Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение городского округа Королёв Московской области
«Школа – интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Конспект урока по математике для обучающегося на дому
4 класс
специальной (коррекционной) школы VIII вида.
Составитель: Учитель Борисова И.В.
08.02.2022 г.
.
Пояснительная записка
Надомное обучение - это один из вариантов индивидуального обучения для тех детей, которые по ряду причин, как правило, это болезнь, не могут посещать школу. Индивидуальная работа с ребенком позволяет учесть и его работоспособность, и его утомляемость, и особенности протекания болезни и психических процессов. Кроме того, это возможность рациональной организации режима дня. Учитель надомного обучения приобретает у учащегося статус близкого человека. Система «учитель - ученик» становится доминирующей в жизни ребенка. Ее значение для развития личности состоит в том, что она впервые и по-настоящему включает детей в отношения «ребенок - общество», так как учитель воплощает в своей деятельности требования общества. Поэтому учителю нужно так организовать учебный процесс, чтобы ученик в любой момент смог вновь вернуться в школу и соответствовать уровню современного информационного общества.
Тема урока: «Сложение и вычитание чисел в пределах 100».
Цель: Формирование знаний у учащегося, умений выполнять действия, путём установления взаимосвязи между ними.
Задачи:
Воспитательные:
- воспитывать деловое поведение учащегося на уроке.
-формировать деловые межличностные отношения между учеником, и учителем.
Образовательные:
- закрепить вычислительные умения и навыки сложения и вычитания в пределах 100.
- развивать внимание, память, в процессе решения математических выражений и задач
– развивать память, логическое мышление, воображение, внимание
– воспитывать аккуратность при работе.
Основные направления коррекционно-педагогической работы, используемые на уроке:
стимуляция сенсорных функций (зрительного, слухового восприятия);
формирование математических представлений;
развитие зрительно-моторной координации и функциональных возможностей кисти и пальцев;
овладение письмом;
воспитание навыков самообслуживания.
Планируемые результаты:
- предметные:
знать: приемы сложения и вычитания чисел в пределах 20.
уметь: решать примеры и задачи на сложение и вычитание чисел в пределах 20, уметь находить периметр
- метапредметные и личностные (УУД):
- личностные: проявление учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения поставленных задач;
- регулятивные: выполнение учебных действий в материализованной, громкоречевой и умственной форме;
- познавательные: осуществление анализа объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- коммуникативные: формирование способности учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.
На уроке применяются следующие коррекционные методы: информационные методы (беседа, консультирование).
Тип урока: комбинированный
Оборудование:
1. Цветные карточки (красного, зеленого, желтого) с числами 20,15, 10, 3.
2. цепочка чисел для ученика.
42, 43, 92, 9, 67,
-3. числовой ряд.1,2,3,4,5,6,7,8,9,10
План урока:
1.Организационный момент.
2.Устный счет.
-сравнение чисел;
3. Основная часть.
-текст задачи для ученика
-демонстрационные варианты краткой записи к задаче.
-карточки для работы в тетради
4. Физкультминутка.
-таблица примеров.
-решение в тетрадях аналогичных примеров
5. Закрепление учебного материала.
6. Домашнее задание
7. Рефлексия.
8. Итог урока.
|
1.Организационный момент. 1.Проверка готовности к уроку.
|
На столе лежит дневник тетради , ручки , цветные карандаши, ноутбук. |
|
2.Психологический настрой на хорошую работу на уроке. |
Пожелание хорошего настроения.
