Конспект урока по литературному чтению «Л.Н.Толстой рассказ «Прыжок»
Оценка 5

Конспект урока по литературному чтению «Л.Н.Толстой рассказ «Прыжок»

Оценка 5
docx
19.12.2019
Конспект урока по литературному чтению  «Л.Н.Толстой рассказ «Прыжок»
4.docx

Конспект урока по литературному чтению  «Л.Н.Толстой рассказ «Прыжок»».

КЛАСС: 3 («Школа России»)

ТИП УРОКА: урок «открытия» нового знания

ВИД УРОКА: урок — диалог

ЦЕЛИ:

Образовательная: ознакомить с творчеством Л.Н.Толстого, формировать умение решать учебную задачу через выполнение самостоятельных задач

Развивающая: обучать выразительному чтению для более глубокой и точной передачи мыслей и чувств, заложенных автором в произведении, а также для выражения собственного отношения читающего к изображенным событиям, героям и их поступкам; находить нужный отрывок в тексте по вопросам; понимать тему и главную мысль рассказа

Воспитательная: прививать любовь к чтению

Предметные результаты обучения: умение прогнозирования содержания произведения, определение жанра произведения, выбор видов деятельности на уроке умение понимать поступки героев, характеризовать героя, подбирая слова-определения, умение работать в группе.

Метапредметные (критерии сформированности / оценки компонентов универсальных учебных действий — УУД):

Регулятивные: выбирают действия в соответствии с поставленной задачей, предвосхищают результата, осуществляют пошаговый контроль по результату, совместно с учителем и другими учениками дают эмоциональную оценку деятельности класса.

Коммуникативные: слушают и понимают речь других, вступают в речевое обращение , строят монологическое высказывание, оказывают в сотрудничестве взаимопомощь, умеют вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его правила и условия, управляют поведением партнера — контроль, коррекция, оценка действий партнера.

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи; строят логическую цепь рассуждений, доказывают.

Личностные УУД: положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества, способность к самооценке своих действий, поступков.

Оборудование: учебники, тетради, записи на доске, запись музыкального отрывка из кинофильма «Дети капитана Гранта», карточки для самостоятельной работы.

Метод работы: решение учебных задач в учебном диалоге

Формы работы: средства речевого взаимодействия учителя с обучающимися ( побуждение, обращение, похвала)

Технологии: ЗОТ, игровые технологии, технология деятельностного подхода

МПС: русский язык, физическая культура, ОЗОМ, связь с жизнью.

 

Ход урока

Этап урока

Цель

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

Организационный момент

Создание ситуации успеха                    (1 мин)

Доброе утро, ребята!

Начнем день с улыбки!

Урок чтения.

Настраиваются на активную работу на уроке

Регулятивные:

- формирую способность к организации своей деятельности

Актуализация знаний

Мотивация              (1 мин)

- Назовите автора, чьи произведения мы читаем сейчас на уроках чтения.

- Выберите портрет Л.Н.Толстого

(предлагается несколько портретов писателей и поэтов)

- Что вы знаете о Л.Н.Толстом?

- Найдите лишнее произведение

На доске: 1. «Акула»

2. «Какая бывает роса на траве»

3. «Филипок»

4. «Ворона и лисица»

5. «Лев и собачка»

Объясните свой выбор.

Л.Н.Толстой

 

«Ворона и лисица»

 

Произведение написал другой автор (И.А.Крылов)

Познавательные:

- учу анализировать

Коммуникативные:

- учу отвечать на вопросы

 

Постановка учебной задачи

Создание проблемной ситуации

(1 мин)

- Сегодня мы познакомимся с ещё одним произведением Л.Н.Толстого «Прыжок».

На доске: Портрет Л.Н.Толстого и запись

Лев Николаевич Толстой «Прыжок»

Литературный жанр: .......

- Определим, к какому литературному жанру относится это произведение и попробуем понять, как характер человека влияет на его поступки.

