Конспект урока по математике «Единицы длины. Километр. Сравнение объектов по длине. Соотношения между величинами длины, их применение»

  • docx
  • 28.10.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Конспект Математика 16.10.2025.docx

 

КОНСПЕКТ УРОКА МАТЕМАТИКИ     16.10.2025

 

Тема урока: Единицы длины. Километр. Сравнение объектов по длине. Соотношения между величинами длины, их применение

Цель:

·        познакомить с единицей длины – километр;

·        дать представление об использовании новой единицы измерения на практике;

 

Планируемые образовательные  результаты

 

Предметные:

·        познакомиться с новой единицей длины – километр;

·        научиться соотносить единицы длины;

Личностные:

·        принимать и осваивать социальную роль обучающегося;

·        проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

·        осознавать личностный смысл учения.

Тип урока: открытие нового знания

 

Методы и формы обучения:

объяснительно-иллюстративный

индивидуальная, фронтальная

 

Оборудование: УМК « Школа России», М.И.Моро « Математика» 4 класс, часть 1, презентация

 

 

 

№ п/п

 

ЭТАПЫ УРОКА

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения


ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

 

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

 

УУД

 

1.

 

Организационный момент

Организационный настрой на урок

Здравствуйте, ребята.

Пожелайте удачи себе и своему соседу на сегодняшнем уроке.

Переключать внимание на учителя. Настраиваться на работу.

Осознавать необходимость рабочего настроя на уроке.

 

2.

 

Актуализация знаний

 

 

 

 

 

 

 

 

Устный счет

(фронтальная работа)

 

 

 

 

 

 

Организует устный счет с целью актуализации знаний.

Устный счет.

- Вычислите.

657 785- 700                  60*70

456 000:10                     930:3

50 000+3000+ 500+4    450:50

6384- 6000                    90 000: 300

 

 

 

 

 

 

Выполнять задания устного счета.

 

Осознавать свои возможности в учении;  судить осознано  о причинах  своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

 

3.

Мотивационный

(сообщение темы урока)

Сообщение темы урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Определение цели урока.

(фронтальная работа)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Словесный метод: беседа

 

 

 -Расставьте буквы в порядке убывания чисел, которые им соответствуют, и прочитайте слово.

79 034

790 340

709 043

7934

7903

730 430

790 034

7900

Ч

В

И

И

Н

Л

Е

Ы

Ответ: величины.

-Какие величины вы знаете? (длина, время, объем, площадь).

- Что общего у всех величин? (их можно измерить, сравнить, складывать, вычитать).

-Верно, ребята. Нельзя представить себе жизнь человека, не производящего измерений: это и портные, и механики, и обыкновенные школьники. Сегодня мы все знакомы с линейкой и метром. А что же существовало до того, как все это изобрели?

Многие народы измеряли длину шагами, двойными шагами, тростями. В Японии существовала мера, называемая лошадиным башмаком. У многих народов расстояние определялось длительностью полета стрелы или пушечного ядра. До сегодняшнего дня сохранилось выражение « не подпустить на пушечный выстрел».

- А кто знает, какие меры длины использовали на Руси?

Давайте, запишем меры длины, которые люди использовали на Руси.

Сажень=3 аршина= 7 футов= 2 м 13 см (расстояние между раскинутыми в стороны руками).

Фут=12 дюймов=30 см 5 мм

Аршин=71 см ( с персидского локоть).

Вершок= 4 см 4 мм

Дюйм= 2 см 5 мм

- Отлично, молодцы.

-Ребята, а кто мне скажет в каких единицах измеряют длину? ( мм, см, дм, м.)

- Какая из названных длины самая крупная? (метр).

- А какую единицу вы выберете для измерения длины города? ( все единицы очень маленькие).

- Что же делать? ( наверное, существует какая-то единица измерения длины больше метра).

-Кто из вас знает, что это за единица? ( км.)

-Итак, тема нашего урока : километр.

-Какие задачи мы поставим на данный урок? ( познакомиться с новой единицей длины. научиться пользоваться ею, узнать о соотношении ее уже с изученными единицами длины).

Выполнять задание

 

 

Расставлять буквы в порядке убывания чисел

 

 

 

 

 

Отвечать на вопросы учителя

 

 

 

 

 

 

Слушать учителя

 

 

 

 

 

 

 

Записывать меры длины

 

 

 

 

Обсуждать тему урока.

 

 

 

 

 

Отвечать на вопросы учителя.

