Конспект урока по литературному чтению М.Пришвин " Моя Родина"
Оценка 4.8

Конспект урока по литературному чтению М.Пришвин " Моя Родина"

Оценка 4.8
doc
22.03.2024
Конспект урока по литературному чтению М.Пришвин " Моя Родина"
М.Пришвин Моя Родина.doc

 

 

Тема: М. Пришвин. «Моя Родина».

 

Ход урока:

I.Организационный момент.  

А для нас звенит звонок.

Он зовет нас на урок.

Урок литературного чтения.

Начнем урок с разминки.

Кто много читает…( тот много знает)

Чтение - лучшее…(умение)

Будешь книги читать ..( будешь много знать)

Актуализация знаний.

Мы с вами прочитали  много произведений , познакомились с творчеством многих писателей. Давайте вспомним некоторых из них?слайд

Что объединяет этих писателей? ( тема природы и животных) слайд

Чего вы ждете от сегодняшнего урока?

( новых знакомств с писателем, с произведением,….)

А как фамилия этого писателя вы узнаете, разгадав кроссворд слайд

 

-Известный дедушка баснописец ( Крылов)

-Написал рассказ про мышонка Пика ( Бианки)

-Автор сказки Золотая рыбка ( Пушкин)

Имя автора Лев и собачка ( лев)

Автор, писавший о животных и сам их иллюстрировал ( Чарушин)

-Автор книги о приключениях Незнайки в Солнечном городе( Носов)

С творчеством какого писателя нам предстоит познакомиться?

II.Определение темы урока. Постановка учебных задач.

1 Самоопределение  к  деятельности.            

 

-Ребята я сейчас прочту вам стихотворение, вы внимательно послушайте и скажите, о чём оно ?

 

Родина слово большое, большое!

 Пусть не бывает на свете чудес,

 Если сказать это слово с душою,

 Глубже морей оно, выше небес.

 

В нём умещается ровно полмира:

 Мама и папа, соседи, друзья.

 Город родимый, родная квартира,

 Бабушка, школа, котёнок и я.

-Что такое Родина?

(высказывания детей, как они понимают слово Родина).

А где можно взять информацию, что такое Родина?

( в интернете, в энциклопедии, в словаре).

-Словарь Ожегова дает такое объяснение этому слову.

РОДИНА – ЭТО ОТЕЧЕСТВО, РОДНАЯ СТОРОНА, МЕСТО РОЖДЕНИЯ КОГО-ЧЕГО-НИБУДЬ.

-Как называется наша с вами Родина? ( Россия)

- У каждого человека есть своя малая родина,  место, где он родился. А  как называется наша с вами малая родина? (р.п.Большеречье)        

III Постановка учебной задачи

-Ребята, вы уже можете предположить, о чём мы будем говорить на  уроке? Сегодня мы познакомимся с удивительным человеком, страстно любящим природу. Он описывал ее так, словно пел торжественную песню в ее честь.

        

- Имя этого писателя – Михаил Пришвин и его произведение, очень близкое к теме нашего разговора: «Моя РОДИНА»                               

III. Работа по теме урока.

Слайд   Константин Паустовский писал.

«Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то, что он проник в её жизнь и воспел её, то прежде всего эта благодарность выпала бы на долю Михаила Пришвина».

-Что уже можете сказать об этом человеке, послушав эти строки. ( Любил природу)

2. Самостоятельная работа

-Чтобы лучше понять произведение, его сюжет нужно поближе познакомиться с автором . Я предлагаю поработать в группах.

 

Текст для 1 группы:

 

-Что узнали о жизни М.Пришвина ?( ученики выбирают из текста самое главное)

Пришвин родился в имении Хрущево Елецкого уезда Орловской губернии (теперь Орловская область), провёл здесь своё детство. Среди громадного сада с тополевой, ясеневой, берёзовой, еловой и липовой аллеями стоял старинный деревянный дом. Это было настоящее дворянское гнездо. Жилось в семье трудно- мать осталась вдовой с 5 детьми. Семья была вынуждена уехать в Германию. Там он окончил университет, стал агрономом. Он собирался заниматься наукой, но к 30 годам решил стать писателем.

Надпись:  

- Что узнали о жизни Пришвина?

 

Текст  для 2 группы:

Очень часто в произведениях Пришвина читатели встречаются с собаками. Все собаки, о которых рассказывает писатель, были «лично известны» автору – принадлежали ему самому или его друзьям. Он очень любил этих животных и даже немного завидовал их «нюхательному аппарату»: «Вот если бы мне такой аппарат, вот побежал бы я на ветерок по цветущей красной вырубке и ловил бы и ловил интересные мне запахи»

- Каких животных особенно любил автор, и чему завидовал Пришвин?

 

Текст  для 3 группы

Неутомимый путешественник, он исходил и изъездил многие места нашей огромной страны, прекрасно знал ее север, Дальний Восток, Среднюю Азию, Сибирь. С наступлением ранней весны писатель отправлялся в леса, на речки и озера. Он умел видеть обыкновенное, волшебное в самом простом. Михаил Михайлович так любил лес и так умел его понимать, что даже в обыкновенной заячьей  капустке видел интересное: под жарким солнцем она закрывалась, а к дождю раскрывалась, чтобы ей больше дождинок перепало. Как будто она живое, разумное существо.   

 

-Где побывал Пришвин М.?

Оцените работу группы, как вы поработали( Критерии оценивания на доске)

-Михаил Михайлович с детства любил охоту, но его охота была особенной.

