Тема урока: «Килограмм».
Тип урока: открытие нового знания.
Цель: познакомить с новой величиной – массой и единицей её измерения – килограмм.
Планируемые результаты:
Личностные: развивать мотивацию учебной деятельности, интерес к новому; развивать логическое мышление; контролировать и оценивать свою работу и результат; прививать интерес к математике.
Предметные: научится взвешивать предметы с точностью до килограмма; сравнивать предметы по массе; отрабатывать вычислительный навык в пределах 10; решать задачи на определение массы предметов на основе задач изученных видов.
Оборудование: учебник, карточки, медиапроектор, компьютер, 2 одинаковые коробки, весы,гири.
I. Актуализация знаний
На доске геометрические фигуры.
- По какому признаку можно разбить фигуры на две группы.( По цвету, форме, размеру. )
II. Постановка учебной проблемы и совместное открытие знания
1.Проблемная ситуация.
- Рассмотрите внимательно эти две коробки и сравните их. Найдите сходство и различие.
- Чем одна коробка отличается от другой?
В чем сходство? (Цвет, форма и размер одинаковые). Слайд№2щелчок
?! – Но я все-таки уверяю вас, что эти коробки разные.
-В чем же их отличия? (Затруднение??? или предположения???)
- Есть свойства, которые мы не всегда можем увидеть. Чтобы обнаружить такое свойство, нужно взять предметы в руки. ( 1 ученик берет коробки в руки)
- Что теперь можете сказать? (Одна легче, другая – тяжелее) Слайд№2 щелчок
- Ребята, а кто догадался, что мы сейчас сравнивали у наших коробок?
( массу)
- Да, правильно, мы сравнивали их массы. И поэтому правильно будет говорить, что масса одной коробки больше массы другой или наоборот.
На доске выставляется слово МАССА.
- Ребята, а каким прибором измеряют массу предметов? (Весами).
Весы — один из древнейших приборов.(появляется карточка со словом «весы»)
Они возникли и совершенствовались с развитием торговли, производства и науки.
В Древнем Египте около 5 тысяч лет назад люди уже умели взвешивать.
-Какие весы вы знаете?- Для взвешивания каких предметов они используются?
Весы для новорожденных детей, аптечные весы, медицинские весы, торговые весы, бытовые весы, грузовые..) Слайд №3
- Где в жизни вы встречали весы?
- Люди каких профессий используют в своей деятельности весы? ( Продавцы, аптекари, работники на складе.)
- Это не простые профессии, т.к. требуют от человека аккуратности, внимания, четкости, хорошего знания математики.
В чём измеряется масса? В килограммах. (табличка на доске)
- Кто догадался, какая тема нашего урока? (Килограмм)
3.Введение новой единицы измерения массы – килограмм
Работа с учебникус.36 -Откроем учебник и проверим свои предположения.
-Какова тема урока? - Прочитаем чему будем учиться на уроке?
-Сегодня мы познакомимся с новой величиной – массой и единицей её измерения – килограмм.
Практическая работа. Поработаем с чашечными весами.
-Чашки весов находятся на одном уровне.
- Это называется равновесие весов (вывешивается карточка с этим словом).
(Ученик ставит 2 коробки на чашки весов.)
-Почему одна чашечка опустилась, а другая - поднялась? (Одна коробка тяжелее, а другая легче.)
- На какой чашке более тяжелая коробка?( Которая опустилась ниже, а чашка с более легкой поднялась вверх)
Дети на чашки весов кладут разные предметы, сравнивают их массу.
(апельсин,мандарин,яблоко,банан)
(«На одну чашу весов кладу яблоко,а на другую мандарин.Чашка с яблоком поднялась вверх,а с мандарином опустилась вниз. Значит масса яблока меньше массы мандарина.») ФОТОСЪЕМКА
Учитель кладет на чашки весов пачку соли и сахара..
Дети делают вывод, что весы находятся в равновесии. Масса предметов одинаковая.
Презентация Слайды № 4-8 ( На слайдах наблюдают сравнение масс предметов используя разные мерки)
Ребята, посмотрите на экран.- Прокомментируйте рисунок.
- Какой вывод можно сделать?
По наблюдениям дети делают вывод, что при сравнении массы надо использовать одинаковую мерку.
- Раньше люди пользовались разными мерками: камнями, яблоками, мешками и др. Но все они были неудобны в использовании, так как возникала путаница. И более 200 лет назад люди придумали мерку и назвали её – килограмм. Сокращенно это слово записывают « кг».
(На доске вывешивается КГ).
