Литературное чтение
Этап урока |
Ход урока |
1.Организационное начало урока |
У: Добрый день, ребята! Я надеюсь, что сегодня на уроке вы будете работать активно, внимательно и старательно. А теперь присаживайтесь, но сначала девочки, а теперь мальчики. У: Хорошо, проверьте, все ли у вас готово к уроку. На столе должны лежать учебники чтения, пенал, дневник. |
2. Проверка домашнего задания
|
У: Начнём мы урок с проверки домашнего задания. Вспомните, что вам было задано. Д: Чтение отрывка наизусть. Дети читают Анализ сделай ответов детей. |
3. Работа с авторским текстом до чтения.
|
У: Ребята, теперь откройте учебник на странице 173. Посмотри не иллюстрацию и расскажите, что вы видите. – Здесь два Афанасия? Д: Нет Кто же второй человечек? Д: лохматый старичок У: Почему он с мечом? Дети отвечают
|
4 Работа с текстом во время чтения
4.1 Первичное восприятия 4.2Проверка первичного восприятия 4.3Вторичное чтение
5. Работа с текстом после чтения
6. Физкультминутка
7. Рассказ учителя о былинах, о народных сказателях физкультминутка
8. Работа с репродукцией картины В.М. Васнецова «Богатыри»
9. Прослушивание аудио фрагмента «Былина про Илью Муромца»
10. Рассказ «Легенда про Онара»
11. Подведение итогов урока
|
У: Чтобы узнать, давайте прочитаем авторский текст на странице 173-174. А прочитает нам …(читает не один ребенок) Все остальные внимательно следите и слушайте. Поставили пальчик на начало текста. Чтение вслух. Дети читают Вопросы после чтения: У: Так кто же этот второй человечек? Д: Это дедушка Афанасия. С мечом, потому что он богатырь. У: С чем знакомит дедушка Фёдор своего внука Афанасия и Сашу? Д:Что такое былина У: Ребята, прочитайте, пожалуйста, этот текст ещё раз, но уже про себя. После чего я задам вам вопросы. Дети читают про себя
Беседа о былине как фольклорном жанре. У:Итак, ребята, что такое былина? Д: Это рассказ о том, что когда-то было У:Почему она так называется? Д: Потому что это было У:О чём рассказывается в былинах? Д: о событиях, которые когда-то были У:Кто их сочинял? Д: Авторы У:Известны ли авторы? Д:нет У:Назовите героев русских былин. Д: Илья Муромец, Алёша Попович, Добрыня Никитич, Садко,… У:О каких подвигах богатырей вы знаете? Д:Однажды поссорился Муромец с князем Владимиром. Князь так рассердился, что посадил Илью в темницу. И тут случилась беда. Татарский царь Калин пошёл на Русь войной. Некому было помочь Владимиру. Оставался лишь один богатырь, сидящий в подземелье. Пришёл к нему князь, упал на колени и стал молить о помощи. Встал Илья, стряхнул с могучих плеч пудовые цепи и отправился надевать доспехи. Потом вскочил на лошадь и поскакал к татарскому лагерю. У:Как и где исполнялись былины в древности? Д: На сражениях У:Читал ли кто-то из вас былины? Как они назывались? Что запомнили? Дети отвечают У: Как называются сказки о богатырях? Д: богатырские У:А чем былины отличаются от других произведений? Д: Они читаются нараспев У: давайте выделим признаки. Какие особенности былины мы с вами выделили? Д: Они похожи на стихи, читаются нараспев, былины рассказывают о реальных событиях, сочинял народ.
У: Я вижу, что вы уже устали, давайте выполним физкультминутку. Раз — подняться, потянуться, Два — нагнуться, разогнуться, Три — в ладоши три хлопка, Головою три кивка. На четыре — руки шире, Пять — руками помахать, Шесть — на место тихо сесть. Семь — успокоились совсем.
