Конспект урока по литературному чтению на тему "Шляпа Волшебника"

  • docx
  • 09.04.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Tuve_Yansson_1.docx

Этап урока

Ход урока

1. Организационное начало

1.1 Приветствие

1.2 Проверка готовности рабочего места

1.3 Настрой на урок

У:Здравствуйте ребята, сегодня урок литературного чтения проведу у вас я. Давайте проверим, всё ли у нас готово к работе, на столах должны лежать учебники литературного чтения, … дневники. Все готовы? Тихонько присаживайтесь.

У: Сегодня мы с вами продолжим читать сказку Туве Янссон «Шляпа волшебника» и узнаем, что произойдет с нашими героями дальше. Но для начала проверим домашнее задание.

 

2. Актуализация знаний.

2.1 Проверка домашнего задания

 

У: Что было задано на дом?

(Устный рассказ о семье Муми-тролля с показом каждого из героев)

У: С какими героями вы познакомились в первой части?

Д: Муми-троль, Снусмумрик, Муми-мама, Муми-папа, Снифф

У: Встретилось ли вам что-нибудь сказочное в 1-й части?

Д: (нет)

У: Чем закончилась первая часть?

Д: Снесмумрик и Муми-троль собрались идти будить Сниффа

 

3. Первичное восприятие текста. Чтение с комментированием

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Обобщающая беседа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

У: Сегодня мы с вами прочитаем 2 часть 1 главы сказки. Я начну читать, а вы продолжите.  А теперь читает…

Муми-тролль стал под окошком восточной мансарды

У: Что такое мансарда? (жилое помещение на чердаке)

и, сунув в рот лапы, дал сигнал по одним им понятной тайной системе: три простых свистка и один долгий. (У: Это означало: есть дело.) Слышно было, что Снифф перестал храпеть, но не шелохнулся.

– А ну-ка ещё раз! – сказал Снусмумрик, и они повторили сигнал с удвоенной силой.

Окошко с треском распахнулось.

– Я сплю! – сердито крикнул Снифф.

– Давай к нам, да не сердись, – сказал Снусмумрик. – Мы задумали что-то совсем необыкновенное.

Снифф навострил помятые со сна уши и спустился вниз по верёвочной лестнице. (Пожалуй, нелишне упомянуть, что в Муми-доме верёвочные лестницы были под каждым окном: ведь выходить каждый раз через крыльцо – такая морока!) (У: Морока – хлопотное дело.)

День и вправду обещал быть чудесным.

– Послушай-ка, Муми-тролль, – сказал Снусмумрик. – Есть идея. Что, если забраться на самую верхушку горы и сложить там пирамиду из камней? Пусть знают, что мы первые побывали на вершине.

– Идёт, – сказал Снифф и тотчас двинулся в путь, не желая никого пропускать впереди себя.

У: почему Сниф не хотел никого пропускать впереди себя?

Д: хотел быть первым

 

На вершине разгуливал весенний ветер и на все четыре стороны распахивался голубой горизонт. На западе было море, на востоке река, петляя, уползала в глубь Пустынных гор, на севере как весенний ковёр простирались дремучие леса, а на юге из трубы Муми-дома курился дымок – это Муми-мама варила к завтраку кофе. Но Снифф ничего этого не замечал. Потому что на вершине горы лежала шляпа, точнее говоря, чёрный цилиндр.

– Кто-то уже побывал тут до нас! – сказал он.

 

У: Вы были правы,  Вот почему он никого не пропускал вперёд – хотел быть первым.

 

Муми-тролль поднял шляпу и стал её рассматривать.

– Шляпа что надо, – сказал он. – Может, будет тебе как раз впору, Мумрик?

– Нет, нет, – ответил Снусмумрик (он очень любил свою старую зелёную шляпу). – Уж слишком новая!

– А может, она понравится папе? – размышлял вслух Муми-тролль.

– Захватим её с собой, – сказал Снифф. – А теперь я хочу домой. Смерть как хочется кофе. о есть очень сильно хочется.) А вам?

– Ещё бы! – с жаром отозвались Муми-тролль и Снусмумрик. (Им тоже хочется домой.)

Вот как получилось, что они нашли шляпу Волшебника и забрали её с собой, не подозревая о том, что тем самым превратили Муми-дол в арену всяческого волшебства и удивительнейших событий.

– Что показалось смешным?

