Конспект урока по литературному чтению по теме: Н.Сладков "Зимние долги"

  • docx
  • 10.10.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Михновец К.С. Зимние долги.docx

Класс: 2

Тема: "Зимние долги". Н.Сладков.

Цели урока: - знакомство учащихся с жизнью и творчеством Н. И. Сладкова;

- обучение выразительному чтению с соблюдением соответствующей интонации, громкости речи, темпа речи;

- обогащение словарного запаса;

- развитие умения улавливать основное содержание произведения, логику повествования, смысловые и интонационные связи в тексте;

- воспитание бережного отношения к птицам, животным, природе через чтение произведений Н. И. Сладкова.

 

Ход урока

I.                  Побуждение. Организационный момент

- Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок. Начнём наш урок с небольшого четверостишия.

            Улыбнусь я себе.

            Улыбнусь я тебе.

            Улыбаться мне не лень.

            Пусть хорошим будет день.

-Желаю вам успехов  и хорошего настроения!

На сегодняшнем уроке мы будем думать, размышлять, наблюдать, на вопросы отвечать, красиво говорить, учиться строить предложения, читать целым словом.)

По названию произведения подумайте, о чем это произведение?

У известного писателя-фантаста Рэя Бредбери есть роман "451° по Фаренгейту". В нем изображен город, в котором страшным преступлением считалось чтение и хранение книг. Если в доме находили хотя бы одну книгу, то сжигали и книгу, и дом, и хозяина. Жители могли только смотреть телевизор. Вы хотели бы жить в таком городе? -Нет.

 

Однако в этом городе существовала "живая библиотека" – группа людей, каждый из которых когда-то тайно прочитал книгу и выучил ее наизусть. Эти люди-книги, рискуя своей жизнью, хранили книги в глубине своей памяти, чтобы поделиться с другими. Мне бы хотелось, чтобы вы так же любили книги, как эти люди. А чтобы любить книги, надо их понимать.
Сегодня на уроке мы продолжим работу над умением понимать то, что мы читаем. Мы пройдем от заголовка в глубину текста, чтобы добраться до самого главного в произведении – цели, ради которой его написал автор. Для этого на уроке надо быть внимательным к слову, беседовать с текстом, не забывать о включении "мысленного экрана", то есть использовать все те приемы понимания, над которыми мы все время работаем.

Рассказ о писателе Н. И. Сладкове.

Николай Иванович Сладков (1920—1996) — писатель, автор более 60 книг о природе. Родился 5 января 1920 года в Москве, но всю свою жизнь прожил в Ленинграде, в Царском Селе. Здесь, неподалеку от его дома, было много старых лесопарков, где будущий писатель открыл для себя целый мир, необычайно богатый тайнами природы. Научился узнавать по голосам самых разных птиц.

Николай Иванович много путешествовал, заносил свои наблюдения в записную книжку, который начал вести во втором классе, а потом писал рассказы.  Лес стал для него настоящим добрым другом. Он сам фотографировал, рисовал животных и птиц, очень хорошо понимал язык зверей и птиц. И в своих рассказах он представлял перед читателем своих героев: лис, ежей, зайцев, медведей, птиц.

На доске:

Зимние долги.

Н.Сладков

 

II. Осмысление. Вопросы тонкие и толстые.

Прочитайте заголовок произведения, записанный на доске. Все ли слова понятны?

Что такое "долги"?

Долг – взятое взаймы, обязанность. О каком долге говорится здесь?

О зимнем долге.

Выскажите свои прогнозы: о чем мы будем читать?(предположения детей)

– О чем вам говорит фамилия автора?

Сладков пишет о природе.

Вы правы, Николай Сладков пишет о природе, о животных.

Учитель открывает на доске картинки с изображением вороны, воробья, синицы, дятла.

– Какое отношение могут иметь к произведению эти птицы?

-Наверное, они герои рассказа. Могут ли быть у них долги? Почему эти долги зимние?

Выслушиваются ответы детей.

– Давайте знакомиться с новым произведением Николая Сладкова, в котором мы найдем ответы на все возникшие вопросы.

Направленное чтение.

Знакомиться с произведением будем, проводя диалог с текстом. Приготовьте свои закладки, чтобы следить за чтением и открывать текст постепенно. Текст читается до слов "А ты слетай да проверь!".

