Конспект урока по математике для обучающегося на дому 4 класс специальной (коррекционной) школы VIII вида.

  • docx
  • 12.10.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Сложение и вычитание чисел в пределах 100.МатематикаДокумент Microsoft Word (3).docx

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение городского округа Королёв Московской области

«Школа – интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

 

 

                    

Конспект урока по математике для обучающегося на дому

4 класс специальной (коррекционной) школы VIII вида.

                                                                                                  

Составитель: Учитель Борисова И.В.

08.02.2022 г.

 

.

 

Пояснительная записка

 

Надомное обучение - это один из вариантов индивидуального обучения для тех детей, которые по ряду причин, как правило, это болезнь, не могут посещать школу.  Индивидуальная работа с ребенком позволяет учесть и его работоспособность, и его утомляемость, и особенности протекания болезни и психических процессов. Кроме того, это возможность рациональной организации режима дня. Учитель надомного обучения приобретает у учащегося статус близкого человека. Система «учитель - ученик» становится доминирующей в жизни ребенка. Ее значение для развития личности состоит в том, что она впервые и по-настоящему включает детей в отношения «ребенок - общество», так как учитель воплощает в своей деятельности требования общества. Поэтому учителю нужно так организовать учебный процесс, чтобы ученик в любой момент смог вновь вернуться в школу и соответствовать уровню современного информационного общества.

 

Тема урока: «Сложение и вычитание чисел в пределах 100».

 

Цель: Формирование знаний у учащегося, умений выполнять действия, путём установления взаимосвязи между ними.

Задачи:

 Воспитательные

- воспитывать деловое поведение учащегося на уроке.

-формировать деловые межличностные отношения между учеником, и учителем.

Образовательные:

- закрепить вычислительные умения и навыки сложения и вычитания в пределах 100.

- развивать внимание, память, в процессе решения математических выражений и задач

– развивать память, логическое мышление, воображение, внимание

– воспитывать аккуратность при работе.

Основные направления коррекционно-педагогической работы, используемые на уроке:

стимуляция сенсорных функций (зрительного, слухового восприятия);

формирование математических представлений;

развитие зрительно-моторной координации и функциональных возможностей кисти и пальцев;

овладение письмом;

воспитание навыков самообслуживания.

Планируемые результаты:

- предметные:

знать: приемы сложения и вычитания чисел в пределах 20.

уметь: решать примеры и задачи на сложение и вычитание чисел в пределах 20, уметь находить периметр

- метапредметные и личностные (УУД):

- личностные: проявление учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения поставленных задач;

- регулятивные: выполнение учебных действий в материализованной, громкоречевой и умственной форме;

- познавательные: осуществление анализа объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

- коммуникативные: формирование способности учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.

На уроке применяются следующие коррекционные методы: информационные методы (беседа, консультирование).

Тип урока: комбинированный

 

Оборудование:

1. Цветные карточки (красного, зеленого, желтого) с числами 20,15, 10, 3.

2. цепочка чисел для ученика.

 42, 43, 92, 9, 67,

-3. числовой ряд.1,2,3,4,5,6,7,8,9,10

 

План урока:

1.Организационный момент.

2.Устный счет.

-сравнение чисел;

3. Основная часть.

-текст задачи для ученика 

-демонстрационные варианты краткой записи к задаче.

-карточки для работы в тетради

4. Физкультминутка.

-таблица примеров.

-решение в тетрадях аналогичных примеров

5. Закрепление учебного материала.

6. Домашнее задание

7.  Рефлексия.

8. Итог урока.

Ход урока

 

1.Организационный момент.

1.Проверка готовности к уроку.

 

На столе лежит дневник тетради , ручки , цветные карандаши, ноутбук.

2.Психологический настрой на хорошую работу на уроке.

Пожелание хорошего настроения.

 

3. Упражнение по коррекции зрительного внимания.

Упражнение по коррекции зрительного внимания

4.Нам предстоит сегодня интересная, но сложная работа на уроке. 

1.Работа с карточками:

На карточках обозначены числа: 67, 9, 15, 4

Учитель попеременно показывает и задаёт вопросы по ним.

- число 67 – это какое число? (Двузначное, оно обозначает два разряда).

-число 5-  это какое число? (Однозначное, оно  обозначает один разряд).