 

 

 

 

 

 

Формулировать цель урока.

Устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

 

Составлять план и последовательность действий.

 

Владеть монологичной и диалогичной речью.

 

4.

Постановка учебной задачи и ее решение

(изучение нового материала)

Индивидуальная и фронтальная беседы

 

 

 

 

 

 

Словесный метод: беседа

 

Практический: решать задачу

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практический:

выполнять задание в учебнике

 

 

 

 

 

 

 

(фронтальная работа)

 

Организует работу по теме урока. Объясняет новый материал, отвечает на вопросы учеников

- Откройте учебники на стр. 36  и прочитайте, как называется новая единица длины? (километр).

- Чему равен километр? ( 1км= 1000 м).(слайд).

-Прочитайте текст рядом с красной чертой.

-Что измеряют в км? ( расстояние между городами, деревнями и т.д).

-Прочитайте задание № 149 на стр. 36.

- Что нужно знать, чтобы ответить на этот вопрос? ( сколько метров в 1 км).

- Ребята, мы выяснили сколько у нас метров в 1 км?

-Сколько шагов нужно сделать мужчине? ( Примерно 1000 шагов).

-Отлично, молодцы.

-Посмотрите на задание №150. Определите на глаз длину данных отрезков.

-Хорошо. А теперь проведите измерения, проверьте себя.

-Запишите длины отрезков в виде неравенства. ( AB< CD>KM, 3 см< 8см>5 см) / ( AB<KM<CD, 3см<5см<8см).

-Отлично.

-Сейчас, посмотрите в учебники на стр. 37. задание №151. Прочитайте данную таблицу и запишите её в тетрадь.

-Кто может прочитать таблицу?

- Итак, опираясь на эту таблицу, узнайте, сколько мм в 1 дм? (1 дм= 10 см; 1 см= 10 мм,1 дм= 10 мм*10=100 мм;)

-А сколько см в 1 м? ( 1 м= 10 дм, 1 м= 10 см* 10=100 см,1 м= 100 мм*10= 1000мм, значит 1 м в 1000 раз больше, чем 1 мм.)

-Хорошо, отлично. Следующее задание №152.

-Выполняем задание все вместе, работаем по цепочке, с объяснением).

620=62 десятка.

620мм=62 см.

620 дм=62м.

756 =75 дес. 6 ед.

756 мм=75 см и 6 мм/ в 1 см=10мм-756:10

756 дм=75 м и 6 дм/ в 1 м=10 дм-756:10

1000см=10 м ( 1000:100)

25 000 м= 25 км.

6 000 мм= 6 м.

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечать на вопросы.

 

Высказывать свое мнение.

 

 

 

 

 

 

 

Записывать решение у доски

 

 

 

 

 

Работать с учебником

 

 

 

 

 

 

Рассматривать предложенные пример

Работать в рабочей тетради

 

 

 

Осознавать свои возможности в учении; оценивать выполнение своего задания.

 

Уметь ориентироваться в учебнике;

Определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела, определять круг своего незнания;

 

Сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям, находить закономерности, самостоятельно  причинно-следственные связи; строить логические цепочки рассуждений.

 

5.

Динамическая пауза

Физкультминутка

Видео физминутка

Выполнять элементарные физические упражнения

 

Контролировать свои действия, соотнося их с действиями учителя и одноклассников.

6.

Решение частных задач

(первичное осмысление и закрепление)

 Практический:

решение задачи

 

 

 

 

 

 

 

Словесный: беседа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(фронтальная работа)

 

 

 

 

 

Практический: работать с чертежами

 

 

 

 

 

Практический: решать задачу

 

 

 

 

 

 

 

индивидуальная работа у доски

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Прочитайте задачу №153 на странице 37.

-Прочитайте условие задачи. Какое уточнение пропущено? (в каком направлении двигались пешеходы)

-Какие виды движения вы знаете? (навстречу друг друг,в разные стороны, друг за другом).

- Посмотрите на первый чертеж под задачей. Как движутся пешеходы по данному чертежу? (навстречу друг другу).

-Расстояние между ними, увеличивается или уменьшается? ( уменьшается).

- Сколько прошел 1 пешеход? ( 140 м).

-Сколько прошел 2-ой? ( 160 м).

- Чему равно расстояние между остановками? ( 1 км).

-Что нужно сделать, чтобы можно было продолжать решать задачу? ( перевести 1 км в метры. 1км=1000м).

