Конспект урока по литературному чтению, 4 класс Тема: А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»
Оценка 4.7

Конспект урока по литературному чтению, 4 класс Тема: А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

Оценка 4.7
docx
01.02.2020
Конспект урока по литературному чтению, 4 класс  Тема: А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»
сказка о мертвой царевне.docx

А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

Цели: прочитать сказку А.С. Пушкина; учить анализировать поступки героев; обучать грамотному, выразительному чтению; развивать память, речь.

Ход урока 1

I.  Организационный момент

II.  Проверка домашнего задания

Ученики по очереди рассказывают стихотворения наизусть.

III.   Физкультминутка

IV.     Введение в тему

1.  Вступительная беседа.

-     Какие сказки написал Александр Сергеевич Пушкин? («Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем бога­тыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди», «Сказка о попе и о работнике его Балде», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Не-дописаннными остались сказки «Жених» и «Медведиха».)

-     Какие сказки вы читали?

-     Чем вам нравятся сказки А.С. Пушкина?

2. Чтение и анализ сказки.

По ходу чтения дети отмечают непонятные слова каранда­шом.

-     Каковы ваши впечатления от прочитанного?

-     Что вам больше всего запомнилось из этой сказки?

V.  Итог урока

-     К какому виду сказок можно отнести «Сказку о мертвой царевне и о семи богатырях»?

-     Кому нравится читать стихи Александра Сергеевича, под­нимите руки. А кому — сказки?

Домашнее задание: перечитать сказку, нарисовать иллюстра­ции к понравившемуся отрывку.

Ход урока 2

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

—   Прочитайте отрывок из стихотворения «птичьим базаром».

На море, на окияне, На острове Буяне Стоит бык печеный, В заду чеснок толченый. С одного-то боку режь, А с другого макая да ешь.

—   А теперь попробуем прочитать медленно, потом с ускоре­
нием, разными интонациями: с вопросительной, с утвер­
дительной, с сердитой, с веселой.

III. Проверка домашнего задания

К сегодняшнему уроку вы приготовили иллюстрации. Кратко расскажите, каким отрывкам они посвящены.

Найдите иллюстрации в учебнике, прочитайте строчки, которые более точно раскрывают их содержание.

Ученики по очереди представляют классу нарисованные иллюстрации к отрывкам и объясняют. Учитель отмечает наибо­лее удачные рисунки.

VI. Работа над содержанием сказки

1. Вступительная беседа.

Итак, сегодня мы отправляемся в сказку Пушкина. А на­зывается она... . («Сказка о мертвой царевне и семи бога­тырях».)

Осенью 1833 года поэт вернулся в Болдино. Тогда он и написал эту сказку. Как вы думаете, откуда он взял сю­жет для нее? (Это сюжет русской народной сказки, кото­рую рассказывала ему няня Арина Родионовна.)

 

2.     Чтение и анализ сказки до слов «Но невеста молодая...».

3.    Беседа по вопросам.

 

Что вы узнали из начала сказки?

Отчего умерла царица?

Найдите описание новой царицы.

Как понимаете выражение «И умом и всем взяла»?

Объясните значение слов: «ломлива» и «своенравна». (Лом­лива упрямо не соглашается на что-либо. Своенравна — упряма, капризна, поступающая так, как вздумается.)

Какое приданое имела царевна?

Как автор показывает красоту молодой царевны? С чем он ее сравнивает? (С цветком.)

Что значит «нраву кроткого такого...»?

Какое приданое приготовлено царевне?

Кто из вас знает, что такое «девичник»? (В народном сва­дебном обряде: вечеринка с подругами в доме невесты нака­нуне венчания, а также вообще вечеринка, на которую со­бираются девушки, женщины.)

Что узнала царица от зеркальца?

Зеркальце сказало правду, а нужно ли было ее говорить, ведь оно знало нрав своей хозяйки?

