Этап урока |
Ход урока |
1. Организационное начало 1.1 Приветствие 1.2 Проверка готовности рабочего места 1.3 Настрой на урок |
У:Здравствуйте ребята, сегодня урок литературного чтения проведу у вас я. Давайте проверим, всё ли у нас готово к работе, на столах должны лежать учебники литературного чтения, … дневники. Все готовы? Тихонько присаживайтесь. У: Сегодня мы с вами продолжим читать сказку Туве Янссон «Шляпа волшебника» и узнаем, что произойдет с нашими героями дальше. Но для начала проверим домашнее задание.
|
2. Актуализация знаний. 2.1 Проверка домашнего задания
|
У: Что было задано на дом? (Устный рассказ о семье Муми-тролля с показом каждого из героев) У: С какими героями вы познакомились в первой части? Д: Муми-троль, Снусмумрик, Муми-мама, Муми-папа, Снифф У: Встретилось ли вам что-нибудь сказочное в 1-й части? Д: (нет) У: Чем закончилась первая часть? Д: Снесмумрик и Муми-троль собрались идти будить Сниффа
|
3. Первичное восприятие текста. Чтение с комментированием
4. Обобщающая беседа
|
У: Сегодня мы с вами прочитаем 2 часть 1 главы сказки. Я начну читать, а вы продолжите. А теперь читает… Муми-тролль стал под окошком восточной мансарды У: Что такое мансарда? (жилое помещение на чердаке) и, сунув в рот лапы, дал сигнал по одним им понятной тайной системе: три простых свистка и один долгий. (У: Это означало: есть дело.) Слышно было, что Снифф перестал храпеть, но не шелохнулся. – А ну-ка ещё раз! – сказал Снусмумрик, и они повторили сигнал с удвоенной силой. Окошко с треском распахнулось. – Я сплю! – сердито крикнул Снифф. – Давай к нам, да не сердись, – сказал Снусмумрик. – Мы задумали что-то совсем необыкновенное. Снифф навострил помятые со сна уши и спустился вниз по верёвочной лестнице. (Пожалуй, нелишне упомянуть, что в Муми-доме верёвочные лестницы были под каждым окном: ведь выходить каждый раз через крыльцо – такая морока!) (У: Морока – хлопотное дело.) День и вправду обещал быть чудесным. – Послушай-ка, Муми-тролль, – сказал Снусмумрик. – Есть идея. Что, если забраться на самую верхушку горы и сложить там пирамиду из камней? Пусть знают, что мы первые побывали на вершине. – Идёт, – сказал Снифф и тотчас двинулся в путь, не желая никого пропускать впереди себя. У: почему Сниф не хотел никого пропускать впереди себя? Д: хотел быть первым
На вершине разгуливал весенний ветер и на все четыре стороны распахивался голубой горизонт. На западе было море, на востоке река, петляя, уползала в глубь Пустынных гор, на севере как весенний ковёр простирались дремучие леса, а на юге из трубы Муми-дома курился дымок – это Муми-мама варила к завтраку кофе. Но Снифф ничего этого не замечал. Потому что на вершине горы лежала шляпа, точнее говоря, чёрный цилиндр. – Кто-то уже побывал тут до нас! – сказал он.
У: Вы были правы, Вот почему он никого не пропускал вперёд – хотел быть первым.
