Составим задачи на все действия
Цели: учить решать составные задачи на все действия; формировать умения составлять задачу по данному решению; развивать умение анализировать и рассуждать.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Устный счет.
1. Вставьте пропущенные знаки действий, чтобы получились верные равенства:
9 … 9 … 72 = 9 3 … 9 … 9 = 36
(16 … 7) … 8 = 72 4 … 9 … 18 = 18
6 … (11 … 2) = 54 (16 … 7) … 3 = 27
2. Задача.
В палатку привезли 8 коробок яблок по 9 кг в каждой и столько же коробок груш по 7 кг в каждой.
Что означают данные выражения?
9 · 8 (9 + 7) · 8 (9 +7) · 3
7 · 8 9 · 8 + 7 · 8 (9+ 7) · 5
9 + 7 9 · 3 + 7 · 3
3. Как переложить 4 палочки, чтобы получилось 4 одинаковых треугольника?
4. Рассмотрите чертеж и назовите все треугольники с общей стороной АС.
5. Логическая задача.
Четверых мальчиков зовут Денис, Илья, Артем, Вова. Кого из мальчиков как зовут, если Илья не самый высокий, но все же он выше Дениса и Вовы, а Денис не выше Вовы?
III. Работа по теме урока.
1. Задание 464.
– Решите данные задачи в таком порядке, чтобы решение следующей задачи включало в себя решение предыдущей задачи.
1) Задача а)
Запись:
Решение:
8 + 16 = 24 (б.) – продали после перерыва.
Ответ: 24 банки.
2) Задача в)
Запись:
Всего – ? б.
Решение:
1) 8 + 16 = 24 (б.) – продали после перерыва.
2) 8 + 24 = 32 (б.) – продали за весь день.
Ответ: 32 банки.
3) Задача б)
Запись:
Решение:
1) 8 + 16 = 24 (б.) – продали после перерыва.
2) 8 + 24 = 32 (б.) – продали за весь день.
3) 32 : 8 = 4 (раза) – больше было продано за весь день, чем до перерыва.
Ответ: в 4 раза больше.
– Назовите требования этих задач в том порядке, в котором решались соответствующие задачи.
– Объясните, почему требования задач а) и в) являются дополнительными к требованию задачи б). (Чтобы ответить на вопрос задачи б), надо ответить на вопросы: сколько продали банок сока после перерыва и сколько продали банок сока за весь день?)
2. Задание 465.
– Прочитайте задачу.
– Что известно?
– Что требуется узнать?
– Сформулируйте дополнительные промежуточные требования, которые помогают решить данную задачу.
– Решите задачу. Вычислите и запишите ответ.
Запись:
Решение:
1) 10 – 5 = 5 (в.) – разгрузили после полудня.
2) 10 + 5 = 15 (в.) – разгрузили за весь день.
3) 15 : 5 = 3 (раза) – меньше разгрузили после полудня, чем за весь день.
Ответ: в 3 раза меньше.
3. Задание 466.
– Составьте задачу по данному выражению.
Задача. В трех ящиках было по 18 яблок. Из каждого ящика забрали по 10 яблок. Все яблоки разложили в четыре тарелки поровну, а в вазу положили еще 5 яблок. Сколько яблок было в одной тарелке и вазе?
Решение:
4. Задание 467.
– Рассмотрите круговую схему.
– По данной схеме запишите решение задачи.
Решение:
1) 150 – 20 = 130;
2) 300 – 150 = 150.
5. Задание 468.
– Рассмотрите схемы составных задач.
– Для каждой схемы составной задачи запишите решение, которое эта схема определяет.
Схема 1.
Решение:
1) 100 – 40 = 60;
2) 60 + 50 = 110.
Схема 2.
Решение:
1) 120 + 140 = 280;
2) 280 + 150 = 430.
Схема 3.
Решение:
1) 250 + 25 = 275;
2) 275 + 25 = 300.
Схема 4.
Решение:
1) 50 + 150 = 200;
2) 200 – 70 = 130.
– Какой знак стоит в прямоугольнике, соединяющем две круговые схемы в одну? (Знак вопроса.)
– Что он обозначает: искомое или промежуточное неизвестное? (Промежуточное неизвестное.)
6. Задание 469.
Учащиеся работают в парах.
– Составьте задачи, которые решаются с помощью двух действий.
Учащиеся чертят упрощенные варианты схем для каждой задачи; решают задачи.
Задача а).
Миша решил 10 примеров, а Маша – на 12 примеров больше. Сколько примеров они решили вместе?
Решение:
1) 10 + 12 = 22 (пр.) – решила Маша.
2) 22 + 10 = 32 (пр.) – решили Маша и Миша вместе.
Ответ: 32 примера.
Задача б)
В магазине было 100 кг картофеля. Продали 40 кг. На сколько меньше продали, чем осталось?
Решение:
1) 100 – 40 = 60 (кг) – осталось.
2) 60 – 40 = 20 (кг) – меньше продали, чем осталось.
Ответ: на 20 кг меньше.
Задача в)
В автобусе ехали 20 человек. На остановке вошли 5 человек, а затем вышли 7 человек. Сколько пассажиров стало в автобусе?
Решение:
1) 20 + 5 = 25 (чел.).
2) 25 – 7 = 18 (чел.) – стало.
Ответ: 18 человек.
Задача г)
Маша полила 8 грядок, а Миша – на 3 грядки меньше. Сколько всего грядок они полили?
Решение:
1) 8 – 3 = 5 (гр.) – полил Миша.
2) 5 + 8 = 13 (гр.) – полили вместе.
Ответ: 13 грядок.
7. Задание 472.
– Прочитайте требование составной задачи.
– Из данного списка выберите и назовите требования, которые могут выполнять роль промежуточных дополнительных требований. (Требования 2, 4.)
– Какое из выбранных вами требований нужно оставить, если условие данной задачи формулируется следующим образом: «Учащиеся посадили 15 саженцев груш, а саженцев яблонь – в 4 раза больше?» (надо оставить требование 2.)
– Решите задачу.
Запись:
Груш – 15 с.
Яблонь – ? в 4 раза б.
Всего – ? с.
Решение:
1) 15 · 4 = 60 (с.) – яблонь.
2) 15 + 60 = 75 (с.) – яблонь и груш.
Ответ: 75 саженцев.
IV. Итог урока.
– Что нового узнали на уроке?
– Назовите части задачи.
– Какие задачи называют составными?
Домашнее задание. № 470, 471.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.