Тема: «Чтение, запись и сравнение чисел. Чтение и запись чисел от нуля до десяти. Цифра и число 4. Состав числа 4 из двух слагаемых.»
Цель: способствовать формированию у детей функциональной грамотности: умения выстраивать диалог, работать на основе сотрудничества, координировать свои действия с действиями других людей; познакомить с составом числа 4 из двух слагаемых.
Ход урока
1. Организация учащихся
– Сегодня
у нас на уроке математики гости. Повернитесь к гостям, поздоровайтесь.
– Чтоб урок наш стал светлее. Мы поделимся добром. Вы ладони протяните, В них
любовь свою вложите Ей с друзьями поделитесь. И друг другу улыбнитесь и
тихонечко садитесь.
2. Актуализация знаний
(На этом этапе осуществляется также подведение детей к самостоятельному формулированию темы урока.)
– Ребята!
Сегодня у нас урок-исследование.
– А что такое исследование? (Из своих наблюдений доказать, сделать
выводы, «идти по следу».)
– Итак, мы, как настоящие учёные-математики должны заняться научной
деятельностью и в конце урока сделать выводы, открытия по нашей теме.
«Разминка для ума» (работа с весёлыми задачками)
1) Группа малышей – утят плавать и нырять хотят.
2 уплыли далеко, 1 нырнул глубоко.
Сколько же утят в пруду? Сосчитать я не могу. (3)
2) 2 пингвина в черных фраках спорят целый день. Однако,
Ни один решить не может: 1+2, кто им поможет? (3)
3)Привела гусыня – мать
трёх детей на луг гулять.
Все гусята, как клубочки,
Один сынок, а сколько дочек? (2)
– Какие
знания помогли справиться с задачами? (состав числа три) – Откройте
учебники на с. 76. – Прочитайте, как называется тема нашего
урока в учебнике? (Два да два - четыре.) или « Состав
числа 4»
– Какие учебные задачи поставим на урок. 1 Этап
исследования - повторим то, что знаем – Что мы уже знаем об этом
числе?
– Какое место занимает число 4 в числовом ряду? - Назовите соседей числа,
последующее и предыдущее?
– Чем отличается число от цифры? (Число обозначает количество
предметов, цифра – знак для записи числа.)
– Давайте послушаем, что узнали наши исследователи дома о том, где
встречается число 4. «Узнай из книг» – 4-это символ устойчивости и прочности.
Ведь она представлена квадратом , 4 стороны света, 4 времени года,4 стихии.
Прежде чем перейти к следующему этапу нашего исследования, отдохнём. Физминутка 2. этап
исследования - узнаем состав числа 4
– 3 царевны да и Иван всего их было? Выложите схему. (4) -
Какое выражение можно записать? 3…1=…
– Сели они в лодку. Двое с одной стороны, двое с другой. Обозначьте схему.
- Какое выражение можно записать? 2…2 =…
– Доплыли до острова. Первым вышел Иван. В лодке осталось. (3).
Запишем выражение 4…1=…
–Вышли царевны. В лодке никого не осталось 4 …4 =… - Сравните выражения: 1+3
и 3+1 – Какой вывод можно сделать? (результат не изменяется) –
Почему равны суммы? Так как это состав числа 4.
– Этап наблюдения подошёл к концу. – Какой вывод можно сделать? – Какие
трудности возникли? – Найдите задание №2 в учебнике. – Рассмотрите рисунки и
данные схемы. Найдите соответствующие рисунки и схемы. 1- 2- 3- 4- – Какие
трудности возникли при выполнение задания? – Дополните числа, чтобы
получить 4 Слайд 8 Физминутка
3. Исследование продолжается. Следующий этап «Закрепляем и обобщаем»
Задание в тетради под V – самостоятельно.
4. Оценим свою работу – Самооценка. Обменяйтесь тетрадями и проверьте справился с заданием ваш сосед? Сверьте результат со слайдом. Молодцы! Все сделали без ошибок.
5. Делаем
выводы – Мы подошли к последнему этапу нашего исследования. –
Какое число мы исследовали? 4
– Что нового мы узнали? 4 – это 3 да 1, 1да 3, 2 и 2, – Кто
был из ребят на уроке самые активные? Почему? – Оцените свою
работу на уроке с помощью шкалы. – Что на уроке показалось вам самым
интересным? – Какое у вас теперь настроение? Окончен урок и вас ждёт перемена.
И шум в коридорах опять.
И хочется мне успеть непременно
Вам доброе слово сказать. – Спасибо за работу. Молодцы!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.