Тема: Деление на двузначное число
Цели: закрепить умение выполнять деление на двузначное число; совершенствовать умения решать задачи; закрепить знание отношений единиц площади, а также знание связи между компонентами и результатом действий умножения и деления.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Устный счёт.
1. Переведите. Задание 256, с. 51 (можно вынести на доску).
4 м2 = … дм2 7 200 м2 = … а
8 а = … м2 50 000 га = … км2
3 га = … а 2 300 а = … га
9 км2 = … га 8 100 дм2 = … м2
2. Задание 257, с. 51.
Заполните таблицу.
а |
80 |
|
40 |
30 |
|
0 |
b |
|
20 |
|
|
1 |
5 |
a · b |
1600 |
|
400 |
|
8 |
|
a : b |
|
2 |
|
3 |
|
|
3. Задание «Головоломка».
D ? ÿ ? О ?
D + ÿ = О
О – 32 = 18
74 – ÿ = О
III. Работа над новым материалом.
На этом уроке учитель предлагает учащимся для решения примеры на деление, когда в частном получается многозначное число и одну или несколько цифр находят в результате нескольких проб.
Здесь уместно ввести более рациональный прием проверки цифр частного.
Учитель. Можно проще проверить пробную цифру частного. Например, надо 1 872 разделить на 24. Назовите первое неполное делимое.
Дети. 187 десятков, в частном будет две цифры.
Учитель. Назовите цифру десятков частного.
Дети. 18 разделить на 2, получится 9.
Учитель. Будем проверять эту цифру так: умножим 20 на 9, получится 180, от 187 остается 7, а при умножении 4 на 9 получится 36, то есть больше, чем 7; цифра 9 не подходит. Объясняйте дальше.
Дети. Берем в частном 8, проверяем: 20 · 8 = 160, от 187 остается 27, а 4 · 8 = 32, получилось больше, чем 27, цифра 8 не подходит; берем 7, проверяем: 20 · 7 = 140, от 187 остается 47, а 4 · 7 = 28, это меньше, чем 47, цифра 7 подходит.
Учитель. Узнайте, сколько десятков разделили.
Дети. 24 · 7 = 168. И т. д.
Важно обратить внимание учащихся на то, что при подборе цифры частного помогают предыдущие вычисления. Так, в рассмотренном примере, находя цифру десятков, разделили 168 на 24 и получили 7; для нахождения цифры единиц надо делить 192 на 24, число 192 немного (на 24) отличается от 168, значит, можно испытать цифру 8, умножив на нее 24, получим 192.
Для закрепления учащиеся решают под руководством учителя задание 249.
Задание
250 дети решают самостоятельно по вариантам:
I вариант – примеры верхней строки, II вариант – примеры нижней строки.
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
IV. Работа над пройденным материалом.
После беседы по содержанию и составлению краткой записи условия задачи 251 (цена, количество, стоимость) ученики записывают выражения, которые обозначают, сколько денег получили за пальто и костюмы в отдельности.
Задачу 252 записывают кратко под руководством учителя.
6 вагонов по 60 т
Рейсов – ?
После этого учащиеся самостоятельно решают задачу, записывая решение отдельными действиями.
V. Итоги урока.
Учитель. Ребята, над чем работали на уроке?
Дети. Мы продолжали учиться делить многозначные числа на двузначные, повторили решение задач, соотношения между единицами площади.
Домашнее задание: задания 253, 254; тетрадь № 2, с. 47, № 13, 14.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.