Конспект урока по литературному чтению ЛН Толстой Лев и собачка
Оценка 4.9

Конспект урока по литературному чтению ЛН Толстой Лев и собачка

Оценка 4.9
doc
23.10.2021
Конспект урока по литературному чтению ЛН Толстой Лев и собачка
Конспект урока по литературному чтению ЛН Толстой Лев и собачка.doc

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №9» г. Ноябрьск

 

 

 

 

 

Конспект урока

по литературному чтению
в 3 классе

Л.Н. Толстой. Лев и собачка

 

 

подготовила

учитель начальных классов

Гончарова Ольга Владимировна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект урока

по литературному чтению

 

Тема урока: Л.Н. Толстой. Лев и собачка.

 

Цель урока:

ü  Развивать представление о слове как средстве создания художественного образа, средстве выражения авторского отношения.

ü  Формировать систему читательских умений, обучать стилистическому анализу текста.

 

ХОД УРОКА

 

1.Повторение пройденного материала.

-Сегодня мы продолжаем работать с произведениями великого писателя Л.Н. Толстого.

-Вспомним, с произведениями,  каких жанров мы уже работали на прошлых уроках.

- Что такое быль?

 

2. Постановка цели урока.

 

-Сегодня мы познакомимся с былью Толстого «Лев и собачка».

- Где они могут встретиться? Могут ли они в дикой природе встретиться? Какие чувства могут возникнуть между ними? Почему?

- История, о которой рассказывает Л.Н. Толстой, произошла очень давно, в далеком городе Лондоне. Может быть, об этой достоверной истории писателю рассказал кто-нибудь из моряков, которые бывали в Лондонском порту. Кто знает. Но дело в том, что “Маленький Толстой был очень чувствителен – когда он слушал печальные истории или видел, например, убитую птичку, то плакал, и его за это звали “Лева-рева”. Эта черта – сострадание, то есть умение чувствовать чужие страдания, сохранились в нем до конца жизни. Тему сострадания мы увидим в новом произведении Толстого.

- Ребята, наверное, все из вас были в зоопарке?

– А видел кто – нибудь, как кормят этих зверей?

-Так вот, раньше хищников кормили нередко бездомными животными. Послушайте, что произошло в одном из таких зоопарков.

 

 

3. Первичное восприятие. (Чтение учителя.)

 

4. Проверка первичного восприятия.

-Какие чувства  вызвала быль? Взволновала ли вас? (На доске опорные слова.)

- Какие эпизоды взволновали?

 

5. Постановка учебной задачи.

- Л. Н. Толстой много работал над своим произведениями, тщательно отбирал каждое слово.

- Сегодня мы будем учиться размышлять над авторским выбором слова, построением предложений, чтобы точнее, глубже понять те мысли и чувства, которые автор вложил в свое произведение.

                              

6. Вторичное восприятие и анализ текста.

 

- Прочитайте первый абзац.

 

- Сообщает ли автор, кто именно показывал диких зверей? Почему? (Нет, не сообщает. Наверное, потому что их не хочется называть людьми, слишком жестоко они поступают.)

 

- В чем состоит жестокость людей? Как это показывает Толстой? (Кошки, собаки и деньги уравниваются. В тексте эти слова соединении союзом «или». Если нет денег, то домашних животных, друзей человека, можно отдать на корм диким зверям.)

 

-Прочитайте второй абзац.

 

- Какое чувство вызвал у вас поступок человека?

-Какие слова характеризуют его поведение?

 

- Подберите синоним к слову «ухватил».

-  Почему именно это слово употребил автор, какой оттенок значения важен для него? (Ухватил – значит, действовал необдуманно, случайно ухватил то, что подвернулось под руку.)

 

-Почему в этом предложении употреблено слово «Собачонка», ведь рассказ называется «Лев и собачка»? (Слово «собачонка» показывает пренебрежительное отношение персонажа рассказа к этой собаке, в названии передано авторское отношение.)