Ребята, а вы любите правду? Нужна ли она вообще в жизни?

Как вы понимаете значение «черной и белой зависти»? Чем они отличаются?

Испытывали ли вы когда-нибудь такие чувства? К чему они приводят?

К чему привела черная зависть в сказке?

V. Физкультминутка

VI. Продолжение работы над сказкой

1. Чтение сказки до слов «Раз царевна молодая...» (с. 82).

2.     Беседа по вопросам.

 

Расскажите, пользуясь текстом, как царевна оказалась в тереме? Что она стала делать?

О каких чертах характера это говорит?

Почему царевна вышла к богатырям не сразу? После ка­ких слов?

Как богатыри узнали, что в их доме царевна?

Как царевне жилось у богатырей?

Чем занимались богатыри, как об этом говорит автор?

Как братья пришли свататься к царевне?

Почему она им отказала? Какой она была?

Как царица узнала, что молодая царевна жива-здорова?

Прочитайте по ролям этот отрывок, стараясь передать голосом характеры героев?

VII.  Итог урока

—   Чему учит нас эта сказка? Над чем заставила вас заду­маться?

—   Как автор относится к главным героиням? Докажите.
Домашнее задание: дочитать сказку до конца; подобрать сино­нимы к словам «своенравный», «мерзкий», «желанный», «гроз­но», «изумленный»; подобрать антонимы к словам «жданный»,«грешен»; выписать 5 наиболее понравившихся эпитетов вме­сте со словами, к которым они относятся.

Ход урока 3

I. Организационный момент

II.  Проверка домашнего задания

Сегодняшний урок мы начнем с проверки домашнего за­дания. Итак, какие синонимы вы подобрали к словам? (Своенравный своевольный, самодурный, самоуправный; мерзкий — отвратительный, гнусный; желанный долгож­данный, любимый; грозно — сердито, устрашающе; изумлен­ный удивленный.)

Молодцы! А теперь назовите антонимы к словам «ждан­ный» и «грешен»? (Жданный нежданный; грешен — без­грешен.)

Какие эпитеты выписали из текста? Прежде чем вы нач­нете читать, повторим, что же такое эпитет. (Эпитет — образное определение, дающее дополнительную художе­ственную характеристику предмета (явления) в виде скры­того сравнения («чистое поле», «парус одинокий».)       ]

Слушаются ответы детей.                                                    j

III. Работа над текстом сказки                                                   j

1.     Чтение сказки до слов «В тот же день царица злая...».

2.    Беседа.                                                                                j

 

Как молодая царевна встретила нищую черницу?

Кто такая черница? (Черница, чернец — то же, что монах.);

Почему царевна не могла подойти к старушке? (Мешал) пес.)    !

Может ли быть такое на самом деле, что животные чувствуют беду или плохого человека? |

Как автор называет нищую черницу, как к ней обращается царевна? Почему? (Автор называет ее старуха, а царевна бабушка. Она не знает, что из себя представляет \ нищая.)         \

Прочитайте, как выглядело яблоко. Понятно ли вам, по­чему она не дождалась обеда, как хотела?

Как братья узнали о несчастье?

Почему они не стали хоронить царевну?

IV.  Физкультминутка

V. Продолжение работы над сказкой
1.
Анализ отрывка.

Прочитайте выразительно отрывок о том, как царица уз­нала о гибели царевны.

Какой вести она ждала от зеркальца? Как об этом говорит автор?

2. Чтение отрывка по ролям до слов «Ветер дале побежал...».
Учащиеся распределяют роли: автор, Солнце, Месяц, Ветер, королевич Елисей.

Какие слова помогают представить солнце, месяц и ветер
и понять отношение к ним героя?

3. Чтение и анализ отдельных отрывков.

-     Прочитайте о том, как Елисей нашел свою невесту.

-     Можем ли мы сказать, что Елисей спас свою невесту? До­кажите.

