Конспект урока по литературному чтению на тему "Шляпа Волшебника"
Оценка 4.6

Конспект урока по литературному чтению на тему "Шляпа Волшебника"

Оценка 4.6
docx
09.04.2020
Конспект урока по литературному чтению на тему "Шляпа Волшебника"
Tuve_Yansson_1.docx

Этап урока

Ход урока

1. Организационное начало

1.1 Приветствие

1.2 Проверка готовности рабочего места

1.3 Настрой на урок

У:Здравствуйте ребята, сегодня урок литературного чтения проведу у вас я. Давайте проверим, всё ли у нас готово к работе, на столах должны лежать учебники литературного чтения, … дневники. Все готовы? Тихонько присаживайтесь.

У: Сегодня мы с вами продолжим читать сказку Туве Янссон «Шляпа волшебника» и узнаем, что произойдет с нашими героями дальше. Но для начала проверим домашнее задание.

 

2. Актуализация знаний.

2.1 Проверка домашнего задания

 

У: Что было задано на дом?

(Устный рассказ о семье Муми-тролля с показом каждого из героев)

У: С какими героями вы познакомились в первой части?

Д: Муми-троль, Снусмумрик, Муми-мама, Муми-папа, Снифф

У: Встретилось ли вам что-нибудь сказочное в 1-й части?

Д: (нет)

У: Чем закончилась первая часть?

Д: Снесмумрик и Муми-троль собрались идти будить Сниффа

 

3. Первичное восприятие текста. Чтение с комментированием

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Обобщающая беседа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

У: Сегодня мы с вами прочитаем 2 часть 1 главы сказки. Я начну читать, а вы продолжите.  А теперь читает…

Муми-тролль стал под окошком восточной мансарды

У: Что такое мансарда? (жилое помещение на чердаке)

и, сунув в рот лапы, дал сигнал по одним им понятной тайной системе: три простых свистка и один долгий. (У: Это означало: есть дело.) Слышно было, что Снифф перестал храпеть, но не шелохнулся.

– А ну-ка ещё раз! – сказал Снусмумрик, и они повторили сигнал с удвоенной силой.

Окошко с треском распахнулось.

– Я сплю! – сердито крикнул Снифф.

– Давай к нам, да не сердись, – сказал Снусмумрик. – Мы задумали что-то совсем необыкновенное.

Снифф навострил помятые со сна уши и спустился вниз по верёвочной лестнице. (Пожалуй, нелишне упомянуть, что в Муми-доме верёвочные лестницы были под каждым окном: ведь выходить каждый раз через крыльцо – такая морока!) (У: Морока – хлопотное дело.)

День и вправду обещал быть чудесным.

– Послушай-ка, Муми-тролль, – сказал Снусмумрик. – Есть идея. Что, если забраться на самую верхушку горы и сложить там пирамиду из камней? Пусть знают, что мы первые побывали на вершине.

– Идёт, – сказал Снифф и тотчас двинулся в путь, не желая никого пропускать впереди себя.

У: почему Сниф не хотел никого пропускать впереди себя?

Д: хотел быть первым

 

На вершине разгуливал весенний ветер и на все четыре стороны распахивался голубой горизонт. На западе было море, на востоке река, петляя, уползала в глубь Пустынных гор, на севере как весенний ковёр простирались дремучие леса, а на юге из трубы Муми-дома курился дымок – это Муми-мама варила к завтраку кофе. Но Снифф ничего этого не замечал. Потому что на вершине горы лежала шляпа, точнее говоря, чёрный цилиндр.

– Кто-то уже побывал тут до нас! – сказал он.

 

У: Вы были правы,  Вот почему он никого не пропускал вперёд – хотел быть первым.

 

Муми-тролль поднял шляпу и стал её рассматривать.

– Шляпа что надо, – сказал он. – Может, будет тебе как раз впору, Мумрик?

– Нет, нет, – ответил Снусмумрик (он очень любил свою старую зелёную шляпу). – Уж слишком новая!

– А может, она понравится папе? – размышлял вслух Муми-тролль.

– Захватим её с собой, – сказал Снифф. – А теперь я хочу домой. Смерть как хочется кофе. о есть очень сильно хочется.) А вам?

– Ещё бы! – с жаром отозвались Муми-тролль и Снусмумрик. (Им тоже хочется домой.)

Вот как получилось, что они нашли шляпу Волшебника и забрали её с собой, не подозревая о том, что тем самым превратили Муми-дол в арену всяческого волшебства и удивительнейших событий.

– Что показалось смешным?

Д:….

У: Какой был тайный сигнал у героев?

Д: 3 простых свистка, один долгий (есть дело)

У: Чем Муми-тролль и его друзья напоминают вас?

