Конспект урока по литературному чтению Н.Носов "Затейники"
Оценка 4.9

Конспект урока по литературному чтению Н.Носов "Затейники"

Оценка 4.9
doc
15.07.2023
Конспект урока по литературному чтению Н.Носов "Затейники"
Технологическая карта урока литературного чтения Затейники.doc

 

 

Краснова

Анастасия Анатольевна

 

 

 

Технологическая карта урока литературного чтения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

УМК: «Школа России»

Тема: Н.Носов «Затейники»

Класс:

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цель: формирование  читательских и речевых умений в процессе работы над рассказом Н. Носова «Затейники».

Задачи:

Образовательные:

·        познакомить учащихся с рассказом Н.Носов «Затейники»;

·        актуализировать знания учащихся о жизни и творчестве Н.Носова;

·        формировать умение интонацией передавать настроение и чувства героев

Развивающие:

·        развивать  ПУУД – умение грамотно строить речевые высказывания в ходе ответов на вопросы по тексту;

·        развивать ЛУУД умение делать выводы после изучения произведения на основе определения идеи произведения

Воспитательные:

·        воспитывать интерес к творчеству Н.Носова;

·        воспитывать чувства любви, уважения друг к другу.

Планируемые результаты:

Предметные:

- знакомы с рассказом Н.Носов «Затейники»;

- знают интересные факты из биографии писателя;

- формируют навык осознанного и выборочного чтения.

Метапредметные:

Познавательные:

- умеют делать выводы после изучения произведения о том, как важно понимать красоту природы;

- умеют грамотно строить речевые высказывания в ходе ответов на вопросы по тексту.

Регулятивные:

- контролируют свою деятельность в ходе творческой работы;

- оценивают свою деятельность на уроке.

Коммуникативные:

- слушают и понимают речь других;

- умеют высказывать свое мнение.

Личностные:

- проявляют интерес к творчеству Н.Носов

- проявляют нравственные качества, самодисциплину.

Оборудование:

Для учителя: учебник, раздаточный материал, презентация, аудиозапись, интерактивное оборудование, документ-камера. 

Для учеников: учебник, тетрадь, пенал, раздаточный материал.

План урока:

1)    Организационный момент. (1 мин.)

2)    Мотивация учебной деятельности учащихся. (2 мин.)

3)    Актуализация знаний и умений. Создание проблемной ситуации. (3 мин.)

4)    Выявление места и причин затруднения. Постановка задач урока. (2 мин.)

5)    Открытие новых знаний (15 мин.)

6)    Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. (9 мин.)

7)    Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. (7 мин.)

8)    Включение в систему знаний. (3 мин.)

9)    Подведение итогов. Рефлексия учебной деятельности. (2 мин.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход урока:

Этап урока

Задачи этапа

Методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организации

Дидактические средства

Формы контроля

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

1.Организационный момент

Настроить учащихся на работу.

Речь учителя

 

Здравствуйте – ты скажешь человеку.
Здравствуй! Улыбнётся он в ответ.
И, наверно, не пойдёт в аптеку
И здоровым будет много лет.
Давайте улыбнёмся друг с другом, и от улыбок станет всем нам уютнее и теплее.

- Здравствуйте, ребята! Рада видеть вас на уроке литературного чтения.

-Проверьте, все ли у вас готово к уроку: на столе должен лежать учебник, тетрадь, дневник и пенал. Приведите свое рабочее место в порядок и отложите все на край стола.

- Приветствуют учителя и садятся на свои места. Проверят готовность к уроку.

 

 

 

Ф

 

Самоконтроль

 

 

 

2. Мотивация учебной деятельности учащихся

Создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность.

Беседа

Рассказ

Скороговорка

 

- Сейчас я предлагаю вам, поработать со скороговоркой. Вы можете увидеть ее на слайде.

Как известно бобры добры,
Добротою бобры полны,
Если хочешь себе добра,
Надо просто позвать бобра.
Если ты без бобра добр,
Значит сам ты в душе бобр!

