Предмет: Литературное чтение
Класс: 3
Тема урока: М. Прившин «Моя Родина» (из воспоминаний)
Цели урока: познакомить учащихся с творчеством М.М.Пришвина; формирование умения правильно определять главную мысль текста.
Планируемые результаты:
· Предметные: читать произведение и объяснять зашоловок произведения, определять главный смысл произведения.
· Личностные: осозновать смысл слов Родина, моя Родина, подбирать слова близкие по смыслу, гордится своей родиной, её богатством, красотой.
Тип урока: Открытие нового знания.
Оборудование: учебник «Литературное чтение. 3 класс», автор Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий: «Просвещение», 2013; презентация, компьютер, проектор, экран.
Этап урока. Методы и приемы |
Хроно-метраж |
Содержание урока. Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Планируемые результаты (УУД) |
Организационный момент Словесный: слово учителя |
1 мин |
Прозвенел звонок. Начинается урок литературного чтения. Поприветствуем друг друга. Улыбнитесь мне и соседу по парте.
|
Приветствовать учителя. Отвечать на вопросы учителя |
Регулятивные - обеспечение учащимся организации их учебной деятельности. |
Проверка домашнего задания |
|
Кто готов прочитать стихотворение «Черемуха» продемонстрировать свою иллюстрацию к нему? Остальным иллюстрацию сдать. |
Отвечать по желанию |
|
Постановка учебной задачи и ее решение Словесный: ответы на вопросы. Практ.: уст. и письм. упр. |
7 мин |
Мы с вами прочитали уже немало произведений, познакомились с творчеством многих писателей. Давайте вспомним некоторых из них. – Кто это? (На слайде портреты писателей) Назовите фамилии писателей. (Сладков, Бианки, Чарушин) – Что объединяет этих писателей? (Писали о природе и животных) Сегодня мы продолжаем знакомство с творчеством наших писателей. – Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке? (Мы продолжим знакомство с русскими писателями, прочитаем новое произведение, попытаемся определить замысел автора и основную идею этого произведения) – Как фамилия этого писателя вы узнаете, разгадав небольшой кроссворд. 1. Известный дедушка – баснописец. 2. Написал стихотворение «Черемуха». 3. Автор сказок о «Золотой рыбке», «О царе Салтане…» и др. 4. Имя автора рассказа «Лев и Собачка». 5. Автор произведения «Слон». 6. Автор книг о приключениях Незнайки в Солнечном городе. С творчеством какого писателя нам предстоит познакомиться сегодня? (М.М. Пришвин) – Сделайте свои предположения, почему мы поставили этого писателя в один ряд с В. Бианки, Н. Сладковым, Е. Чарушиным? – Да, действительно, этот писатель тоже писал свои произведения о родной природе, о родном крае. |
Отвечать на вопросы. Разгадывать кроссворд. Определять тему и цель урока. |
Личностные - ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей; Регулятивные - адекватно воспринимать оценку учителя; постановка учебной задачи. Коммуникативные - формулировать собственное мнение и позицию.
|
Решение частных задач Словесный: слово учителя, ответы на вопросы, строят речевое высказывание Практ.: уст. и письм. упр. Словесный: чтение и повторение правил |
12 мин |
Об этом авторе К. Паустовский сказал: «Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то, что он проник в её жизнь и воспел её, то прежде всего, эта благодарность выпала бы на долю М.М. Пришвина. Жизнь и творчество М.М. Пришвина – это увлекательное путешествие: иногда в соседний лес, а бывает и в дальние страны. Неутомимый путешественник, он исходил и изъездил многие места нашей огромной страны, прекрасно знал её Север, Дальний Восток, Среднюю Азию, Сибирь. С наступлением ранней весны писатель отправлялся в леса, на речки, озера. Он умел видеть необыкновенное, волшебное в самом простом. И про все это вы прочитаете в его книгах: «В краю непуганых птиц», «Кладовая солнца», «Женьшень» и других. – Сегодня мы познакомимся с одним из его произведений, которое открывает новый раздел в нашем учебнике. Прочитайте его название. («Люби живое»). – Как вы понимаете это выражение? Чтение рассказа «Моя Родина». Проверка первичного восприятия текста: – О чем это произведение? – Согласны ли вы, что это произведение о Родине? – О каких детских воспоминаниях рассказывает Пришвин? – Важны ли они для писателя? – Почему они важны? Повторное чтение по цепочке |
Слушать учителя. Усваивать новую информацию, участвовать в беседе, актуализировать знания. Строить речевое высказывание. Читать произведение. |
Коммуникативные – четко, при помощи выразительных средств формулировать свои мысли. Познавательные – высказывать предположения; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; Регулятивные - осуществлять самоконтроль и контроль за ходом выполнения работы и полученного результата. |
Физ. минутка |
1 мин |
Устали? Давайте сделаем гимнастику для глаз. Готовы? Тогда начнем! |
Делать физ. разминку |
Личностные - установка на здоровый образ жизни. |
Решение частных задач Словесный: слово учителя, ответы на вопросы, строят речевое высказывание Практ.: уст. и письм. упр.
|
11 мин |
Прочитайте предложения, где автор объясняет, на какую охоту он уходил. – Почему слова мама, солнце, природа, Родина Пришвин объединил в одном рассказе? – Какие строки этой статьи самые главные? – Согласны ли вы с призывом автора? – Прочитайте еще раз выразительно эти строки. – Как вы можете беречь нашу школу, наш город, а следовательно и свою Родину? – Как вы понимаете значение слова Родина? – Кто из вас где родился? – Что объединяет эти названия? (Они находятся в Челябинской области) – Значит Челябинская область – наша с вами Родина. – Наша Челябинская область входит в состав России. Значит Россия – тоже наша Родина, а мы все – россияне. Я знаю, что многие люди уехали жить в другие страны, но все равно они вспоминают свое родное место. Почему? – За что же мы любим нашу Родину? – Посмотрите на некоторые фотографии, показывающие красоту нашего родного края. – А какие однокоренные слова можно подобрать к слову Родина? (Ответы детей: род – рождение – родители – родство – родимый – родной – родинка – родительский – родовитый – безродный) –Вспомните пословицы о Родине. – Я нашла такие пословицы. Давайте их прочитаем: «Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей» «Родная сторона – мать, а чужая – мачеха» «Человек без Родины, что птица без крыльев» «На чужой сторонушке рад своей воронушке» «Своя земля в горсти мила» |
Отвечать на вопросы. Анализировать текст.
Объяснять лексическое значение слов.
Актуализировать знания.
Искать однокоренные слова.
|
Личностные- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей; Регулятивные - удерживать цель учебной деятельности; планировать и осуществлять решение учебной задачи; Познавательные - учить воспринимать, анализировать, проверять, высказывать предположения, участвовать в обсуждении проблемы, приводить доказательства. |
Итог урока. Словесный: отвечают на вопросы Практ.: уст. и письм. упр. |
5 мин |
– С творчеством какого писателя знакомились? – Что нового узнали на уроке? – Чему учились? Оцените свою деятельность на уроке. |
Подводить итог урока, анализировать собственную деятельность |
Регулятивные -выделение и осознание учащимися того, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усвоенного. |
Домашнее задание |
1 мин |
Чтение «Моя Родина» М. Прившин, рисунок по произведению. |
Записывать домашнее задание. |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.