Д: Они умеют свистеть, у них есть условные знаки, понятные только им сигналы

У: Что можно сказать об обитателях дома?

Д: Они любили необыкновенные, были выдумщиками, умели находить нестандартные выходы из положений.

У:  Какая идея родилась у Снусмумрика?

Д: Насыпать гору камней, чтобы другие поняли, что они тут уже были.

У: Прочитайте описание картины, открывшейся с вершины горы.

Д: На вершине разгуливал весенний ветер и на все четыре стороны распахивался голубой горизонт. На западе было море, на востоке река, петляя, уползала в глубь Пустынных гор, на севере как весенний ковер простирались дремучие леса, а на юге из трубы Муми-дома курился дымок — это Муми-мама варила к завтраку кофе. Но Снифф ничего этого не замечал. Потому что на вершине горы лежала шляпа, точнее говоря, черный цилиндр.

У: Почему Снифф не заметил, какой чудесный вид открывался с вершины?

Д: На вершине лежала шляпа - цилиндр

У: И что же это означало?

Д: Что на вершине уже кто-то был

У: Вы знаете, как выглядит шляпа-цилиндр? Посмотрите на с. 94.

У: Почему от этого цилиндра отказался Снусмумрик?

Д: Ему нравилась своя шляпа

У: Было ли что-то необычное в этой шляпе?

Д: Нет

У: Попробуйте предположить, что ожидает нас в следующих частях сказки. Почему вы так думаете?

 

5. Повторное чтение (с целью подготовки к чтению по ролям)

 

У: Прочитайте этот текст про себя. Определите, кому принадлежат реплики и слова, подумайте как их надо читать.

Мы с вами будем читать эту часть по ролям.

У: Какие герои присутствуют в части?

Д: (Муми-троль, Снусмумрик, Снифф, пожилой уж (пару строк) ,«автор»)

У: Какими качествами обладают человечки в этой части? Снуффа как мы можем охарактеризовать?

Д: Любит спать, любит кофе, хочет быть первым

Найдите в тексте фразы, которые принадлежать ему.

Д: — Я сплю! — сердито крикнул Снифф.

— Идет, — сказал Снифф и тотчас двинулся в путь, не желая никого пропускать впереди себя.

— Кто-то уже побывал тут до нас! — сказал он.

— Захватим ее с собой, — сказал Снифф. — А теперь я хочу домой. Смерть как хочется кофе. А вам?

Как мы прочитаем эту фразу? С какой интонацией нужно читать его слова?

Д: сердито, заинтересованно, недовольно

У: А теперь охарактеризуем Снусмумрика

Д: Любит приключения, что-то новое, дружелюбный, любит свою шляпу, скромный

У: Найдите в тексте фразы, которые он говорит

Д: — А ну-ка еще раз! — сказал Снусмумрик, и они повторили сигнал с удвоенной силой.

— Давай к нам, да не сердись, — сказал Снусмумрик. — Мы задумали что-то совсем необыкновенное.

— Послушай-ка, Муми-тролль, — сказал Снусмумрик. — Есть идея. Что, если забраться на самую верхушку горы и сложить там пирамиду из камней? Пусть знают, что мы первые побывали на вершине.

— Нет, нет, — ответил Снусмумрик (он очень любил свою старую зеленую шляпу). — Уж слишком новая!

У: Как их нужно читать?

Д: смело, задорно, заинтересованно, любопытно, строго

У: А теперь Муми –троль, каков он в этой части?

Д: доброжелательный, не любит снег, любит кофе, общительный, отзывчивый

У: Найдите строки с ним.

Д: — Спасибо, ничего, — ответил Муми-тролль. — А вам, братец, хорошо спалось?

— Ой, как неприятно! — сказал Муми-тролль, высоко подбирая лапы на тающем снегу. — Муми-тролли не любят, когда так много снегу. Это мне мама сказала. — Он чихнул.

— Шляпа что надо, — сказал он. — Может, будет тебе как раз впору, Мумрик?

— А может, она понравится папе? — размышлял вслух Муми-тролль.

У: Откройте рабочую тетрадь стр 14 и запишите в тетрадь новые качества муми-троллей, какие у вас уже записаны? Какие допишем?

Д: (доброжелательные, отзывчивые, любопытные, дружелюбные)

 

Давайте попробуем прочитать.

Муми-тролль стал под окошком восточной мансарды и, сунув в рот лапы, дал сигнал по одним им понятной тайной системе: три простых свистка и один долгий. Слышно было, что Снифф перестал храпеть, но не шелохнулся.

– А ну-ка ещё раз! – сказал Снусмумрик, и они повторили сигнал с удвоенной силой.