-Произошла ли встреча пешеходов? ( нет).

Один ученик к доске, остальные в тетрадях.

-Можем ли мы сразу ответить на главный вопрос задачи? (нет)

-Почему? ( т. к. мы не знаем сколько всего м прошли пешеходы вместе).

-Как мы это можем узнать? ( сложив их расстояния).

1) 160+140=300(м). –расстояние, которое прошли оба пешехода.

- Зная, сколько всего метров между остановками и сколько оба пешехода прошли вместе, что мы можем найти? ( каким стало расстояние между пешеходами, после того, как они прошли 140 и 160 м навстречу друг другу).

- Каким действием мы это найдем? ( из 1000 м вычтем 300 м.)

2) 1000-300= 700(м).- расстояние между пешеходами.

Ответ: 700 м.

Посмотрите на чертеж номер 2.  Как движутся пешеходы на данном чертеже? ( в разные стороны).

- Итак, каким условием дополним задачу? ( пешеходы двигались  в разные стороны).

-Хорошо. При этом расстояние между остановками измениться? ( нет).

- А между пешеходами? ( да, т.к они будут удаляться друг от друга).

-Расстояние увеличивается или уменьшается? ( увеличивается).

Один ученик к доске, остальные в тетрадях.

-Можем ли мы сразу ответить на главный вопрос задачи? (нет)

-Почему? ( т. к. мы не знаем сколько всего м прошли пешеходы вместе).

-Как мы это можем узнать? ( сложив их расстояния).

1) 160+140=300(м). –расстояние, которое прошли оба пешехода.

Зная, сколько всего метров между остановками и сколько оба пешехода прошли вместе, что мы можем найти? ( каким стало расстояние между пешеходами, после того, как они прошли 140 и 160 м в разные стороны).

Каким действием мы это найдем? ( к 1000 м прибавим 300 м).

2) 1000+300= 1300 (м).- расстояние между пешеходами.

Переведем 1300 м в км. 1 км и 300 м.

Ответ: 1 км 300 м.

-Теперь давайте сравним решения данных задач. Какой вывод мы можем сделать? ( если добавить одно условие меняется решение задачи и ответ).

 

Читать и осмысливать задание.

 

 

 

 

Рассуждать

 

Отвечать на вопросы

 

 

 

Высказывать свое мнение

 

 

 

Работать в тетрядях

 

 

 

 

 

Читать и осмысливать задание.

 

 

 

 

Рассуждать

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечать на вопросы учителя

 

Размышлять над решением задачи

 

 

 

 

 

Решать задачу

Работать в рабочей тетради

 

 

 

 

Сравнивать

 

 

Осознавать свои возможности в учении;  судить осознано  о причинах  своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием;

 

 

 

Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике.

 

 

Сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям, находить закономерности, самостоятельно продолжать их по установленному правилу;

Осуществлять выбор оснований и критериев  для сравнения, классификации объектов;

 

 

 

 

Прогнозировать результаты уровня усвоения изучаемого материла;

Определять план выполнения задний на уроке под руководством учителя.

 

Участвовать в диалоге.

 

7.

Самостоятельная работа

Практический: самостоятельное выполнение задания

Самостоятельное выполнение задания «Проверь себя» на стр. 37 в уч.

Ответ: 1 560 м= 1 км и 560 м.

Выполнять задание самостоятельно

Осознавать свои возможности в учении; оценивать выполнение своего задания.

 

8.

Домашнее задание

 

Учебник: стр. 37 №154

Р. Т. : стр. 24, № 28-30.

Записывать домашнее задание

 

9.

Итоги урока.

Рефлексия

 

Обобщение полученных знаний

 

 

Предлагает учащимся оценить каждому свою работу на уроке, заполнив таблицу самооценки.

-Какая тема была сегодня на уроке? Чему вы сегодня научились?

-Какие цели мы стали в начале урока и достигли ли мы их?

Обведите вариант, который больше всего подходит вам:

1)На уроке мне было все понятно и не было трудностей

2) На уроке мне было все понятно, но были трудности в понимании нового материала

3)На уроке мне многое было не понятно, и были трудности в понимании нового материала

 

 

Определять свое эмоциональное состояние на уроке.

 

Проводить самооценку, рефлексию.

 

Слушать учителя

 

 

 

 

 

Прогнозировать результаты уровня усвоения изучаемого материла;

Осознавать качество и уровень усвоения; Оценивать результаты работы.