 

– Мы узнали, кто является главными героями произведения. Какие они? Будьте внимательны к словам.

Ворона – старая карга – старая женщина, ведьма.

– Воробей – веселый, радостный, он расчирикался, задиристый, молодой.

"Карга" – от тюркского "кара" – черный.
С каким вопросом пристает к Воробью Ворона?

Физкультминутка

- А сейчас представьте себя воробышками. Как вы себя чувствуете в холодную зиму?

-Покажите, как вы замерзли? Что нужно сделать, чтобы согреться?

( надо прыгать, полетать)

Прыгаем на левой ножке, на правой ножке. Полетаем…

- Ну что, воробышки, согрелись? А теперь садимся на ветки и работаем дальше.

 

– Как автор подчеркивает важность этого вопроса?

Не отстает – несколько раз напоминает; надрывается – старается изо всех сил; не унимается – не успокаивается.

Ворона хочет, чтобы Воробей делал так, как порядочные птицы. Что значит "порядочный"? - Честный, неспособный на плохие поступки.

А теперь перечитаем текст, включив "мысленный экран" и представляя героев. По ходу чтения будем делать остановки тогда, когда к тексту появятся вопросы.
Вопросы, которые можно задавать по ходу чтения: как отдает свой долг Ворона? Кому и чем? Какие долги у Синицы? Как она их отдает?

Как дятел расплачивается с долгами? (карточки с названиями насекомых-вредителей)

 

III. Итог урока.

 

У. Совпали с текстом предположения, которые вы высказывали до чтения? Какой долг имеют птицы?

Д. Люди подкармливают птиц в зимнее время.

У. Как они его отдают?

Д. Птицы уничтожают вредителей.

У. С кем борются птицы? Назовите их.

Д. С короедами, плодожорками, древоточцами.

У. Можете ли вы объяснить, как образованы их названия?

Д. Короеды – кору едят.
– Листогрызы – листья грызут.
– Корнееды – корни едят.
– Корнегрызы – грызут корни.
– Древоточцы – дерево точат.
– Плодожорки – жрут плоды.
– Кровососы – кровь сосут.

 

У. А теперь проверим, насколько внимательными читателями вы были. Прочитайте предложения на карточке и запишите рядом с каждым на строчке, кто из птиц так говорил, как долг свой отдавал.

 

Карточка

Сад стерегу от плодожорок и листогрызов.
___________________________________________
А я из борозды всяких корнеедов и корнегрызов выбираю. _________________________
Бьюся с ними, не щадя живота! Лес от древоточцев и короедов оберегаю. _______________
Как начну вот птенцов своих комарами, слепнями да мухами кормить. Чтобы кровососы эти ребят не кусали. _________________________

 

В ходе работы учитель выслушивает ответы детей на поставленные вопросы:

– Добилась ли Ворона своего?
– Кого из птиц можно назвать порядочной?
– Поделитесь мыслями, которые возникли у вас после работы над этим произведением.
– Какую мысль вы считаете самой важной?
– Поищем важную мысль, скрытую в нашем тексте, среди нескольких пословиц. Ведь мы с вами знаем, что пословица может выразить мысль и точно, и красиво.

Разобрать пословицы в парах:

1. Долго спать – долг наспать.

2. Нечем платить долгу, ступай за Волгу.

3. Долги помнит не тот, кто берет, а кто дает.

4. Долг платежом красен.

5. Если хочешь врага нажить, то дай ему в долг.

 

Домашнее задание. Рефлексия

 

Используя информацию из текста, попробуйте составить свой рассказ о том, как птицы помогают человеку. На нашем уроке сегодня были трудные пословицы. Попробуйте объяснить их смысл, посоветуйтесь со взрослыми, если будет трудно.

Ребята каждый из вас должен сейчас подумать и для себя сделать вывод:
-Если вы довольны, то  прикрепите на доске – снегиря

- Если не совсем довольны,  то – синицу..
-Если не довольны уроком -  воробья.

 

- Ребята, сегодня вы побывали в удивительном  мире природы, в который пригласил нас писатель Н. Сладков. Я верю, что вы еще раз  прикоснулись к  чувству добра, а значит, стали более чуткими, внимательными и добрыми по отношению к братьям нашим меньшим.

 Я желаю вам быть наблюдательными, любить и беречь природу,  познавать её тайны через чтение книг.