Рассказ учителя о былинах, о народных сказателях. Действительно, ребята Былины – это жанр устного народного творчества. Былины не могли складываться сами собой, без авторов. Их сочиняли талантливые люди, но не записывали, поэтому былины так же, как и сказки, относятся к устному народному творчеству. Исполнялись былины по особым случаям, и не просто исполнялись – они пропевались, читались речитативом. И сегодня в России есть такие удалённые территории, где сохранились сказители былин. Возникли былины во времена Киевской Руси, в них отражалась историческая действительность, главным образом XI–XVI веков. Народное название былины – старина, т.е. повествование о старинных событиях. В то время часто на Киевскую Русь нападали враги. Среди защитников были такие, которые выделялись храбростью, удалью. Они становились героями былин.
Вот как о рождении былин рассказывал русский поэт Алексей Константинович Толстой:
В степи, на равнине открытой, Курган одинокий стоит; Под ним богатырь знаменитый В минувшие веки зарыт. В честь витязя тризну свершали, Дружина дралася три дня, Жрецы ему разом заклали Всех жён и любимца коня. Когда же его схоронили И шум на могиле затих, Певцы ему славу сулили, На гуслях гремя золотых. «О витязь, делами твоими Гордится великий народ! Твоё громоносное имя Столетия все перейдёт! И если курган твой высокий Сровнялся бы с полем пустым, То слава, разлившись далёко, Была бы курганом твоим!» И вот миновалися годы, Столетия вслед протекли, Народы сменили народы, Лицо изменилось земли; Курган же с высокой главою, Где витязь могучий зарыт, Ещё не сровнялся с землёю, По-прежнему гордо стоит; А витязя славное имя До наших времён не дошло. Кто был он? Венцами какими Своё он украсил чело? Чью кровь проливал он рекою? Какие он жёг города? И смертью погиб он какою? И в землю опущен когда? Безмолвен курган одинокий, Наездник державный забыт, И тризны в пустыне широкой Никто уж ему не свершит.
У: Ребята, сейчас я вам прочитала стихотворение Л.Н.Толстого- «Курган». Что вы можете сказать? О чём это стихотворение? Д: О том, как один богатырь свершил большой подвиг, но вскоре народ забыл про него У: Совершенно верно! Подвиги, которые совершились богатырями или просто хорошими людьми нельзя забывать, потому что это подвиг! Как он об этом говорил? Д: «О витязь, делами твоими Гордится великий народ! Твоё громоносное имя Столетия все перейдёт! И если курган твой высокий Сровнялся бы с полем пустым, То слава, разлившись далёко, Была бы курганом твоим!»
Величественность образов, патриотическое содержание былин по достоинству ценили русские писатели, композиторы, художники ХIХ – нач. ХХ века, широко используя их в своих произведениях (Н.А. Римский-Корсаков, В.М. Васнецов, И.Е. Репин и др.). Работа с картиной У: Обратите внимание на слайд. Перед вами картина В.М.Васнецова «Богатыри» У: Ребята, кто знает, что такое застава? Дети отвечают У: Само по себе слово "застава" означает что-то вроде контрольно-пропускного пункта на въезде/выезде в город. Кроме того, это слово употребляется в значении сторожевого отряда (воинского подразделения) в каком-либо охраняемом пункте. У: Тогда как вы думаете, что такое «богатырская застава»? Д: Это когда богатыри стоят на страже от врагов
У: Как вы думаете, а можно ли по картине сказать, что это богатырская застава? Д:Да У: Совершенно верно! Это богатырьская застава У: Каков пейзаж картины? Д: Природа, взади горы, тучи О чём он говорит? Д: Что, что-то произошло( по тучам) У: Как вы думаете, кто изображен на картине? Д: богатыри У: А кто ещё изображен на картинке помимо богатырей? Д:кони У: Это богатырские кони. Они очень сильные, выносливые и мощные, как и сами богатыри. У: Кто из богатырей вам знаком? Дети отвечают У:Кто старший? Д: Илья Муромец У: Самый старший богатырь - это Илья Муромец. Он посередине. Как он выглядит? Д: Отважно, спокойно У:Как сидит? Д: Уверенно У:Как вооружён? Д: Копьём У: А теперь посмотрите на Добрыню Никитича, он на белом коне. У: Так ли спокоен Добрыня Никитич? Д: он уже на страже У:Как вооружён? Д: у него меч, он уже его достаёт У:Как выглядит Алёша Попович? Д: он моложе всех остальных У:Как он смотрит? Д: Спокойно, он ничего не боится У:Чем вооружён? Д: луком У: Итак, какими же представил пред нами богатырей В.М. Васнецов? Д: …. У: А сейчас я вам предлагаю прослушать фрагмент из былины про Илью Муромца. Внимательно слушаем, каким здесь представлен Илья Муромец.