Окошко с треском распахнулось.

– Я сплю! – сердито крикнул Снифф.

– Давай к нам, да не сердись, – сказал Снусмумрик. – Мы задумали что-то совсем необыкновенное.

У: Достаточно. Как нужно читать фразу «я сплю»?

Д: Сердито

У: … попробуй прочитать еще раз этот же отрывок правильно.

У: А теперь этот отрывок:

Муми-тролль поднял шляпу и стал её рассматривать.

– Шляпа что надо, – сказал он. – Может, будет тебе как раз впору, Мумрик?

– Нет, нет, – ответил Снусмумрик (он очень любил свою старую зелёную шляпу). – Уж слишком новая!

– А может, она понравится папе? – размышлял вслух Муми-тролль.

– Захватим её с собой, – сказал Снифф. – А теперь я хочу домой. Смерть как хочется кофе. (А вам?

– Ещё бы! – с жаром отозвались Муми-тролль и Снусмумрик.

 У: А теперь прочитайте текст в полголоса друг другу в парах выразительно, со всеми интонациями, но так, чтобы остальным не мешать. Определите, кому принадлежат реплики и слова, как их надо читать. Сначала читает 1 вариант второму, начинаем…Теперь второй вариант читает первому – продолжаем.

 

5.1 Физкультминутка

 

У: А теперь все встали.

Как живешь? – Вот так! (Показывают большой палец.)

Как идешь? – Вот так! («Шагают» двумя пальцами по ладони.)

А бежишь? – Вот так! (Сгибают руки в локтях и показывают, как работают ими при беге.)

Ночью спишь? – Вот так! (Кладут руки под щеку, а на них – голову.)

Как берешь? Вот так! (Делают руками хватательные движения.)

А даешь? – Вот так! (Делают руками движения. Как будто дают что-то.)

Как шалишь? – Вот так! (Надувают щеки и слегка шлепают по ним ладонями.)

А грозишь? – Вот так! (грозят пальчиком своему соседу.)

 

6. Чтение по ролям

У: Кто у нас будет читать слова Муми-троля, Сниффа, Снусмумрика?

У: Я буду читать слова автора, начинаем.

У: А теперь поменяем чтецов, …. Кто будет читать слова автора …? Муми-троля? Сниффа? Снусмумрика?

 

7. Подведение итогов

У: Что необычного решили сделать герои в данной части?

Д: Забраться на вершину горы и оставить там свой след.

У: Все ли у них пошло по плану?

Д: Нет. Их опередили.

У: Что герои нашла на вершине?

Д: Шляпу волшебника?

У:И что они с ней сделали?

Д: Забрали с собой

У: А тайна шляпы – самое главное – будет разгадана дальше.

 

 

8.  Рефлексия

 

 

У: Перед вами на столах лежат 3 лучика разного цвета, приклейте на солнышко лучик желтого цвета, если урок вам сегодня понравился, у вас все получилось без трудностей, оранжевого цвета, если вы были не так активны как могли, у вас появлялись трудности, но вы с ними справились, и красный лучик, если вам было трудно работать и у вас ничего не получилось.

У: Как хорошо, что наше солнышко так ярко светит желтыми лучиками, значит, что большинство из вас усвоили сегодняшний материал успешно.

У: Давайте оценим свою работу на уроке, поднимите руки те, кто считает, что был сегодня активен, выполнял все указания верно и оценил бы свою работу на уроку на 5, на 4, на 3. У: А теперь оценим работу своего соседа по парте, кто считает, что его сосед работал сегодня на 5,4,3.

9. Домашнее задание.

Открываем дневники, домашним заданием на следующий урок будет:

1. Изготовить макет (рисунок) шляпы Волшебника и рассказать, на какие волшебства она способна.

2. Нарисовать карту Муми-дола.

10. Организационное завершение

У: Наш урок подошел к концу, мне понравилось как работали.. до свидания.

 


 

Этап урокаХод урока 1

Этап урокаХод урока 1

Обобщающая беседа

Обобщающая беседа

У: Сегодня мы с вами прочитаем 2 часть 1 главы сказки

У: Сегодня мы с вами прочитаем 2 часть 1 главы сказки

Пусть знают, что мы первые побывали на вершине

Пусть знают, что мы первые побывали на вершине

Захватим её с собой, – сказал Снифф

Захватим её с собой, – сказал Снифф

У: Как хорошо, что наше солнышко так ярко светит желтыми лучиками, значит, что большинство из вас усвоили сегодняшний материал успешно

У: Как хорошо, что наше солнышко так ярко светит желтыми лучиками, значит, что большинство из вас усвоили сегодняшний материал успешно
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.04.2020