Муми-тролль поднял шляпу и стал её рассматривать. – Шляпа что надо, – сказал он. – Может, будет тебе как раз впору, Мумрик? – Нет, нет, – ответил Снусмумрик (он очень любил свою старую зелёную шляпу). – Уж слишком новая! – А может, она понравится папе? – размышлял вслух Муми-тролль. – Захватим её с собой, – сказал Снифф. – А теперь я хочу домой. Смерть как хочется кофе. (То есть очень сильно хочется.) А вам? – Ещё бы! – с жаром отозвались Муми-тролль и Снусмумрик. (Им тоже хочется домой.) Вот как получилось, что они нашли шляпу Волшебника и забрали её с собой, не подозревая о том, что тем самым превратили Муми-дол в арену всяческого волшебства и удивительнейших событий. – Что показалось смешным? Д:…. У: Какой был тайный сигнал у героев? Д: 3 простых свистка, один долгий (есть дело) У: Чем Муми-тролль и его друзья напоминают вас? Д: Они умеют свистеть, у них есть условные знаки, понятные только им сигналы У: Что можно сказать об обитателях дома? Д: Они любили необыкновенные, были выдумщиками, умели находить нестандартные выходы из положений. У: Какая идея родилась у Снусмумрика? Д: Насыпать гору камней, чтобы другие поняли, что они тут уже были. У: Прочитайте описание картины, открывшейся с вершины горы. Д: На вершине разгуливал весенний ветер и на все четыре стороны распахивался голубой горизонт. На западе было море, на востоке река, петляя, уползала в глубь Пустынных гор, на севере как весенний ковер простирались дремучие леса, а на юге из трубы Муми-дома курился дымок — это Муми-мама варила к завтраку кофе. Но Снифф ничего этого не замечал. Потому что на вершине горы лежала шляпа, точнее говоря, черный цилиндр. У: Почему Снифф не заметил, какой чудесный вид открывался с вершины? Д: На вершине лежала шляпа - цилиндр У: И что же это означало? Д: Что на вершине уже кто-то был У: Вы знаете, как выглядит шляпа-цилиндр? Посмотрите на с. 94. У: Почему от этого цилиндра отказался Снусмумрик? Д: Ему нравилась своя шляпа У: Было ли что-то необычное в этой шляпе? Д: Нет У: Попробуйте предположить, что ожидает нас в следующих частях сказки. Почему вы так думаете?
|
5. Повторное чтение (с целью подготовки к чтению по ролям)
|
У: Прочитайте этот текст про себя. Определите, кому принадлежат реплики и слова, подумайте как их надо читать. Мы с вами будем читать эту часть по ролям. У: Какие герои присутствуют в части? Д: (Муми-троль, Снусмумрик, Снифф, пожилой уж (пару строк) ,«автор») У: Какими качествами обладают человечки в этой части? Снуффа как мы можем охарактеризовать? Д: Любит спать, любит кофе, хочет быть первым Найдите в тексте фразы, которые принадлежать ему. Д: — Я сплю! — сердито крикнул Снифф. — Идет, — сказал Снифф и тотчас двинулся в путь, не желая никого пропускать впереди себя. — Кто-то уже побывал тут до нас! — сказал он. — Захватим ее с собой, — сказал Снифф. — А теперь я хочу домой. Смерть как хочется кофе. А вам? Как мы прочитаем эту фразу? С какой интонацией нужно читать его слова? Д: сердито, заинтересованно, недовольно У: А теперь охарактеризуем Снусмумрика Д: Любит приключения, что-то новое, дружелюбный, любит свою шляпу, скромный У: Найдите в тексте фразы, которые он говорит Д: — А ну-ка еще раз! — сказал Снусмумрик, и они повторили сигнал с удвоенной силой. — Давай к нам, да не сердись, — сказал Снусмумрик. — Мы задумали что-то совсем необыкновенное. — Послушай-ка, Муми-тролль, — сказал Снусмумрик. — Есть идея. Что, если забраться на самую верхушку горы и сложить там пирамиду из камней? Пусть знают, что мы первые побывали на вершине. — Нет, нет, — ответил Снусмумрик (он очень любил свою старую зеленую шляпу). — Уж слишком новая! У: Как их нужно читать? Д: смело, задорно, заинтересованно, любопытно, строго У: А теперь Муми –троль, каков он в этой части? Д: доброжелательный, не любит снег, любит кофе, общительный, отзывчивый У: Найдите строки с ним. Д: — Спасибо, ничего, — ответил Муми-тролль. — А вам, братец, хорошо спалось? — Ой, как неприятно! — сказал Муми-тролль, высоко подбирая лапы на тающем снегу. — Муми-тролли не любят, когда так много снегу. Это мне мама сказала. — Он чихнул. — Шляпа что надо, — сказал он. — Может, будет тебе как раз впору, Мумрик? — А может, она понравится папе? — размышлял вслух Муми-тролль. У: Откройте рабочую тетрадь стр 14 и запишите в тетрадь новые качества муми-троллей, какие у вас уже записаны? Какие допишем? Д: (доброжелательные, отзывчивые, любопытные, дружелюбные)
