Конспект урока по литературному чтению "«К. Паустовский. Корзина с еловыми шишками»
Оценка 4.9

Конспект урока по литературному чтению "«К. Паустовский. Корзина с еловыми шишками»

Оценка 4.9
docx
3 кл—4 кл
14.03.2023
Конспект урока по литературному чтению "«К. Паустовский. Корзина с еловыми шишками»
чтение 23.01.20.docx

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Нижегородский   Губернский колледж»

 

Урок литературного чтения
«К. Паустовский. Корзина с еловыми шишками»

                                                                                         

 

 

                                                                                                                       Выполнила студентка группы 346 А
Щербакова Екатерина Игоревна

Специальность: Преподавание в начальных классах

Утвердила: Федина.Т.Л

    Нижний Новгород –  2020

Тема: «К. Паустовский. Корзина с еловыми шишками»

Тип урока: Открытие новых знаний

Цель урока: ознакомление детей с произведение К. Паустовского

Задачи:

1. предметная: познакомить детей с произведение К. Паустовского;

2. метапредметная: развивать речь учащихся и умение формулировать идею произведения;

3. личностная: воспитывать положительное отношение к литературному чтению;

 

Формы:

1.     Индивидуальная

2.     Фронтальная

 



Оборудование:

1. Наглядный материал:

·        Презентация

·        Доска

2. Средства:

·        Интернет

Урок для учеников 4 Д класса

Возраст: 9-10 лет

 

 

 

 

 


План мероприятия

1.Мотивация учебной деятельности ………………………………………4 минуты

2. Актуализация знаний………………………………………………… 10 минут

3. Постановка проблемы……………………………………………………5 минуты

4. Решение проблемы……….…………………………………………….. 13 минут

5. Первичное закрепление…………………………………………………5 минут

6. Организация самостоятельной работы………..………………….…5 минут

7. Рефлексия…………………………………………………………3 минуты

 

 



Этапы

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

УУД

1.     Мотивация к учебной деятельности

Здравствуйте ребята.

Кто, по вашему мнению, самый важный, нужный человек на сегодняшнем уроке? (ответы детей)

- У меня есть один сказочный предмет: вот эта волшебная шкатулка. Каждый из вас, заглянув в нее, сможет увидеть самого важного и нужного человека на нашем уроке. Ну, а пока это секрет. Я надеюсь, что в конце урока вы откроете этот секрет.

Дети отвечают на вопросы учителя

Регулятивные УУД:

Организовать свое рабочее место под руководством учителя;

Личностные УУД:

формировать интерес у учёбе;

2.      Актуализация полученных знаний

Вы любите, тайны? Каждое художественное произведение - тайна. Разгадать её может только очень внимательный человек. Откройте страницу 39 в учебнике.

-С каким произведением мы будем работать сегодня? А знаете ли вы его?

Его написал Константин Георгиевич Паустовский. Давайте я вам немного о нем расскажу.

Константин Георгиевич Паустовский родился в Москве 31 мая 1892 года. Писатель вспоминал, что отец его был неисправимым мечтателем, поэтому часто менял место работы. После череды переездов семья Паустовских поселяется в Киеве. Во времена учебы в гимназии Паустовский пишет свой первый рассказ “На воде”. Когда он учился в 6 классе, отец оставил семью, и юный Костя стал зарабатывать на жизнь и учебу самостоятельно, занимаясь репетиторством. В годы Великой Отечественной войны Паустовский работал военным корреспондентом и писал рассказы. Популярность писателю приносит повесть «Кара-Бугаз», напечатанная в 1932 году. Популярность писателю приносит повесть «Кара-Бугаз», напечатанная в 1932 году. Паустовский умер в 1968 году.

Дети отвечают на вопросы учителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети внимательно слушают учителя.

 

3.     Постановка проблемы

 

-Ребята, а сейчас мы с вами прочитаем это произведение, но для начала проведем с вами не большую разминку. Она называется «Шарик». Надуваем губки, а потом расслабляем их и повторяем так 10 раз.

