Конспект урока по литературному чтению в 3 классе "Особенности сказок разного вида на примере сказки "У страха глаза велики"

  • docx
  • 27.09.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Особенности сказок разного вида .docx

Особенности сказок разного вида (о животных, бытовые, волшебные) на примере русской народной сказки «У страха глаза велики».

 

Цели урока: способствовать развитию навыков выразительного чтения, умения анализировать текст, выделять главную мысль.

Задачи урока:

образовательные: ознакомить учащихся с классификацией сказок; познакомить учащихся с особенностями сказок разных видов: о животных, бытовых, волшебных;

коррекционно-развивающие: коррекция концентрации внимания, развитие логического мышления, способствовать развитию умения делать выводы на основе сравнения, обобщения через работу с текстом; формировать навыки выразительного чтения и краткого пересказа.

 воспитательные: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

 

Ход урока

1. Организационный момент

Приветствие, проверка готовности к уроку. (За экраном).

Здравствуйте, ребята! Какой сейчас урок? Кто сегодня дежурный? Кого сегодня нет на уроке? Какое сегодня число? Дима спроси у Полины какой сегодня день недели?

Речевая разминка. Назовите дежурный звук? На уроке будем следить за правильным произношением звука «м».

— Ребята, сегодня нас ждет увлекательное путешествие в мир сказок. — Какое у вас настроение? (Коротко обсудить.)

2. Актуализация знаний

Какой раздел литературного чтения мы изучаем?

Что такое фольклор?

К фольклору относятся – пословицы, поговорки, загадки, считалки, потешки, небылицы, народные песенки и сказки.

Что такое сказка?

Какие сказки вы знаете?

Чем отличается сказка от других литературных произведений?

Задание: — Назовите известные вам сказки и попробуйте разделить их на группы (по героям или событиям).

3. Постановка учебной задачи

Сегодня мы узнаем, какие бывают виды сказок, научимся их различать и разберём русскую народную сказку «У страха глаза велики».

4. Изучение нового материала

4.1. Краткое сообщение учителя

Сказки бывают:

О животных (главные герои — животные, часто наделены человеческими чертами)

Бытовые (рассказывают о жизни обычных людей, их трудностях и находчивости)

Волшебные (в них есть чудеса, волшебные предметы, необычные существа)

Пример: — «Колобок» — о животных, — «Морозко» — волшебная, — «Каша из топора» — бытовая.

4.2. Чтение сказки «У страха глаза велики»

Чтение сказки вслух по ролям.

4.3. Анализ сказки

Вопросы для обсуждения:

Как начинается сказка?

Кто главные герои этой сказки?

Какие события происходят?

Найдите звукоподражательные слова.

Зачем рассказчик их использует?

К какому виду относится эта сказка? Почему?

 

5. Первичное закрепление

5.1. Работа в парах

Задание: — Обсудите с соседом по парте, к какому виду относится сказка «У страха глаза велики» и почему.

5.2. Коллективная проверка

Короткое обсуждение ответов.

5.3. Краткая классификация

Учитель на доске записывает названия сказок, ученики определяют их вид.

 

6. Самостоятельная работа

6.1. Задание

Прочитайте отрывок из другой сказки («Теремок», «Василиса Прекрасная», «Мужик и медведь»).

К какому виду относится сказка? Почему?

 

7. Итоги урока

— Какие виды сказок мы узнали?

— Как определить, к какому виду относится сказка?

— Чему учит сказка «У страха глаза велики»?

— Какое задание было самым интересным?

 

8. Домашнее задание:

с. 31-32 прочитать, попробуйте перечислить только основные события сказки. Это будет краткий пересказ.

 

9. Рефлексия

«Светофор»:

— Кто понял, как различать виды сказок? (Показать зелёную карточку или поднять руку.) — Кому ещё нужно потренироваться? (Жёлтая.)

— У кого остались вопросы? (Красная.)