Д:….

У: Какой был тайный сигнал у героев?

Д: 3 простых свистка, один долгий (есть дело)

У: Чем Муми-тролль и его друзья напоминают вас?

Д: Они умеют свистеть, у них есть условные знаки, понятные только им сигналы

У: Что можно сказать об обитателях дома?

Д: Они любили необыкновенные, были выдумщиками, умели находить нестандартные выходы из положений.

У:  Какая идея родилась у Снусмумрика?

Д: Насыпать гору камней, чтобы другие поняли, что они тут уже были.

У: Прочитайте описание картины, открывшейся с вершины горы.

Д: На вершине разгуливал весенний ветер и на все четыре стороны распахивался голубой горизонт. На западе было море, на востоке река, петляя, уползала в глубь Пустынных гор, на севере как весенний ковер простирались дремучие леса, а на юге из трубы Муми-дома курился дымок — это Муми-мама варила к завтраку кофе. Но Снифф ничего этого не замечал. Потому что на вершине горы лежала шляпа, точнее говоря, черный цилиндр.

У: Почему Снифф не заметил, какой чудесный вид открывался с вершины?

Д: На вершине лежала шляпа - цилиндр

У: И что же это означало?

Д: Что на вершине уже кто-то был

У: Вы знаете, как выглядит шляпа-цилиндр? Посмотрите на с. 94.

У: Почему от этого цилиндра отказался Снусмумрик?

Д: Ему нравилась своя шляпа

У: Было ли что-то необычное в этой шляпе?

Д: Нет

У: Попробуйте предположить, что ожидает нас в следующих частях сказки. Почему вы так думаете?

 

5. Повторное чтение (с целью подготовки к чтению по ролям)

 

У: Прочитайте этот текст про себя. Определите, кому принадлежат реплики и слова, подумайте как их надо читать.

Мы с вами будем читать эту часть по ролям.

У: Какие герои присутствуют в части?

Д: (Муми-троль, Снусмумрик, Снифф, пожилой уж (пару строк) ,«автор»)

У: Какими качествами обладают человечки в этой части? Снуффа как мы можем охарактеризовать?

Д: Любит спать, любит кофе, хочет быть первым

Найдите в тексте фразы, которые принадлежать ему.

Д: — Я сплю! — сердито крикнул Снифф.

— Идет, — сказал Снифф и тотчас двинулся в путь, не желая никого пропускать впереди себя.

— Кто-то уже побывал тут до нас! — сказал он.

— Захватим ее с собой, — сказал Снифф. — А теперь я хочу домой. Смерть как хочется кофе. А вам?

Как мы прочитаем эту фразу? С какой интонацией нужно читать его слова?

Д: сердито, заинтересованно, недовольно

У: А теперь охарактеризуем Снусмумрика

Д: Любит приключения, что-то новое, дружелюбный, любит свою шляпу, скромный

У: Найдите в тексте фразы, которые он говорит

Д: — А ну-ка еще раз! — сказал Снусмумрик, и они повторили сигнал с удвоенной силой.

— Давай к нам, да не сердись, — сказал Снусмумрик. — Мы задумали что-то совсем необыкновенное.

— Послушай-ка, Муми-тролль, — сказал Снусмумрик. — Есть идея. Что, если забраться на самую верхушку горы и сложить там пирамиду из камней? Пусть знают, что мы первые побывали на вершине.

— Нет, нет, — ответил Снусмумрик (он очень любил свою старую зеленую шляпу). — Уж слишком новая!

У: Как их нужно читать?

Д: смело, задорно, заинтересованно, любопытно, строго

У: А теперь Муми –троль, каков он в этой части?

Д: доброжелательный, не любит снег, любит кофе, общительный, отзывчивый

У: Найдите строки с ним.

Д: — Спасибо, ничего, — ответил Муми-тролль. — А вам, братец, хорошо спалось?

— Ой, как неприятно! — сказал Муми-тролль, высоко подбирая лапы на тающем снегу. — Муми-тролли не любят, когда так много снегу. Это мне мама сказала. — Он чихнул.

— Шляпа что надо, — сказал он. — Может, будет тебе как раз впору, Мумрик?

— А может, она понравится папе? — размышлял вслух Муми-тролль.

У: Откройте рабочую тетрадь стр 14 и запишите в тетрадь новые качества муми-троллей, какие у вас уже записаны? Какие допишем?

