Конспект урока по математике в 4 классе
по программе «Школа России».
Тема: «Решение задач на расчёт время».
Подготовила учитель начальных классов
МБОУ Брасовская СОШ имени В.А.Алексютина
Кухарева Т.А.
2023г.
Тема: Решение задач на расчёт время.
Задачи:
1) продолжить работу над умением решать задачи на определение начала, продолжительности и конца события
2) совершенствовать вычислительные навыки,; закрепить знания о единицах времени;
3) воспитывать бережное отношение ко времени.
Планируемые результаты:
Предметные: обобщать знания о единицах времени, определять начало, конец и продолжительность событий; усваивать соотношения между единицами времени и уметь применять их при решении задач; решать задачи изученных видов, дополнять их недостающими данными.
Метапредметные:
Познавательные УУД: - учить анализу объектов с целью выделения признаков; - формировать умения выбирать основания для сравнения и классификации объектов; - формировать умения устанавливать причинно-следственные связи и учить построению логических цепей рассуждения;
Коммуникативные УУД; - формировать потребность в общении с учителем; - развивать умение слушать и вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).
Регулятивные УУД: - учить детей контролировать свои действия при работе в классе; - формировать умения адекватно оценивать свою работу, исправлять ошибки.
Личностные: проявлять интерес к математике: к количественным и пространственным отношениям, к зависимостям между объектами, процессами и явлениями окружающего мира и способами их описания на языке математики, к освоению математических способов решения познавательных задач.
Межпредметные связи: окружающий мир: мир глазами историка, мир глазами эколога.
Ресурсы урока: рабочая программа; таблица перевода одних единиц времени в другие единицы; учебник; рабочая тетрадь; электронное приложение к учебнику.
Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока: комбинированный.
Ход урока.
I.Организационный момент (Мотивация к учебной деятельности)
Долгожданный дан звонок
Начинаем мы урок.
Мы отлично учимся!
Всё у нас получится!
-О чём так говорят?
Без
ног и без крыльев оно,
Быстро летит,
Не догонишь его.
Вчера было,
Сегодня есть
И завтра будет. (Время)
-Зачем людям знать время?
-Девизом нашего урока будет пословица, которую надо разгадать.
Делу время ,а потехе 60 минут.
Делу время ,а потехе час.
II. Актуализация знаний
-Вспомним единицы времени
1.Самостоятельная работа отдельных учащихся по карточкам.
• 1век 60 с
• 1 год 60 мин
• 1 сут 7 сут
• 1 ч 24 ч
• 1 мин 30 сут или 31сут (в
феврале 28 или29)
• 1неделя 100 лет
• 1 месяц 365 или 366 сут
12 мес
Взаимопроверка
2.Математический диктант.
Этот великий русский ученый, химик, физик, художник, историк, поэт и писатель, труды которого стали известны во всем мире. Прославился в таких областях знаний, как: астрономия, геология, приборостроение, география и многих других. Узнаем его фамилию ,выполнив задание на карточках
|
о |
н |
м |
о |
о |
с |
о |
в |
л |
|
180 |
50 |
6 |
15 |
21 |
60 |
240 |
42 |
400 |
-4века –сколько лет
-3мин- сколько секунд
-полгода- сколько месяцев
-4часа-сколько мин
-полвека- сколько лет
-четверть часа- сколько мин
-5лет - сколько месяцев
-3недели- сколько суток
-Кирилл за 1мин решает7 примеров ,а сколько примеров он решит за 6минут?
В декабре 1730 года 19-летний Михаил Ломоносов сбежал из дома и отправился в Москву — учиться. Будущий академик прошагал пол-России: он шел три недели и преодолел 1168 километров.
-Как узнать сколько время прошло с того момента? Посчитаем.(2023-1730=293)
М. Ломоносов проделал долгий путь, сделал много открытий. Предлагаю сделать свои открытия на уроке.
III. Самоопределение к деятельности.
Самоопределение к деятельности
- Как думаете, что мы будем изучать сегодня на уроке ? Ребус (ЗАДАЧА)
А вот какие узнаем из следующего задания.
Уроки в школе ……………………в 8.00 часов утра и …………………. в 13.00 часов дня.
Чему равна ……………………
учебного дня учеников 4 класса?
-Можем ли утверждать, что это задача? Вставим нужные слова. Как решить?.
На доске карточка
(определяем продолжительность события5часов)
|
Начало события |
8.00ч |
|
Окончание события |
13.00ч |
|
Продолжительность события |
? |
(определяем началособытия8часов)
-Составим задачи обратные данным
|
Начало события |
? |
|
Окончание события |
13.00ч |
|
Продолжительность события |
5ч |
- О чем вторая задача?
(определяем конец события в 13 часов)
|
Начало события |
8.00ч |
|
Окончание события |
? |
|
Продолжительность события |
5ч |
- О чем третья задача?
-
- Чем похожи задачи ? (определяем время)
- Чем они отличаются ? (определяем начало события, продолжительность события и конец события)
2. Давайте вместе сформулируем тему урока.
Тема урока: Решение задач на определение начала, продолжительности и
конца события.
На доске карточки: начало, продолжительность, конец события.
- Сформулируйте задачи урока.
( научиться решать задачи на определение начала, продолжительности и конца события)
IV. Работа по теме урока.
Работа по учебнику c. 49
№ 232 ( с. 49 ). ( Самостоятельное выполнение. Два ученика работают на доске. Проверка, самооценка.)
- Прочитайте задачу про себя.
- Прочитайте вслух
- Это задача на продолжительность события. Каким действием она решается? (вычитанием).
Один ученик выходит к доске, остальные решают в тетрадях. 12 ч 30 мин – 10 ч = 2 ч 30 мин (2)
- Прочитайте задачу про себя.
