Конспект урока по математике студентки школьного отделения
Ч. В. С.
3А класс
ОС «Школа 2100»
Тема: «Запись чисел римскими цифрами»
Цели:
1.Образовательная: сформировать представление о римских числах и цифрах, познакомить с записью чисел римскими цифрами.
2. Развивающая: развивать умение наблюдать, выделять главное, анализировать, обобщать, сравнивать; развивать математическую речь, развивать познавательную активность.
3. Воспитательная: воспитывать доброжелательность, дружбу, взаимопомощь.
Тип урока: открытие новых знаний
Планируемый результат
Предметные умения:
- иметь представление о римской нумерации;
- уметь читать и записывать многозначные числа римскими цифрами;
- составлять задачи, используя числа римской нумерации,
- уметь выполнять действия сложения и вычитания с числами римской нумерации;
- уметь самостоятельно находить разные способы выполнения заданий;
- применять ранее полученные знания.
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать тему урока и цель деятельности на уроке;
- совместно с учителем определять и формулировать тему, цель и задачи;
- работать по плану;
- высказывать свое предположение на основе учебного материала;
- выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению;
- осуществлять самоконтроль и самооценку;
- совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт;
- проводить анализ учебного материала;
- проводить классификацию, указывая на основание классификации;
- овладевать умением прогнозировать.
Коммуникативные УУД:
- слушать и понимать речь других;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
- выдвижение гипотез, их обоснование;
- сотрудничать с одноклассниками;
-владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка.
Ход урока
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
||||||||
Оргмомент Продолжительность: 1-2 минуты.
|
Цель: создать мотивацию к учебной деятельности на уроке -Ребята! Готовы вы к уроку? -Наш урок начнём с высказывания знаменитого Пифагора, который утверждал, что «Всё есть число», и нам предстоит в этом убедиться. Как вы понимаете смысл этого высказывания? -Ребята! А с помощью чего можно всё исчислить?
|
-Да
В основном, всё, что находится вокруг нас, можно попытаться сосчитать и обозначить числами С помощью чисел |
||||||||
Актуализация знаний Продолжительность: 6-8 минут. Цель: 1) повторить изученный материал, необходимый для «открытия нового знания»; 2) зафиксировать повторяемые правила в речи; 3) актуализировать соответствующие мыслительные операции; |
7 человек работают индивидуально на карточках. 1. Я задумала число, из него вычла 80, получила 18. Какое число я задумала? 2. Я задумала число, к нему прибавила 12, получила 70. Какое число я задумала? 3. Первое слагаемое 90, второе слагаемое 12. - Расскажите, что вы знаете о данной геометрической фигуре треугольник? 4. Найдите разность чисел 100 и 22. 5. Уменьшаемое 99, вычитаемое 19. Найдите разность. 6. Возьмите число 25 - 4 раза. |
-98
-58
-102
- Имеет 3 стороны, 3 вершины, 3 угла.
-78
-80
-100
|
||||||||
3. Постановка проблемы. Целеполагание. Цель: зафиксировать индивидуальные затруднения в выполнении пробного учебного действия. |
– А теперь отгадайте загадку. Что всегда идет, А с места не сойдет? (слайд) - Посмотрите на циферблат и определите время (слайд) Показывать часы с циферблатом из римских цифр и попросить определить время. (слайд) - Который сейчас час? - Почему же возникло затруднение? - Какими цифрами записаны числа на циферблате? - А вы их хорошо знаете? Сможете записать число римскими цифрами? - Так какая тема урока? - Что же надо сделать, чтобы преодолеть трудности?
- Поставьте перед собой цель на урок.
|
- Часы
- Не знаем, какими цифрами записаны числа.
- Римскими
- Нет.
