Конспект урока по математике Решение задач на расчет времени

  • docx
  • 09.12.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Конспект урока _Решение задач на расчёт время_.docx

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект урока по математике вклассе

по программе «Школа России».

Тема: «Решение задач на расчёт  время».

 

 

 

 

 

 

 

                                              Подготовила учитель начальных классов

                                   МБОУ Брасовская СОШ имени В.А.Алексютина

Кухарева Т.А.

 

 

 

 

 

 

 

2023г.

 

Тема: Решение задач на расчёт время.

Задачи:

 1) продолжить работу над умением решать задачи на определение начала, продолжительности и конца события

2) совершенствовать вычислительные навыки,; закрепить знания о единицах времени;

3) воспитывать бережное отношение ко времени.

 

Планируемые результаты:

 

Предметные: обобщать знания о единицах времени, определять начало, конец и продолжительность событий; усваивать соотношения между единицами времени и уметь применять их при решении задач; решать задачи изученных видов, дополнять их недостающими данными.

 

Метапредметные:

 Познавательные УУД: - учить анализу объектов с целью выделения признаков; - формировать умения выбирать основания для сравнения и классификации объектов; - формировать умения устанавливать причинно-следственные связи и учить построению логических цепей рассуждения;

Коммуникативные УУД; - формировать потребность в общении с учителем; - развивать умение слушать и вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).

Регулятивные УУД: - учить детей контролировать свои действия при работе в классе; - формировать умения адекватно оценивать свою работу, исправлять ошибки.

Личностные: проявлять интерес к математике: к количественным и пространственным отношениям, к зависимостям между объектами, процессами и явлениями окружающего мира и способами их описания на языке математики, к освоению математических способов решения познавательных задач.

Межпредметные связи: окружающий мир: мир глазами историка, мир глазами эколога.

Ресурсы урока:  рабочая программа; таблица перевода одних единиц времени в другие единицы; учебник; рабочая тетрадь; электронное приложение к учебнику.

Тип урока: изучение нового материала.

 Форма урока: комбинированный.

 

 

 

 

 

 

                                                                  Ход урока.

I.Организационный момент (Мотивация к учебной деятельности)

 

Долгожданный дан звонок

Начинаем мы урок.

Мы отлично учимся!

Всё у нас получится!

 

-О чём так говорят?

Без ног и без крыльев оно,
Быстро летит,
Не догонишь его.
Вчера было, 
Сегодня есть
И завтра будет.  (Время)

 

-Зачем людям знать время?

-Девизом нашего урока будет пословица, которую надо разгадать.

Делу время ,а потехе 60 минут.

Делу время ,а потехе час.

 

II. Актуализация знаний

-Вспомним единицы времени

1.Самостоятельная работа отдельных учащихся по карточкам.

       1век               60 с

       1 год              60 мин

       1 сут               7 сут

       1 ч                  24 ч

       1 мин             30 сут или 31сут (в      

                       феврале 28 или29)

       1неделя         100 лет

       1 месяц          365 или 366 сут

                        12 мес

Взаимопроверка

2.Математический диктант.

Этот великий русский ученый, химик, физик, художник, историк, поэт и писатель, труды которого стали известны во всем мире. Прославился в таких областях знаний, как: астрономия, геология, приборостроение, география и многих других. Узнаем его фамилию ,выполнив задание на карточках

 

о

н

м

о

о

с

о

в

л

180

50

6

15

21

60

240

42

400

 

-4века –сколько лет

-3мин- сколько секунд

-полгода- сколько месяцев

-4часа-сколько мин

-полвека- сколько лет

-четверть часа- сколько мин

-5лет  - сколько месяцев

-3недели- сколько суток

-Кирилл за 1мин решает7 примеров ,а сколько примеров он решит за 6минут?

В декабре 1730 года 19-летний Михаил Ломоносов сбежал из дома и отправился в Москву — учиться. Будущий академик прошагал пол-России: он шел три недели и преодолел 1168 километров.

-Как узнать сколько время прошло с того момента? Посчитаем.(2023-1730=293)

М. Ломоносов проделал долгий путь, сделал много открытий. Предлагаю сделать свои открытия на уроке.