Д: (доброжелательные, отзывчивые, любопытные, дружелюбные)

 

Давайте попробуем прочитать.

Муми-тролль стал под окошком восточной мансарды и, сунув в рот лапы, дал сигнал по одним им понятной тайной системе: три простых свистка и один долгий. Слышно было, что Снифф перестал храпеть, но не шелохнулся.

– А ну-ка ещё раз! – сказал Снусмумрик, и они повторили сигнал с удвоенной силой.

Окошко с треском распахнулось.

– Я сплю! – сердито крикнул Снифф.

– Давай к нам, да не сердись, – сказал Снусмумрик. – Мы задумали что-то совсем необыкновенное.

У: Достаточно. Как нужно читать фразу «я сплю»?

Д: Сердито

У: … попробуй прочитать еще раз этот же отрывок правильно.

У: А теперь этот отрывок:

Муми-тролль поднял шляпу и стал её рассматривать.

– Шляпа что надо, – сказал он. – Может, будет тебе как раз впору, Мумрик?

– Нет, нет, – ответил Снусмумрик (он очень любил свою старую зелёную шляпу). – Уж слишком новая!

– А может, она понравится папе? – размышлял вслух Муми-тролль.

– Захватим её с собой, – сказал Снифф. – А теперь я хочу домой. Смерть как хочется кофе. (А вам?

– Ещё бы! – с жаром отозвались Муми-тролль и Снусмумрик.

 У: А теперь прочитайте текст в полголоса друг другу в парах выразительно, со всеми интонациями, но так, чтобы остальным не мешать. Определите, кому принадлежат реплики и слова, как их надо читать. Сначала читает 1 вариант второму, начинаем…Теперь второй вариант читает первому – продолжаем.

 

5.1 Физкультминутка

 

У: А теперь все встали.

Как живешь? – Вот так! (Показывают большой палец.)

Как идешь? – Вот так! («Шагают» двумя пальцами по ладони.)

А бежишь? – Вот так! (Сгибают руки в локтях и показывают, как работают ими при беге.)

Ночью спишь? – Вот так! (Кладут руки под щеку, а на них – голову.)

Как берешь? Вот так! (Делают руками хватательные движения.)

А даешь? – Вот так! (Делают руками движения. Как будто дают что-то.)

Как шалишь? – Вот так! (Надувают щеки и слегка шлепают по ним ладонями.)

А грозишь? – Вот так! (грозят пальчиком своему соседу.)

 

6. Чтение по ролям

У: Кто у нас будет читать слова Муми-троля, Сниффа, Снусмумрика?

У: Я буду читать слова автора, начинаем.

У: А теперь поменяем чтецов, …. Кто будет читать слова автора …? Муми-троля? Сниффа? Снусмумрика?

 

7. Подведение итогов

У: Что необычного решили сделать герои в данной части?

Д: Забраться на вершину горы и оставить там свой след.

У: Все ли у них пошло по плану?

Д: Нет. Их опередили.

У: Что герои нашла на вершине?

Д: Шляпу волшебника?

У:И что они с ней сделали?

Д: Забрали с собой

У: А тайна шляпы – самое главное – будет разгадана дальше.

 

 

8.  Рефлексия

 

 

У: Перед вами на столах лежат 3 лучика разного цвета, приклейте на солнышко лучик желтого цвета, если урок вам сегодня понравился, у вас все получилось без трудностей, оранжевого цвета, если вы были не так активны как могли, у вас появлялись трудности, но вы с ними справились, и красный лучик, если вам было трудно работать и у вас ничего не получилось.

У: Как хорошо, что наше солнышко так ярко светит желтыми лучиками, значит, что большинство из вас усвоили сегодняшний материал успешно.

У: Давайте оценим свою работу на уроке, поднимите руки те, кто считает, что был сегодня активен, выполнял все указания верно и оценил бы свою работу на уроку на 5, на 4, на 3. У: А теперь оценим работу своего соседа по парте, кто считает, что его сосед работал сегодня на 5,4,3.

9. Домашнее задание.

Открываем дневники, домашним заданием на следующий урок будет:

1. Изготовить макет (рисунок) шляпы Волшебника и рассказать, на какие волшебства она способна.

2. Нарисовать карту Муми-дола.

10. Организационное завершение

У: Наш урок подошел к концу, мне понравилось как работали.. до свидания.