Прослушивание фрагмента из былины про Илью Муромца Дети отвечают У:Ребята,прослушав былину, можем ли мы описать какой был Илья Муромец? Д:Да У:Какой? Д:Сильным,смелым и умным У: Совершенно верно! Ребята, как вы думаете, а богатыри могут быть только у русского народа или всё таки у др.народов они тоже есть? Д:есть У: Правильно, как у русского, так и у марийского народа есть свои герои-богатыри. Кто может назвать марийских богатырей? Д:Онар,Иден, … У: Ребята, в марийском народе их несколько, а именно Акпарс, Чоткар и Онар. У: Кто-нибудь слышал о таком богатыре, как Онар? Что вы можете про него рассказать? Дети отвечают У: Сейчас я вам расскажу одну легенду, а именно про то, как появился богатырь Онар. Согласно мифологическим представлениям до появления человека на земле жили великаны — онары. Они якобы спустились с небес, чтобы упорядочить жизнь на земле. По некоторым представлениям они являлись предками марийцев. Онар обладал огромным ростом и могучей силой. Был такой величины, что до его колен едва доходили верхушки самых высоких деревьев. На его ладони мог поместиться пахарь с лошадью и сохой. Там, где он спал, оставалось углубление в земле от его головы, заполнявшееся водой и становившееся озером, а где высыпал из обуви забившуюся землю, возникали холмы. У Онара были доспехи из металла, но они не воевали, по крайней мере в землях, населённых марийцами. Онар – добрый труженик и бесстрашный заступник народа мари. Он силен, красив и могуч. Он более всех возвышен над народом. Марийцы даже землю, на которой они живут называют онаром.
У: Ребята, с каким новым понятием мы с вами сегодня познакомились? Д:былина У: А что такое былина Д: устное народное творчество У: А почему былина именно так называется? Д: Потому что это быль, то есть было У:Почему былины относятся к устному народному творчеству? Д: Потому что их сочинял народ, а авторы потом про них писали. У:Какие жанры устного народного нам рассказывают о подвигах богатырей? Д: сказки, былины У:Чем, по-вашему, былина отличается от сказки? Д: Сказка придумана полностью народом, а в былинах есть и правда (события, сражения) У: Какие былины бывают? Д: богатырские У: А каких вы богатырей русского народа вы запомнили? Д: Илья Муромец, Алёша Попович, Добрыня Никитич У: А с каким богатырём марийского народа мы с вами сегодня познакомились? Д: С Онаром У: Хорошо, молодцы. Вы хорошо усвоили тему нашего урока. |
12. Домашнее задание |
У: Ребята, теперь откройте свои дневники. Тот, кто открыл, покажите мне, что вы готовы записать домашнее задание. Домашнее задание будет таким. Подготовить рассказ об одном из былинных богатырей на выбор (любом русском или марийском). |
13. Рефлексия
|
У: Давайте оценим вашу деятельность на сегодняшнем уроке. Кто считает, что на уроке он работал не активно и ничего не понял, то встаньте. Если вы считаете, что на уроке у вас не совсем всё получалось, но работали вы активно – тоже встаньте. А теперь встанут те, кто считает, что на уроке он работал активно, у вас всё получилось |
14.Организационное завершение урока |
У: Мне очень понравилось с вами работать, спасибо вам за урок. На этом наш урок закончен. До свидания !
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.