Цели:
– обобщение и систематизация знаний по теме
"Задача”;
– отработка вычислительных навыков.
Задачи урока.
· отрабатывать умение решать задачи: видеть в них условие, вопрос; учиться переносить условие и вопрос задачи из текста на схему; выбирать схему к задаче; составлять выражение, находить значение выражения.
· развивать умение самостоятельно принимать решение, доказывать, давать самооценку, выступать в роли эксперта; навык работы в парах; развивать мышление, память, речь, познавательный интерес к математике.
· воспитывать чувства товарищества, дружбы, взаимопомощи по отношению друг к другу.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация к уроку, карточки с заданиями для работы в парах и индивидуально.
I. Организационный этап
Девиз нашего урока: Дружно поработаем – больше узнаем.
Друзьям помогать, а не перебивать!
- Как понимаете эти слова? Давайте вспомним правила работы на уроке. Посмотрите на знаки и назовите правила работы. (Работаем дружно, поднимаем руку, не выкрикиваем ответ, на уроке не болтаем)
- Вспоминаем день недели, месяц, число.
15 ноября. Что вы можете сказать о числе 15? (двузначное, состоит из 1 десятка и 5 единиц)
Назовите соседей числа 15. (14 и 16) Скажу вам по секрету, 18 ноября день рождения отмечает всеми любимый персонаж. Кто он отгадайте загадку
Мы весной его не встретим,
Он и летом не придёт,
Но зимою к нашим детям
Он приходит каждый год.
У него румянец яркий,
Борода, как белый мех,
Интересные подарки
Приготовит он для всех. (Дед Мороз)
18 ноября Дед Мороз отмечает свой день рождения. Ребята, на уроке математики мы отправимся в гости к Деду Морозу. А кто знает, где он живёт?
Рассказ учителя о вотчине Деда Мороза. Вотчина Деда Мороза расположена в сосновом бору недалеко от города Великий Устюг. На территории стоит великолепный узорчатый Дом Деда Мороза. Помощницы встретят гостей, и весь Дом покажут – и рабочий кабинет зимнего кудесника, и его гардеробную, и спальню с резной кроватью и перинами пуховыми. В Доме собраны подарки, присланные Дедушке Морозу со всех концов света.
Здесь нас встречает Снеговик. Ему необходима наша помощь.
II. Этап актуализации знаний учащихся. Устный счёт
Снежки попали прямо в знаки арифметических действий. Догадайся, какие знаки скрываются за снежками. Прочитай правильно выражения разными способами.
Молодцы. 5+2=7, 7-1=6, 4-2=2, 6+2=8
- Спасибо, ребята. Мы помогли Снеговику и можем отправляться дальше.
Мы попали в терем. Всего в тереме 12 комнат, как вы думаете, почему? (12 месяцев в году)
Перед вами 2 комнаты – гардеробная – там висят 12 костюмов. И спальня. На красивой резной кровати лежит 7 пуховых подушек. Как вы думаете, почему их 7? (7 дней в неделе)
В понедельник он спит на 1 подушке, самой маленькой, а как называется день недели, когда Дед Мороз спит на 7 самой большой подушке? (воскресенье)
- Посмотрите внимательно на эти примеры. Дед Мороз шлёт вам привет, а что он вам сообщает, мы узнаем, решив примеры. Для этого вспомнить нам придется состав числа 10. Молодцы ребята. 4+6, 2+8, 1+9, 3+7, 5+5, 6+4, 7+3.
III. Минутка чистописания.
Открываем тетради, Написание цифры 2.
-Сегодня мы пропишем нелюбимую вами цифру?
А почему она для учеников нелюбимая?
-Надо постараться написать хорошо, чтобы она никогда не омрачала наш учебный процесс.
-Подчеркните цифру, которая получилась у вас лучше всего, поменяйтесь тетрадями с соседом по парте ( в кружочек) , оцените друг друга (самооценивание и взаимооценивание).
IV. Формулирование темы и цели урока.
– Послушайте и сравните два текста.
Дед Мороз приготовил для детей 5 больших коробок шоколадных конфет и 3 маленькие коробки. Сколько коробок шоколадных конфет приготовил Дед Мороз?