-Все ли слова понятны?

А сейчас давайте подготовимся к чтению скороговорки:

-читаем шепотом

-немного громче

-а теперь читаем громко и внятно.

Читаем скоро и быстро (2-3 ученика).

Понравилась ли вам такая разминка? Вы готовы перейти к уроку?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-да

 

-читают

 

 

 

 

-читают

 

-да

Ф

 

Призентация

Самоконтроль

 

КУУД:

слушают и понимают речь других

 

3. Актуализация знаний и умений. Создание проблемной ситуации

Определить тему и задачи урока.

Рассказ

Беседа

Объяснение

 

Интерактивное задание

-Сейчас я предлагаю вам разгадать кроссворд. Чтобы выполнить это задание, вам нужно будет вспомнить материал прошлых уроков.  Работать вы будете в группах по 4 человека. Приступим.

1.Как называется стихотворение К. И. Чуковского, где встречаются такие строки: «Надоело нам мяукать…»?

2.Федорино … .

3.В стихотворении Чуковского, кто был паинькой?

4.Имя Чуковского?

5.Фамилия автора, который написал стихотворение «Дядя Степа»?

6.Стихотворение С. В. Михалкова называется: « … щенок»?

7.Стихотворение С. Я. Маршака «… и лодыри»?

8.Кто автор строк: «Уронили мишку на пол, оторвали мишке лапу…»

-Давайте проверим, ….группа справилась первой. Выходите к доске проверим.

-Ребята, а заметил ли кто из вас какой герой появился в кроссворде? Верно. Из какого рассказа этой герой и кто написал это произведение?

 

 

 

 

 

 

 

 

-путаница

 

 

 

-горе

-заинька

 

-Корней

-Михалков

 

 

-Мой

-кот

 

 

 

-Барто

 

 

 

-….группа выходит и открывает ответы

 

 

-это Незнайка. «Незнайка и его друзья» Николай Носов.

Ф

 

Самоконтроль

 

КУУД:

слушают и понимают речь других.

 

4. Выявление места и причин затруднения. Постановка задач урока.

Выявить причины затруднения. Поставить задачу на урок.

Рассказ

Беседа

Прием «Осколки»

Демонстрация

- Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с творчеством Николая Носова.

- Мы познакомимся с новым произведением. Предлагаю узнать, как оно называется.

-Когда я хотела повесить название рассказа на доску, то оно упало и разбилось, а осколки рассыпались по классу. Посмотрите, кто увидит осколки, поднимите руку.(слово разбросано по слогам)

ЗА ТЕ Й НИ КИ

- Какое название у произведения, которое мы будем сегодня изучать?

 - Верно, сегодня на уроке мы познакомимся с произведением «Затейники», которое написал Николай Носов.

- Какую цель мы можем поставим на урок?

 

 

 

 

- Верно, перед тем как познакомиться с новым произведением, давайте вспомним биографию Николая Носова.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-поднимают руку если увидели осколок

- «Затейники»

 

 

 

 

 

 

- Повторить биографию писателя, познакомиться с новым произведением и другие ответы детей.

Ф

Интерактивная доска

Самоконтроль

 

КУУД:

слушают и понимают речь других.

 

5.

Открытие новых знаний

Обеспечить первичное усвоение новых знаний.

Рассказ

Беседа

Упражнение

Работа с книгой

Демонстрация

Иллюстрация

1.      Слово учителя о писателе.

Николай Носов (1897 — 1986) родился 23 ноября 1908 года в Киеве в семье актёра-эстрадника. Разносторонне одарённый мальчик Коля Носов, ещё учась в гимназии, увлекался музыкой, театром, литературой, шахматами, фотографией, радио-и электротехникой.

-В 1920-х годах Носов увлекся химией, организовал на чердаке своего дома химическую лабораторию. Николай Николаевич даже собирался поступить на химический факультет Киевского политехнического института, но в последний момент передумал.