Давайте попробуем прочитать. Муми-тролль стал под окошком восточной мансарды и, сунув в рот лапы, дал сигнал по одним им понятной тайной системе: три простых свистка и один долгий. Слышно было, что Снифф перестал храпеть, но не шелохнулся. – А ну-ка ещё раз! – сказал Снусмумрик, и они повторили сигнал с удвоенной силой. Окошко с треском распахнулось. – Я сплю! – сердито крикнул Снифф. – Давай к нам, да не сердись, – сказал Снусмумрик. – Мы задумали что-то совсем необыкновенное. У: Достаточно. Как нужно читать фразу «я сплю»? Д: Сердито У: … попробуй прочитать еще раз этот же отрывок правильно. У: А теперь этот отрывок: Муми-тролль поднял шляпу и стал её рассматривать. – Шляпа что надо, – сказал он. – Может, будет тебе как раз впору, Мумрик? – Нет, нет, – ответил Снусмумрик (он очень любил свою старую зелёную шляпу). – Уж слишком новая! – А может, она понравится папе? – размышлял вслух Муми-тролль. – Захватим её с собой, – сказал Снифф. – А теперь я хочу домой. Смерть как хочется кофе. (А вам? – Ещё бы! – с жаром отозвались Муми-тролль и Снусмумрик. У: А теперь прочитайте текст в полголоса друг другу в парах выразительно, со всеми интонациями, но так, чтобы остальным не мешать. Определите, кому принадлежат реплики и слова, как их надо читать. Сначала читает 1 вариант второму, начинаем…Теперь второй вариант читает первому – продолжаем.
|
5.1 Физкультминутка
|
У: А теперь все встали. Как живешь? – Вот так! (Показывают большой палец.) Как идешь? – Вот так! («Шагают» двумя пальцами по ладони.) А бежишь? – Вот так! (Сгибают руки в локтях и показывают, как работают ими при беге.) Ночью спишь? – Вот так! (Кладут руки под щеку, а на них – голову.) Как берешь? Вот так! (Делают руками хватательные движения.) А даешь? – Вот так! (Делают руками движения. Как будто дают что-то.) Как шалишь? – Вот так! (Надувают щеки и слегка шлепают по ним ладонями.) А грозишь? – Вот так! (грозят пальчиком своему соседу.)
|
6. Чтение по ролям |
У: Кто у нас будет читать слова Муми-троля, Сниффа, Снусмумрика? У: Я буду читать слова автора, начинаем. У: А теперь поменяем чтецов, …. Кто будет читать слова автора …? Муми-троля? Сниффа? Снусмумрика?
|
7. Подведение итогов |
У: Что необычного решили сделать герои в данной части? Д: Забраться на вершину горы и оставить там свой след. У: Все ли у них пошло по плану? Д: Нет. Их опередили. У: Что герои нашла на вершине? Д: Шляпу волшебника? У:И что они с ней сделали? Д: Забрали с собой У: А тайна шляпы – самое главное – будет разгадана дальше.
|
8. Рефлексия
|
У: Перед вами на столах лежат 3 лучика разного цвета, приклейте на солнышко лучик желтого цвета, если урок вам сегодня понравился, у вас все получилось без трудностей, оранжевого цвета, если вы были не так активны как могли, у вас появлялись трудности, но вы с ними справились, и красный лучик, если вам было трудно работать и у вас ничего не получилось. У: Как хорошо, что наше солнышко так ярко светит желтыми лучиками, значит, что большинство из вас усвоили сегодняшний материал успешно. У: Давайте оценим свою работу на уроке, поднимите руки те, кто считает, что был сегодня активен, выполнял все указания верно и оценил бы свою работу на уроку на 5, на 4, на 3. У: А теперь оценим работу своего соседа по парте, кто считает, что его сосед работал сегодня на 5,4,3. |
9. Домашнее задание. |
Открываем дневники, домашним заданием на следующий урок будет: 1. Изготовить макет (рисунок) шляпы Волшебника и рассказать, на какие волшебства она способна. 2. Нарисовать карту Муми-дола. |
10. Организационное завершение |
У: Наш урок подошел к концу, мне понравилось как работали.. до свидания. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.