 

- Я прочитаю вам последнее предложение в этом абзаце, чуть-чуть изменив его. Следите по тексту, подумайте влияет ли на смысл рассказа изменение? ( Учитель читает: «А собачонку взяли и бросили в клетку ко льву», пропуская слово «на съедение». Автору важно подчеркнуть, что люди бросают живую собачку на растерзание дикому зверю. Если убрать последние слова, смысл произведения изменится.)

 

- Прочитайте описание встречи льва и собачки.

 

-Почему почти каждое предложение в этой части написано с красной строки? (Каждое новое предложение передаёт очередной поворот действия.)

- Так обычно оформляется на письме диалог – каждая реплика пишется с новой строки. Мы читаем быль, в произведениях данного жанра животные разговаривать не могут. Как и в жизни, они общаются с помощью движений, жестов. Попробуем расшифровать их поведение, выяснить, что стоит за каждым движением.

 

- «Собачонка поджала хвост и прижалась в угол клетки». (Она испугалась и приготовилась обороняться, прижавшись в угол, защитила себя сзади.)

 

- «Лев подошел к ней и понюхал ее». (Это дружелюбный жест. Лев не нападает, он хочет познакомиться с ней.)

- «Собачонка легла на спину, подняла лапки и стала махать хвостиком». (Она поняла добрые намерения льва, и сама доверилась ему, приняв самую беззащитную позу.)

 

- «Лев тронул ее лапой и перевернул.» (Лев вернул ее в прежнее положение, как бы сказав: «Я не трону тебя».)

 

- «Собачка вскочила и встала перед львом на задние лапки». (Поблагодарила льва.)

 

- «Лев смотрел на собачку, поворачивал голову со стороны на сторону и не трогал ее.» (Знакомство состоялось. Лев принял собачку.)

 

- Какие чувства возникли между животными?

 

 

-Прочитайте следующие два абзаца.

 

- Как живут лев и собачка? Почему так считаете? (Лев взял собачку под свое покровительство: она спит, положив ему на лапу голову, значит, полностью доверяет ему. Но живется им невесело: лев иногда играет с собачкой. Не может быть жизнь в клетке веселой. «С тех пор собачка жила в одной клетке со львом, лев не трогал ее, ел корм, спал с ней вместе, а иногда играл с ней». )

 

- Прочитайте следующий абзац.

 

- Какой новый персонаж появляется в рассказе?

Как называет его автор? (Хозяин.)

 

- Почему Толстой не дает ему собственного имени? (Это неважно. Главное в этом человеке то, что он хозяин, он распоряжается жизнью льва и собачки.)

 

-Человек чувствует себя хозяином льва, а подчиняется ли ему лев? (Не подчиняется. Собачку бросили на съедение льву, а он не съел ее. Хозяин дал мясо льву, а он оторвал кусок и отдал собачке.)

 

 

-Чем похожи барин и хозяин?

 

- Почему увидев свою собачку, он подумал лишь о том, что она его собственная, почему он не сказал, что любит ее, скучает без нее? Зачем Толстой ввел в рассказ этот эпизод? (Барин, как и хозяин, не имеет собственного имени, потому что главное – не его личностные качества, а то, что он владелец собаки. Хозяин и барин быстро поняли друг друга, для них собственность важнее всего. Толстой подчеркивает, что люди и лев по-разному воспринимают собачку: для людей это собственность, которая должна принадлежать хозяину, для льва – друг, отдать которого нельзя.)

 

- Почему в рассказе ничего не говорится о том, как собачка отреагировала на появление барина? (Собачка перестала доверять людям. Автор подчеркивает это, опуская описание ее реакции на появление барина.)

 

- Прочитайте следующие предложение.

 

 

- Как вы думаете, почему рассказ о целом годе жизни уместился в одном предложении? (Жизнь в клетке не богата событиями.)

 

- Прочитайте рассказ до конца.