- Запись чисел римскими цифрами - Узнать, что это за числа и познакомиться с их построением. |
||||||||
Решение проблемы. Открытие новых знаний. Продолжительность: 20-25 мин. |
- Какие-нибудь римские цифры вы знаете? - Какие? - А знаете ли вы, почему цифры назвали римскими? - Представьте, что вы древние римляне и не знаете цифр. С помощью чего изобразили бы число 2? - Да, действительно пальцы сыграли немалую роль в истории счета. Вам понятны цифры римской нумерации I, II, III. А как дальше? - На руке человека 5 пальцев. Чтобы не писать 5 палочек, стали изображать руку. Однако рисунки руки делали очень простыми. Догадались? Вместо того чтобы рисовать всю руку, ее изображали знаком V, и этот значок стал обозначать цифру 5. - А чтобы получить цифру 6, 7, 8? Что нужно сделать? - Прибавить одну, две, три палочки. - Ну, а как короче записать число 4? Ведь это долго пересчитывать палочки на самом деле. А иногда бывает, что каждая секунда дорога. - А как записать число 10? Мы знаем, что 10 состоит из двух пятерок, поэтому 10 в римской нумерации изображали двумя пятерками: одна пятерка стоит как обычно, а другая перевернута вниз - X. Иначе 10 можно записать двумя пересекающимися палочками. - А теперь посмотрите в учебнике на стр. 24 под зеленым восклиц. Знаком как обозначаются более большие числа. И запишите их в тетради в порядке возрастания. То есть от 50 до 600. - Давайте с вами потренируемся читать римские цифры в упр. 2.
- Упр. 4. Прочитайте задание. Что нужно сделать? |
- Они появились в Риме
- С помощью пальцев
- Прибавить палочки
- Надо записать V и слева поставить палочку 5-1=4
В стране Веселии 125 жителей. Среди них 70 мал. веселян. На острове 700 кокосовых пальм и 750 хлебных деревьев. К приезду капитана Длинныйчулок веселяне приготовили 150 ожерелий из акульих зубов. - Записать римскими цифрами числа: 32, 27, 115. (XXXII, XXVII, CXV.) |
||||||||
Физминутка |
|
|
||||||||
|
- Вернемся немного назад. На стр. 19 упр. 6 под буквой б. Прочитайте задачу. Про что она? Какая это задача? Что в ней известно? Что нужно найти? Что найдем первым действием? Что найдем вторым действием? Какое первое действие? Второе действие? Можем ответить на главный вопрос?
Слайд. - Работа по вариантам. Посмотрите на доску. 1 вар. 14*х=840:6 2 вар. 48:х+15=23 |
|
||||||||
Первичное закрепление |
- Запишите числа римскими цифрами. 34, 58, 65, 70 |
|
||||||||
Итог урока. Рефлексия. |
- Какая была тема урока? - Какую цель ставили перед собой на урок? Достигли? - Что нового мы узнали? - Что делали на уроке? ИСПОЛЬЗОВАТЬ КРУЖКИ ЗЕЛЕНОГО, ЖЕЛТОГО, КРАСНОГО ЦВЕТА!!!
|
|
1.Назови соседей числа 790.
2.Какое число следует за числом 899?
3.Какое число на 3 больше числа 979?
4.Что ты можешь сказать о числе 391?
5.Найди площадь прямоугольника, если его длина 80 см, а ширина в 2 раза меньше.
6.Площадь прямоугольника равна 48 см2, длина 8 см. Чему равна ширина?
1.Назови соседей числа 790.
2.Какое число следует за числом 899?
3.Какое число на 3 больше числа 979?
4.Что ты можешь сказать о числе 391?
5.Найди площадь прямоугольника, если его длина 80 см, а ширина в 2 раза меньше.
6.Площадь прямоугольника равна 48 см2, длина 8 см. Чему равна ширина?
1.Назови соседей числа 790.
2.Какое число следует за числом 899?
3.Какое число на 3 больше числа 979?
4.Что ты можешь сказать о числе 391?
5.Найди площадь прямоугольника, если его длина 80 см, а ширина в 2 раза меньше.
6.Площадь прямоугольника равна 48 см2, длина 8 см. Чему равна ширина?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.