 

III. Самоопределение к деятельности.

Самоопределение к деятельности

- Как думаете, что мы будем изучать сегодня на уроке ? Ребус (ЗАДАЧА)

А вот какие узнаем из следующего задания.

 

Уроки в школе ……………………в 8.00 часов утра и …………………. в 13.00 часов дня.

Чему равна ……………………

учебного дня учеников 4  класса?

-Можем ли утверждать, что это задача? Вставим нужные слова. Как решить?.

На доске карточка

 

 

 (определяем продолжительность события5часов)

 

Начало события

8.00ч

Окончание события

13.00ч

Продолжительность события

?

 

 (определяем началособытия8часов)

-Составим задачи обратные данным

Начало события

?

Окончание события

13.00ч

Продолжительность события

- О чем вторая задача?

        

 (определяем конец события в 13 часов)

Начало события

8.00ч

Окончание события

?

Продолжительность события

  5ч

- О чем третья задача?

          - 

 

          - Чем похожи задачи ? (определяем время)

          -  Чем они отличаются ? (определяем  начало  события,  продолжительность события   и конец  события)

 

2.  Давайте вместе сформулируем тему урока.

Тема урока: Решение задач на определение начала, продолжительности и

конца события.

На доске карточки:  начало, продолжительность, конец события.

- Сформулируйте задачи урока.

( научиться решать задачи на определение начала, продолжительности и конца события)

 

IV. Работа по теме урока.

Работа по учебнику c. 49

№ 232 ( с. 49 ). ( Самостоятельное  выполнение.  Два ученика работают на  доске.  Проверка, самооценка.)

 - Прочитайте задачу про себя.

- Прочитайте  вслух

- Это задача на продолжительность события. Каким действием она решается? (вычитанием).

Один ученик выходит к доске, остальные решают в тетрадях. 12 ч 30 мин – 10 ч = 2 ч 30 мин (2)

- Прочитайте задачу про себя.

 - Прочитай вслух. Это задача на окончание события. Каким действием решается? (сложением) 13 ч + 3  ч 15 мин = 16 ч 15 мин (3)

 - Прочитайте задачу про себя.

- Прочитай вслух. Это задача на начало события. Каким действием решается? (вычитанием) 14 – 1 = 13 (ч)
            (оцените свою самостоятельную работу)

V. Физкультминутка.

В небе плавает луна. (Плавные покачивания вправо и влево.)

В облака зашла она.      

Раз, два, три, четыре, пять — (Хлопки в ладоши.)

Можем мы луну достать. (Руки вверх.)

Шесть, семь, восемь, девять, десять — (Хлопки над головой.)

И пониже перевесить. (Руки вниз.)

Десять, девять, восемь, семь — (Шаги на месте.)

Чтоб луна светила всем. (Сесть за парту.)

 

VI. Продолжение работы по теме урока

С.49 № 233

Дополняют условия задачи.

1.      Предстоит подобрать три слагаемых, сумма которых 112, при этом второе слагаемое на несколько единиц больше чем первое.

2.      Предстоит вычислить первое слагаемое найти 1/3 от 2 часов и подобрать два других слагаемых так, чтобы сумма трех слагаемых была равна 2 часам

 

С.49 № 236(Коллективное выполнение)

Составляют выражения и объясняют их значение

С. 49 № 237  (Работа в парах. На полях)

- Чертёж не переносите в тетрадь.

 Возьмите угольники. - (один ученик работает у доски).

 - Напиши на первой строчке: тупые углы.

Вспомни, какие углы называются тупыми. (Углы, которые больше прямого)

 - Покажи на угольнике прямой угол.

 - Как находятся тупые углы? (прямой угол угольника совмещается с углом, сторону угольника направляем по стороне угла)

 - Выпиши тупые углы.

 - Вспомним, как обозначается угол.

 - Напомню, что вершина в названии угла называется посередине.

 Например:  угол АВС или  СВА – тупой.

 - Проверяем, какие углы выписали. (АВС, ВОD, COM, CDA)

- Выпишите прямые углы. (CBM)

 - Как находятся острые углы? Выпишите острые углы. (BCA, BCO, BAC, DOM, DCA, ABM, BOC, OMC)

Учащиеся по программе 7.2 выполняют  задания на карточках.  Проверка в парах.