|
|
3. Упражнение по коррекции зрительного внимания. |
Упражнение по коррекции зрительного внимания |
|
4.Нам предстоит сегодня интересная, но сложная работа на уроке. 1.Работа с карточками: На карточках обозначены числа: 67, 9, 15, 4 Учитель попеременно показывает и задаёт вопросы по ним. - число 67 – это какое число? (Двузначное, оно обозначает два разряда). -число 5- это какое число? (Однозначное, оно обозначает один разряд). |
(Отвечает обучающийся) |
|
2.Устный счет. Сравнение чисел; превращение неравенства в равенство. - У учащегося так же на столе есть карточки с числами в разброс. |
(Отвечает обучающийся) |
|
задание. Расставь данные числа, в порядке возрастания. Что значит «в порядке возрастания»? |
(Отвечает обучающийся) От меньшего к большему. |
|
задание. назови наименьшее число? задание. назови наибольшее число? (Начинаем отсчёт от наименьшего числа к наибольшему) 3,15,24,36,100, 42, 43, 92, 1, 67. - Что увидел? (число 100) - что даны числа от одного до ста. - что 100 – это самое большое число - назови, сколько в сотне единиц? (100) - сколько десятков в числе 100? (10 десятков.) - сколько сотен? (1 сотня). |
(Отвечает обучающийся) 1.3.15.24.36.42.43.67.2.100 |
|
(Отвечает обучающийся) 100 единиц
|
|
|
(Отвечает обучающийся) 10 десятков |
|
|
(Отвечает обучающийся) |
|
|
3. Основная часть. -Открой тетрадь и запиши сегодняшнее число текст задачи для ученика (составить схему). -чтение текста задачи учителем. -чтение текста задачи учащимся про себя. -выделение условия задачи, вопроса задачи - выделение данных в задаче (учащийся должен подчеркнуть на карточках в тексте данные). На покупку игрушек детям родители истратили 100 рублей. Старшему сыну купили конструктор за 35 р., дочери – куклу за 25 р., а младшему сыну – солдатиков. Сколько стоили солдатики? |
(открывает тетрадь и записывает число обучающийся) |
|
Обучающийся составляет схему. Читает текст задачи про себя.
|
|
|
Обучающийся выделяет и подчеркивает в карточках данные к задаче. |
|
|
Обучающийся выбирает способ решения задачи 40р |
|
|
Демонстрационные варианты краткой записи к задаче. Задача №1 Истратили 100 р. Конструктор – 35 р. Кукла – 25 р. Солдатики -? 1.35+25=60р. 2.100-60=40р. Ответ: Солдатики стоили 40 рублей
Задача №2 Было – 100 р. Истратили – 35 р. и 25 р. Осталось - ? 1.35+25=60р. 2.100-60=40р Ответ: Осталось 40 рублей |
Обучающийся решает задачу 40р |
|
карточки для работы в тетради. … + 30 = 100 … + 18 = 44 15 + … = 45 88 + … = 100 |
(Решает обучающийся) 70 + 30 = 100 26 + 18 = 44 15 + 30 = 45 88 + 12 = 100 |
|
4. Физкультминутка. Сначала потянуться головой, затем шеей, плечами, туловищем поворачиваемся в одну сторону, потом в другую. - Я иду, и ты идёшь, раз, два, три, (ходьба на месте под счёт) Я пою, и ты поёшь, раз, два, три, (хлопки под счёт) Мы идём и поём, раз, два, три, одновременно ходьба и хлопки под счёт-0 Очень дружно мы живём, раз, два, три. |
(Отвечает обучающийся) |
|
Таблица примеров. 22 + 78 = 100 100 - …=78 100 -78 = 22 22+…=100 |
Обучающийся записывает примеры в тетрадь |
|
На какое действие первый пример? - Назови компоненты действия сложения 1 – слагаемое, 2 – е слагаемое, - сумма. - Какое число пропущено во втором примере, в третьем примере? - Чем похожи эти примеры? |
Обучающийся отвечает на вопросы: (используются одни и те же числа, сложение можно проверить вычитанием, для того чтобы найти неизвестное слагаемое, надо из суммы найти известное слагаемое |
|
Решение в тетрадях аналогичных примеров. Самостоятельная работа с учебником. - А теперь, открываем учебник на С. 8, № 21 (б, 1 столбики). - Молодец! |
Обучающийся выполняет задание самостоятельно. |
|
5.Закрепление учебного материала. Работа, в которой предлагается выполнить следующие задания. - Вставь пропущенные числа. … + 22 = 44 … + 20 = 100 94 + … = 100 61 + … = 81 |
Обучающийся выполняет задание самостоятельно. 22 + 22 = 44 80 + 20 = 100 94 +6 = 100 61 +20 = 81 |
|
6. Домашнее задание |
Обучающийся записывает задание |
|
7. Рефлексия. Оцени, свою успешность на уроке по пяти бальной системе. |
Обучающийся отвечает. |
|
8. Итог урока. - О чём мы сегодня говорили на уроке? - что у тебя получилось лучше всего - над чем следует ещё поработать? |
Обучающийся отвечает. |
САМОАНАЛИЗ
ОТКРЫТОГО УРОКА «Сложение и вычитание чисел в пределах 100». ПРОВЕДЕННОГО С УЧЕНИКОМ 4 КЛАССА НАДОМНОГО ОБУЧЕНИЯ.
