Тема: М. Пришвин. «Моя Родина».
Ход урока:
I.Организационный момент.
А для нас звенит звонок.
Он зовет нас на урок.
Урок литературного чтения.
Начнем урок с разминки.
Кто много читает…( тот много знает)
Чтение - лучшее…(умение)
Будешь книги читать ..( будешь много знать)
Актуализация знаний.
Мы с вами прочитали много произведений , познакомились с творчеством многих писателей. Давайте вспомним некоторых из них?слайд
Что объединяет этих писателей? ( тема природы и животных) слайд
Чего вы ждете от сегодняшнего урока?
( новых знакомств с писателем, с произведением,….)
А как фамилия этого писателя вы узнаете, разгадав кроссворд слайд
-Известный дедушка баснописец ( Крылов)
-Написал рассказ про мышонка Пика ( Бианки)
-Автор сказки Золотая рыбка ( Пушкин)
Имя автора Лев и собачка ( лев)
Автор, писавший о животных и сам их иллюстрировал ( Чарушин)
-Автор книги о приключениях Незнайки в Солнечном городе( Носов)
С творчеством какого писателя нам предстоит познакомиться?
II.Определение темы урока. Постановка учебных задач.
1 Самоопределение к деятельности.
-Ребята я сейчас прочту вам стихотворение, вы внимательно послушайте и скажите, о чём оно ?
Родина слово большое, большое!
Пусть не бывает на свете чудес,
Если сказать это слово с душою,
Глубже морей оно, выше небес.
В нём умещается ровно полмира:
Мама и папа, соседи, друзья.
Город родимый, родная квартира,
Бабушка, школа, котёнок и я.
-Что такое Родина?
(высказывания детей, как они понимают слово Родина).
А где можно взять информацию, что такое Родина?
( в интернете, в энциклопедии, в словаре).
-Словарь Ожегова дает такое объяснение этому слову.
РОДИНА – ЭТО ОТЕЧЕСТВО, РОДНАЯ СТОРОНА, МЕСТО РОЖДЕНИЯ КОГО-ЧЕГО-НИБУДЬ.
-Как называется наша с вами Родина? ( Россия)
- У каждого человека есть своя малая родина, место, где он родился. А как называется наша с вами малая родина? (р.п.Большеречье)
III Постановка учебной задачи
-Ребята, вы уже можете предположить, о чём мы будем говорить на уроке? Сегодня мы познакомимся с удивительным человеком, страстно любящим природу. Он описывал ее так, словно пел торжественную песню в ее честь.
- Имя этого писателя – Михаил Пришвин и его произведение, очень близкое к теме нашего разговора: «Моя РОДИНА»
III. Работа по теме урока.
Слайд Константин Паустовский писал.
«Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то, что он проник в её жизнь и воспел её, то прежде всего эта благодарность выпала бы на долю Михаила Пришвина».
-Что уже можете сказать об этом человеке, послушав эти строки. ( Любил природу)
2. Самостоятельная работа
-Чтобы лучше понять произведение, его сюжет нужно поближе познакомиться с автором . Я предлагаю поработать в группах.
Текст для 1 группы:
-Что узнали о жизни М.Пришвина ?( ученики выбирают из текста самое главное)
Пришвин родился в имении Хрущево Елецкого уезда Орловской губернии (теперь Орловская область), провёл здесь своё детство. Среди громадного сада с тополевой, ясеневой, берёзовой, еловой и липовой аллеями стоял старинный деревянный дом. Это было настоящее дворянское гнездо. Жилось в семье трудно- мать осталась вдовой с 5 детьми. Семья была вынуждена уехать в Германию. Там он окончил университет, стал агрономом. Он собирался заниматься наукой, но к 30 годам решил стать писателем.
- Что узнали о жизни Пришвина?
Текст для 2 группы:
Очень часто в произведениях Пришвина читатели встречаются с собаками. Все собаки, о которых рассказывает писатель, были «лично известны» автору – принадлежали ему самому или его друзьям. Он очень любил этих животных и даже немного завидовал их «нюхательному аппарату»: «Вот если бы мне такой аппарат, вот побежал бы я на ветерок по цветущей красной вырубке и ловил бы и ловил интересные мне запахи»
- Каких животных особенно любил автор, и чему завидовал Пришвин?
Текст для 3 группы
Неутомимый путешественник, он исходил и изъездил многие места нашей огромной страны, прекрасно знал ее север, Дальний Восток, Среднюю Азию, Сибирь. С наступлением ранней весны писатель отправлялся в леса, на речки и озера. Он умел видеть обыкновенное, волшебное в самом простом. Михаил Михайлович так любил лес и так умел его понимать, что даже в обыкновенной заячьей капустке видел интересное: под жарким солнцем она закрывалась, а к дождю раскрывалась, чтобы ей больше дождинок перепало. Как будто она живое, разумное существо.
