Класс: 2
Тема урока: Произведение С. Баруздина «Как Алёшке учиться надоело»
Тип урока: усвоение новых знаний.
Цель: формирование познавательных универсальных учебных действий в процессе изучения произведения «Как Алёшке учиться надоело»
Задачи: познакомить
обучающихся с рассказом С. Баруздина «Как Алёшке учиться надоело», развивать
умение работать с таблицей, развивать умение пользоваться элементарными
приёмами анализа содержания текста по вопросам учителя.
развивать умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения
учебных заданий; воспитывать интерес к усвоению новых знаний, создавать
положительно-эмоциональный настрой на предстоящую деятельность.
Форма организации учебной деятельности обучающихся:
Используемые источники:
1. Биография С. Баруздина [Электронный ресурс]: эл. сайт. – Режим доступа: http://allforchildren.ru/poetry/author458-baruzdin.php
2. Детская песня «Чему учат в школе» [Электронный ресурс]: эл. сайт. – Режим доступа: https://megapesni.me/sovetskie_multfilmy/64989-detskaja-chemu-uchat-v-shkole.html
План:
1. Мотивация к учебной деятельности (2 мин.)
2. Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы (7 мин.)
3. Решение проблемы (10 мин.)
Физкультминутка (2 мин.)
4. Первичное закрепление (9 мин. )
5. Организация самостоятельной работы. Закрепление (7 мин.)
6. Домашнее задание (2 мин.)
7. Рефлексия (2 мин.)
Оборудование: учебник, карточки со схемой, карточки для самостоятельной работы, портрет автора.
Ход
урока
Этапы |
Приёмы технологии развития критического мышления |
Деятельность учителя и обучающихся |
1.Организационно-мотивационный
2.Постановка темы и целей урока |
- Здравствуйте, ребята. Я очень рада вас видеть. Улыбнитесь друг дружке. (Учитель настраивает обучающихся на предстоящую деятельность.) (Обучающиеся слушают учителя.) -Проверим готовность к уроку. Посмотрите, чтобы на столах у вас не было ничего лишнего. Для урока литературного чтения нам понадобится учебник по литературному чтению. (Учитель организует рабочее место обучающихся.) (Обучающиеся организуют своё рабочее место.) -Сейчас тихонечко сядут девочки. -Теперь, точно так же тихонечко сядут мальчики. Речевая разминка - Чтобы выразительно и грамотно читать, проведем дыхательную гимнастику и подготовим голос к работе. Дыхательная гимнастика. - Представьте, что перед вами праздничный пирог. На нём много маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь задуть как можно больше маленьких свечек. – Молодцы!-Внимательно посмотрите на доску. На ней записаны строчки, которые мы прочитаем разными вариантами. Артикуляционная гимнастика Ра-ра-ра – начинается игра Ры-ры-ры – у меня в руках шары Ру-ру-ру – бью рукою по шару -Прочитайте их «про себя». Сейчас прочитаем вместе. -Прочитаем шёпотом. -Прочитаем с закрытым ртом. -Прочитаем громко. -Молодцы.-Сегодня нас ждёт знакомство с интересным и увлекательным произведением, а также с автором, с которым вам ещё не удавалось познакомиться. - Сегодня мы с вами познакомимся с замечательным писателем С. А. Баруздиным (фото) и его произведением «Как Алёшке учиться надоело». |
|
3. Изучение новой темы
|
Приём «Верные/ неверные утверждения» |
- Предлагаю вам познакомиться поближе с биографией. Сергей Алексеевич Баруздин (Учитель вывешивает портрет С. Барухдина) ПРИЁМ «ВЕРНЫЕ/НЕВЕРНЫЕ УТВЕРЖДЕНИЯ» Будьте внимательны. После того как прочитаем, мы поиграем с вами в интересную игру, где я проверю на сколько вы были внимательны. - Кому непонятно? (в случае если обучающиеся не поняли задания, то учитель объясняет снова) Биография Сергей
Алексеевич Баруздин (1926—1991) — русский советский писатель. - Предлагаю вам поиграть в игру, проверим насколько вы были внимательны при чтении биографии. Я буду говорить вам утверждение, а ваша задача быть внимательными и показать карточками зелёный цвет- верное, красный-неверное названное мною утверждение, но не просто назвать, а обосновать свой ответ (прочитать строчки из биографии) Утверждения: 1. Сергей Алексеевич Баруздин родился в городе Одесса. (неверно) - Почему? Сергей Алексеевич Баруздин (1926—1991) — русский советский писатель. Родился 22 июля 1926 года в Москве. 1. Первые рассказы были опубликованы в детском журнале «Пионер». (верно) (верно) 1. С 1965 года — главный редактор журнала «Дружба народов». (верно) - А для того, чтобы мы в с вами узнали, о чём данное произведение, нам необходимо прочитать его. |
Физминутка
|
- Но перед тем как мы начнем знакомиться с произведением, предлагаю отдохнуть. Встаньте из-за парт так, чтобы не мешать друг другу. Раз - подняться, потянуться, -Молодцы, тихонечко присаживайтесь. |
|
4. Первичное закрепление
|
- Прочитайте ещё раз название произведения. Как вы думаете, о чем будет произведение? - Предлагаю нам проверить, прочитав его. Но перед чтением разберем слова, которые встретятся в тексте и могут быть вам непонятны: - Прочитаем слова записанные на доске. КУРНО́СЫЙ - короткий и вздёрнутый нос Латинские буквы — буквы латинского алфавита; врачи пишут рецепты этими буквами Первичное восприятие Чтение текста учителем. - Ребята, я сейчас вам прочитаю рассказ, вы внимательно его послушайте.