 

 

Записывают в тетрадь

Регулятивные:

- учу определять цель урока

Коммуникативные:

- создаю ситуация для обсуждения

 

Знакомство с рассказом. Открытие нового знания

Исследование      (15 мин)

- Послушаем ребят, которые готовили чтение этого произведения.

С 1 по 5 абзац — читают ученики.

Далее учитель: «Вдруг в народе...» и до конца (одновременно звучит музыкальный отрывок из кинофильма «Дети капитана Гранта»)

- Понравилось ли прочитанное произведение?

- К какому литературному жанру оно относится? Почему?

Учитель рассказывает о паруснике

- Рассмотрите парусник на иллюстрации. Раньше на таком корабле плавали в дальние морские путешествия. Палубу такого корабля делали из твердых как камень пород дерева, мачты возвышались над палубой на 15-25 метров, т.е. Имели высоту 5-8 этажного дома.

На доске выписаны слова, значение которых надо объяснить.

Ещё больше расходилась

Разобрал задор, раззадорился

Было аршина два

- Назовите героев рассказа.

- Почему мальчик залез на мачту корабля?

- Перечитайте начало рассказа до стр. 157 про себя, чтобы ответить на вопрос: случайно ли это произошло, или здесь сыграли роль какие-то черты характера мальчика?

Предлагаю выбрать и доказать текстом.

Обратите внимание, что делал мальчик в ответ на действия обезьяны, матросов.

При проверке: учитель начинает — читает о том, что делала обезьяна; ученики продолжают — как реагировал мальчик.

Сразу же выбирают соответствующие поступкам качества характера.

На доске: геройство обидчивость*                                           смелость * самолюбие*                                                         хвастовство самоуверенность*                                                   желание испытать себя

Делаем вывод: мальчик попал в беду из-за своего характера.

- Кто спас мальчика? Прочитайте.

Какое качество характера отца мальчика помогло ему принять верное решение?

- Почему капитан заплакал?

Обратите внимание, как решительный характер отца помог ему в трудную минуту

- В каком рассказе Толстого была похожая история?

 

 

 

 

 

Рассказ

 

 

 

 

 

 

 

 

Мальчик, капитан — отец мальчика, обезьяна, матросы

 

 

 

смелость, обидчивость, самолюбие, самоуверенность

 

 

 

 

отвага, решительность

 

 

 

«Акула»

 

Регулятивные:

- учу действовать по выбранному плану

Познавательные:

- учу находить в действиях причину (из чего, почему) и следствия (поэтому, из-за этого)

- учу анализировать

- учу обобщать и делать выводы

Коммуникативные:

- учу убеждать другого человека

 

Физкультминутка

1 минута

 

Применение нового знания, первичное закрепление

Применение открытого знания в практической деятельности

- Сейчас мы будем перечитывать рассказ, делить его на части и составлять план рассказа для пересказа.

- Прочитайте про себя начало рассказа, подумайте, где заканчивается I часть.

О чем в ней рассказывается?

- Как назовем I часть?

(И так далее, по каждой части)

На доске: План

1. Шалунья — обезьяна

2. Опасная погоня.

3. Спасение мальчика

- Ребята, а теперь давайте определим, как менялось настроение героев в течении рассказа.

-Каким было настроение в I части? Почему?

во II части? Почему?

в III части? Почему?

На доске: План

 

 

Выберите для чтения I части (II, III) нужную интонацию (соединяем стрелками)

 

 

 

 

 

Веселье                           веселье, испуг                  страх, горе

Регулятивные

- учу определять план действий

- учу действовать по выбранному плану

Познавательные:

- учу анализировать

-учу выделять главную мысль

- учу осмысливать, какая информация нужна для решения задачи

Коммуникативные:

- создаю ситуацию для обсуждения

Самостоятельная работа

Создание ситуации успеха, рефлексия достижения цели  (5 мин)

- А теперь я хочу проверить: внимательно ли вы читали рассказ. Предлагаю вам еще один вариант плана — цитатный план.