-Где побывал Пришвин М.?
Оцените работу группы, как вы поработали( Критерии оценивания на доске)
-Михаил Михайлович с детства любил охоту, но его охота была особенной.
В чём была её особенность? Об этом мы узнаем из произведения «Моя Родина»
Работа над произведением.
-Слушайте внимательно, следите.
Проверка первичного восприятия текста.
-В чём заключается особенность охоты Михаила Пришвина?
-От чьего имени ведётся повествование в тексте?
-Жанр этого произведения?
-Рассказ такого вида является очерком. Что означает это слово, давайте обратимся к толковому словарю.
(ученик зачитывает)
«Очерк – это небольшой документальный рассказ о жизни, людях, Родине, природе, искусстве, музыке и т.д.». ( Слайд)
ФИЗМИНУТКА
VII. Вторичное закрепление.
(учитель задает вопрос, дети зачитывают ответ из текса)
- Сейчас мы будем читать очерк по частям.
- С чего начиналась Родина для маленького Пришвина?
( Для маленького Пришвина Родина начиналась с матери)
- Чем угощала мать будущего писателя?
( «Мать угостила меня чаем с молоком»)
- Почему чай с молоком решил жизнь Пришвина в хорошую сторону?
( Научился вставать рано, до солнца)
- Как можно назвать первую
часть очерка?
1.«Вкусный чай».
- Всегда ли Пришвин жил в деревне?
- В городе люди встают обычно позже, чем в деревне.
-Сохранилась ли у Пришвина привычка вставать рано?
-Прочитайте.
( «Потом и в городе я вставал рано, и теперь пишу всегда рано, когда
весь животный и растительный мир пробуждается и тоже начинает по-своему работать.)
- Он пробуждался вместе с животным и растительным миром.
-О чём это говорит?
(Он очень любил природу)
- Какое значение он придаёт
раннему подъёму?
( «Сколько бы тогда у людей прибыло здоровья, радости жизни и счастья!»)
- Как можно озаглавить вторую
часть?
2.«Восход солнца».
- Куда уходил Пришвин после чаю?
(«После чаю я уходил на охоту»)
- В чём заключалась охота
писателя?
(«Моя охота была тогда и теперь – в находках»)
-Что это за находки?
(«Старался найти в природе то, чего ещё никогда не видел»)
Учитель: Как можно озаглавить эту часть?
3.«Находки».
- Что значит «охранять природу»?
( «Охранять природу – значит охранять Родину»)
-Мы не раз говорили с вами о
том, что без растений и животных жизнь на Земле не возможна.
Как можно озаглавить часть?
4. Обращение к
молодым друзьям.
- К кому же обращается
писатель?
( Писатель обращается к детям, которые читают его книги)
- Что значит «кладовая
солнца»?
( Так образно Пришвин называет природу. Именно солнце – источник жизни,
а его «кладовая» – природа. Природа – позволяет существовать всему живому)
-Что называет Пришвин
«сокровищами жизни»?
( «Сокровищами жизни» Пришвин называет растения и животных)
- К чему призывает Пришвин?
( Пришвин призывает охранять Родину)
- Какие главные слова в этом произведении? Основная мысль?
(«Охранять природу – значит охранять Родину»)
-Ребята, как вы понимаете слово « охранять», подберём к нему синонимы? (охранять
Наблюдать, беречь, заботиться, помогать, обогащать, любить.
- Что может сделать каждый из вас для охраны природы?
Надо беречь
окружающую природу: цветы, кусты, деревья, птиц, зверей, растения и животных.
Оцените свою работу на данном этапе , поставьте в оценочных листах оценку.
Какой можно сделать вывод?( писатель не только показывает красоту и своеобразие природы, он призывает нас внимательно изучать её и беречь всё живое. Ибо, оберегая природу, живое, мы сберегаем свою Родину).
На уроках литературного чтения, мы с вами изучаем творчество русских и зарубежных писателей. Но очень мало внимания уделяем авторам, которые жили и живут рядом с нами. Это наши земляки замечательные люди, прекрасные поэты Тимофей Максимович Белозёров , Владимир Александрович Макаров. Сейчас мы прочитаем одно из стихотворений Белозерова « Лесная сказка»
( чтение учителем)
О чем это стихотворение? ( о природе)
Самой большой любовью поэта была природа Прииртышья. Тимофей Белозёров «Живёт, ощущая себя частью родной сибирской природы, царства листвы, трав, бегущей воды, слышит и открывает нам удивительную музыку этого волшебного мира»
Подведение итогов.
-Какие задачи ставили ?
- Все ли у нас получилось?
Домашнее задание.
Рефлексия
-Оцените свою работу на уроке.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.