Конспект урока составила Васильева Нелли Алексеевна, учитель 1 категории
МБОУ «СОШ № 13» УР г. Глазов
Предмет: Математика
УМК «Школа России»
Класс: 1
Тема урока: «Присчитывание и отсчитывание по 3»
Тип урока: Комбинированный
Формы и методы обучения: Проблемно-поисковый; индивидуальная, фронтальная, парная, групповая работа.
Цели: в ходе выполнения разнообразных заданий закреплять навыки прибавления и вычитания числа 3; закреплять умение анализировать и решать задачи.
Планируемые результаты:
Предметные: сформировать навыки сложения и вычитания в случаях вида [ ] + - 3, упражнять в присчитывании и отсчитывании по 3;
вырабатывать вычислительные навыки, умение сравнивать числа и выражения;
развивать умение составлять задачи по рисунку и заданной схеме, решать их;
способствовать развитию памяти, внимания, логического мышления.
Метапредметные:
Строить и формулировать предложения с помощью учителя, отвечать на вопросы, излагать свои мысли; правильно читать задания учебника.
Повторить понятия «позже», «раньше».
Регулятивные:
Умение определять и формулировать тему и цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе данного эталона; высказывать своё предположение.
Коммуникативные:
Умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения при работе в парах и группе.
Личностные:
Проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Образовательные ресурсы: М.И. Моро и др. Математика. 1 класс; электронное приложение к учебнику М.И.Моро (CD – ROM.
Основные понятия и термины: Сложить, вычесть, слагаемое, сумма, значение суммы, уменьшаемое, вычитаемое, разность, задача, присчитывать, отсчитывать.
I. Организационный момент. (1 мин.)
- Здравствуйте, дети и уважаемые гости!
Создание позитивной мотивации и самоопределение к деятельности.
Игровой метод «Приветствие»
- Дети, повернитесь все друг к другу
И пожмите руки другу.
Руки вверх все поднимите
И вверху пошевелите.
Крикнем весело: «Ура!».
- Заниматься нам пора!
Начинается урок.
Он пойдёт ребятам впрок.
Постарайтесь всё понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давайте
И на уроке не зевайте.
II. Актуализация опорных знаний. (2 мин.)
1. А первую тайну мы откроем, расположив данные числа в порядке возрастания и прочитав получившееся слово. Каких чисел не хватает?
1 2 3 5 6 8 9
С Н Е Г И Р И
-Кто видел снегирей? Как их узнать?
Чернокрылый, красногрудый,
И зимой найдёт приют:
Не боится он простуды –
С первым снегом тут как тут.
(Снегирь-птица, которую часто можно встретить в городах зимой, потому что они ищут корм рядом с жильём человека. У снегиря ярко- красная грудка, чёрная голова, черные крылья и хвост.)
Снегири приглашают нас в путешествие в сказочный лес. Лес полон разных чудес.
2. Индивидуальная работа.
- Какой же лес без ёлочек? Они помогут нам повторить изученное.
3 человека работают у доски.
- У доски будут выполнять …, …. , ….
- После решения берёте карточку и проверяете самостоятельно. Самопроверка по эталону.
5 * [] = 7 2 О 5 8= 5+…
8 * [] = 6 10 О 6 6= …+2
4 * [] = 3 8 О 8 7=5+…
3* [] = 3 7 + 1 О 9 7=6+…
8 * [] = 10 6 - 1 О 5
3. Устный счёт. 6 мин.
Выявить уровень освоенности пройденного материала.
Проговаривать задания (регулятивные).
Контролировать - в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном (регулятивные)
Выполнять мыслительные операции по указанной инструкции (регулятивные)
Устный счёт. Фронтальный опрос.
Нас встречают друзья снегирей, лесные жители, и каждый из них приготовил задание, с которыми вы должны будете справиться и показать свои знания.
Первым нас встречает:
Длиннорогий и рогатый
Лесники зовут «сохатый».
Скачет прямо он и вкось,
Крупный и могучий...
(Лось)
- Приготовьте карточки с цифрами (разрезной материал).
1) Какое число следует за числом 7?
2) Какое число стоит перед числом 9?
3) Увеличь 4 на 2.
4) Уменьши 7 на 2.
5) 3 да 3.
6) 6 без 2.
7) Первое слагаемое 6, второе 1. Найдите сумму.
8) Найдите сумму чисел 7и 3.
9) Увеличь 8 на 1 и снова на 1.
10) Сколько будет: 9 минус 9.
- Оцените свою работу.
- Послушаем, как оценили свою работу ребята, работающие у доски. Расскажите по плану.
- Как вы себя оцениваете, озвучьте свой выбор.
Показывают смайлики, анализируя свою работу по плану:
Задание? Выполнил?
Правильно? Сам?
Жёлтый смайлик - задания были трудные, но я справился.
Зелёный - не все задания были лёгкими, но я справился.
Красный - задания для меня слишком трудные. Мне нужна помощь.
III. Определение темы, постановка целей 2 мин.
Подвести детей к формулировке темы и целей урока.
Прогнозировать (регулятивные), строить высказывание, формулировать тему, цель (познавательные).
Читать текст, вычитывать информацию (коммуникативные).
Целеполагание (регулятивные).
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый — краса!