(Отвечает обучающийся)

2.Устный счет.

Сравнение чисел;

превращение неравенства в равенство.

- У учащегося так же на столе есть карточки с числами в разброс.

(Отвечает обучающийся)

задание. Расставь данные числа, в порядке возрастания.

Что значит «в порядке возрастания»?

(Отвечает обучающийся)

От меньшего к большему.

задание. назови наименьшее число?

задание. назови  наибольшее число? (Начинаем отсчёт от наименьшего числа к наибольшему)

   3,15,24,36,100, 42, 43, 92, 1, 67.

- Что увидел? (число 100)

- что даны числа от одного до ста.

- что 100 – это самое большое число

- назови, сколько в сотне единиц? (100)

- сколько десятков в числе 100? (10 десятков.)

- сколько сотен? (1 сотня).

(Отвечает обучающийся)

1.3.15.24.36.42.43.67.2.100

(Отвечает обучающийся)

100 единиц

 

(Отвечает обучающийся) 10 десятков

(Отвечает обучающийся)

3. Основная часть.

-Открой тетрадь и запиши сегодняшнее число

текст задачи для ученика  (составить  схему).

-чтение текста задачи учителем.

-чтение текста задачи учащимся про себя.

-выделение условия задачи, вопроса задачи

- выделение данных в задаче (учащийся  должен подчеркнуть на карточках в тексте данные).

На покупку игрушек детям родители истратили 100 рублей. Старшему сыну купили конструктор за 35 р., дочери – куклу за 25 р., а младшему сыну – солдатиков. Сколько стоили солдатики?

 (открывает тетрадь  и записывает число обучающийся)

Обучающийся составляет   схему. Читает текст задачи про себя.

 

Обучающийся выделяет и подчеркивает в карточках данные к задаче.

Обучающийся выбирает способ решения задачи 40р

 Демонстрационные варианты краткой записи к задаче.

Задача №1

Истратили 100 р.

Конструктор – 35 р.

Кукла – 25 р.

Солдатики    -?

1.35+25=60р.

2.100-60=40р.

Ответ: Солдатики стоили 40 рублей

 

Задача №2

Было – 100 р.

Истратили – 35 р. и 25 р.

Осталось  -  ?

1.35+25=60р.

2.100-60=40р

Ответ: Осталось 40 рублей

Обучающийся решает задачу 40р

карточки для работы в тетради.

… + 30 = 100

… + 18 = 44

15 + … = 45

88 + … = 100

(Решает обучающийся)

70 + 30 = 100

26 + 18 = 44

15 + 30 = 45

88 + 12 = 100

4. Физкультминутка.

 Сначала потянуться головой, затем шеей, плечами, туловищем  поворачиваемся в одну сторону, потом в другую.

- Я иду, и ты идёшь, раз, два, три, (ходьба на месте под счёт)

Я пою, и ты поёшь, раз, два, три, (хлопки под счёт)

Мы идём и поём, раз, два, три, одновременно ходьба и хлопки под счёт-0

Очень дружно мы живём, раз, два, три.

(Отвечает обучающийся)

Таблица примеров.

 22 + 78 = 100

100 - …=78

100 -78 = 22

22+…=100

Обучающийся записывает примеры в тетрадь

На какое действие первый пример?

-  Назови   компоненты действия сложения  1 – слагаемое, 2 – е слагаемое, - сумма. 

-  Какое число пропущено во втором примере, в третьем примере?

-  Чем похожи эти примеры?

Обучающийся отвечает на вопросы:

(используются одни и те же числа, сложение можно проверить вычитанием, для того чтобы найти неизвестное слагаемое, надо из суммы найти известное слагаемое

Решение в тетрадях аналогичных примеров.

Самостоятельная работа с учебником.

- А теперь, открываем учебник на С. 8, № 21 (б, 1 столбики).

- Молодец!

Обучающийся выполняет задание самостоятельно.

5.Закрепление учебного материала.

Работа, в которой предлагается выполнить следующие задания.

- Вставь пропущенные числа. … + 22 = 44

… + 20 = 100

94 + … = 100

61 + … = 81

Обучающийся выполняет задание самостоятельно. 22 + 22 = 44

80 + 20 = 100

94 +6 = 100

61 +20 = 81

6. Домашнее задание

Обучающийся записывает задание

7.  Рефлексия.