В чём была её особенность? Об этом мы узнаем  из произведения «Моя Родина»

Работа над произведением.

 -Слушайте внимательно, следите.

Проверка первичного восприятия текста.

-В чём заключается особенность охоты  Михаила Пришвина?

-От чьего имени ведётся повествование в тексте?

 

-Жанр этого произведения?

-Рассказ такого вида является очерком. Что означает это слово, давайте обратимся к толковому словарю.

(ученик зачитывает)

«Очерк – это небольшой  документальный рассказ о жизни, людях, Родине, природе, искусстве, музыке и т.д.».   ( Слайд)

ФИЗМИНУТКА

VII. Вторичное закрепление.

(учитель задает вопрос, дети зачитывают ответ из текса)

 

- Сейчас мы будем читать очерк по частям.

- С чего начиналась Родина для маленького Пришвина?
( Для маленького Пришвина Родина начиналась с матери)
- Чем угощала мать будущего писателя?
( «Мать угостила меня чаем с молоком»)
- Почему чай с молоком решил жизнь Пришвина в хорошую сторону?
( Научился вставать рано, до солнца)

- Как можно назвать первую часть очерка?

1.«Вкусный чай».

- Всегда ли Пришвин жил в деревне?
- В городе люди встают обычно позже, чем в деревне.

 -Сохранилась ли у   Пришвина привычка вставать рано?

-Прочитайте.
( «Потом и в городе я вставал рано, и теперь пишу всегда рано, когда

весь животный и растительный мир пробуждается и тоже начинает по-своему работать.)

 

- Он пробуждался вместе с животным и растительным миром.

 -О чём это говорит?
(Он очень любил природу)

 

- Какое значение он придаёт раннему подъёму?
( «Сколько бы тогда у людей прибыло здоровья, радости жизни и счастья!»)

- Как можно озаглавить вторую часть?

2.«Восход солнца».

- Куда уходил Пришвин после чаю?
(«После чаю я уходил на охоту»)

- В чём заключалась охота писателя?
(«Моя охота была тогда и теперь – в находках»)

-Что это за находки?
(«Старался найти в природе то, чего ещё никогда не видел»)
Учитель: Как можно озаглавить эту часть?

3.«Находки».

- Что значит «охранять природу»?
( «Охранять природу – значит охранять Родину»)

-Мы не раз говорили с вами о том, что без растений и животных жизнь на Земле не возможна.

Как можно озаглавить часть?

 

4. Обращение к молодым друзьям.

- К кому же обращается писатель?
( Писатель обращается к детям, которые читают его книги)

- Что значит «кладовая солнца»?
( Так образно Пришвин называет природу. Именно солнце – источник жизни, а его «кладовая» – природа. Природа – позволяет существовать всему живому)

-Что называет Пришвин «сокровищами жизни»?
( «Сокровищами жизни» Пришвин называет растения и животных)

- К чему призывает Пришвин?
( Пришвин призывает охранять Родину)


- Какие  главные слова в этом произведении?  Основная мысль?
(«Охранять природу – значит охранять Родину»)

 

 -Ребята, как вы понимаете слово « охранять»,  подберём к нему синонимы? (охранять

Наблюдать, беречь, заботиться, помогать, обогащать, любить.

 

- Что может сделать каждый из вас для охраны природы?

Надо беречь окружающую природу: цветы, кусты, деревья, птиц, зверей, растения и животных.
Оцените свою работу на данном этапе , поставьте в оценочных листах оценку.

 Какой можно сделать вывод?( писатель не только показывает красоту и своеобразие природы, он призывает нас внимательно изучать её и беречь всё живое. Ибо, оберегая природу, живое, мы сберегаем свою Родину).

 

На уроках литературного чтения,  мы с вами изучаем творчество русских и зарубежных писателей. Но очень мало внимания уделяем авторам, которые жили и живут рядом с нами. Это наши земляки  замечательные люди, прекрасные поэты Тимофей Максимович Белозёров , Владимир Александрович Макаров.  Сейчас мы прочитаем одно из  стихотворений Белозерова « Лесная сказка»

( чтение учителем)

О чем это стихотворение? ( о природе)

Самой большой любовью поэта была природа Прииртышья. Тимофей Белозёров  «Живёт, ощущая себя частью родной сибирской природы, царства листвы, трав, бегущей воды, слышит и открывает нам удивительную музыку этого волшебного мира»

 

Подведение итогов.

-Какие задачи ставили ?

- Все ли у нас получилось?

 

Домашнее задание.

Рефлексия

-Оцените свою работу на уроке.

 

 


Тема: М. Пришвин. «Моя Родина»

Тема: М. Пришвин. «Моя Родина»

Словарь Ожегова дает такое объяснение этому слову

Словарь Ожегова дает такое объяснение этому слову

Михаил Михайлович так любил лес и так умел его понимать, что даже в обыкновенной заячьей капустке видел интересное: под жарким солнцем она закрывалась, а к…

Михаил Михайлович так любил лес и так умел его понимать, что даже в обыкновенной заячьей капустке видел интересное: под жарким солнцем она закрывалась, а к…

Он очень любил природу) - Какое значение он придаёт раннему подъёму? ( «Сколько бы тогда у людей прибыло здоровья, радости жизни и счастья!») -

Он очень любил природу) - Какое значение он придаёт раннему подъёму? ( «Сколько бы тогда у людей прибыло здоровья, радости жизни и счастья!») -

Наблюдать, беречь, заботиться, помогать, обогащать, любить

Наблюдать, беречь, заботиться, помогать, обогащать, любить
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.03.2024