Работа на карточках.

- Прочитайте цитаты, расставьте верный порядок событий, происходящих в рассказе.

«Прыгай, или застрелю!»

«... а мальчик остался без шляпы»

«... бросился за обезьяной на мачту»

Взаимопроверка.

- Найдите в тексте отрывки с этими цитатами, прочитайте.

- Молодцы, вы были очень внимательны при чтении. Нарисуйте соседу цветок, если он постарался. Если немного ошибся, помогите исправить ошибку и напишите - «хорошо»

 

 

 

3 часть

1 часть

2 часть

Регулятивные:

- учу действовать по выбранному плану

- учу способам самопроверки, взаимопроверки

Познавательные:

- учу обобщать

Коммуникативные:

- учу передавать содержание в сжатом виде

- учу критически относится к своей позиции и признавать свою неправоту

 

Включение нового знания в систему знаний и закрепление. Работа в группах

Применение открытого знания в практической деятельности         (4 мин)

- Давайте подведем итоги. Определим основную мысль рассказа «Прыжок».

- Зачем Л.Н.Толстой написал этот рассказ? Чему он нас хотел научить?

Работа с карточками.

- Сейчас будете работать парами

- Прочитайте пословицы на карточках. Выберите те, которые можно отнести к прочитанному рассказу.

«Гордится отец, что у него сын храбрец»

«Где смекнёт боец, там врагу конец»*

«Отвага — половина спасенья»*

«Не зная броду, не суйся в воду»* (объясните, что такое брод)

Дети читают выбранные пословицы и объясняют

- Какие из пословиц можно отнести к мальчику? К отцу?

 

 

Ответы детей

 

 

 

 

 

 

 

 

(*)отмечены правильные ответы

Познавательные:

- учу выделять главную мысль

- учу обобщать

Коммуникативные:

 - учу строить монологическое высказывание

- учу работать в группе

- учу вносить вклад в совместные действия

Домашнее задание

1 минута

Подготовить пересказ по составленному плану.

 

Рефлексия

Формирование и развитие ЦО к умению анализиро-вать и осмысливать свои достижения    (1 минута)

- Надеюсь, сегодня на уроке вы поняли, что многое в жизни зависит от нас и наших поступков.

- Назовите те качества характера, которые необходимо в себе вырабатывать.

- А с какими нужно бороться?

 

- А сейчас, ребята, оцените свою работу на уроке, нарисуйте смайлики.

- Поднимите руки те из вас, кто нарисовал улыбку.

Молодцы! Спасибо за урок.

 

Смелость, решительность, отвага, рассудительность

самоуверенность,обидчивость, глупость, самолюбие

Познавательные:

- учу анализировать характеры и чувства героев

Коммуникативные:

- учу делиться своими размышлениями, проявлять симпатию по отношению к героям

 

 

 

Конспект урока по литературному чтению «Л.Н.Толстой рассказ «Прыжок»

Конспект урока по литературному чтению  «Л.Н.Толстой рассказ «Прыжок»

Конспект урока по литературному чтению «Л.Н.Толстой рассказ «Прыжок»

Конспект урока по литературному чтению  «Л.Н.Толстой рассказ «Прыжок»

Конспект урока по литературному чтению «Л.Н.Толстой рассказ «Прыжок»

Конспект урока по литературному чтению  «Л.Н.Толстой рассказ «Прыжок»

Конспект урока по литературному чтению «Л.Н.Толстой рассказ «Прыжок»

Конспект урока по литературному чтению  «Л.Н.Толстой рассказ «Прыжок»

Конспект урока по литературному чтению «Л.Н.Толстой рассказ «Прыжок»

Конспект урока по литературному чтению  «Л.Н.Толстой рассказ «Прыжок»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.12.2019