-А теперь проведем речевую разминку. На доске вы видите скороговорку.

-«Пекарь Петр пек пирог» Давайте прочитаем его сначала медленно, потом быстрее, потом еще быстрее и совсем быстро, вместе со мной.

-Молодцы.

Дети повторяют за учителем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.     Решение проблемы

-Прочитайте первое предложение произведения. О ком оно будет? А кто такой Григ? Кто-нибудь знает?

-Оказывается, Паустовский писал не только о природе, но и о замечательных людях. Писатель встречался со многими знаменитыми людьми: поэтами, художниками, музыкантами. У него была мечта: собрать сборник биографий знаменитых людей, описать некоторые случаи их жизни.

-Рассказ, с которым мы сегодня познакомимся, введёт нас в необыкновенный мир музыкального творчества норвежского композитора, пианиста Эдварда Хагерупа Грига.

- А теперь давайте прочитаем первую часть этого произведения.
 - Как мы можем озаглавить эту часть?

- У рассказа очень красивое начало. С чего оно начинается?

- Какой воздух в лесу? ( грибной воздух-это эпитет)

- С чем автор сравнивает эхо? (  как птица пересмешник, весёлое эхо)

- Как вы думаете, почему Григу захотелось сделать девочке подарок?

Давайте поразмышляем.

-Что надеялась получить Дагни в подарок?

-Почему Григ отсрочил подарок, ведь подарки всегда ждёшь с нетерпением?

-Когда Григ обещает подарить его? (Через 10 лет)

-Сколько лет будет тогда Дагни?

-Хорошо, а теперь посмотрите в текст, расскажите мне о девочке, какой она была? Ее внешность? (просмотр текста)

Эта девочка живёт в лесу-она для Грига – воплощение природы, у неё зеленоватые зрачки. 2.Дагни - девочка из народа. А Григ черпал из народа. 3. И, наконец, девочка для Грига – олицетворение молодости, нового поколения, которому он хотел бы оставить свою музыку. Она мала, но трудолюбива. Тащит домой тяжелую корзину с шишками. Она доверчива: сразу рассказала незнакомцу о доме и игрушках. Она мила. У нее большие, как у куклы, глаза с зелеными зрачками. Тихий от смущения голос. Она чуткая. Нежно думает о старом дедушке, сочувствует ему.)

Вывод: Девочка имеет доброе сердце, умеет думать и печалиться о других. Именно поэтому Григу захотелось сделать ей подарок.

-Хорошо, ответили на вопрос.

-Давайте начнем читать вторую часть произведения.

(Учитель читает вместе с учениками)

-Как мы можем ее озаглавить?
-Что украшало дом композитора?

-Почему он выбросил ковры, портьеры и мягкую мебель? (потому что, все что могло приглушать звуки в доме, он выкинул)

-Как друзья композитора описывали его дом? (что дом похож на жилище дровосека)

- Сколько же времени писал композитор музыкальное произведение для Дагни?

- Прочитайте кого видел Григ, когда писал музыку.

- Эдвард Григ сидел зимним вечером у себя дома. За окном падал снег, дома топилась печь, а он сочинял музыку для Дагни. Но Григ был не один.

-Кто же наблюдал за ним? Кто были его первые слушатели? (в тексте) Таких слушателей он ценил больше, чем нарядных, вежливых посетителей концертов.

-Хорошо, давайте прочитаем еще одну часть ( учитель читает вместе с детьми)

-Как мы озаглавим самую маленькую часть рассказа?

-  Прошло время и Дагни покидает дом. А по какой причине она это делает? (она закончила школу и поэтому случаю отец отправляет ее погостить к своей сестре Магде, пускай посмотрит, как устроен свет, как живут люди и немного повеселится)

-Хорошо, давайте посмотрим на саму Дагни. Она изменилась, как она выглядит? (Отец считает ее еще девочкой, то есть Дагни осталось такой же чуткой, милой и доброй, как в детстве, только теперь она уже не девочка, а взрослая девушка)

-Где и кем работали тетушка Магда и дядюшка Нильс? А где они проживали?

