А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»
Цели: прочитать сказку А.С. Пушкина; учить анализировать поступки героев; обучать грамотному, выразительному чтению; развивать память, речь.
Ход урока 1
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
Ученики по очереди рассказывают стихотворения наизусть.
III. Физкультминутка
IV. Введение в тему
1. Вступительная беседа.
- Какие сказки написал Александр Сергеевич Пушкин? («Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди», «Сказка о попе и о работнике его Балде», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Не-дописаннными остались сказки «Жених» и «Медведиха».)
- Какие сказки вы читали?
- Чем вам нравятся сказки А.С. Пушкина?
2. Чтение и анализ сказки.
По ходу чтения дети отмечают непонятные слова карандашом.
- Каковы ваши впечатления от прочитанного?
- Что вам больше всего запомнилось из этой сказки?
V. Итог урока
- К какому виду сказок можно отнести «Сказку о мертвой царевне и о семи богатырях»?
- Кому нравится читать стихи Александра Сергеевича, поднимите руки. А кому — сказки?
Домашнее задание: перечитать сказку, нарисовать иллюстрации к понравившемуся отрывку.
Ход урока 2
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
— Прочитайте отрывок из стихотворения «птичьим базаром».
На море, на окияне, На острове Буяне Стоит бык печеный, В заду чеснок толченый. С одного-то боку режь, А с другого макая да ешь.
— А теперь попробуем прочитать медленно, потом с ускоре
нием, разными интонациями: с вопросительной, с утвер
дительной, с сердитой, с веселой.
III. Проверка домашнего задания
—К сегодняшнему уроку вы приготовили иллюстрации. Кратко расскажите, каким отрывкам они посвящены.
—Найдите иллюстрации в учебнике, прочитайте строчки, которые более точно раскрывают их содержание.
Ученики по очереди представляют классу нарисованные иллюстрации к отрывкам и объясняют. Учитель отмечает наиболее удачные рисунки.
VI. Работа над содержанием сказки
1. Вступительная беседа.
—Итак, сегодня мы отправляемся в сказку Пушкина. А называется она... . («Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».)
—Осенью 1833 года поэт вернулся в Болдино. Тогда он и написал эту сказку. Как вы думаете, откуда он взял сюжет для нее? (Это сюжет русской народной сказки, которую рассказывала ему няня Арина Родионовна.)
2. Чтение и анализ сказки до слов «Но невеста молодая...».
3. Беседа по вопросам.
—Что вы узнали из начала сказки?
—Отчего умерла царица?
—Найдите описание новой царицы.
—Как понимаете выражение «И умом и всем взяла»?
—Объясните значение слов: «ломлива» и «своенравна». (Ломлива — упрямо не соглашается на что-либо. Своенравна — упряма, капризна, поступающая так, как вздумается.)
—Какое приданое имела царевна?
—Как автор показывает красоту молодой царевны? С чем он ее сравнивает? (С цветком.)
—Что значит «нраву кроткого такого...»?
—Какое приданое приготовлено царевне?
—Кто из вас знает, что такое «девичник»? (В народном свадебном обряде: вечеринка с подругами в доме невесты накануне венчания, а также вообще вечеринка, на которую собираются девушки, женщины.)
—Что узнала царица от зеркальца?
—Зеркальце сказало правду, а нужно ли было ее говорить, ведь оно знало нрав своей хозяйки?
—Ребята, а вы любите правду? Нужна ли она вообще в жизни?
—Как вы понимаете значение «черной и белой зависти»? Чем они отличаются?
—Испытывали ли вы когда-нибудь такие чувства? К чему они приводят?
—К чему привела черная зависть в сказке?
V. Физкультминутка
VI. Продолжение работы над сказкой
1. Чтение сказки до слов «Раз царевна молодая...» (с. 82).
2. Беседа по вопросам.
—Расскажите, пользуясь текстом, как царевна оказалась в тереме? Что она стала делать?
—О каких чертах характера это говорит?
—Почему царевна вышла к богатырям не сразу? После каких слов?
—Как богатыри узнали, что в их доме царевна?
—Как царевне жилось у богатырей?
—Чем занимались богатыри, как об этом говорит автор?
—Как братья пришли свататься к царевне?
—Почему она им отказала? Какой она была?
—Как царица узнала, что молодая царевна жива-здорова?
—Прочитайте по ролям этот отрывок, стараясь передать голосом характеры героев?
VII. Итог урока
— Чему учит нас эта сказка? Над чем заставила вас задуматься?
— Как автор относится к главным
героиням? Докажите.
Домашнее задание: дочитать сказку до конца; подобрать синонимы к
словам «своенравный», «мерзкий», «желанный», «грозно», «изумленный»; подобрать антонимы к словам
«жданный»,«грешен»; выписать 5 наиболее понравившихся эпитетов вместе
со словами, к которым они относятся.
Ход урока 3
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
—Сегодняшний урок мы начнем с проверки домашнего задания. Итак, какие синонимы вы подобрали к словам? (Своенравный — своевольный, самодурный, самоуправный; мерзкий — отвратительный, гнусный; желанный — долгожданный, любимый; грозно — сердито, устрашающе; изумленный — удивленный.)
—Молодцы! А теперь назовите антонимы к словам «жданный» и «грешен»? (Жданный — нежданный; грешен — безгрешен.)
