Конспект урока по математике на тему "Запись чисел римскими цифрами"

  • docx
  • 04.09.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала запись чиел римскими цифрами.docx

Конспект урока по математике студентки школьного отделения

Ч. В. С.

3А класс

ОС «Школа 2100»

Тема: «Запись чисел римскими цифрами»

Цели:

1.Образовательная: сформировать представление о римских числах и цифрах, познакомить с записью чисел римскими   цифрами.             

2. Развивающая: развивать умение наблюдать, выделять главное, анализировать, обобщать, сравнивать; развивать математическую речь, развивать познавательную активность.

3. Воспитательная: воспитывать доброжелательность, дружбу, взаимопомощь.   

Тип урока: открытие новых знаний

Планируемый результат

Предметные умения:

- иметь представление о римской нумерации;

- уметь читать и записывать многозначные числа римскими цифрами;

- составлять задачи, используя числа римской нумерации,

- уметь выполнять действия сложения и вычитания с числами римской нумерации;

- уметь самостоятельно находить разные способы выполнения заданий;

- применять ранее полученные знания.

Регулятивные УУД:

- определять и формулировать тему урока и цель деятельности на уроке;

- совместно с учителем определять и формулировать тему, цель и задачи;

- работать по плану;

- высказывать свое предположение на основе учебного материала;

- выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению;

- осуществлять самоконтроль и самооценку;

- совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке.

Познавательные УУД:

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт;

- проводить анализ учебного материала;

- проводить классификацию, указывая на основание классификации;

- овладевать умением прогнозировать.

Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь других;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

- выдвижение гипотез, их обоснование;

- сотрудничать с одноклассниками;

-владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Оргмомент Продолжительность: 1-2 минуты.

 

Цель: создать мотивацию к учебной деятельности  на уроке            

-Ребята! Готовы вы к уроку?

-Наш урок начнём  с высказывания  знаменитого Пифагора, который утверждал, что «Всё есть число»,  и нам предстоит в этом убедиться. Как вы понимаете смысл этого высказывания?

-Ребята! А с помощью чего можно всё исчислить?

 

 

 

 

 

 

-Да

 

 

 

В основном, всё, что находится вокруг нас, можно попытаться сосчитать и обозначить числами

С помощью чисел

Актуализация знаний

Продолжительность: 6-8 минут.

Цель:

1) повторить изученный материал, необходимый для «открытия нового знания»;

2)  зафиксировать повторяемые правила в речи;

3)  актуализировать соответствующие мыслительные операции;

7 человек работают индивидуально на карточках.

1. Я задумала число, из него вычла 80, получила 18. Какое число я задумала?

2. Я задумала число, к нему прибавила 12, получила 70. Какое число я задумала?

3. Первое слагаемое 90, второе слагаемое 12.

- Расскажите, что вы знаете о данной геометрической фигуре треугольник?

4. Найдите разность чисел 100 и 22.

5. Уменьшаемое 99, вычитаемое 19. Найдите разность.

6. Возьмите число 25 - 4 раза.

 

 

 

-98

 

 

-58

 

 

-102

 

 

- Имеет 3 стороны, 3 вершины, 3 угла.

 

-78

 

-80

 

 

-100

 

3. Постановка проблемы. Целеполагание.

Цель: зафиксировать индивидуальные затруднения в выполнении пробного учебного действия.

– А теперь отгадайте загадку.

Что всегда идет,

А с места не сойдет? (слайд)

- Посмотрите на циферблат и определите время (слайд)

Показывать часы с циферблатом из римских цифр и попросить определить время. (слайд)

- Который сейчас час?

- Почему же возникло затруднение?

- Какими цифрами записаны числа на циферблате?

- А вы их хорошо знаете? Сможете записать число римскими цифрами?

- Так какая тема урока?

- Что же надо сделать, чтобы преодолеть трудности?

 

- Поставьте перед собой цель на урок.

 

 

 

- Часы

 

 

 

 

 

 

 

 

- Не знаем, какими цифрами записаны числа.

 

- Римскими

 

 

 

- Нет.

 

 

- Запись чисел римскими цифрами

- Узнать, что это за числа и познакомиться с их построением.

Решение проблемы. Открытие новых знаний.