-Ребята посмотрите у нас выделено слово ботфорты, вы знаете что это?

-Ботфорты- это высокие сапоги. Они использовали в театре для каких-либо сценических образов.

-Хорошо, молодцы. Переходит к последней части нашего рассказа. (учитель читает вместе с детьми)

-Как мы озаглавим эту часть? (на концерте, благодарность Дагни)

-Мы видим выделенное слово, симфоническая, кто знает, что оно обозначает?

- Музыка – это язык чувств, она помогает нам посмотреть на мир другими глазами, почувствовать и увидеть всё богатство красок природы. Музыка делает нашу жизнь прекрасной.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети читают вместе с учителем.

Первая встреча

 

С описание леса

 

Как птица

 

 

 

 

Игрушку или куклу

 

Он задумал очень сложный-духовный подарок.

18

 

Дети отвечают.

 

 

 

 

 

 

Дети отвечают на вопрос учителя.

 

 

 

Дети читают отрывок из текста.

 

 

 

 

 

 

 

 

В доме композитора или рождение музыки

 

Рояль

 

 

 

 

 

 

Больше месяца

 

 

 

 

 

 

Дети находят в тексте.

 

 

Дети читают следующий отрывок.

 

В гостях у тетушки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ребята внимательно слушают учителя.

 

 

 

 

 

 

 

это музыкальное произведение, предназначенное для исполнения симфоническим оркестром. Симфоническая музыка исполняется струнными инструментами, такими как виолончель, контрабас, скрипка и другие.

 

 

 

 

 

Познавательные УУД:

Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коммуникативные УУД;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коммуникативные УУД

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коммуникативные УУД;

 

 

 

 

 

Познавательные УУД;

5.     Первичное закрепление

- Давайте вместе с Дагни отправимся на концерт и послушаем отрывок музыкального произведения Эдварда Грига "Утро".

Включаю отрывок «утро».

-  Итак, какая же музыка по характеру?

-Как композитор передаёт картину природы в музыке? (мы слышим легкую незатейливую мелодию, погружающую нас в состояние покоя и безмятежности и которая передает краски рассвета и пробуждение природы: в пьесе слышится щебетание птиц, шелест листьев)

-Давайте найдем в тексте строки, где описывается, что услышала Дагни в музыке (в тексте)

- Почему Дагни плакала, когда слушала музыку? (она представила свой дом, лес, свою родину. Она была благодарно ему за такой подарок. Не всегда подарок представляет из себя нечто материальное. )

 Паустовский называет Грига волшебником потому, что благодаря музыке Дагни вспомнила детство. Детство – это то прекрасное мгновение, которое нельзя вернуть. Им нужно успеть насладиться, не пропустить то время, в котором можно много чего успеть сделать и многому научиться. Когда человек вспоминает детство, он понимает, как много ему дала природа.

Кто – то может мне сейчас раскрыть тайну и сказать, почему же рассказ называется «Корзина с еловыми шишками»? (Корзина сыграла огромную роль для того, чтобы Григ написал для Дагни музыку. Если бы девочка не пошла в лес, то она не встретила Грига, а если бы не было корзины, то автор не смог бы сразу понять, какой она добрый чуткий человек!)

-Чем же должен жить человек?

Прошло много лет с тех пор как не стало замечательного писателя Константина Паустовского и талантливого композитора Эдварда Грига, а мы продолжаем читать рассказы, слушать музыку, ведь произведения, созданные этими людьми БЕССМЕРТНЫ.

 

Дети слушают музыку.

 

 

 

Спокойная, расслабляющая.

 

 

 

 

 

 

Ученики ищут в тексте.

 

 

Она вспомнила свое девство.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Делать добро и дарить его людям без возврата. 

