Тема:
ПРИЕМЫ УМНОЖЕНИЯ ДЛЯ СЛУЧАЕВ ВИДА
23 · 4, 4 · 23
Цели: познакомить учащихся с новым приемом умножения; закреплять навык решения задач, а также перевод единиц длины.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Устный счёт.
1. Во сколько раз 54 больше, чем 9?
На сколько единиц 54 больше, чем 9?
2. Переведите:
5 м = … дм 54 см2 = … дм … см
8 дм = … см 39 дм2 = … м … дм
3. «Цепочка».
4. Расшифруйте слово (ПОБЕДА).
7 · 60 |
Е |
|
9 + 7 |
П |
|
10 · 7 |
А |
91 : 7 |
Б |
|
95 : 19 |
О |
|
18 · 3 |
Д |
16 |
5 |
13 |
420 |
54 |
70 |
|
|
|
|
|
|
III. Работа над новым материалом.
Прием умножения для случаев вида 23 · 4 основан на применении правила умножения суммы на число. Для сознательного восприятия этого приема достаточно знать это правило и уметь представить число в виде суммы разрядных слагаемых. Поэтому в качестве подготовки к рассмотрению нового материала и следует повторить эти вопросы, включив соответствующие задания в устные упражнения:
1) представьте числа 45, 68, 72, 26 в виде суммы разрядных слагаемых:
45 = 40 + 5 72 = 70 + 2
68 = 60 + 8 26 = 20 + 6
2) вычислите результаты разными способами:
(4 + 2) · 5 = 6 · 5 = 30
(6 + 3) · 9 = 9 · 9 = 81
(4 + 2) · 5 = 4 · 5 + 2 · 5 = 20 + 10 = 30
(6 + 3) · 9 = 6 · 9 + 3 · 9 =54 + 27 = 81
Объяснение нового приема можно начать сразу с рассмотрения в учебнике развернутой записи решения примера 23 · 4 и данной к нему иллюстрации.
Учитель. Как можно вычислить произведение 23 · 4 с помощью сложения?
Попросить объяснить иллюстрацию.
Учащиеся. 23 нужно повторить слагаемым 4 раза. На рисунке показано это, а число 23 изображено, как 20 и 3.
Учитель. Посмотрите на записи и объясните, что сделали сначала.
Учащиеся. Число 23 представили в виде суммы разрядных слагаемых 20 и 3.
Учитель. Теперь надо умножить эту сумму на 4. Объясните, как это сделали по записи и по рисунку.
Учащиеся. Сначала умножили первое слагаемое 20 на 4, потом – второе слагаемое 3 также умножили на 4 и полученные результаты сложили. На рисунке видно, что можно найти сначала, сколько будет 20 · 4, а потом 3 · 4.
После того как будет объяснено решение примера 23 · 4, можно предложить детям самостоятельно объяснить, как найти произведение 4 · 23 и какое свойство умножения при этом использовать.
Учащиеся должны сами выделить 3 основных этапа, из которых складывается решение примера вида 23 · 4: 1) заменить первый множитель суммой разрядных слагаемых, 2) прочитать полученное выражение (20 + 3) · 4 и 3) вычислить произведение удобным способом: умножить на число каждое слагаемое в отдельности и полученные произведения сложить.
Для первичного закрепления на доске и в тетрадях с подробной записью каждого шага в рассуждении решить примеры № 1.
36 · 2 = (30 + 6) · 2 = 30 · 2 + 6 · 2 = 60 + 12 = 72
5 · 16 = 5 · (10 + 6) = 5 · 10 + 5 · 6 = 50 + 30 = 80
24 · 4 = (20 + 4) · 4 = 20 · 4 + 4 · 4 = 80 + 16 = 96
13 · = (10 + 3) · 3 = 10 · 3 + 3 · 3 = 30 + 9 = 39
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
IV. Работа над пройденным материалом.
1. Для закрепления навыков табличного умножения и деления можно предложить детям записать все числа от 1 до 80, которые делятся на 8 (I вариант) и числа от 1 до 70, которые делятся на 7 (II вариант), составить по 3 примера на умножение числа 6 (9) на однозначное число.
I вариант II вариант
8, 16, 24, 32, 40, 48, 56, 64, 72 7, 14, 21, 28, 35, 42, 49, 56, 63
6 · 5 = 30 9 · 3 = 27
6 · 8 = 48 9 · 5 = 45
6 · 9 = 54 9 · 9 = 81
2. Решение задач. Задачу № 2 следует разобрать под руководством учителя. По ходу повторения и первичного анализа ее текста учитель под диктовку детей записывает ее кратко в таблице.
Масса 1 п. |
Кол-во п. |
Масса всех посылок |
К. 8 кг |
Одинаковое |
32 кг |
Ф. 6 кг |
? |
После того как по таблице будет повторено, что дано в задаче и что нужно узнать, учитель должен обратить внимание детей на то, что известно о посылках с книгами, спросить, что можно узнать по этим данным.
Учащиеся. Зная, что масса всех посылок равна 32 кг, а масса каждой посылки 8 кг, можно узнать, сколько было посылок с книгами.
Затем надо выяснить, поможет ли это ответить на вопрос задачи.
Учащиеся. Поможет, потому что с фруктами было столько же посылок, сколько с книгами.
Учитель. Зная, сколько было посылок с фруктами и массу каждой посылки, можно будет узнать, какова масса всех посылок с фруктами.
Далее вызванный ученик кратко формулирует план решения.
П л а н р е ш е н и я:
Сначала узнаем количество посылок с книгами.
Потом узнаем массу всех посылок с фруктами.
Записать решение дети должны самостоятельно.
1) 32 : 8 = 4 (п.) – с книгами
2) 6 · 4 = 24 (кг)
О т в е т: 24 кг весят посылки с фруктами.
3. Для самостоятельной работы предложить решить задания № 3 и № 6.
V. Итоги урока.
Учитель. Ребята, что нового узнали на уроке?
Дети. На уроке мы познакомились с новым приёмом умножения.
Учитель. Что повторяли сегодня на уроке?
Дети. Повторяли решение задач, перевод единиц длины, табличные случаи умножения и деления.
Домашнее задание: с. 7, № 6.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.