Существуют и другие единицы измерения массы: граммы, тонны, центнеры. Но основной является килограмм.
-Для определения массы различных предметов на чашечных, торговых весах используют гири. Показ различных гирь. Слайды № 9-10
III. Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала.
Представьте себе, что мама попросила вас сходить в магазин и купить пакет муки для пирогов и пакет сахара.
Как на чашечных весах узнать массу предмета используя гири?
ФОТОСЪЕМКА
-На одну чашку продавец кладет товар, при этом чашка опускается вниз. Чтобы узнать массу, на вторую чашку устанавливают гири. Весы уравновешивают, т.е. гири ставят так, чтобы красные носики весов смотрят друг на друга.
-Какова масса пакета муки и сахара? (двое детей измеряют массу муки и сахара на чашечных весах, бытовых, безмене.
Запись на доске и в тетрадях: мука 2кг сахар 1кг
-Что тяжелее? (пакет с мукой) 2кг > 1кг
-Узнайте, сколько весит ваша покупка? ( 2+1= 3кг)
-На сколько пачка муки тяжелее сахара? (2-1 =1кг)
Значит, масса - величина. Предметы по массе можно сравнить, складывать, вычитать используя одинаковые мерки.
Физминутка. Предлагаю вам игру «Весы».
И.п. – ноги на ширине плеч. Руки вытянули в стороны. Это весы.
На правую чашу весов поставили груз массой - 5 кг., а на левую – 7 кг. Покажите , какая чаша весов будет тяжелее?
На левую чашу весов положили груз массой - 4 кг, а на правую – 9 кг. На какой чаше груза больше?
На правую чашу положили 1 кг. железа. А на левую – один кг. пуха. Покажите, какая чаша весов будет тяжелее?
IV.Первичная проверка понимания
Слайд №11 Работа в группах (задания на листочках)
А теперь вы сами попробуете узнать вес предметов, используя разные виды весов, сравнить их массы.
ФОТОСЪЕМКА
1 группа - определяет вес моркови и лука используя чашечные весы и сравнивает их массы.
2 группа - определяет вес портфеля двух одноклассников и сравнивает их массу (используя безмен).
3 группа определяет вес кабачка и картофеля используя механические весы и сравнивает их массы, находит общую массу овощей.
V.Первичное закрепление. Самоконтроль (самостоятельное творческое использование сформированных умений и навыков)
Работа с учебником с.36
Задание № 1( письменно)
- Рассмотрите рисунок.
Что вы видите на картинке? Презентация Слайды №12-13
Что опустилось ниже: гиря или арбуз?
1) Что легче: арбуз или гиря? Почему? Сколько может весить арбуз?
2) Узнайте массу пакета с мукой. ( ? + 2кг = 5кг (5кг-2кг=3кг)
3) Как мы можем с помощью гирь в 1кг, 2кг, 5кг взвесить 3кг, 7кг, 6кг? (3кг=2кг+1кг, 7кг=2кг+5кг, 5кг+1кг=6кг)
Задание №2 (устно)
1) Как уравновесить весы, если масса арбуза на 2 кг больше массы дыни?
2) Какая гиря привела весы в равновесие? Известно, что дыня весит 3 кг, а арбуз 5кг.
( Уравновесить весы можно с помощью еще одной дыни и гири в 1кг.
ФОТОСЪЕМКА
Слайд № 14 Работа в группах: решение задач на нахождение массы.
Слайд № 15 – 19 Проверка с объяснением у доски: ФОТОСЪЕМКА
Слайд № 20 – 21 Задачи на смекалку: (устно)
1) Индюк весит 10 кг. Сколько он будет весить, если встанет на одну ногу?
2) В большом ящике лежало 8 кг муки, а в другом – 8 кг гвоздей. Какой ящик тяжелее?
VI.Рефлексия деятельности.
С каким новым свойством предметов вы познакомились?- Какие новые слова вы узнали?
- Давайте попробуем сформулировать вывод, используя новые слова масса килограмм весы
-Масса предметов измеряется в килограммах. Масса определяется с помощью весов.
– Для чего нужен сегодняшний урок? - Где в реальной жизни пригодятся данные знания?- Достигли ли мы наших целей урока? Слайд № 22 читает ученик
Мы узнали на уроке,
Что такое «килограмм».
Килограммы помогают
Что угодно взвесить нам.
Можем мы узнать, на сколько
Тяжелее кит слона,
Сколько весит кот мой Васька,
Я и ты, он и она. Слайд № 23 Итог:
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.