Характеристика
Учащийся в основном понимает объяснения учителя, частично запоминает изучаемый материал, в лёгких случаях может сделать вывод, обобщение. Он может работать самостоятельно после разбора задания или с небольшой помощью учителя.
ТЕМА УРОКА:
«Сложение и вычитание чисел в пределах 100.»
Цель: Формирование знаний у учащегося о разновидностях линий, совершенствование умений выполнять действия, путём установления взаимосвязи между ними.
Задачи:
Воспитательные:
- воспитывать деловое поведение учащегося на уроке.
-формировать деловые межличностные отношения между учеником, и учителем.
Образовательные:
- закрепить вычислительные умения и навыки сложения и вычитания в пределах 100.
- развивать внимание, память, в процессе решения математических выражений и задач
– развивать память, логическое мышление, воображение, внимание
– воспитывать аккуратность при работе.
Тип урока: УРОК ЗАКРЕПЛЕНИЯ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ
Структура урока КЛАССИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИОННАЯ.
Данный урок является заключительным по вышеуказанной теме. Он тесно связан с предыдущими уроками и работает на последующие, так как направлен на обобщение знаний
Главный этап урока – повторение и закрепление материала в наглядных пособиях и картинках. Он направлен на развитие памяти, внимания, повторение. Для активизации мышления учащегося и развития связной речи, введение в тему урока и сообщение темы урока. При выполнении тренировочных заданий выяснилось, что материал учащимся усвоен, он умеет определять, запоминать и отвечать на вопросы.
Урок строился с соблюдением дидактических принципов обучения: воспитывающей и развивающей направленности обучения, научности, доступности, наглядности, сознательности, активности учащегося и основного принципа – коррекционной направленности.
Реализация урока достигалась путем использования следующих методов:
Словесных:
1. вступительная и обобщающая беседы, в ходе которых ставились вопросы наводящие, побуждающие, проблемные (ученик отвечал на вопросы, делал выводы, обобщения),
2. комментарии и объяснение учителя.
Наглядных:
демонстрация наглядных пособий.
рассматривание карточек с изображением учебных таблиц;
самостоятельная работа по карточкам для индивидуальной работы.
Работа с наглядными пособиями носила активный познавательный характер. Учащийся не только рассматривал демонстрируемую наглядность, но и активно работал с ней.
Практических:
выполнение задание по определению. Самостоятельная творческая работа.
Урок имел коррекционную направленность, что выражалось в использовании специальных упражнений по развитию высших психических функций учащихся. В уроке использовались упражнения на развитие памяти, внимания, слухового и зрительного восприятия
Выбранные методы обучения соответствуют дидактическим целям, содержанию учебного материала и возможностям учащегося в обучении.
Повторение и закрепление знаний по теме осуществлялось через индивидуальную самостоятельную работу. Учащийся активно работал на уроке, давал правильные и полные ответы на вопросы, делал выводы, обобщения, работал над словами, показал знание материала.
На уроке создавались условия для обучения ученика, использовались индивидуальные формы организации деятельности учащегося.
В основу индивидуального и дифференцированного подхода положены не только объём и содержание работы, но и степень помощи учащемуся, оказанная учителем.
Соблюдался охранительный режим: физкультминутка.
Санитарно-гигиенические условия нормальные.
Доброжелательная атмосфера, высокая работоспособность учащегося обеспечивались за счёт личностно-ориентированного подхода. Доминирующие отношения между учителем и учащимся добрые, спокойные.
Учитывая особенности ученика, урок проводился с постоянной сменой видов деятельности, в быстром темпе, но с учетом возможностей обучающегося.
План урока выполнен, изменений не внесено.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.