- Прочитай вслух. Это задача на окончание события. Каким действием решается? (сложением) 13 ч + 3 ч 15 мин = 16 ч 15 мин (3)
- Прочитайте задачу про себя.
- Прочитай вслух. Это задача на начало события. Каким действием
решается? (вычитанием) 14 – 1 = 13 (ч)
(оцените
свою самостоятельную работу)
V. Физкультминутка.
В небе плавает луна. (Плавные покачивания вправо и влево.)
В облака зашла она.
Раз, два, три, четыре, пять — (Хлопки в ладоши.)
Можем мы луну достать. (Руки вверх.)
Шесть, семь, восемь, девять, десять — (Хлопки над головой.)
И пониже перевесить. (Руки вниз.)
Десять, девять, восемь, семь — (Шаги на месте.)
Чтоб луна светила всем. (Сесть за парту.)
VI. Продолжение работы по теме урока
С.49 № 233
Дополняют условия задачи.
1. Предстоит подобрать три слагаемых, сумма которых 112, при этом второе слагаемое на несколько единиц больше чем первое.
2. Предстоит вычислить первое слагаемое найти 1/3 от 2 часов и подобрать два других слагаемых так, чтобы сумма трех слагаемых была равна 2 часам
С.49 № 236(Коллективное выполнение)
Составляют выражения и объясняют их значение
С. 49 № 237 (Работа в парах. На полях)
- Чертёж не переносите в тетрадь.
Возьмите угольники. - (один ученик работает у доски).
- Напиши на первой строчке: тупые углы.
Вспомни, какие углы называются тупыми. (Углы, которые больше прямого)
- Покажи на угольнике прямой угол.
- Как находятся тупые углы? (прямой угол угольника совмещается с углом, сторону угольника направляем по стороне угла)
- Выпиши тупые углы.
- Вспомним, как обозначается угол.
- Напомню, что вершина в названии угла называется посередине.
Например: угол АВС или СВА – тупой.
- Проверяем, какие углы выписали. (АВС, ВОD, COM, CDA)
- Выпишите прямые углы. (CBM)
- Как находятся острые углы? Выпишите острые углы. (BCA, BCO, BAC, DOM, DCA, ABM, BOC, OMC)
Учащиеся по программе 7.2 выполняют задания на карточках. Проверка в парах.
2 г. = . . мес. 36 мес. = . г.
2 сут. = . . г 3 мин = . . . с
420 мин = . ч 2 в. 5 г. = . . . г
2. Решение уравнений:
Х : 4 = 20 240 – Х = 100
Х = 20 • 4 Х = 240 – 100
Х = 80 Х = 140
Проверка: Проверка:
80 : 4 = 2 0 240 –1 40 = 100
20 = 20 100 = 100
VII. Рефлексия
( Самостоятельное выполнение заданий « Проверь себя» (учебник с. 49, Проверка.)
Ответ: в 13 ч .
- Оцените свою работу на уроке.
VIII. Подведение итогов урока
- В каких единицах измеряют время?
–
Как найти начало события? (Ответ ученика: надо из окончания
события отнять продолжительность события.)
– Как найти окончание события? (Ответ ученика: надо к началу события
прибавить продолжительность события.)
– Как найти продолжительность события? (Ответ ученика: надо из
окончания события отнять начало события.)
- Ребята, сегодня мы вами работали по теме «Решение задач на определение начала, продолжительности и конца события».
– Что
было трудно?
– Какими знаниями, полученными на уроке, вы хотели бы поделиться
дома?
– Где можно применить полученные знания?
А вы знаете сколько по продолжительности времени вы должны выполнять домашнее задание?(Ответы детей).
Ребята, на выполнение домашней работы в 4 классе дается 1,5-2 часа, не больше, поэтому постарайтесь правильно распределить свое время. Правильное распределение времени позволит вам за ранее запланировать свой день.
Домашнее задание.
Организует обсуждение выполнения домашней работы –
№239(с.49), ТПО стр.46 №105
Приложение.

Карточки для индивидуальной работы.
|
Карточка 1 вариант Имя___________________ Сравни величины 6дм ________306мм 52дм________5м2см 472см________47дм2см 8м5см_________8м3дм 305с _________3мин 5с 148мин ______1ч 48мин 3т 5ц = ___________ц 3ч 5 мин = _________мин
|
Карточка 2 вариант Имя___________________ Вырази в новых единицах 200мм = ___________дм 600с = ____________мин 15000кг = _________т 2530м = _________км________м 184дм = _________м________дм 76мин = ________ч_______мин 3дм 5мм = ____________мм 2т 5ц 7кг = ___________кг
|
Карточки для самостоятельной работы.
|
Реши задачу. Детский утренник закончился в 14 ч. Когда начался утренник, если он продолжается 1 ч? ____________________________________________________ _______________________________________________________ _______________________________________________________ _______________________________________________________
|
|
Работа в паре. Реши задачи. * Уроки начинаются в 8 ч. От дома до школы Оля идет 15 мин и 10 мин готовится к урокам. Во сколько ей нужно выйти в школу, чтобы не опоздать? Ответ: ___________________________________________________________ * Уроки начинаются в 8 ч. Оля выходит из дома в 7 ч 35 мин. Сколько времени нужно Оле, чтобы дойти от дома до школы и подготовиться к урокам ? Ответ: ______________________________________________________________ * Оля выходит из дома в 7 ч 35 мин. От школы до дома она идет 15 мин и 10 мин готовится к урокам. Во сколько начинаются уроки ? Ответ: ______________________________________________________________
|
– Прочитай число:
208 056 914
–
Прочитайте числа (друг другу) и представьте их в виде суммы разрядных
слагаемых: 5321 8020 70564
– Запишите числа:
(Оцените свою работу)
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.