Коммуникативные УУД:

участвовать в диалоге на уроке;

 

 

 

 

 

 

отвечать на вопросы учителя;

 

 

 

6.     Организация самостоятельной работы

- Так чему же учит это произведение? (Рассказ учит уметь ждать. Что-то по-настоящему стоящее и удивительное можно получить не сразу. В этом и заключается главная мысль рассказа Паустовского "Корзина с еловыми шишками". Кроме этого, произведение учит быть благодарным и ценить внимание, а не сам подарок и его материальную стоимость)

Пригодятся ли полученные знания этого урока в дальнейшем в жизни? Какие выводы сделали для себя? (будем чаще любоваться природой и ценить каждую минуту жизни.)

Дети отвечают на вопросы учителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7.     Рефлексия

Настал момент открыть секрет волшебной шкатулки. И узнать кто был важным сегодня на уроке? (зеркало и в самом зеркале отражены дети) Вы удивлены?

Без каждого из вас наш сегодняшний урок не состоялся бы. Вы согласны с тем, что каждый из вас был важным и нужным! Урок окончен.

Дети внимательно слушают учителя и открывают секрет волшебной шкатулки.

Коммуникативные УУД;

 

 

 

 


 

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Нижегородский

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Нижегородский

Тема : «К. Паустовский. Корзина с еловыми шишками»

Тема : «К. Паустовский. Корзина с еловыми шишками»

Оборудование: 1. Наглядный материал: ·

Оборудование: 1. Наглядный материал: ·

План мероприятия 1.Мотивация учебной деятельности ………………………………………4 минуты 2

План мероприятия 1.Мотивация учебной деятельности ………………………………………4 минуты 2

ЭтапыДеятельность педагогаДеятельность учащихсяУУД 1

ЭтапыДеятельность педагогаДеятельность учащихсяУУД 1

Паустовский. Давайте я вам немного о нем расскажу

Паустовский. Давайте я вам немного о нем расскажу

Популярность писателю приносит повесть «Кара-Бугаз», напечатанная в 1932 году

Популярность писателю приносит повесть «Кара-Бугаз», напечатанная в 1932 году

Решение проблемы -Прочитайте первое предложение произведения

Решение проблемы -Прочитайте первое предложение произведения

У рассказа очень красивое начало

У рассказа очень красивое начало

Дагни - девочка из народа. А Григ черпал из народа

Дагни - девочка из народа. А Григ черпал из народа

Учитель читает вместе с учениками) -Как мы можем ее озаглавить? -Что украшало дом композитора? -Почему он выбросил ковры, портьеры и мягкую мебель? (потому что, все…

Учитель читает вместе с учениками) -Как мы можем ее озаглавить? -Что украшало дом композитора? -Почему он выбросил ковры, портьеры и мягкую мебель? (потому что, все…

Хорошо, давайте прочитаем еще одну часть ( учитель читает вместе с детьми) -Как мы озаглавим самую маленькую часть рассказа? -

Хорошо, давайте прочитаем еще одну часть ( учитель читает вместе с детьми) -Как мы озаглавим самую маленькую часть рассказа? -

Нильс? А где они проживали? -Ребята посмотрите у нас выделено слово ботфорты, вы знаете что это? -Ботфорты- это высокие сапоги

Нильс? А где они проживали? -Ребята посмотрите у нас выделено слово ботфорты, вы знаете что это? -Ботфорты- это высокие сапоги

Познавательные УУД: Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике;

Познавательные УУД: Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике;

Давайте найдем в тексте строки, где описывается, что услышала

Давайте найдем в тексте строки, где описывается, что услышала

Кто – то может мне сейчас раскрыть тайну и сказать, почему же рассказ называется «Корзина с еловыми шишками»? (Корзина сыграла огромную роль для того, чтобы

Кто – то может мне сейчас раскрыть тайну и сказать, почему же рассказ называется «Корзина с еловыми шишками»? (Корзина сыграла огромную роль для того, чтобы

Организация самостоятельной работы -

Организация самостоятельной работы -

Рефлексия Настал момент открыть секрет волшебной шкатулки

Рефлексия Настал момент открыть секрет волшебной шкатулки
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.03.2023