Оцени, свою успешность на уроке по пяти бальной системе.

Обучающийся отвечает.

8. Итог урока.

- О чём мы сегодня говорили на уроке?

- что у  тебя получилось лучше всего

- над чем следует ещё поработать?

Обучающийся отвечает.

 

САМОАНАЛИЗ

ОТКРЫТОГО УРОКА «Сложение и вычитание чисел в пределах 100». ПРОВЕДЕННОГО С УЧЕНИКОМ 4 КЛАССА НАДОМНОГО ОБУЧЕНИЯ.

 

Характеристика

Учащийся в основном понимает объяснения учителя, частично запоминает изучаемый материал, в лёгких случаях может сделать вывод, обобщение. Он может работать самостоятельно после разбора задания или с небольшой помощью учителя.

 

ТЕМА УРОКА:

 «Сложение и вычитание чисел в пределах 100

Цель: Формирование знаний у учащегося о разновидностях линий, совершенствование умений выполнять действия, путём установления взаимосвязи между ними.

Задачи:

 Воспитательные

- воспитывать деловое поведение учащегося на уроке.

-формировать деловые межличностные отношения между учеником, и учителем.

Образовательные:

- закрепить вычислительные умения и навыки сложения и вычитания в пределах 100.

- развивать внимание, память, в процессе решения математических выражений и задач

– развивать память, логическое мышление, воображение, внимание

– воспитывать аккуратность при работе.

 

Тип урока: УРОК ЗАКРЕПЛЕНИЯ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ

Структура урока КЛАССИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИОННАЯ.

Данный урок является заключительным по вышеуказанной теме. Он тесно связан с предыдущими уроками и работает на последующие, так как направлен на обобщение знаний

Главный этап урока – повторение и закрепление материала в наглядных пособиях и картинках. Он направлен на развитие памяти, внимания, повторение. Для активизации мышления учащегося и развития связной речи, введение в тему урока и сообщение темы урока. При выполнении тренировочных заданий выяснилось, что материал учащимся усвоен, он умеет определять, запоминать и отвечать на вопросы. 

Урок строился с соблюдением дидактических принципов обучения: воспитывающей и развивающей направленности обучения, научности, доступности, наглядности, сознательности, активности учащегося и основного принципа – коррекционной направленности.

Реализация   урока достигалась путем использования следующих методов:

Словесных:

 1. вступительная и обобщающая беседы, в ходе которых ставились вопросы наводящие, побуждающие, проблемные (ученик отвечал на вопросы, делал выводы, обобщения),

2. комментарии и объяснение учителя.

Наглядных:

демонстрация наглядных пособий.

рассматривание карточек с изображением учебных таблиц;

самостоятельная работа по карточкам для индивидуальной работы.

Работа с наглядными пособиями носила активный познавательный характер. Учащийся не только рассматривал демонстрируемую наглядность, но и активно работал с ней.

Практических:

выполнение задание по определению. Самостоятельная творческая работа.

Урок имел коррекционную направленность, что выражалось в использовании специальных упражнений по развитию высших психических функций учащихся. В уроке использовались упражнения на развитие памяти, внимания, слухового и зрительного восприятия

Выбранные методы обучения соответствуют дидактическим целям, содержанию учебного материала и возможностям учащегося в обучении.

Повторение и закрепление знаний по теме осуществлялось через индивидуальную самостоятельную работу. Учащийся активно работал на уроке, давал правильные и полные ответы на вопросы, делал выводы, обобщения, работал над словами, показал знание материала.

На уроке создавались условия для обучения ученика, использовались индивидуальные формы организации деятельности учащегося.

В основу индивидуального и дифференцированного подхода положены не только объём и содержание работы, но и степень помощи учащемуся, оказанная учителем.

Соблюдался охранительный режим: физкультминутка.

Санитарно-гигиенические условия нормальные.

Доброжелательная атмосфера, высокая работоспособность учащегося обеспечивались за счёт личностно-ориентированного подхода. Доминирующие отношения между учителем и учащимся добрые, спокойные.

Учитывая особенности ученика, урок проводился с постоянной сменой видов деятельности, в быстром темпе, но с учетом возможностей обучающегося.

План урока выполнен, изменений не внесено.

 

 

 

 

 

 


 

Посмотрите также