-Первые сказки Носов сочинял для своего сына Петра и не планировал их печатать.

- Рассмотрите обложки книг, прочитайте названия.

 

 

-Если  вы захотите прочитать произведения Николая Носова, то с легкостью можете это сделать, посетив школьную библиотеку.

Физкультминутка

- Перед изучением рассказа предлагаю немного размяться. Встаем.

-видеозапись физкультминутки

- Садимся, продолжаем работать дальше.

- Открываем учебники на странице 50.

2.      Словарная работа.

- Перед тем как мы приступим к чтению, я предлагаю объяснить значение некоторых слов, которые могут вызвать затруднение. Вы видите слова, давайте попробуем подобрать к ним определения.

 

Ø  Стащили – переместили, унесли куда — нибудь.

Ø  Починить - исправить, сделать пригодным для использования .

Ø  Подкрался на цыпочках – подойти тихонько, незаметно, на кончиках пальцев ног.

3.      Работа с текстом.

-Как вы думаете, какими будут герои рассказа?

- Предлагаю вам послушать рассказ и узнать. (Запись).

- Какое настроение вызвало у вас это произведение?
-Понравилось произведение?
-Могла ли такая история произойти с вами?

 

- Слушают учителя, рассматривают фотографии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Рассматривают обложки книг, читают названия.

 

 

 

 

 

 

 

 

- Выполнят физкультминутку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Работают со словарными словами. Называют определение, после отодвигают шторку и проверяют себя.

 

 

 

 

 

 

 

-не знают

 

- Слушают запись

 

- Стало весело и другие ответы детей.

-да

-да

Ф

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Презентация

Документ-камера

Самоконтроль

Взаимоконтроль

 

Умеют грамотно строить речевые высказывания в ходе ответов на вопросы по тексту.

 

Проявляют интерес к творчеству Н. Носова;

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Обеспечить первичную проверку понимания.

Речь учителя

Беседа

Объяснение

Работа с книгой

Обсуждение

4.      Аналитическая беседа

-Сейчас мы прочтем рассказ, но не обычным способом. Прием «Чтение с остановками» . Вы будете читать до того места, которое я вам скажу. Следите внимательно.

1 ученик читает до слов- а там темно темно.

2 ученик читает до слов - а ты меня.

3 ученик читает до слов- бегом из комнаты.

4 ученик читает до слов -Это я -говорит Валя.

5 ученик читает до слов - а может быть есть.

6 ученик читает до конца.

 

 

 

-читают

 

 

 

 

Ф

П

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздаточный материал

Самоконтроль

 

КУУД:

умеют высказывать свое мнение.

 

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Обеспечить первичное закрепление материала урока.

Объяснение

-Ребята, перед вами на столе карточки. На карточках записаны опорные слова и словосочетания. Будьте внимательны! Вам могут встретиться слова, которые не относятся к изучаемому тексту. Вашей паре нужно выбрать слова и словосочетания согласно содержанию текста. После мы проверим первую пару, которая справится с этим заданием.

Затейники
Читали сказку
Залезли под стол
Серый волк
Схватит за ногу
Испугалась
Выбежали
Открыли дверь
Подкрался
Дёрнул одеяло
Обрадовались
Бегемоты
Читали стихотворение
Играли в магазин
Злая собака
Подрались
Помирились
Разломали домик

Три поросёнка
Прыгали
Кричали

-У нас есть первая пара, выходите к доске проверим. (проверка через документ- камеру).

-Ребята, у вас так же получилось?

-Молодцы, вы все замечательно справились с заданием.

 

-слушают задание

 

 

 

 

 

 

 

- кто выполнил первый поднимает руку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Да

Ф

П

 

 

 

 

 

 

 

 

Самоконтроль

 

РУУД:

контролируют свою деятельность в ходе творческой работы

 

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Проинформировать учащихся о домашнем задании.

