Урок литературного чтения во 2 классе
УМК «Школа России»
Тема: Русская народная сказка «Гуси-лебеди».
Цели: познакомить учащихся с русской народной сказкой «Гуси-лебеди» и новым видом сказок (волшебной сказкой); обогащать словарный запас, развивать внимание, память, творческие способности.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь различать жанры УНТ, характеризовать героев сказки; соотносить пословицу и сказочный текст; определять последовательность событий.
Оборудование: аудиозапись «В гостях у сказки», листы с алфавитом.
Ход урока
I. Организационный момент.
Звучит музыка «В гостях у сказки».
В мире много разных сказок
Грустных и смешных,
Но прожить на свете
Нам нельзя без них.
В сказке может всё случиться,
Наша сказка впереди,
Сказка в двери постучится –
Скажем гостье: «Заходи».
II. Проверка домашнего задания.
Чтение сказки «Каша из топора по ролям.
III. Постановка цели урока.
- Какие виды сказок вы знаете? (бытовые, о животных)
- Чем отличаются бытовые сказки от сказок о животных?
- Сегодня на уроке мы познакомимся ещё с одним видом сказок. А как они называются, вы узнаете, когда расшифруете слово.
Перед вами лист с алфавитом. Каждая буква пронумерована. Расшифруйте слово, расставляя буквы в таком порядке:
3, 16, 13, 26, 6, 2, 15, 29, 6
- Какое слово получилось? (волшебные)
- Правильно. В волшебных сказках всё необыкновенно: люди, земля, реки, деревья, птицы, вещи. Всё приобретает чудесные свойства.
- Назовите волшебные предметы, которые вы помните (волшебная палочка, сапоги-скороходы, ковёр-самолёт).
Отгадайте загадку.
Шипит, гогочет,
Ущипнуть меня хочет.
Я иду, боюсь,
Кто это? (гусь)
Попробуйте угадать: с какой сказкой мы познакомимся сегодня на уроке? («Гуси-лебеди»)
IV. Изучение нового материала.
1. Признаки волшебных сказок:
1) зачин;
2) троекратный повтор;
3) волшебные предметы;
4) положительные и отрицательные герои;
5) добро побеждает зло;
6) концовка
2. Первичное чтение.
Читают дети, по ходу чтения идёт словарная работа.
Кликать – громко звать;
Кудель – пучок льна, приготовленный из пряжи;
Веретено – используется для прядения;
Устьице – выходное отверстие у печи.
3. Первичная проверка понимания текста.
Вопросы после чтения:
- Понравилась вам сказка?
- Что в сказке волшебного?
- Назовите героев сказки.
- Куда ушли мать и отец?
- Что они сказали дочке? Послушалась ли она родителей?
- Кто унёс братца?
- Кого встретила девочка, когда побежала искать братца?
- Помогли ли они в поиске? Почему?
- Где она нашла братца?
- Кто помог ей увести оттуда братца? Почему?
- Кто помог им вернуться домой?
V. Физкультминутка.
Утром встал гусак на лапки, (присесть, затем подняться)
Приготовился к зарядке. (шаги на месте)
Повернулся влево, вправо, (повороты)
Приседанье сделал браво. (присесть)
Перевёл гусиный дух (наклоны вперёд, руки назад)
И с разбегу в воду - бух. (повернуться вокруг и подпрыгнуть).
VI. Закрепление нового материала.
1. Выборочное чтение.
- Какую ошибку допустила девочка?
- Прочитайте, как гуси-лебеди унесли мальчика.
- Кто первый помог девочке? Что просила печка?
- Что просила яблоня?
- Что просила речка?
- Кого встретила девочка в избушке у Бабы-яги?
- Чем закончилась сказка?
2. Работа в группах.
1 группа. Выбрать слова, которые характеризуют поведение девочки в начале сказки.
Послушная, внимательная, непослушная, хвастливая, смелая, грубая, невнимательная, вежливая.
2 группа. Выбрать слова, которые характеризуют поведение девочки в конце сказки.
Послушная, внимательная, непослушная, хвастливая, смелая, грубая, невнимательная, вежливая.
VII. Рефлексия.
Сегодня на уроке я …
Считал ворон.
Трудился в поте лица.
Ловил мух.
Сидел разинув рот.
Работал в поте лица.
VIII. Итог урока.
- К какому виду сказок относится сказка, которую мы прочитали сегодня?
- Какие волшебные предметы в ней встречаются?
- Какой троекратный повтор есть в сказке?
- Какова главная мысль сказки? Чему она учит?
IX. Домашнее задание.
Перечитать сказку. Подготовиться к чтению по ролям.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.