Конспект урока по математике Составим задачи на все действия(4 класс)

  • docx
  • 18.01.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала матем.docx

Составим задачи на все действия

Цели: учить решать составные задачи на все действия; формировать умения составлять задачу по данному решению; развивать умение анализировать и рассуждать.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Устный счет.

1. Вставьте пропущенные знаки действий, чтобы получились верные равенства:

9 … 9 … 72 = 9                    3 … 9 … 9 = 36

(16 … 7) … 8 = 72               4 … 9 … 18 = 18

6 … (11 … 2) = 54               (16 … 7) … 3 = 27

2. Задача.

В палатку привезли 8 коробок яблок по 9 кг в каждой и столько же коробок груш по 7 кг в каждой.

Что означают данные выражения?

9 · 8                                (9 + 7) · 8                     (9 +7) · 3

7 · 8                                9 · 8 + 7 · 8                  (9+ 7) · 5

9 + 7                               9 · 3 + 7 · 3

3. Как переложить 4 палочки, чтобы получилось 4 одинаковых треугольника?

4. Рассмотрите чертеж и назовите все треугольники с общей стороной АС.

5. Логическая задача.

Четверых мальчиков зовут Денис, Илья, Артем, Вова. Кого из мальчиков как зовут, если Илья не самый высокий, но все же он выше Дениса и Вовы, а Денис не выше Вовы?

III. Работа по теме урока.

1. Задание 464.

– Решите данные задачи в таком порядке, чтобы решение следующей задачи включало в себя решение предыдущей задачи.

1) Задача а)

Запись:

Решение:

8 + 16 = 24 (б.) – продали после перерыва.

Ответ: 24 банки.

2) Задача в)

Запись:

Всего – ? б.

Решение:

1) 8 + 16 = 24 (б.) – продали после перерыва.

2) 8 + 24 = 32 (б.) – продали за весь день.

Ответ: 32 банки.

3) Задача б)

Запись:

Решение:

1) 8 + 16 = 24 (б.) – продали после перерыва.

2) 8 + 24 = 32 (б.) – продали за весь день.

3) 32 : 8 = 4 (раза) – больше было продано за весь день, чем до перерыва.

Ответ: в 4 раза больше.

– Назовите требования этих задач в том порядке, в котором решались соответствующие задачи.

– Объясните, почему требования задач а) и в) являются дополнительными к требованию задачи б). (Чтобы ответить на вопрос задачи б), надо ответить на вопросы: сколько продали банок сока после перерыва и сколько продали банок сока за весь день?)

2. Задание 465.

– Прочитайте задачу.

– Что известно?

– Что требуется узнать?

– Сформулируйте дополнительные промежуточные требования, которые помогают решить данную задачу.

– Решите задачу. Вычислите и запишите ответ.

Запись:

Решение:

1) 10 – 5 = 5 (в.) – разгрузили после полудня.

2) 10 + 5 = 15 (в.) – разгрузили за весь день.

3) 15 : 5 = 3 (раза) – меньше разгрузили после полудня, чем за весь день.

Ответ: в 3 раза меньше.

3. Задание 466.

– Составьте задачу по данному выражению.

Задача. В трех ящиках было по 18 яблок. Из каждого ящика забрали по 10 яблок. Все яблоки разложили в четыре тарелки поровну, а в вазу положили еще 5 яблок. Сколько яблок было в одной тарелке и вазе?

Решение:

4. Задание 467.

– Рассмотрите круговую схему.

– По данной схеме запишите решение задачи.

Решение:

1) 150 – 20 = 130;

2) 300 – 150 = 150.

 

5. Задание 468.

– Рассмотрите схемы составных задач.

– Для каждой схемы составной задачи запишите решение, которое эта схема определяет.

Схема 1.

Решение:

1) 100 – 40 = 60;

2) 60 + 50 = 110.

Схема 2.

Решение:

1) 120 + 140 = 280;

2) 280 + 150 = 430.

Схема 3.

Решение:

1) 250 + 25 = 275;

2) 275 + 25 = 300.

Схема 4.

Решение:

1) 50 + 150 = 200;

2) 200 – 70 = 130.

– Какой знак стоит в прямоугольнике, соединяющем две круговые схемы в одну? (Знак вопроса.)

– Что он обозначает: искомое или промежуточное неизвестное? (Промежуточное неизвестное.)

6. Задание 469.

Учащиеся работают в парах.

– Составьте задачи, которые решаются с помощью двух действий.

Учащиеся чертят упрощенные варианты схем для каждой задачи; решают задачи.

Задача а).

Миша решил 10 примеров, а Маша – на 12 примеров больше. Сколько примеров они решили вместе?

Решение:

1) 10 + 12 = 22 (пр.) – решила Маша.

2) 22 + 10 = 32 (пр.) – решили Маша и Миша вместе.

Ответ: 32 примера.

Задача б)

В магазине было 100 кг картофеля. Продали 40 кг. На сколько меньше продали, чем осталось?

Решение:

1) 100 – 40 = 60 (кг) – осталось.

2) 60 – 40 = 20 (кг) – меньше продали, чем осталось.

Ответ: на 20 кг меньше.

Задача в)

В автобусе ехали 20 человек. На остановке вошли 5 человек, а затем вышли 7 человек. Сколько пассажиров стало в автобусе?

Решение:

1) 20 + 5 = 25 (чел.).

2) 25 – 7 = 18 (чел.) – стало.

Ответ: 18 человек.

Задача г)

Маша полила 8 грядок, а Миша – на 3 грядки меньше. Сколько всего грядок они полили?

Решение:

1) 8 – 3 = 5 (гр.) – полил Миша.

2) 5 + 8 = 13 (гр.) – полили вместе.

Ответ: 13 грядок.

7. Задание 472.

– Прочитайте требование составной задачи.

– Из данного списка выберите и назовите требования, которые могут выполнять роль промежуточных дополнительных требований. (Требования 2, 4.)

– Какое из выбранных вами требований нужно оставить, если условие данной задачи формулируется следующим образом: «Учащиеся посадили 15 саженцев груш, а саженцев яблонь – в 4 раза больше?» (надо оставить требование 2.)

– Решите задачу.

Запись:

Груш – 15 с.

Яблонь – ? в 4 раза б.

Всего – ? с.

Решение:

1) 15 · 4 = 60 (с.) – яблонь.

2) 15 + 60 = 75 (с.) – яблонь и груш.

Ответ: 75 саженцев.

IV. Итог урока.

– Что нового узнали на уроке?

– Назовите части задачи.

– Какие задачи называют составными?

Домашнее задание. № 470, 471.


 


 

Скачано с www.znanio.ru