- Понравился вам рассказ? - Что больше всего запомнилось? Что удивило? Повторное чтение произведения - О чем это произведение? (о знаниях, об учебе, о труде). - Кто герои этого рассказа? (мальчик по имени Алёша, мама,папа, учительница) - Где проходили действия? - Над чем надо задуматься?
1. Почему Алёшка ушёл из школы? Найди ответ в тексте и запиши. И вдруг Алёшка почувствовал, что ему надоело учиться. Читать и писать он умеет, считать — тоже, да и цифры складывать, что же ещё! 2. Почему Алёшка решил вернуться в ° школу? 3. Об Алёшке автор говорит с юмором. А ты знаешь, что такое юмор? * Юмор — добродушная шутка над каким-либо смешным поступком или поведением героев произведения. |
|
Закрепление изученного
|
Приём «Ромашка Блума» |
ПРИЁМ «РОМАШКА БЛУМА» - Для того, что бы закрепить полученные знания на уроке, я предлагаю вам поиграть в игру, которая называется «Ромашка Блума». - Правила игры очень простые. (Учитель открывает доску с ромашкой.) Анализ произведения - Перед вами ромашка из шести лепестков. Каждый лепесток прячет свой вопрос. Вам необходимо выбирать лепесток и ответить на тот вопрос, который находится с обратной стороны. - Кто хочет подойти первый к ромашке и перевернуть лепесток? (обучающиеся выходят и переворачивают лепестки) -Кто хочет ответить на вопрос? (об-ся отвечают на вопросы) Вопросы: 1. Простой вопрос: Назовите кто является героями произведения «Как Алёшке учиться надоело»? (Алёша, учительница, мама, папа) 2. Уточняющий вопрос: То есть Алёша взял и ушёл по середине урока? (да) 3. Интерпретационный вопрос: Почему Алёша ушёл с урока? (ему надоело учиться) 1. Творческий вопрос: Как вы думаете, что было бы, если бы Алёша не понял для чего же все таки нужно учиться? (ответ обучающихся) 2. Оценочный вопрос: Плохой ли был поступок мальчика в рассказе? Чем он Плохой? 3. Практический вопрос: Как бы вы поступили на месте родителей Алёши? (ответ обучающихся)
- Молодцы, ребята! Вы справились с заданием игры, я вижу, что вы действительно были внимательными и смогли ответить на вопросы. |
6. Домашнее задание |
Приготовьте пересказ стр. 38 – 43 с опорой на картинный план в учебнике. |
|
7. Итог урока. Рефлексия |
Приём «Таблица «Плюс-минус- интересно»» |
-Наш урок подходит к концу, предлагаю подвести итоги урока. ПРИЁМ «ТАБЛИЦА «ПЛЮС-МИНУС-ИНТЕРЕСНО»» - У вас на парте лежит карточка с таблицей. Подпишите карточку.
- Обратите внимание, карточка состоит из таблицы, в таблицы три колонки. Прочитайте название колонки. -Сейчас мы работаем только с первой колонкой «Плюс». Найдите её. В колонке «Плюс», ваша задача написать то, что вам запомнилось больше всего и что было интересно на уроке. - Приступаем к заполнению второй колонки «Минус». Найдите её. В это колонке, вам необходимо записать все то, что вам не понравилось на уроке, показалось скучным и непонятным. - Сейчас мы будем заполнять колонку «Интересно». В этой колонке ваша задача записать все интересное, что вам было на уроке, что бы вы еще хотели узнать, можете задать записать вопросы для учителя. - Молодцы, вы справились с заданием. - Я очень рада, что у вас всё получилось. Спасибо большое за работу. |
Простой вопрос: Назовите, кто является героями произведения «Как Алёшке учиться надоело»? |
Уточняющий вопрос: Алёша взял и ушёл по середине урока? Как бы вы поступили? |
Интерпретационный вопрос: Почему Алёша ушёл с урока? |
Творческий вопрос: Как вы думаете, что было бы, если бы Алёша не понял для чего же все таки нужно учиться? |
Оценочный вопрос: Плохой ли был поступок мальчика в рассказе? Чем он плохой? |
Практический вопрос: Как бы вы поступили на месте родителей Алёши? |
Сергей Алексеевич Баруздин родился в городе Одесса. |
Первые рассказы были опубликованы в детском журнале «Пионер». |
Является автором многих книг для детей и юношества |
С 1965 года — главный редактор журнала «Дружба народов». (верно) |
Сергей
Алексеевич Баруздин (1926—1991) — русский советский писатель. |
Сергей
Алексеевич Баруздин (1926—1991) — русский советский писатель. |
Сергей
Алексеевич Баруздин (1926—1991) — русский советский писатель. |
Сергей
Алексеевич Баруздин (1926—1991) — русский советский писатель. |
Сергей
Алексеевич Баруздин (1926—1991) — русский советский писатель. |
Сергей
Алексеевич Баруздин (1926—1991) — русский советский писатель. |
Ра-ра-ра – начинается игра
Ры-ры-ры –
у меня в рук ах шары
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.