Задачи на кратное сравнение
Цели: учить решать задачи на кратное сравнение; формировать умения составлять задачу по данному решению; совершенствовать вычислительные навыки; развивать логическое мышление.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Устный счет.
1. Игра «Магические рамки».
9 |
? |
26 |
|
17 |
? |
28 |
|
48 |
? |
17 |
? |
39 |
? |
? |
50 |
? |
? |
71 |
? |
||
18 |
? |
13 |
9 |
? |
14 |
16 |
? |
13 |
2. Задачи на смекалку.
а) У Юры и Саши было поровну значков. Потом Юра отдал Саше 2 значка. На сколько больше значков стало у Саши?
б) Что легче: 2 кг железа или 2 пуховые подушки, по 1 кг каждая?
3. Вставьте пропущенные знаки действий, чтобы получились верные равенства:
78 ... 18 ... 2 = 58 37... 3 ... 4 = 36
78 ... 18 ... 2 = 98 37... 3 ... 4 = 38
90 ... 8 ... 6 = 76 41 ... 7 ... 6 = 40
90 .. 8 ... 22 = 76 41 ... 7 … 6 = 42
4. Решите задачи в стихах.
а) Под шатром ветвистой ели
Белка сделала качели.
И на белкины качели
Собрались лесные звери:
20 зайцев, 7 куниц,
8 рыженьких лисиц,
6 ежей и 5 зайчат
На качели все спешат.
Вы, ребята, не зевайте,
Всех зверей пересчитайте!
(20+7 + 8 + 6 + 5 = 46.)
б) Зайчики дружно по лесу бежали,
Волчьи следы по дороге считали.
Стая большая волков здесь прошла.
Каждая лапа в снегу их видна.
Оставили волки 120 следов.
Сколько, скажите, здесь было волков?
(120 : 4 = 30.)
III. Работа по теме урока.
– Сегодня на уроке будем учиться решать задачи на кратное сравнение.
1. Задание 316.
– Прочитайте обе задачи.
– Что известно?
– Что требуется узнать?
– Сравните обе задачи. (Одинаковое условие, но разные требования.)
– Как называется первая задача? (Задача на разностное сравнение.)
– С помощью какого действия решается задача на разностное сравнение? (с помощью вычитания.)
– Решите первую задачу. Вычислите и запишите ответ.
Запись:
Решение:
15 – 5 = 10 (к.) – больше во второй вазе.
Ответ: на 10 конфет больше.
– Чем отличается вторая задача от первой? (Отличается требованием.)
– Как называется такой вид сравнения чисел, при котором требуется узнать, во сколько раз одно число больше (меньше) другого? (Разностное сравнение.)
– Почему вторая задача называется задачей на кратное сравнение?
2. Задание 317.
– Прочитайте требование.
– Дополните это требование условием с числами 12 и 4.
Задача.
Маша собрала 12 грибов, а Миша – 4. Во сколько раз больше нашла грибов Маша, чем Миша?
– Решите полученную задачу. Вычислите и запишите ответ.
Решение:
12 : 4 = 3 (раза) – больше собрала грибов Маша, чем Миша.
Ответ: в 3 раза больше.
3. Задание 318.
– Прочитайте условие.
– Дополните условие требованием так, чтобы получилась задача на кратное сравнение. (Во сколько раз меньше метров в первом куске, чем во втором?)
– Решите эту задачу. Вычислите и запишите ответ.
Решение:
18 : 6 = 3 (раза) – меньше метров в первом куске.
Ответ: в 3 раза.
4. Задание 319.
– Составьте задачу на кратное сравнение с решением 27 : 9.
Задача.
На одной грядке выросло 27 тюльпанов, а на другой – 9 тюльпанов. Во сколько раз больше тюльпанов на первой грядке, чем на второй?
– Решите задачу. Вычислите и запишите ответ.
Запись:
Решение:
27 : 9 = 3 (раза) – больше тюльпанов на первой грядке.
Ответ: в 3 раза больше.
5. Задание 320.
– Во сколько раз нужно увеличить число 8, чтобы получить 72?
Решение:
72 : 8 = 9 (раз).
6. Задание 321.
– Во сколько раз нужно уменьшить число 54, чтобы получить 6?
Решение:
54 : 6 = 9 (раз)
7. Задание 322.
– Прочитайте задачу.
– Что известно?
– Что требуется узнать?
– Решите эту задачу.
Решение:
15 : 3 = 5 (раз) – больше угля в 15 вагонах, чем в 3 вагонах.
Ответ: в 5 раз больше.
IV. Итог урока.
– Что нового узнали на уроке?
– Какие задачи называются задачами на разностное сравнение?
– Какие задачи называются задачами на кратное сравнение?
Домашнее задание. № 323.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.