Краснова
Анастасия Анатольевна
Технологическая карта урока литературного чтения
УМК: «Школа России»
Тема: Н.Носов «Затейники»
Класс:
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Цель: формирование читательских и речевых умений в процессе работы над рассказом Н. Носова «Затейники».
Задачи:
Образовательные:
· познакомить учащихся с рассказом Н.Носов «Затейники»;
· актуализировать знания учащихся о жизни и творчестве Н.Носова;
· формировать умение интонацией передавать настроение и чувства героев
Развивающие:
· развивать ПУУД – умение грамотно строить речевые высказывания в ходе ответов на вопросы по тексту;
· развивать ЛУУД умение делать выводы после изучения произведения на основе определения идеи произведения
Воспитательные:
· воспитывать интерес к творчеству Н.Носова;
· воспитывать чувства любви, уважения друг к другу.
Планируемые результаты:
Предметные:
- знакомы с рассказом Н.Носов «Затейники»;
- знают интересные факты из биографии писателя;
- формируют навык осознанного и выборочного чтения.
Метапредметные:
Познавательные:
- умеют делать выводы после изучения произведения о том, как важно понимать красоту природы;
- умеют грамотно строить речевые высказывания в ходе ответов на вопросы по тексту.
Регулятивные:
- контролируют свою деятельность в ходе творческой работы;
- оценивают свою деятельность на уроке.
Коммуникативные:
- слушают и понимают речь других;
- умеют высказывать свое мнение.
Личностные:
- проявляют интерес к творчеству Н.Носов
- проявляют нравственные качества, самодисциплину.
Оборудование:
Для учителя: учебник, раздаточный материал, презентация, аудиозапись, интерактивное оборудование, документ-камера.
Для учеников: учебник, тетрадь, пенал, раздаточный материал.
План урока:
1) Организационный момент. (1 мин.)
2) Мотивация учебной деятельности учащихся. (2 мин.)
3) Актуализация знаний и умений. Создание проблемной ситуации. (3 мин.)
4) Выявление места и причин затруднения. Постановка задач урока. (2 мин.)
5) Открытие новых знаний (15 мин.)
6) Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. (9 мин.)
7) Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. (7 мин.)
8) Включение в систему знаний. (3 мин.)
9) Подведение итогов. Рефлексия учебной деятельности. (2 мин.)
Ход урока:
Этап урока |
Задачи этапа |
Методы и приемы |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формы организации |
Дидактические средства |
Формы контроля |
Планируемые результаты |
||
Предметные |
Метапредметные |
Личностные |
||||||||
1.Организационный момент |
Настроить учащихся на работу. |
Речь учителя
|
Здравствуйте – ты скажешь
человеку. - Здравствуйте, ребята! Рада видеть вас на уроке литературного чтения. -Проверьте, все ли у вас готово к уроку: на столе должен лежать учебник, тетрадь, дневник и пенал. Приведите свое рабочее место в порядок и отложите все на край стола. |
- Приветствуют учителя и садятся на свои места. Проверят готовность к уроку.