 

-Какие слова использует автор, говоря о смерти собачки? Чье отношение они передают? (В восприятии людей собачка «издохла», для льва «Умерла».)

 

-Как повел себя лев, когда понял, что собачка умерла? Прочитайте.

-Почему он «стал грызть засовы и пол»? (Лев давно уже не подчинялся хозяину, но по-настоящему взбунтовался только сейчас, пережив смерть друга. Он понял, что не может больше оставаться в клетке, он пытается вырваться на свободу, но не может этого сделать.)

 

-Впервые в отношении и хозяина ко льву проявляется заботливость: «Хозяин думал, что лев забудет свое горе…» Как хозяин пытался помочь льву? Прочитайте.

 

-Как эти строчки характеризуют хозяина и льва? (Для хозяина все в жизни взаимозаменяемо: одну собачку можно заменить на другую. На этот раз хозяин бросает в клетку другую собачку не для того, чтобы лев съел ее, но лев не принимает другую собачку, поскольку для него это равноценно измене другу. Лев вновь не подчиняется хозяину.)

 

- Мы наблюдали, как на протяжении всего рассказа лев вел поединок с хозяином, он ни разу не подчинился ему. Но вырваться из клетки льву не хватает сил. Кто оказывается победителем в этой борьбе? Прочитайте. (Побеждает лев. Он всетаки уходит из-под власти хозяина, будучи не всилах вырваться из клетки, он выбирает другой путь –смерть. Пять дней он отказывался от пищи. «На шестой день лев умер.» Толстой выносит это предложение в отдельный абзац, придавая ему особую значимость. Лев выбрал свободу, хотя и ценой своей жизни. Но чтобы сделать такой выбор, он должен был пережить смерть собачки.)

 

 

7. Обобщение.

 

- Теперь, когда мы перечитали рассказ, размышляя над авторским выбором слова, попробуем сформировать, какие вопросы, какие проблемы ставит Толстой в своем рассказе? ( 1. Люди не в праве распоряжаться судьбами  животных

                    2. Поведение льва –пример людям. Урок доброты, преданности.)

 

 

Всё добро на Земле от Солнца, всё хорошее от Человека.

-Прочитайте рассказ выразительно, стараясь передать в своем чтении авторскую позицию.

 

8. Итоги урока.

 

-Чему вы сегодня учились на уроке? Какой прием анализа текста помог глубже понять рассказ?

 

- Я часто думаю: писатели пишут произведения с печальным концом, режиссеры снимают грустные фильмы, а композиторы пишут печальную музыку. Зачем? (Чтобы произведение всколыхнуло как можно больше чувств у людей. Такие произведения учат нас сопереживанию, состраданию, добру.)

 

9. Домашнее задание.

-Подготовить выразительное чтение рассказа.

-Предлагаю вам побывать в роли писателя. Измените конец  этой грустной истории.

 


Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №9» г

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №9» г

Конспект урока по литературному чтению

Конспект урока по литературному чтению

Первичное восприятие. (Чтение учителя

Первичное восприятие. (Чтение учителя

Почему в этом предложении употреблено слово «Собачонка», ведь рассказ называется «Лев и собачка »? (Слово «собачонка» показывает пренебрежительное отношение персонажа рассказа к этой собаке, в…

Почему в этом предложении употреблено слово «Собачонка», ведь рассказ называется «Лев и собачка »? (Слово «собачонка» показывает пренебрежительное отношение персонажа рассказа к этой собаке, в…

Прочитайте следующие два абзаца

Прочитайте следующие два абзаца

Как вы думаете, почему рассказ о целом годе жизни уместился в одном предложении? (Жизнь в клетке не богата событиями

Как вы думаете, почему рассказ о целом годе жизни уместился в одном предложении? (Жизнь в клетке не богата событиями

Всё добро на Земле от Солнца, всё хорошее от

Всё добро на Земле от Солнца, всё хорошее от
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.10.2021