Объяснение

- Ребята, запишите домашнее задание. Вы можете сами выбрать себе одно из заданий.

1. Перечитать рассказ и подготовить его пересказ.

2. Продолжить рассказ. «На следующий день дети опять остались одни дома…».

-Кто понял задание, поднимите руку.

- Записывают домашнее задание.

 

 

-выбирают

-реагируют

Ф

 

Самоконтроль

 

 

 

8. Включение в систему знаний.

Включить учащихся в систему знаний.

Беседа

Обсуждение

-Прием «Толстые и тонкие вопросы»

- Ребята, как вы думаете, чему хотел научить Вас Николай Носов?

- А вы боитесь темноты? Почему?
- Откуда берутся страхи?
- Как с ними можно справиться?
- Подумайте, за что вы бы могли похвалить ребят?

 

 

- За что можно их поругать?

 

- Что бы сказала мама, если бы увидела эту картину?

 

 
Что сказали бы соседи, которые это все слышали?

-Ребята, а будете ли вы себя так вести дома? Я надеюсь, что вы запомните свои ответы и не станете так поступать.

 

-Ответы детей

 

 

-Умеют организовать свой досуг, не будут скучать

-Нельзя играть с одеялом, с постелью)

-Потише играть, нельзя громко кричать, невоспитанные

-нет

Ф

 

Самоконтроль

Умеют делать выводы после изучения произведения

КУУД:

слушают и понимают речь других.

 

 

9. Подведение итогов. Рефлексия учебной деятельности.

Организовать подведение итогов урока, анализ и оценку качества работы на уроке.

Беседа

Рефлексия

 

- Ребята, с каким рассказом мы познакомились?

 

- Кто написал данное произведение?

- Чему учит нас этот рассказ? 

- Какая главная мысль рассказа «Затейники»?

-Можно ли сказать, что «Затейники» – поучительный рассказ? Почему?

-Ребята, наш урок подходит к концу. Предлагаю вам закончить предложения:

1. На меня произвело впечатление…

2.У меня появилось желание …

3. Мне пригодятся эти знания…

4. На уроке я узнал (а) …

5. Во мне пробудились чувства, мысли…

- Урок окончен, всем спасибо!

- с рассказом «Затейники».

 

- Николай Носов.

-  ответы детей.

 

 

 

 

 

 

- Оценивают свою деятельность на уроке.

Ф

 

Самоконтроль

 

РУУД:

оценивают свою деятельность на уроке.

Проявляют внимательность друг к другу

 

Затейники
Читали сказку
Залезли под стол
Серый волк
Схватит за ногу
Испугалась
Выбежали
Открыли дверь
Подкрался
Дёрнул одеяло
Обрадовались
Бегемоты
Читали стихотворение
Играли в магазин
Злая собака
Подрались
Помирились
Разломали домик

Три поросёнка
Прыгали
Кричали

 


Скачано с www.znanio.ru

Краснова Анастасия Анатольевна

Краснова Анастасия Анатольевна

УМК: «Школа России» Тема:

УМК: «Школа России» Тема:

Личностные: - проявляют интерес к творчеству

Личностные: - проявляют интерес к творчеству

Ход урока: Этап урока

Ход урока: Этап урока

Создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность

Создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность

Давайте проверим, ….группа справилась первой

Давайте проверим, ….группа справилась первой

Верно, перед тем как познакомиться с новым произведением, давайте вспомним биографию

Верно, перед тем как познакомиться с новым произведением, давайте вспомним биографию

Встаем. -видеозапись физкультминутки -

Встаем. -видеозапись физкультминутки -

Обеспечить первичную проверку понимания

Обеспечить первичную проверку понимания

Бегемоты Читали стихотворение

Бегемоты Читали стихотворение

Включить учащихся в систему знаний

Включить учащихся в систему знаний

Во мне пробудились чувства, мысли… -

Во мне пробудились чувства, мысли… -
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.07.2023