|
Ф |
|
Самоконтроль |
|
|
|
2. Мотивация учебной деятельности учащихся |
Создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность. |
Беседа Рассказ Скороговорка
|
- Сейчас я предлагаю вам, поработать со скороговоркой. Вы можете увидеть ее на слайде. Как известно бобры добры, -Все ли слова понятны? А сейчас давайте подготовимся к чтению скороговорки: -читаем шепотом -немного громче -а теперь читаем громко и внятно. Читаем скоро и быстро (2-3 ученика). Понравилась ли вам такая разминка? Вы готовы перейти к уроку? |
-да
-читают
-читают
-да |
Ф
|
Призентация |
Самоконтроль |
|
КУУД: слушают и понимают речь других |
|
3. Актуализация знаний и умений. Создание проблемной ситуации |
Определить тему и задачи урока. |
Рассказ Беседа Объяснение
|
Интерактивное задание -Сейчас я предлагаю вам разгадать кроссворд. Чтобы выполнить это задание, вам нужно будет вспомнить материал прошлых уроков. Работать вы будете в группах по 4 человека. Приступим. 1.Как называется стихотворение К. И. Чуковского, где встречаются такие строки: «Надоело нам мяукать…»? 2.Федорино … . 3.В стихотворении Чуковского, кто был паинькой? 4.Имя Чуковского? 5.Фамилия автора, который написал стихотворение «Дядя Степа»? 6.Стихотворение С. В. Михалкова называется: « … щенок»? 7.Стихотворение С. Я. Маршака «… и лодыри»? 8.Кто автор строк: «Уронили мишку на пол, оторвали мишке лапу…» -Давайте проверим, ….группа справилась первой. Выходите к доске проверим. -Ребята, а заметил ли кто из вас какой герой появился в кроссворде? Верно. Из какого рассказа этой герой и кто написал это произведение? |
-путаница
-горе -заинька
-Корней -Михалков
-Мой -кот
-Барто
-….группа выходит и открывает ответы
-это Незнайка. «Незнайка и его друзья» Николай Носов. |
Ф |
|
Самоконтроль |
|
КУУД: слушают и понимают речь других. |
|
4. Выявление места и причин затруднения. Постановка задач урока. |
Выявить причины затруднения. Поставить задачу на урок. |
Рассказ Беседа Прием «Осколки» Демонстрация |
- Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с творчеством Николая Носова. - Мы познакомимся с новым произведением. Предлагаю узнать, как оно называется. -Когда я хотела повесить название рассказа на доску, то оно упало и разбилось, а осколки рассыпались по классу. Посмотрите, кто увидит осколки, поднимите руку.(слово разбросано по слогам) ЗА ТЕ Й НИ КИ - Какое название у произведения, которое мы будем сегодня изучать? - Верно, сегодня на уроке мы познакомимся с произведением «Затейники», которое написал Николай Носов. - Какую цель мы можем поставим на урок?
- Верно, перед тем как познакомиться с новым произведением, давайте вспомним биографию Николая Носова. |
-поднимают руку если увидели осколок - «Затейники»
- Повторить биографию писателя, познакомиться с новым произведением и другие ответы детей. |
Ф |
Интерактивная доска |
Самоконтроль |
|
КУУД: слушают и понимают речь других. |
|
5. Открытие новых знаний |
Обеспечить первичное усвоение новых знаний. |
Рассказ Беседа Упражнение Работа с книгой Демонстрация Иллюстрация |
1. Слово учителя о писателе. Николай Носов (1897 — 1986) родился 23 ноября 1908 года в Киеве в семье актёра-эстрадника. Разносторонне одарённый мальчик Коля Носов, ещё учась в гимназии, увлекался музыкой, театром, литературой, шахматами, фотографией, радио-и электротехникой. -В 1920-х годах Носов увлекся химией, организовал на чердаке своего дома химическую лабораторию. Николай Николаевич даже собирался поступить на химический факультет Киевского политехнического института, но в последний момент передумал. -Первые сказки Носов сочинял для своего сына Петра и не планировал их печатать. - Рассмотрите обложки книг, прочитайте названия.
-Если вы захотите прочитать произведения Николая Носова, то с легкостью можете это сделать, посетив школьную библиотеку. Физкультминутка - Перед изучением рассказа предлагаю немного размяться. Встаем. -видеозапись физкультминутки - Садимся, продолжаем работать дальше. - Открываем учебники на странице 50. 2. Словарная работа. - Перед тем как мы приступим к чтению, я предлагаю объяснить значение некоторых слов, которые могут вызвать затруднение. Вы видите слова, давайте попробуем подобрать к ним определения.
Ø Стащили – переместили, унесли куда — нибудь. Ø Починить - исправить, сделать пригодным для использования . Ø Подкрался на цыпочках – подойти тихонько, незаметно, на кончиках пальцев ног. 3. Работа с текстом. -Как вы думаете, какими будут герои рассказа? - Предлагаю вам послушать рассказ и узнать. (Запись). -
Какое настроение вызвало у вас это произведение? |
- Слушают учителя, рассматривают фотографии.
- Рассматривают обложки книг, читают названия.
- Выполнят физкультминутку.
- Работают со словарными словами. Называют определение, после отодвигают шторку и проверяют себя.