Продолжительность: 20-25 мин.

- Какие-нибудь римские цифры вы знаете?

- Какие?

- А знаете ли вы, почему цифры назвали римскими?

- Представьте, что вы древние римляне и не знаете цифр. С помощью чего изобразили бы число 2?

- Да, действительно пальцы сыграли немалую роль в истории счета. Вам понятны цифры римской нумерации I, II, III. А как дальше?

- На руке человека 5 пальцев. Чтобы не писать 5 палочек, стали изображать руку. Однако рисунки руки делали очень простыми. Догадались?

Вместо того чтобы рисовать всю руку, ее изображали знаком V, и этот значок стал обозначать цифру 5.

-  А чтобы получить цифру 6, 7, 8? Что нужно сделать?

- Прибавить одну, две, три палочки.

- Ну, а как короче записать число 4? Ведь это долго пересчитывать палочки на самом деле. А иногда бывает, что каждая секунда дорога.

- А как записать число 10?

Мы знаем, что 10 состоит из двух пятерок, поэтому 10 в римской нумерации изображали двумя пятерками: одна пятерка стоит как обычно, а другая перевернута вниз - X. Иначе 10 можно записать двумя пересекающимися палочками.

- А теперь посмотрите в учебнике на стр. 24 под зеленым восклиц. Знаком как обозначаются более большие числа. И запишите их в тетради в порядке возрастания. То есть от 50 до 600. 

- Давайте с вами потренируемся читать римские цифры в упр. 2.

 

 

 

 

 

 

- Упр. 4. Прочитайте задание. Что нужно сделать?

 

 

 

- Они появились в Риме

 

- С помощью пальцев

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Прибавить палочки

 

 

 

- Надо записать V и слева поставить палочку 5-1=4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В стране Веселии 125 жителей. Среди них 70 мал. веселян. На острове 700 кокосовых пальм и 750 хлебных деревьев. К приезду капитана Длинныйчулок веселяне приготовили 150 ожерелий из акульих зубов.

- Записать римскими цифрами числа: 32, 27, 115.

(XXXII, XXVII, CXV.)

Физминутка

 

 

 

- Вернемся немного назад. На стр. 19 упр. 6 под буквой б. Прочитайте задачу. Про что она? Какая это задача? Что в ней известно? Что нужно найти? Что найдем первым действием? Что найдем вторым действием? Какое первое действие? Второе действие? Можем ответить на главный вопрос?

 

Слайд.

- Работа по вариантам. Посмотрите на доску.

1 вар. 14*х=840:6

2 вар. 48:х+15=23

 

Первичное закрепление

- Запишите числа римскими цифрами.

34, 58, 65, 70

34

XXIV

58

LVIII

65

LXV

70

LXX

Итог урока. Рефлексия.

- Какая была тема урока?

- Какую цель ставили перед собой на урок? Достигли?

- Что нового мы узнали?

- Что делали на уроке?

ИСПОЛЬЗОВАТЬ КРУЖКИ ЗЕЛЕНОГО, ЖЕЛТОГО, КРАСНОГО ЦВЕТА!!!

 

 

 

 

1.Назови соседей числа 790.

2.Какое число следует за числом 899?

3.Какое число на 3 больше числа 979?

4.Что ты можешь сказать о числе 391?

5.Найди площадь прямоугольника, если его длина 80 см, а ширина в 2 раза меньше.

6.Площадь прямоугольника равна 48 см2, длина 8 см. Чему равна ширина?

 

 

 

 

 

 

 

1.Назови соседей числа 790.

2.Какое число следует за числом 899?

3.Какое число на 3 больше числа 979?

4.Что ты можешь сказать о числе 391?

5.Найди площадь прямоугольника, если его длина 80 см, а ширина в 2 раза меньше.

6.Площадь прямоугольника равна 48 см2, длина 8 см. Чему равна ширина?

 

 

 

1.Назови соседей числа 790.

2.Какое число следует за числом 899?

3.Какое число на 3 больше числа 979?

4.Что ты можешь сказать о числе 391?

5.Найди площадь прямоугольника, если его длина 80 см, а ширина в 2 раза меньше.

6.Площадь прямоугольника равна 48 см2, длина 8 см. Чему равна ширина?