2 г. = . . мес.            36 мес. = . г.

2 сут. = . . г              3 мин = . . . с

420 мин = . ч            2 в. 5 г. = . . . г

2. Решение уравнений:

Х : 4 = 20         240 – Х = 100

Х = 20 • 4         Х = 240 – 100

Х = 80              Х = 140

Проверка:       Проверка:

80 : 4 = 2 0       240 –1 40 = 100

     20 = 20                100 = 100

 

VII. Рефлексия

( Самостоятельное выполнение заданий « Проверь себя» (учебник с. 49, Проверка.)

Ответ: в 13 ч .

- Оцените свою работу на уроке.

VIII. Подведение итогов урока

- В каких единицах измеряют время?

– Как найти начало события?  (Ответ ученика: надо из окончания события отнять продолжительность события.)
– Как найти окончание события? (Ответ ученика: надо к началу события прибавить продолжительность события.)
– Как найти продолжительность события? (Ответ ученика: надо из окончания события отнять начало события.)

- Ребята, сегодня мы  вами работали по теме «Решение задач на определение начала, продолжительности и конца события».

– Что было трудно?
– Какими знаниями, полученными на уроке, вы  хотели бы поделиться  дома?
– Где можно применить полученные знания?

А вы знаете сколько  по продолжительности времени вы должны выполнять домашнее задание?(Ответы детей).

Ребята, на выполнение домашней работы в 4 классе дается 1,5-2 часа, не больше, поэтому постарайтесь правильно распределить свое время. Правильное распределение времени позволит вам за ранее запланировать свой день.

Домашнее задание.

Организует обсуждение выполнения домашней работы –

№239(с.49), ТПО стр.46  №105

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение.

0012-012-Rebjata-vozmite-na-parte-list-samootsenki

Карточки  для индивидуальной работы.

Карточка 1 вариант                                                                 

Имя___________________

Сравни величины

6дм  ________306мм

52дм________5м2см

472см________47дм2см

8м5см_________8м3дм

305с _________3мин 5с

148мин ______1ч 48мин

3т 5ц = ___________ц

3ч 5 мин = _________мин

 

Карточка 2 вариант

Имя___________________

Вырази в новых единицах

200мм  =  ___________дм

600с = ____________мин

15000кг = _________т

2530м = _________км________м

184дм = _________м________дм

76мин = ________ч_______мин

3дм 5мм = ____________мм

2т 5ц 7кг = ___________кг

 

 

Карточки для самостоятельной работы.

Реши задачу.

Детский утренник закончился в 14 ч. Когда начался утренник, если он продолжается 1 ч?

____________________________________________________

_______________________________________________________

_______________________________________________________

_______________________________________________________

 

 

 

 

Работа в паре.

Реши задачи.

* Уроки   начинаются  в 8 ч.  От дома до школы Оля идет 15 мин и 10 мин  

   готовится к   урокам.  Во сколько  ей  нужно  выйти  в  школу,  чтобы  не  

   опоздать?                    

Ответ: ___________________________________________________________

* Уроки  начинаются  в  8 ч. Оля  выходит из дома в 7 ч 35 мин.  Сколько времени   

    нужно Оле, чтобы дойти от дома до школы   и подготовиться к урокам ?

Ответ: ______________________________________________________________

*  Оля выходит  из дома в 7 ч 35 мин. От школы до дома она идет 15 мин  и 

    10  мин  готовится  к  урокам.  Во сколько  начинаются  уроки ?

Ответ: ______________________________________________________________

 

 

 

 

– Прочитай число:

208 056 914

  • Назови предшествующее и последующее числа.
  • Сколько классов и сколько разрядов в записи этого числа?
  • Какая цифра стоит в разряде единиц миллионов?
  • Сколько всего миллионов в этом числе?

– Прочитайте числа (друг другу) и представьте их в виде суммы разрядных слагаемых: 5321     8020    70564
– Запишите числа:

  1. 2000 + 400 + 30 + 1 =
  2. 40 000 + 8000 + 90 + 5 =
  3. 500 000 + 600 + 7 =

(Оцените свою работу)