-не знают
- Слушают запись
- Стало весело и другие ответы детей. -да -да |
Ф
|
Презентация Документ-камера |
Самоконтроль Взаимоконтроль
|
Умеют грамотно строить речевые высказывания в ходе ответов на вопросы по тексту. |
|
Проявляют интерес к творчеству Н. Носова; |
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. |
Обеспечить первичную проверку понимания. |
Речь учителя Беседа Объяснение Работа с книгой Обсуждение |
4. Аналитическая беседа -Сейчас мы прочтем рассказ, но не обычным способом. Прием «Чтение с остановками» . Вы будете читать до того места, которое я вам скажу. Следите внимательно. 1 ученик читает до слов- а там темно темно. 2 ученик читает до слов - а ты меня. 3 ученик читает до слов- бегом из комнаты. 4 ученик читает до слов -Это я -говорит Валя. 5 ученик читает до слов - а может быть есть. 6 ученик читает до конца.
|
-читают
|
Ф П
|
Раздаточный материал |
Самоконтроль |
|
КУУД: умеют высказывать свое мнение. |
|
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. |
Обеспечить первичное закрепление материала урока. |
Объяснение |
-Ребята, перед вами на столе карточки. На карточках записаны опорные слова и словосочетания. Будьте внимательны! Вам могут встретиться слова, которые не относятся к изучаемому тексту. Вашей паре нужно выбрать слова и словосочетания согласно содержанию текста. После мы проверим первую пару, которая справится с этим заданием. Затейники Три поросёнка -У нас есть первая пара, выходите к доске проверим. (проверка через документ- камеру). -Ребята, у вас так же получилось? -Молодцы, вы все замечательно справились с заданием.
|
-слушают задание
- кто выполнил первый поднимает руку.
-Да |
Ф П
|
|
Самоконтроль |
|
РУУД: контролируют свою деятельность в ходе творческой работы |
|
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению |
Проинформировать учащихся о домашнем задании. |
Объяснение |
- Ребята, запишите домашнее задание. Вы можете сами выбрать себе одно из заданий. 1. Перечитать рассказ и подготовить его пересказ. 2. Продолжить рассказ. «На следующий день дети опять остались одни дома…». -Кто понял задание, поднимите руку. |
- Записывают домашнее задание.
-выбирают -реагируют |
Ф |
|
Самоконтроль |
|
|
|
8. Включение в систему знаний. |
Включить учащихся в систему знаний. |
Беседа Обсуждение |
-Прием «Толстые и тонкие вопросы» - Ребята, как вы думаете, чему хотел научить Вас Николай Носов? - А вы боитесь темноты? Почему?
- За что можно их поругать?
- Что бы сказала мама, если бы увидела эту картину?
-Ребята, а будете ли вы себя так вести дома? Я надеюсь, что вы запомните свои ответы и не станете так поступать. |
-Ответы детей
-Умеют организовать свой досуг, не будут скучать -Нельзя играть с одеялом, с постелью) -Потише играть, нельзя громко кричать, невоспитанные -нет |
Ф |
|
Самоконтроль |
Умеют делать выводы после изучения произведения |
КУУД: слушают и понимают речь других.
|
|
9. Подведение итогов. Рефлексия учебной деятельности. |
Организовать подведение итогов урока, анализ и оценку качества работы на уроке. |
Беседа Рефлексия
|
- Ребята, с каким рассказом мы познакомились?
- Кто написал данное произведение? - Чему учит нас этот рассказ? - Какая главная мысль рассказа «Затейники»? -Можно ли сказать, что «Затейники» – поучительный рассказ? Почему? -Ребята, наш урок подходит к концу. Предлагаю вам закончить предложения: 1. На меня произвело впечатление… 2.У меня появилось желание … 3. Мне пригодятся эти знания… 4. На уроке я узнал (а) … 5. Во мне пробудились чувства, мысли… - Урок окончен, всем спасибо! |
- с рассказом «Затейники».
- Николай Носов. - ответы детей.
- Оценивают свою деятельность на уроке. |
Ф |
|
Самоконтроль |
|
РУУД: оценивают свою деятельность на уроке. |
Проявляют внимательность друг к другу |
Затейники Три поросёнка |
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.