-     Прочитайте последний отрывок сказки.

4. Анализ сказки.

-     Чем она заканчивается? Почему?

-     Как, в виде кого представлено зло?

-     Подумайте и распределите героев по группам: положи­тельные, отрицательные, нейтральные, герои-помощни­ки.

Дети называют героев, учитель или сами учащиеся записы­вают их на доске в нужную группу.

-     Есть ли в сказке волшебные предметы? Какую роль они играют в сказке?

-     На какие части можно разделить сказку и как их озагла­вить?

VI. Итог урока

-     Что роднит приключенческую сказку с народными? Чем они различаются?

-     Что хотел сказать поэт читателям, создав эту сказку?

-     Почему эта история названа сказкой?

Домашнее задание: подробно пересказать одну из частей сказки. Найти  стихотворение А.С. Пушкина «Песнь  о вещем Олеге» и прочитать вместе с родителями; приготовить

выразительное чтение понравившегося отрывка.

Дополнительный материал

Бумага

Когда-то люди высекали слова на каменных плитах или вырезали их на дереве. Египтяне писали на папирусе — материале, изготовлен­ном из стеблей водяного растения, тоже называвшегося папирусом. Позже стали писать на пергаменте - особым образом обработанной коже коз и овец.

Бумагу изобрел китаец Тай Лунь приблизительно в 105—110 гг. и. э. Первоначально ее изготавливали из коры тутового дерева, по­зднее догадались для прочности добавлять крахмал. Для получения бумаги размоченную кору долго варили, затем промывали и отбива­ли деревянными молотками. Кора распадалась на тонкие волокна, которые опускали в воду и добавляли клей. Полученную массу пере­мешивали и наливали на сетку, натянутую на раму. Ждали, пока вода стечет. Слой подсохшей массы снимали с сетки и клали под пресс, а потом готовые листы бумаги досушивали на каменных плоских пли­тах. В Европе бумага стала известна только в XIII в.

Книги

Старинные рукописные книги представляли собой длинные свит­ки пергамента, которые приходилось разворачивать, чтобы прочесть. В Древней Греции свитки наматывались на специальные палочки. В Японии писали кисточками на шелке, который тоже сворачивали в трубочку. В Средние века в Европе книги начали переплетать.

Переписывали их вручную на пергаменте. Два больших листа пер­гамента клали друг на друга и сгибали пополам. Получалась тетрадь из 4 листов. Писцы писали в отдельных тетрадях, украшая текст цвет­ными миниатюрами и узорами. Потом тетради сшивал переплётчик. Обложки делали из дерева, обтягивая их кожей.

В основном переписыванием занимались монахи в монастырях. Гам же находились самые богатые библиотеки. Первая печатная книга появилась в Корее в начале VIII в. Восток и в этом обогнал Европу. В Китае с XI в. умели печатать книги, но очень неудобным способом: на деревянных или каменных табличках - клише - вырезались тек­сты и рисунки, потом клише смазывали краской и прижимали к бу­маге. Можно было отпечатать сколько угодно экземпляров, но для каждой страницы приходилось долго вырезать клише.

Настоящий переворот в книжном деле произвел Иоганн Гутен-Псрг. Он изобрел механический книгопечатный станок со сменным шрифтом. Металлические кубики с выпуклыми буквами - литеры -можно было набрать в нужном порядке в специальной рамке, как на сгранице. Гутенберг также изобрел первую типографскую краску.

Первая книга — Библия на латинском языке — была отпечатана Гутенбергом в 1455 г. в немецком городе Майнце в количестве 800 жчемпляров. Она состояла из 1284 стр

 


 

А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

Осенью 1833 года поэт вернулся в

Осенью 1833 года поэт вернулся в

Организационный момент II .

Организационный момент II .

VI. Итог урока - Что роднит приключенческую сказку с народными?

VI. Итог урока - Что роднит приключенческую сказку с народными?
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.02.2020