Задачи на кратное сравнение
Цели: учить решать задачи на кратное сравнение; продолжить формирование умения составлять задачу по данному чертежу; совершенствовать вычислительные навыки; развивать умение анализировать и рассуждать.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Устный счет.
1. Догадайтесь, по какому правилу составлены тройки чисел, вставьте число в «окошко».
![]() |
2.Сравните числа:
387 … 378
504 ... 540
931 ... 913
741 ... 714
На сколько можно увеличить каждое число, чтобы в нем изменилась только цифра, обозначающая единицы, а цифры, обозначающие десятки и сотни, не изменялись? Запишите верные равенства.
3. Задача.
Для укрепления склонов оврага нужно посадить 900 деревьев. Уже посадили 300 саженцев клена и 200 саженцев дуба. Объясните, что обозначают выражения:
300 + 200
900 – (300 + 200)
900 – 300
900 – 300 – 200
4. Какие арифметические действия могут выполняться в указанном порядке?
5. Назовите все многоугольники, изображенные на чертеже.
![]() |
III. Работа по теме урока.
1. Задание 324.
– Составьте задачу на кратное сравнение.
– Решите составленную задачу.
– Вычислите и запишите ответ.
2. Задание 325.
– Прочитайте задачу.
– Что известно?
– Что требуется узнать?
– Решите данную задачу.
– Вычисление выполните с помощью калькулятора.
Запись:
Расстояние – 3 м 50 см.
Длина шага – 70 см.
Количество шагов – ?
Решение:
3 м 50 см : 70 см = 350 см : 70 см = 5 (шагов) – должен сделать Миша.
Ответ: 5 шагов.
3. Задание 326.
– Прочитайте задачу.
– Что известно?
– Что требуется узнать?
– Найдите такое решение этой задачи, в котором деление представлено только табличными случаями.
Запись:
Длина – 30 м.
Ширина – 25 м.
1 секция – 5 м.
Всего секций – ? шт.
Решение:
1) 30 : 5 = 6 (шт.) – секций на одну длину.
2) 25 : 5 = 5 (шт.) – секций на одну ширину.
3) 6 · 2 + 5 · 2 = 12 + 10 = 22 (шт.) – потребуется секций для того, чтобы огородить весь участок.
Ответ: 22 шт.
4. Задание 327.
– Прочитайте условие.
– Сформулируйте требование к
данному условию так, чтобы задача решалась с помощью двух действий деления.
– Решите составленную задачу.
Запись:
Решение:
1) 12 : 2 = 6 (км) – от дома до ж/д.
2) 6 : 3 = 2 (раза) – больше расстояния от дома до ж/д, чем от дома до пасеки.
Ответ: в 2 раза больше.
5. Задание 329.
– Рассмотрите чертеж.
– По данному чертежу сформулируйте условие задачи на кратное сравнение.
Задача.
Во сколько раз длина отрезка меньше, чем длина ломаной линии, если ломаная линия состоит из двух звеньев по 5 см и двух звеньев по 4 см, а длина отрезка равна 6 см?
– Решите составленную задачу.
Решение:
1) 5 · 2 + 4 · 2 = 18 (см) – длина ломаной.
2) 18 : 6 = 3 (раза) – меньше длина отрезка.
Ответ: в 3 раза меньше.
6. Задание 330.
– Сформулируйте задачу на разностное сравнение и задачу на кратное сравнение так, чтобы у них было общее условие и разные требования, а при вычислении ответов получалось одно и то же число.
– Решите сформулированные задачи.
Запись:
Решение:
1) 4 – 2 = 2 (кг) – больше собрала Маша, чем Миша.
Ответ: на 2 кг больше.
Решение:
1) 4 : 2 = 2 (кг) – больше собрала Маша, чем Миша.
Ответ: в 2 раза больше.
7. Работа по карточкам.
Найдите периметр:
а) прямоугольника, длина которого 14 см, что в 2 раза больше его ширины;
б) треугольника, длина каждой стороны которого 21 см;
в) квадрата со стороной 13 см.
IV. Итог урока.
– Что нового узнали на уроке?
– Какие задачи называются задачами на кратное сравнение?
Домашнее задание. № 328.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.