Дед Мороз приготовил для детей 5 больших коробок шоколадных конфет и 3 маленькие коробки. Много сладостей есть вредно.
– Чем похожи и чем отличаются эти тексты? (Похожи содержанием, отличаются вопросами.) (Чтобы ответить на вопрос в первом тексте, надо сделать вычисления, а в другом не надо.)
– Как вы думаете, какой из этих текстов можно найти в учебнике математике?
– Как в математике называется этот текст? (Задача.)
- Кто догадался, о чем пойдет речь сегодня на уроке?
Тема нашего урока: Составление и решение задач.
- А какие цели вы себе поставите?
- Давайте сделаем вывод: главная цель нашего урока: познакомиться с задачами, научиться их решать и понять, почему не все тексты могут быть задачей.
Физминутка « Снеговик» ( Подвижная)
V. Усвоение новых знаний и способов действий.
У деда Мороза есть внучка Снегурочка.
1.Решение задачи по рисунку. Снегурочка вырезала из бумаги сначала 5 снежинок, а потом ещё 2. Сколько всего снежинок вырезала Снегурочка?
Из чего состоит задача ?
(Дети называют составные части задачи: условие, вопрос, решение, ответ.)
- Чтение решения задачи разными способами.
3. Работа по учебнику.
- Чтобы продолжить путешествие по владениям Деда Мороза, нужно доказать ему, что мы хорошо уже можем составлять и решать задачи. (Составляют и решают задачи в учебнике по иллюстрациям с. 88 №1, №2)
Стр.88 №1 - по выбору
- Кто придумал задачу по первому рисунку? По второму рисунку? 2. Самостоятельная работа в парах.
- Составьте задачу по рисунку и решите её. Оцени свою работу по шкале (простым карандашом).
Сравните со слайдом . Оцените своё выполнение задания. Внесите исправления, если нужно. Вновь оцените свою работу, используя синюю ручку.
- Назовите условие. Вопрос. Решение. Ответ.
- Как вы думаете, а снеговик был бы доволен нами? Почему?
Физминутка ( для глаз)
VI. Закрепление изученного материала. Парная работа
- Из предложенных вариантов выбрать те, которые являются задачами. Работа по карточкам.
Карточка
- На ладонь снеговика упали снежинки. Потом ещё несколько снежинок. Сколько дней продолжался снегопад?
- На ладонь снеговика упало 4 снежинки. Потом ещё 2 снежинки. Была зима.
- На ладонь снеговика упало 4 снежинки. Потом ещё 2 снежинки. Сколько всего снежинок упало на ладонь?
- Докажите? Как будете решать? Какой будет ответ?
Оцените работу своей пары.
- Мы справились со всеми заданиями снеговика.
Молодцы!
VII. Этап подведения итогов.
- Наше путешествие подходит к концу.
- Давайте вспомним, где мы сегодня побывали, что вспомнили, какие выполнили задания?
– Из каких частей состоит задача? ( Из условия, вопроса, решения и ответа.)
В награду за хорошую работу Дед Мороз предлагает вам загадать своё самое заветное желание. Давайте мысленно присядем на трон рядом с Дедушкой Морозом, возьмёмся за посох и загадаем желание. Я очень хочу, что каждое ваше желание исполнилось в наступающем новом году.
А Дед Мороз с нетерпением ждёт от вас писем. Не забудьте поздравить его с днём рождения, напишите о себе и попросите Деда Мороза исполнить ваше заветное желание в Новогоднюю ночь.
- Как начнете писать письмо? (Вспоминает правила этикета и вежливые слова)
А теперь давайте покажем Деду Морозу с помощью елочных шариков о том, как вы работали на уроке:
зелёный шарик - Вы считаете, что урок прошёл для вас с пользой. Вы научились и можете помочь другим.
жёлтый шарик- Вы считаете, что хорошо занимались, но вам ещё нужна помощь.
красный шарик - Вы считаете, что было трудно на уроке.
Дед мороз приготовил вам за хорошую работу подарок. Раскрасьте снеговиков и составьте про них задачу.( Каждому ученику раздаётся картинка- раскраска снеговика).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.