описанных событий? (

Кто главные герои, без которых не было бы всех описанных событий? (

Сын Божий Иисус Христос. ·

Сын Божий Иисус Христос. ·

Перед вами карточки с планом рассказа, просмотрите бегло, что вы заметили? (план деформирован) -

Перед вами карточки с планом рассказа, просмотрите бегло, что вы заметили? (план деформирован) -

Любым способом : убеждением, уговорами и шантажом – он воплощает мечты

Любым способом : убеждением, уговорами и шантажом – он воплощает мечты

Уметь отвечать за свои поступки

Уметь отвечать за свои поступки

VII . Итог урока. (2 мин) -

VII . Итог урока. (2 мин) -
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.01.2021