Как зовут её? (Лиса)
- Установить закономерность числового ряда.
1, 4, 7, 10.
- Какова закономерность между числами 1,4, 7,10? (числа увеличиваются на 3).
- Как можно назвать такой счет? (присчитывание по 3).
- Запишите этот ряд в тетради.
- А пониже запишите этот же ряд справа налево.
- Как называют математики этот счет? (отсчитывание по 3).
- Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока (присчитывание и отсчитывание по 3).
- Чему будем учиться на уроке? (присчитывать и отсчитывать по 3).
- Проверим наши предположения.
- Открываем учебник на стр. 112 и читаем тему урока.
- Будем учиться прибавлять к числу по 3 и вычитать из числа по 3; составлять и решать задачи.
+ и - по 3, …
- Наши предположения подтвердились.
IV . Работа по теме урока. 7 мин.
Познакомить с приёмами сложения и вычитания.
Воспринимать на слух и соотносить с действиями (познавательные).
Строить рассуждение, выделение, осуществление анализа объекта, установление
причинно - следственные связи
( познавательные)
Карточки 1, 4, 7, 10
№1, с. 112
- Сколько синих бусин? (1)
- По сколько будем прибавлять? (по 3)
Ручки! -- На месте!
Ноги! -- На месте!
Локти! -- У края!
Спинка! -- Прямая!
- Прибавляя по 3, составьте примеры ( К 1 прибавим 3, получится 4, к 4 прибавим 3 получится 7, к 7 прибавим 3, получится 10).
На доске ребёнок дополняет запись и получается:
1 + 3 = 4
4 + 3 = 7
7 + 3 = 10
- На каких карточках оказались ответы? ( На розовых. )
- А теперь отнимайте от 10 по 3. ( Из 10 вычесть 3, получится 7, из 7 вычесть 3, получится 4, из 4 вычесть 3, получится 1. )
- На каких карточках оказались ответы? ( На розовых. )
На доске ребёнок делает записи.
Наблюдают по учебнику, отвечают на вопросы.
10 - 3 = 7
7 - 3 = 4
4 - 3 = 1
- Какой вывод сделаем: как отсчитывать и присчитывать по 3?
Снегири: ФИЗМИНУТКА.
Высоко снегирь летел,
Вдруг покушать захотел.
Сел на ветку он рябины,
Сладких ягод он поел,
И отправился в дорогу……
До лисичек долетел.
V . Совершенствование знаний учащихся по теме.
А вот к нам прилетели веселые подружки снегиря - птички-синички. Они принесли в клювиках карточки с самостоятельной работой.
Сейчас вам придется самостоятельно решить выражения, где прибавляется и
вычитается число 3.
3+3= 4+3= 5+3= 6+3=
10-3= 9-3= 8-3= 7-3=
Самопроверка(ответы на доске). Проверьте. Оцените свою работу на Смайликах. Кто сделал работу без ошибок?
-Кто допустил 1 ошибку?
-Кто допустил 2 и более ошибок?
VI. Закрепление знаний
1. Загадка: Кто-то по ёлкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орешки прячет,
Сушит на зиму грибы? (белка)
БЕЛОЧКИ тоже приготовили для нас задание: составить задачу по рисунку.
- Давайте посмотрим на картинку, составим задачу и решим ее.
2.Решение задачи:
А вот воробьи вам предлагают задачу о себе.
Класс делится на группы по 4 чел. Каждый ученик получает одну из карточек: условие, вопрос, решение и ответ – составляет ту часть задания, которая ему досталась.
Оценивают работу каждого.
V. Итог урока.
- Молодцы, вы хорошо потрудились, спасибо всем.
- Чему учились на уроке?
- Что повторяли?
Оцените свою работу на уроке при помощи кругов.
VI. Рефлексия.
Кому понравилось на уроке, поднимите руки и помашите.
Кому не понравилось, опустите головы.
Кто остался равнодушным, закройте глаза.
1 2 3 5
С Н Е Г
6 8 9
И Р И
5 + 2 = 7
8 + 2= 6
4 - 1 = 3
3 – 0 = 3
3 + 0 = 3
8 + 2 = 10
Задание?
Выполнил?
Правильно?
Сам?
2 < 5
10 > 6
8 = 8
7 + 1 < 9
6 - 1 = 5
Задание?
Выполнил?
Правильно?
Сам?
8 = 5 + 3
6= 4 + 2
7= 5 + 2
7= 6 + 1
Задание?
Выполнил?
Правильно?
Сам?
3+3= 4+3= 5+3= 6+3=
10-3= 9-3= 8-3= 7-3=
3+3= 4+3= 5+3= 6+3=
10-3= 9-3= 8-3= 7-3=
3+3= 4+3= 5+3= 6+3=
10-3= 9-3= 8-3= 7-3=
3+3= 4+3= 5+3= 6+3=
10-3= 9-3= 8-3= 7-3=
3+3= 4+3= 5+3= 6+3=
10-3= 9-3= 8-3= 7-3=
3+3= 4+3= 5+3= 6+3=
10-3= 9-3= 8-3= 7-3=
3+3= 4+3= 5+3= 6+3=
10-3= 9-3= 8-3= 7-3=
3+3= 4+3= 5+3= 6+3=
10-3= 9-3= 8-3= 7-3=
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.