—Какие эпитеты выписали из текста? Прежде чем вы начнете читать, повторим, что же такое эпитет. (Эпитет — образное определение, дающее дополнительную художественную характеристику предмета (явления) в виде скрытого сравнения («чистое поле», «парус одинокий».) ]
Слушаются ответы детей. j
III. Работа над текстом сказки j
1. Чтение сказки до слов «В тот же день царица злая...».
2. Беседа. j
—Как молодая царевна встретила нищую черницу?
—Кто такая черница? (Черница, чернец — то же, что монах.);
—Почему царевна не могла подойти к старушке? (Мешал) пес.) !
—Может ли быть такое на самом деле, что животные чувствуют беду или плохого человека? |
—Как автор называет нищую черницу, как к ней обращается царевна? Почему? (Автор называет ее старуха, а царевна — бабушка. Она не знает, что из себя представляет \ нищая.) \
—Прочитайте, как выглядело яблоко. Понятно ли вам, почему она не дождалась обеда, как хотела?
—Как братья узнали о несчастье?
—Почему они не стали хоронить царевну?
IV. Физкультминутка
V. Продолжение
работы над сказкой
1. Анализ отрывка.
—Прочитайте выразительно отрывок о том, как царица узнала о гибели царевны.
—Какой вести она ждала от зеркальца? Как об этом говорит автор?
2. Чтение отрывка по ролям до слов
«Ветер дале побежал...».
Учащиеся распределяют роли: автор, Солнце, Месяц, Ветер, королевич
Елисей.
- Какие слова помогают представить солнце, месяц и
ветер
и понять отношение к ним героя?
3. Чтение и анализ отдельных отрывков.
- Прочитайте о том, как Елисей нашел свою невесту.
- Можем ли мы сказать, что Елисей спас свою невесту? Докажите.
- Прочитайте последний отрывок сказки.
4. Анализ сказки.
- Чем она заканчивается? Почему?
- Как, в виде кого представлено зло?
- Подумайте и распределите героев по группам: положительные, отрицательные, нейтральные, герои-помощники.
Дети называют героев, учитель или сами учащиеся записывают их на доске в нужную группу.
- Есть ли в сказке волшебные предметы? Какую роль они играют в сказке?
- На какие части можно разделить сказку и как их озаглавить?
VI. Итог урока
- Что роднит приключенческую сказку с народными? Чем они различаются?
- Что хотел сказать поэт читателям, создав эту сказку?
- Почему эта история названа сказкой?
Домашнее задание: подробно пересказать одну из частей сказки. Найти стихотворение А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге» и прочитать вместе с родителями; приготовить
выразительное чтение понравившегося отрывка.
Дополнительный материал
Бумага
Когда-то люди высекали слова на каменных плитах или вырезали их на дереве. Египтяне писали на папирусе — материале, изготовленном из стеблей водяного растения, тоже называвшегося папирусом. Позже стали писать на пергаменте - особым образом обработанной коже коз и овец.
Бумагу изобрел китаец Тай Лунь приблизительно в 105—110 гг. и. э. Первоначально ее изготавливали из коры тутового дерева, позднее догадались для прочности добавлять крахмал. Для получения бумаги размоченную кору долго варили, затем промывали и отбивали деревянными молотками. Кора распадалась на тонкие волокна, которые опускали в воду и добавляли клей. Полученную массу перемешивали и наливали на сетку, натянутую на раму. Ждали, пока вода стечет. Слой подсохшей массы снимали с сетки и клали под пресс, а потом готовые листы бумаги досушивали на каменных плоских плитах. В Европе бумага стала известна только в XIII в.
Книги
Старинные рукописные книги представляли собой длинные свитки пергамента, которые приходилось разворачивать, чтобы прочесть. В Древней Греции свитки наматывались на специальные палочки. В Японии писали кисточками на шелке, который тоже сворачивали в трубочку. В Средние века в Европе книги начали переплетать.
Переписывали их вручную на пергаменте. Два больших листа пергамента клали друг на друга и сгибали пополам. Получалась тетрадь из 4 листов. Писцы писали в отдельных тетрадях, украшая текст цветными миниатюрами и узорами. Потом тетради сшивал переплётчик. Обложки делали из дерева, обтягивая их кожей.
В основном переписыванием занимались монахи в монастырях. Гам же находились самые богатые библиотеки. Первая печатная книга появилась в Корее в начале VIII в. Восток и в этом обогнал Европу. В Китае с XI в. умели печатать книги, но очень неудобным способом: на деревянных или каменных табличках - клише - вырезались тексты и рисунки, потом клише смазывали краской и прижимали к бумаге. Можно было отпечатать сколько угодно экземпляров, но для каждой страницы приходилось долго вырезать клише.
Настоящий переворот в книжном деле произвел Иоганн Гутен-Псрг. Он изобрел механический книгопечатный станок со сменным шрифтом. Металлические кубики с выпуклыми буквами - литеры -можно было набрать в нужном порядке в специальной рамке, как на сгранице. Гутенберг также изобрел первую типографскую краску.
Первая книга — Библия на латинском языке — была отпечатана Гутенбергом в 1455 г. в немецком городе Майнце в количестве 800 жчемпляров. Она состояла из 1284 стр
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.